Православные кресты кому-то черный глаз слепили

Как в Новодевичьем монастыре в начале советской безбожной эпохи разом исчезли все кресты с могил великих людей…

0
999
Время на чтение 9 минут
Фото: Новодевичий монастырь в Москве в ХIХ в. и в 1940-х годах

 

Восьмой десяток лет омывают не дожди твой крест,

То слезы льют твои великие сыны с небес...

Игорь Тальков. «Родина моя»

 

В эти тяжелые для России дни утешением русским людям служат прекрасные, вдохновляющие примеры нашей родной истории. Примеры того, как Господь неоднократно спасал нас, наш русский народ. Как возрождалась наша вера, как возносились вновь порушенные некогда храмы, соборы и кресты. Крест Господень – наше утешение. Скольких он спас, спасает и будет спасать…

Показателен пример старого монастырского кладбища московского Новодевичьего монастыря. Изучая последний период в жизни Владивостокского, а затем Крутицкого архиерея Евсевия (Никольского), пришлось обратиться к сайту Государственного исторического музея. Найденные старые фотографии надгробий старинного Новодевичьего кладбища ярко проиллюстрировали историю того как в начале советской безбожной эпохи разом исчезли все кресты с могил великих людей, и как постепенно последующие девяносто лет они возвращались вновь.

Устроители СССР - безбожники-революционеры – начали яростно бороться с Самим Господом и с оружием Его Победы, с Крестом Господним. После «отделения Церкви от государства» монастырские кладбища провозгласили муниципальными. К середине 1930-х годов было завершено «благоустройство» и «очистка территории кладбища бывшего Новодевичьего монастыря» (это происходило с большей частью столичных монастырских некрополей). Из трех тысяч захоронений осталось лишь несколько десятков именных. Креста не осталось ни одного. Причем кресты сносились руками потомков православных, которые пребывали в угаре от того напитка, о котором говорится в Апокалипсисе как о вине вавилонской блудницы – «...вином ее блудодеяния упивались живущие на земле...».

Борис Садовский – один из писателей, живший в закрытом тогда Новодевичьем монастыре в подклете Успенского храма, записал такую историю: «Сижу у могилы Гилярова-Платонова. Летний вечер. Пьяный молодой рабочий, шатаясь подходит: – Здесь похоронены подлецы! Положительно одни подлецы! Елена Павловна Виноградова мать ее... Одни подлецы! Никита Петрович Гиляров-Платонов! Подлец! Положительно похоронены одни подлецы! Вот и Никита Петрович дождался эпитафии от русского народа» - подвел итог свидетель этой истории (1929 год. Заметки Бориса Садовского).

Это было начало. Через несколько лет памятников вокруг могилы Гилярова-Платонова не осталось. Хорошо, что его надгробие сохранилось. Наверное, по двум причинам: он был прекрасный публицист и издатель газеты, а писатели, поселившиеся в Новодевичьем, могилы своих трогать не давали. К тому же, брат Гилярова-Платонова был священником Новодевичьего, отсюда Никита Петрович делал свои первые шаги в Москве. Слушая рассказы брата-священника, у надгробий главных российских родов он начал изучать историю. Потому музей, организованный на территории монастыря, тоже счёл писателя своим.

У Никиты Петровича Гилярова-Платонова на могиле сохранился крест, так как он был рельефным и горизонтальным. Вот фото из экспонатов ГИМ: Новодевичий в конце XIX века и Новодевичий в 1940-х годах. Крестов уже нет, из надгробий остались единицы. А вот фото могилы Никиты Петровича до «очистки территории» и после.

 

Фото 2. Могила Н.П.Гилярова-Платонова в 1920-х и в 1979 г.

 

К сожалению, история целых дворянских родов, этих «положительно, подлецов» новой стране была не нужна. Она оставалась в старых журналах, в произведениях литературы, до лучших времен. Но исчезли не только надгробия дворян, в России исчезло и дворянство как класс. А мы понимаем, каково было его значение, как минимум культурное.

