В эти тяжелые для России дни утешением русским людям служат прекрасные, вдохновляющие примеры нашей родной истории. Примеры того, как Господь неоднократно спасал нас, наш Русский народ. Как возрождалась наша вера, как возносились вновь порушенные некогда храмы, соборы и кресты. Крест Господень – наше утешение. Скольких он спас, спасает и будет спасать…
Поазателен пример старого монастырского кладбища московского Новодевичьего монастыря. Изучая последний период в жизни Владивостокского, а затем Крутицкого архиерея Евсевия (Никольского), пришлось обратиться к сайту Государственного исторического музея. Найденные старые фотографии надгробий старинного Новодевичьего кладбища ярко проиллюстрировали историю того, как в начале советской безбожной эпохи разом исчезли все кресты с могил великих людей и как постепенно последующие 90 лет они возвращались вновь.
Устроители СССР – безбожники-революционеры – начали яростно бороться с Самим Господом и с оружием Его Победы – с Крестом Господним. После «отделения Церкви от государства» монастырские кладбища провозгласили муниципальными. К середине 1930-х годов было завершено «благоустройство» и «очистка территории кладбища бывшего Новодевичьего монастыря» (это происходило с большей частью столичных монастырских некрополей). Из трех тысяч захоронений осталось лишь несколько десятков именных. Креста не осталось ни одного. Причем кресты сносились руками потомков православных, которые пребывали в угаре от того напитка, о котором говорится в Апокалипсисе как о вине вавилонской блудницы: «...вином ее блудодеяния упивались живущие на земле...»
Борис Садовский – один из писателей, живший в закрытом тогда Новодевичьем монастыре в подклете Успенского храма, записал такую историю: «Сижу у могилы Гилярова-Платонова. Летний вечер. Пьяный молодой рабочий, шатаясь, подходит: “Здесь похоронены подлецы! Положительно одни подлецы! Елена Павловна Виноградова – мать ее... Одни подлецы! Никита Петрович Гиляров-Платонов! Подлец! Положительно похоронены одни подлецы!” Вот и Никита Петрович дождался эпитафии от русского народа» – подвел итог свидетель этой истории. (1929 год. Заметки Бориса Садовского).
Это было начало. Через несколько лет памятников вокруг могилы Гилярова-Платонова не осталось. Хорошо, что его надгробие сохранилось. Наверное, по двум причинам: он был прекрасный публицист и издатель газеты, а писатели, поселившиеся в Новодевичьем, могилы своих трогать не давали.
У Никиты Петровича Гилярова-Платонова на могиле сохранился крест, так как он был рельефным и горизонтальным, хотя крестов уже нет, а из надгробий остались единицы
К сожалению, история целых дворянских родов, этих, «положительно, подлецов», новой стране была не нужна. Она оставалась в старых журналах, в произведениях литературы до лучших времен. Но исчезли не только надгробия дворян – в России исчезло и дворянство как класс. А мы понимаем, каково было его значение, как минимум культурное.
Из представителей дворянства на кладбище-пустыре, хоть и без крестов, сохранились могилы декабристов, вернувшихся из ссылки в либеральные времена Александра II. Этот пустырь вокруг Богородичного Смоленского собора с сокрытыми в толще земли тремя тысячами захоронений замечательных людей стал как будто немым укором и проклятием декабристам-революционерам и всему масонству, которое они исповедовали.
У жены декабриста А.В. Якушкиной крест на надгробном памятнике восстановили лишь в наши времена. Нужно ли вспоминать о том, что супруг ее, под влиянием «вавилонского вина», намеревался лично убить Императора Александра I? «...Яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...» В начале XIX века от «вавилонского вина», привезенного из Франции, пьянели отпрыски высоких родов. Трезветь их направили в Сибирь. А через 100 лет эта жижа стала пойлом для масс.
Но сохранились и родники чистой духовной воды. Например, к радости православных на старом монастырском кладбище остался надгробный памятник Александры Николаевны Бахметевой и ее супруга. Конечно, без креста наверху (его восстановили лишь недавно). Видимо, еще в 1930-х годах писателям, которые защищали могилы своих собратьев по цеху, пришлось поставить охранный знак на ее памятнике. Выгравировать надпись «писательница», что для «опьяненных» означало: «Не трожь!» Прекрасные труды Бахметьевой по истории Церкви питали и питают чистой живительной водой веры стремящихся к Богу.
