Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря
Часть III. Духовное золото Колымы
Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре
Часть V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.).
Предлагаем читателям некоторые факты из Иркутского периода жизни известного архиерея Русской Православной Церкви высокопреосвященного Вениамина (Новицкого). К сожалению, это безрадостные факты, свидетельствующие об ожесточенной травле духовенства Русской Православной Церкви в советских СМИ. Не прошло и пяти лет с тех пор, как в 1956-м году владыка вернулся с Колымы, казалось бы, он чудом спасся и все самое страшное осталось позади. Но всем неравнодушным к Христову имени и Христову делу уготованы были врагами Бога и рода человеческого новые страдания и испытания на русской земле. Творцы безбожного государства вновь бросили вызов Небу, заявив, что вскоре Православие исчезнет, для этого им нужно было подчинить себе, а затем уничтожить служителей Христа. Владыка Вениамин с 1961 по 1964 годы подвергался ожесточенной травле и клевете.
Далекий 1961 год. Иркутск, зал уголовного суда. Обвиняются четыре человека. Один из них – архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий), с ним ключарь Иркутского кафедрального собора Борис Хршановский.
По утверждению обвинения, они закупили крупную партию сырья для производства свечей на епархиальном заводе и вазелиновое масло для храмовых лампад. Бухгалтерские документы епархии, свидетельствующие о закупках, были в порядке. Но утверждалось, что сырье и масло, проданные им, якобы были ворованные.
Странно, что в зале суда установлены киноюпитеры, фотокорреспонденты наготове, зал нарочито хорошо освещен. Вошли обвиняемые. Фотографы получили желаемое, сделали исторические кадры. И на следующий день газеты облетает материал: представители Церкви, преданы суду. Писать можно что угодно, какую хочешь клевету, опровержения от имени Церкви пока ни одной епархии в СССР опубликовать не удавалось.
25 апреля 1961 года «Восточно-Сибирская Правда», главная газета Иркутской области, разместила фельетон «Не укради!», голословно обвиняя владыку (как о нем было написано «святой владыка Новицкий») и ключаря кафедрального собора в воровстве и лжесвидетельстве.
Газета писала: «Свечной заводик Иркутского епархиального управления «дышал на ладан». Не было сырья. А какое может быть молебствие в церкви без свечей? Ни тебе благолепия, ни тебе дохода. Всем известно, что торговля свечами приносит служителям церкви немалую прибыль.
Настоятель Знаменского кафедрального собора Борис Хршановский задумался – как помочь епархии обеспечить сырьем свечное производство?...» - и далее было напечатано в подобном духе.
Безбожным идеологам, участвовавшим в борьбе за души людей, нужно было внушить, что Церковь – это порочный и аморальный по своей природе институт, пережиток прошлого, привлекающий преступников и в корне порочных людей.
Дело кончилось почти ничем. Владыке Вениамину выписали штраф в 100 рублей, а ключаря условно осудили на три года и лишили регистрации, то есть права служить в Иркутске. Но сколько грязи было вылито на духовенство в этой связи!
За всей этой историей стоял местный уполномоченный от Совета по делам религии И.Т.Житов, ревностный атеист-чиновник, даже в эпоху «хрущевских гонений» часто получавший неодобрения и порицания из Москвы за антирелигиозные перегибы.
За год до суда он хотел сократить производство свечей на Иркутском епархиальном заводе, но ему это не удалось. Завод снабжал свечами всю Сибирь, Восточный Казахстан и Урал – шесть епархий: Иркутскую, Новосибирскую, Омскую, Свердловскую, Челябинскую и Петропавловскую. Производство свечей удалось сохранить в прежнем объеме путем обращения в Москву, туда приходилось писать письма владыке Вениамину. В отместку разразился этот, организованный уполномоченным скандал с «вазелиновым делом», начавшийся 19 января 1961 г. публикацией в иркутской газете «Советская Молодежь».
Это «вазелиновое дело» вошло в церковную историю хрущевской эпохи как позорный образец лукавства и методов запугивания архиереев, которые противостояли государству, закрывавшему храмы и монастыри. Об этом деле упоминается во всех учебниках по истории РПЦ.
Приведем цитату лишь из одного: «В 1961 году был отдан под суд архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), уже прошедший лагеря в сталинские годы. Истинной причиной стало противодействие архипастыря закрытию храмов, но местное руководство обвинило его в незаконной покупке масла. Процесс должным образом освещался в прессе. Хотя архиепископ Вениамин был оправдан, беззаконные властители максимально использовали этот процесс для дискредитации Церкви» (Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008).
Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) в первой половине 1960-х годов
Но два архиерея в этот период хрущевских гонений все же были осуждены и попали в тюрьму. Архиепископ Иов (Кресович), который как и владыка Вениамин, в прошлом был в иерархии Украинской Автономной Церкви в зоне оккупации, хоть избежал осуждения и Колымы при Сталине, при Хрущеве попал на три года в тюрьму по надуманному обвинению в экономических преступлениях. И Черновицкий архиерей Андрей (Сухенко) был осужден на восемь лет. Очевидно, что осуждены они были безвинно в назидание всем «реакционным» архиереям.
В первой половине 1960-х годов шла ожесточенная антицерковная борьба. Архиереи старались сохранить от незаконного закрытия храмы.
Владыка Симон (Ивановский), наставник владыки Вениамина в 1930-40-х годах на Украине, попросил перевести его на другую кафедру. Винницкая и Брацлавская епархия, которой он управлял, имела 600 храмов, а в результате хрущевского натиска их осталось менее 300. Он не хотел давать согласия на закрытие церквей, да еще в таких масштабах.
Владыка Вениамин писал письма в Москву из-за беспорядков во время насильственного закрытия храма на станции Лазо Приморской области. В ходе конфликта дошло до того, что безбожники обещали защитникам храма «отрубать руки и ставить на Престол».
Из-за активности уполномоченного из Совета по делам религий в Иркутск постоянно приезжали ревизоры для анализа надуманных финансовых нарушений Иркутско-Читинской епархии, по вопросу перевода духовенства на оклад.
Иркутский историк, священник Степан Бажков пишет, что «в 1962 г. епархия встретилась с новым приемом гонений со стороны властей – использованием вероотступников из среды духовенства».
В читинской газете «Забайкальский рабочий» с апреля 1962 года начались антицерковные выступления вероотступника, бывшего протоиерея, благочинного второго Иркутского округа Егорова. Власти поддержали его материально и морально и стали использовать для различных антирелигиозных выступлений в Читинской области и соседних регионах. Бывший священник был лишен сана за вероотступничество. В этот период Иркутский владыка пережил инфаркт.
Травля Церкви и Иркутского архиерея продолжалась. 1 апреля и 8 июля 1964 года «Восточно-Сибирская Правда» вновь напала на Церковь, владыку Вениамина и его священников. Первая статья была опубликована в пасхальные дни 1964 года под названием «Двуликие». Клевета была голословной. Хулители использовали тот факт, что очень почитаемые в народе протоиереи в разных областях епархии служили во время войны в зоне оккупации, а потом прошли сталинские лагеря. По мысли атеистов, это означало, что все они в прошлом – пособники фашизма, руки их обагрены кровью. И во главе такого духовенства – архиепископ Вениамин.
В этой статье чувствовалась тяжелая рука уполномоченного, грубая ложь и топорная идеологическая работа советских атеистов. Уполномоченный от Совета по делам религий по Иркутской области был недоволен тем, что священников, которым он не дал регистрацию в своей области, принимали по просьбе Владыки Вениамина уполномоченные других областей обширной епархии.
В июле 1964 года опубликовали продолжение – статью «Прозрение» – о том, как специальные люди, якобы верующие, стали писать коллективные и индивидуальные письма с поношением архиерея и священников под впечатлением предыдущей статьи.
«Писем много – индивидуальные и коллективные, – написано в заметке. И в каждом из них нелестные отзывы о деятельности архиепископа Вениамина, его приближенных. Пишет пенсионер В.А.Комаров, верующая А.П. Цепусикина. Под одним из писем двадцать фамилий верующих.
Отклики на статью «Двуликие» невольно толкают на размышления. И дело тут совсем не в том, что верующие глубоко возмущаются темным прошлым многих служителей церкви. Некоторые из верующих еще наивно верят, что это случайное явление, результат покровительства архиепископа Вениамина.
Глубокое заблуждение. У церкви всегда было двойное лицо. Одно – постно-умильное для обмана верующих, другое – настоящее: лицемерное со следами всех пороков мировоззрения, служащего интересам отживающих классов, реакции.
Торжество марксистско-ленинского учения, прогресс человеческого разума, проникающего в тайны природы, успехи науки разоблачают несостоятельность религиозных догм…»
Это была цель статьи и врага Бога и рода человеческого – показать, что лишь «темные» люди стремятся в Церковь, а все «высоконравственные» и разумные идут к атеизму. За всем этим крылась задача оболгать Христа и уничтожить Церковь.
Примерно через три месяца после этих публикаций, на Покров 1964 года, Хрущев – враг Церкви и Русского государства – с позором был снят со всех постов. Но, к сожалению, Хрущева сняли, а начатую им антицерковную реформу не остановили.
Продолжение следует.
Впервые опубликовано в журнале «Берег России» №2 (10) 2022 г. сс.80-83.
Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»