Из представителей дворянства на кладбище-пустыре, хоть и без крестов, сохранились могилы декабристов, вернувшихся из ссылки в либеральные времена Александра II. Этот пустырь вокруг Богородичного Смоленского собора с сокрытыми в толще земли тремя тысячами захоронений замечательных людей стал как будто немым укором и проклятием декабристам-революционерам и всему масонству, которое они исповедовали.

У жены декабриста А.В. Якушкиной крест на надгробном памятнике восстановили лишь в наши времена. Нужно ли вспоминать о том, что супруг ее под влиянием «вавилонского вина» намеревался лично убить Императора Александра I? «...Яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...». В начале XIX века от «вавилонского вина», привезенного из Франции, пьянели отпрыски высоких родов. Трезветь их направили в Сибирь. А через сто лет эта жижа стала пойлом для масс.

 

Фото 3. Памятник А.В.Якушкиной без креста в 1979 г. И с восстановленным крестом в 2000-х.

 

Но сохранились и родники чистой духовной воды. Например, к радости православных на старом монастырском кладбище остался надгробный памятник Александры Николаевны Бахметевой и ее супруга. Конечно, без креста наверху (его восстановили лишь недавно). Видимо, еще в 1930-х годах писателям, которые защищали могилы своих собратьев по цеху, пришлось поставить охранный знак на ее памятнике. Выгравировать надпись «ПИСАТЕЛЬНИЦА», что для «опьяненных» означало: «Не трожь!». Прекрасные труды Бахметьевой по истории Церкви питали и питают чистой живительной водой веры стремящихся к Богу.

 

Фото 4. Надгробие А.Н.Бахметевой

 

Писатели и ВУЗовская интеллигенция сохранили надгробие великого историка Сергея Михайловича Соловьева, но высокий и красивый белый крест на памятнике демонтировали при «очистке территории музея». Он слишком высокий, слишком чистый, светлый, заметный и слишком радостный.

Великая Отечественная война стала свидетельством того как переполнилась чаша гнева Божия. Но по молитвам святых и мучеников, Господь помиловал Россию и дал ей победу. Многие вспомнили о Боге. Московское епархиальное управление разместилось в Новодевичьем, там же открылись учебные курсы для семинаристов. Началась православная молитва, Литургии. И пришло время потихоньку восстанавливать кресты.

Археологи отмечают, что нынешний пространственно-архитектурный облик мемориального кладбища Новодевичьего монастыря с имеющимися надгробиями сформировался в 1950-х годах. А в конце 1930-х был большей частью поляной с остатками камней. Наверное, одними из первых после 1955 года были восстановлены два красивых черных гранитных креста по инициативе Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). Это памятники на могиле митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) (+1922 г.) и игумении Новодевичьего монастыря Леониды (Озеровой) (+1920 г.).

 

Фото 5. Памятники игумении Новодевичьего монастыря Леониды (Озеровой) и митрополита Евсевия (Никольского).

 

Восстанавливать крест на могиле знаменитого поэта-гусара Дениса Васильевича Давыдова и его супруги Софьи Николаевны не стали. В 1955 году установили бюст поэта вместо креста. Бюст пребывает там и поныне. Но на старых фото из музея можно увидеть как величественно и вневременно выглядел этот надгробный памятник с Распятием изначально.

 

Фото 6. Надгробие поэта Д.В.Давыдова в ретроспективе

 

Говорят, что снесенный в 1930-х памятник на могиле генерала А.А. Брусилова был восстановлен в конце 1940-х. Но исторический крест, присутствовавший на его надгробии, не восстановили и поныне.