Писатели и вузовская интеллигенция сохранили надгробие великого историка Сергея Михайловича Соловьева, но высокий и красивый белый крест на памятнике демонтировали при «очистке территории музея». Он слишком высокий, слишком чистый, светлый, заметный и слишком радостный.
Великая Отечественная война стала свидетельством того, как переполнилась чаша гнева Божия. Но, по молитвам святых и мучеников, Господь помиловал Россию и дал ей победу. Многие вспомнили о Боге. Московское епархиальное управление разместилось в Новодевичьем, там же открылись учебные курсы для семинаристов. Началась православная молитва, Литургии. И пришло время потихоньку восстанавливать кресты.
Археологи отмечают, что нынешний пространственно-архитектурный облик мемориального кладбища Новодевичьего монастыря с имеющимися надгробиями сформировался в 1950-х годах. А в конце 1930-х был большей частью поляной с остатками камней. Наверное, одними из первых после 1955 года были восстановлены два красивых черных гранитных креста по инициативе Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Это памятники на могиле митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) (ум. 1922 г.) и игумении Новодевичьего монастыря Леониды (Озеровой) (ум. 1920 г.).
Восстанавливать крест на могиле знаменитого поэта-гусара Дениса Васильевича Давыдова и его супруги Софьи Николаевны не стали. В 1955 году установили бюст поэта вместо креста. Бюст пребывает там и поныне. Но на старых фото из музея можно увидеть, как величественно и вневременно выглядел этот надгробный памятник с Распятием изначально.
Говорят, что снесенный в 1930-х памятник на могиле генерала А.А. Брусилова был восстановлен в конце 1940-х. Но исторический крест, присутствовавший на его надгробии, не восстановили и поныне.
Судя по всему, тогда же, в 1950-х, были установлены два странных и одинаковых черных гранитных памятника на могиле философа Владимира Соловьева и его сестры поэтессы Поликсены Сергеевны. Они стоят так тесно, что поместить сверху даже небольшие кресты невозможно. Но есть старые фото этой могилы 1920-х годов, которые свидетельствуют, что изначально особого памятника у Соловьевых не было, стояли там два простых высоких деревянных креста. Существенно то, что на них начертано три имени Соловьевых: Владимир Сергеевич (ум. 1900), Поликсена Владимировна (ум. 1909) и Поликсена Сергеевна (ум. 1924). Получается, что на этом месте рядом с историком Сергеем Михайловичем Соловьевым погребены не только его сын-философ и дочь, но прежде всего супруга. Поликсена Владимировна Соловьева, урожденная Романова. Она не удостоилась ни отдельного памятника, ни креста. Хотя всем известно, что без нее не было бы ни многотомной «Истории России с древнейших времен», ни одаренных детей, воспитанием которых она занималась.
В 2000-х годах восстановили большой белый крест на могиле ее знаменитого мужа историка С.М. Соловьева. И этот высокий памятник с древней хризмой создает атмосферу праздника, торжества Православия, свидетельствует о христианском духе всей русской истории.
В ходе нынешней большой реставрации монастыря, приуроченной к 500-летию обители, восстановили богатое надгробие и Всеволода Соловьева, которое почти 90 лет простояло без креста. Всеволод Соловьев прославился не только своими историческими романами, но и разоблачением Е.П. Блаватской, вливавшей обильно в уши, умы, сердца заблудившихся людей свое отравленное «вавилонское вино». Книга Соловьева «Современная жрица Изиды» просто уничтожила мнимый авторитет Блаватской для российского читателя.
Но по сию пору далеко не все восстановлено. Порушили-то все очень быстро, а восстанавливать приходится долго и медленно. Ненавистники Христа действуют и в наше время. Крест митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) в 2006 году подвергся нападению.
Рассматривая старые фото, нельзя не увидеть духовный рубеж, наступивший после 1000-летия Крещения Руси. Тогда началось не только восстановление крестов, но прежде всего храмов и монастырей. Возродилось Православие на Руси в силе.
Но ныне вновь разливается вино вавилонской блудницы ручьями и реками из всех информационных бочек и смартфонов, телевизоров, рупоров, из миллионов лживых уст во всех концах Земли. И, как мы видим, враг Бога задумал уже очистить от крестов не только лицо земли Русской, но и всю Европу. Весь Ближний Восток.
Но сколько раз наша история показывала, что Господь поругаем не бывает и врата адовы не одолеют Церковь. И потомки православных вновь будут восстанавливать Крест Христов над Европой, Востоком и Западом.