 

Фото 7. Изначальный и современный вид захоронения генерала А.А.Брусилова

 

Судя по всему, тогда же в 1950-х были установлены два странных и одинаковых черных гранитных памятника на могиле философа Владимира Соловьева и его сестры поэтессы Поликсены Сергеевны. Они стоят так тесно, что поместить сверху даже небольшие кресты невозможно. Но есть старые фото этой могилы 1920-х годов, которые свидетельствуют, что изначально особого памятника у Соловьевых не было, стояли там два простых высоких деревянных креста. Существенно то, что на них начертано три имени Соловьевых: Владимир Сергеевич (+1900), Поликсена Владимировна (+1909) и Поликсена Сергеевна (+1924). Получается, что на этом месте рядом с историком Сергеем Михайловичем Соловьевым погребены не только его сын-философ и дочь, но прежде всего супруга. Поликсена Владимировна Соловьева, урожденная Романова. Она не удостоилась ни отдельного памятника, ни креста. Хотя всем известно, что без нее не было бы ни многотомной «Истории России с древнейших времен», ни одаренных детей, воспитанием которых она занималась.

 

Фото 8. Захоронение Владимира Сергеевича (+1900), Поликсены Владимировны (+1909) и Поликсены Сергеевны (+1924) Соловьевых.

 

В 2000-х годах восстановили большой белый крест на могиле ее знаменитого мужа историка С.М. Соловьева. И этот высокий памятник с древней хризмой создает атмосферу праздника, Торжества Православия. Свидетельствует о христианском духе всей русской истории.

 

Фото 9. Прекрасный белый крест на могилу русского историка С.М.Соловьева вернулся в 2000-х годах.

 

В ходе нынешней большой реставрации монастыря, приуроченной к 500-летию обители, восстановили богатое надгробие и Всеволода Соловьева, которое почти девяносто лет простояло без креста. Всеволод Соловьев прославился не только своими историческими романами, но и разоблачением Е.П. Блаватской, вливавшей обильно в уши, умы, сердца заблудившихся людей свое отравленное «вавилонское вино». Книга Соловьева «Современная жрица Изиды» просто уничтожила мнимый авторитет Блаватской для российского читателя.

 

Фото 10. Лишь в 2024 году был восстановлен большой крест на могиле писателя Вс.С.Соловьева

 

Но, по сию пору далеко не все восстановлено. Порушили-то все очень быстро, а восстанавливать приходится долго и медленно. Ненавистники Христа действуют и в наше время. Крест митрополита Крутицкого Евсевия (Никольского) в 2006 году подвергся нападению. Фото мы не будем публиковать, но белые следы сколов и удара видны на всех современных фотографиях. Этот памятник пришлось реставрировать. Кто знает, может быть, это был тот самый первый Крест, установленный Патриархом Алексием (Симанским), с которого началось постепенное восстановление знамения Христовой Победы на остальных надгробиях и началось преображение «пустыря» в прекрасное духовное место.

 

Рассматривая старые фото, нельзя не увидеть духовный рубеж, наступивший после 1000-летия Крещения Руси. Тогда началось не только восстановление крестов, но прежде всего храмов и монастырей. Возродилось Православие на Руси в силе.

Но ныне вновь разливается вино вавилонской блудницы ручьями и реками, из всех информационных бочек и смартфонов, телевизоров, рупоров, из миллионов лживых уст во всех концах Земли. И, как мы видим, враг Бога задумал уже очистить от крестов не только лицо Земли Русской, но и всю Европу. Весь Ближний Восток.

Но сколько раз наша история показывала, что Господь поругаем не бывает, и врата адовы не одолеют Церковь. Враг то обретает силу, то теряет ее. Нужно веровать в Господа. Нужны незамутненные вавилонским вином умы, сердца и души, нужны Христовы герои духа и силы веры. Хотя бы единицы. Они с Богом поведут многих. И потомки православных вновь будут восстанавливать Крест Христов над Европой, Востоком и Западом.

 

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

37. Ответ на 35, учитель:

.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.


ТО есть??

Писал статьи где утверждал, что государственная и частная помощь крестьянам не нужна и даже вредна. К таким выводам он пришел после голодовки 1891-1892 гг.

Ничего не нужно было делать. Ждать как кривая выведет.

Толстой часто делал странные заявления в конце своей жизни. Например он считал наука и медицина вредны.
Когда говорят, что Толстой был другом и помощником крестьян это бессовестная ложь. Да он критиковал и власти и других помещиков. Но для крестьян онни сделал ничего при его состоянии и связях. Чехов будучи небогатым человеком сделал очень много.

Я 20 томов Собрания сочинений Толстого прочитал , такого не помню. Он писал , что в ночлежках много обедневших дворян , которым нечем жить. А простые люди умеют плотничать или другое ремесло и на хлеб деньги имеют. У Перов такая картина есть , дворянка заселяется в каморку дворника.

В жизни всякое бывало. Были среди дворян бомжи, их было немного. Но среди дворян чаще встречались квалифицированные рабочие, инженеры и служащие.

36. Ответ на 32, учитель:

Полтавское восстание 1902-1903 год


В 1903 году владелец Шаровского дворца, «сахарный король» — Леопольд Кёниг, решил выселить революционно настроенных жителей села (300 семей) подальше от своего имения, для чего купил 6 000 десятин земли в Уфимской губернии, а затем «провёл» т. н. «приговор» крестьянской общины про переселение.

1200 жителей села были принуждены продать свои земельные наделы (не желавших выгнали из домов принудительно) и выехать в сельскую местность в Уфимской губернии.Большая часть переселенцев затем возвратилась назад, некоторые погибли.

По приезде они обнаружили, что их дома сожжены, земля перепахана и на месте села посажен сосновый лес.
Какой то местный помещик мог сотни семей, как скот переселить с одного пастбища на другое по своему усмотрению. Вот такое "государство" опять хотят восстановить

Получается интересная история помещик в страдающей от малоземелья губерни, где средний душевой надел составлял 0,5 десятины земли,что бы избавится от бунтующих крестьян покупает им в южной части Европейской России землю по 4 десятины на душу. Образцовый кровопийца.

Вопрос решился гораздо проще в 1917 году. Земли у паразитов забрали, а люди стали жить на Родине, там где хотели. Правда красивое решение и человеколюбивое.

Если есть жилье и работа. Так в империи нужно тоже самое.

35. Ответ на 34, иерей Илья Мотыка:

.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.


ТО есть??

Писал статьи где утверждал, что государственная и частная помощь крестьянам не нужна и даже вредна. К таким выводам он пришел после голодовки 1891-1892 гг.

Ничего не нужно было делать. Ждать как кривая выведет.

Толстой часто делал странные заявления в конце своей жизни. Например он считал наука и медицина вредны.
Когда говорят, что Толстой был другом и помощником крестьян это бессовестная ложь. Да он критиковал и власти и других помещиков. Но для крестьян онни сделал ничего при его состоянии и связях. Чехов будучи небогатым человеком сделал очень много.

Я 20 томов Собрания сочинений Толстого прочитал , такого не помню. Он писал , что в ночлежках много обедневших дворян , которым нечем жить. А простые люди умеют плотничать или другое ремесло и на хлеб деньги имеют. У Перов такая картина есть , дворянка заселяется в каморку дворника.
учитель / 31.03.2025, 12:09

34. Ответ на 29, С. Югов:

.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.


ТО есть??

Писал статьи где утверждал, что государственная и частная помощь крестьянам не нужна и даже вредна. К таким выводам он пришел после голодовки 1891-1892 гг.

Ничего не нужно было делать. Ждать как кривая выведет.

Толстой часто делал странные заявления в конце своей жизни. Например он считал наука и медицина вредны.
Когда говорят, что Толстой был другом и помощником крестьян это бессовестная ложь. Да он критиковал и власти и других помещиков. Но для крестьян онни сделал ничего при его состоянии и связях. Чехов будучи небогатым человеком сделал очень много.

33. Ответ на 30, С. Югов:

До 1917 года 80 % народа в России было неграмотно, книги издавались малыми тиражами и стоили дорого. Простые мужики книг не читали и никаких писателей не знали. Если автор пишет про этот рубеж, что образование опять становится доступно не всем. Простой народ жил в деревянных лачугах, деревни часто горели и книг там ни у кого не было. При том , что в 1917 году ещё была жива память о крепостном праве , бывшие холопы платили выкупные платежи. Л. Н. Толстой пишет, что крестьяне покупали и ели картофельную ботву, такой духовный рубеж.

То что вам нет разницы что 1897г., что 1917 г.хотя за это время было открыто более 50 тысяч новых школ.Кроме того в армии учили грамоте неграмотных новобранцев. Деревенские дома,оставались деревянными до конца советской власти. В некоторых городах Псковской области топят дровами и углем и сейчас.. Выкупные платежи были отменены в 1907г. Да и с голодом в дореволюционной России тоже.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.

Ну царская школа с одним учителем, в нашем Советском понимании это не школа.

В советском понимании одноклассная дореволюционная школа, это начальная школа дающая базовые навыки чтения, письма и основ арифметики. Т.е.фундамент на котором можно строить дальнейшее средние и высшее образование.

Так Гитлер хотел поступить с славянами, учить читать по слагам и счету. Впрочем , тоже немцы

Разница существенная Николай 2 открывал начальные школы для неграмотного населения. Расширял сеть средних. Гитлер же закрывал средние.школы.

Не дорогой, после 1917 года у нас Конституция. А это ваша выдумки, ничем не подтвержденные.
учитель / 31.03.2025, 11:41

32. Ответ на 31, иерей Илья Мотыка:

Полтавское восстание 1902-1903 год


В 1903 году владелец Шаровского дворца, «сахарный король» — Леопольд Кёниг, решил выселить революционно настроенных жителей села (300 семей) подальше от своего имения, для чего купил 6 000 десятин земли в Уфимской губернии, а затем «провёл» т. н. «приговор» крестьянской общины про переселение.

1200 жителей села были принуждены продать свои земельные наделы (не желавших выгнали из домов принудительно) и выехать в сельскую местность в Уфимской губернии.Большая часть переселенцев затем возвратилась назад, некоторые погибли.

По приезде они обнаружили, что их дома сожжены, земля перепахана и на месте села посажен сосновый лес.
Какой то местный помещик мог сотни семей, как скот переселить с одного пастбища на другое по своему усмотрению. Вот такое "государство" опять хотят восстановить

Получается интересная история помещик в страдающей от малоземелья губерни, где средний душевой надел составлял 0,5 десятины земли,что бы избавится от бунтующих крестьян покупает им в южной части Европейской России землю по 4 десятины на душу. Образцовый кровопийца.

Вопрос решился гораздо проще в 1917 году. Земли у паразитов забрали, а люди стали жить на Родине, там где хотели. Правда красивое решение и человеколюбивое.
учитель / 31.03.2025, 11:34

31. Ответ на 27, учитель:

Полтавское восстание 1902-1903 год


В 1903 году владелец Шаровского дворца, «сахарный король» — Леопольд Кёниг, решил выселить революционно настроенных жителей села (300 семей) подальше от своего имения, для чего купил 6 000 десятин земли в Уфимской губернии, а затем «провёл» т. н. «приговор» крестьянской общины про переселение.

1200 жителей села были принуждены продать свои земельные наделы (не желавших выгнали из домов принудительно) и выехать в сельскую местность в Уфимской губернии.Большая часть переселенцев затем возвратилась назад, некоторые погибли.

По приезде они обнаружили, что их дома сожжены, земля перепахана и на месте села посажен сосновый лес.
Какой то местный помещик мог сотни семей, как скот переселить с одного пастбища на другое по своему усмотрению. Вот такое "государство" опять хотят восстановить

Получается интересная история помещик в страдающей от малоземелья губерни, где средний душевой надел составлял 0,5 десятины земли,что бы избавится от бунтующих крестьян покупает им в южной части Европейской России землю по 4 десятины на душу. Образцовый кровопийца.

30. Ответ на 25, иерей Илья Мотыка: Верно! А сравнивать св. Царя и фюрера - прямое кощунство.

До 1917 года 80 % народа в России было неграмотно, книги издавались малыми тиражами и стоили дорого. Простые мужики книг не читали и никаких писателей не знали. Если автор пишет про этот рубеж, что образование опять становится доступно не всем. Простой народ жил в деревянных лачугах, деревни часто горели и книг там ни у кого не было. При том , что в 1917 году ещё была жива память о крепостном праве , бывшие холопы платили выкупные платежи. Л. Н. Толстой пишет, что крестьяне покупали и ели картофельную ботву, такой духовный рубеж.

То что вам нет разницы что 1897г., что 1917 г.хотя за это время было открыто более 50 тысяч новых школ.Кроме того в армии учили грамоте неграмотных новобранцев. Деревенские дома,оставались деревянными до конца советской власти. В некоторых городах Псковской области топят дровами и углем и сейчас.. Выкупные платежи были отменены в 1907г. Да и с голодом в дореволюционной России тоже.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.

Ну царская школа с одним учителем, в нашем Советском понимании это не школа.

В советском понимании одноклассная дореволюционная школа, это начальная школа дающая базовые навыки чтения, письма и основ арифметики. Т.е.фундамент на котором можно строить дальнейшее средние и высшее образование.

Так Гитлер хотел поступить с славянами, учить читать по слагам и счету. Впрочем , тоже немцы

Разница существенная Николай 2 открывал начальные школы для неграмотного населения. Расширял сеть средних. Гитлер же закрывал средние.школы.

С. Югов / 31.03.2025, 09:35

29. Ответ на 24, иерей Илья Мотыка: Но это бред, батющка.

.А вот Толстой боролся против помощи голодающим.


ТО есть??

Писал статьи где утверждал, что государственная и частная помощь крестьянам не нужна и даже вредна. К таким выводам он пришел после голодовки 1891-1892 гг.

Ничего не нужно было делать. Ждать как кривая выведет.

С. Югов / 31.03.2025, 09:33

28. Ответ на 23, Апографъ:

Если беременная женщина пойдет на кладбище, то плод сразу погибнет.


Югов, а ещё есть акупунктура - работа с Эфирным телом человека. 80 тыс энергетических каналов. В России также сейчас лечат по методу Фолля. Но таким , как ты никакое лечение не поможет.

Еврейскую каббалу практикуешь, учитель, по методу хабада...?!
ПЕСНИ ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН.
ФЕОДОР И ЕЛЕНА.
«... Вот Стамати стал думать думу:
Как ему погубить бы Елену?
Он к жиду-лиходею приходит,
От него он требует совета.
Жид сказал: «Ступай на кладбище,
Отыщи под каменьями жабу
И в горшке сюда принеси мне».
(. . .)
«Я невинна. Жид и старый Стамати
Черной жабой меня окормили».
Тут опять уста ее сомкнулись,
И язык перестал шевелиться.

И Феодор Стамати зарезал,
А жида убил, как собаку,
И отпел по жене панихиду.»

(А. С. Пушкин).

Ну, никак решил вступить в ХАМАС?
учитель / 31.03.2025, 08:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Николаевна Романова
«Любимейший духовный отец»
К 165-летию со дня рождения первого Владивостокского архиерея Евсевия (Никольского)
22.03.2025
Переиздана книга об архиепископе Вениамине (Новицком)
Второе издание книги вышло к 125-летию со Дня рождения выдающегося архипастыря
07.03.2025
Добрый пастырь земли Иркутской
В Иркутской епархии в декабре состоялась конференция памяти архиерея-исповедника Вениамина (Новицкого)
27.12.2024
Архиепископ Вениамин принадлежит всей Триединой Руси
Слово на презентации книги об архиепископе Вениамине (Новицком) в Чебоксарской епархии
15.10.2024
Символ необоримой Церкви Христовой
От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую Икону Божией Матери
29.08.2024
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
17.04.2025 18:17
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.04.2025 23:10
Идти царским путём
Новый комментарий от Zakatov
13.04.2025 21:13
«Модератор» продолжает своё сатанинское дело
Новый комментарий от Калужанин
13.04.2025 20:21
На Страстной седмице форум РНЛ будет закрыт
Новый комментарий от prot
13.04.2025 19:58
Белорусская идеология: плюсы и минусы
Новый комментарий от Александр Волков
13.04.2025 18:20
«Русь, не трусь… вора бей, не робей!»
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2025 15:29