Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря
Часть III. Духовное золото Колымы
Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным.
***
В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР. Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний.
Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых.
Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинской автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.
Фото 1. Святитель Афанасий (Сахаров)
2 апреля 1957 года из Омска владыка Вениамин писал святителю Афанасию (Сахарову): «Вспоминая нашу совместную молитву у преп. Сергия, никогда не забываю поминать Ваше Преосвященство в своих недостойных молитвах. Усердно прошу взаимно не оставлять меня без своих св[ятых] молитв. <…> Вашего Преосвященства недостойный сомолитвенник». Позже, в поздравительном письме в канун Рождества 1959 года Владыка подпишется под письмом святителю Афанасию: «Вашего Преосвященства … сомолитвенник и послушник».
В октябре-ноябре 1956 года владыка Вениамин съездил в свои родные места на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Там его застала долгожданная новость о решении Священного Синода назначить его архиереем на Омско-Тюменскую кафедру.
Ту поездку он совершал вместе с архиепископом Симоном (Ивановским), тоже прошедшим лагеря. Владыка Симон в 1956 году был архиепископом Винницким. В своей дружественной переписке с владыкой Афанасием (Сахаровым) он писал о владыке Вениамине (Новицком) и о той поездке: «Как я рад, что ты встретился с преосв[ященным] Вениамином. Он был лучшим архиереем в составе нашей Украинской автономной иерархии. Был он короткое время у меня. С ним я побывал в Св[ято]-Успенской Почаевской Лавре. Из Лавры он должен был снова заехать со мной в Винницу, но, получив известие о состоявшемся назначении его на Омскую кафедру, так заторопился поехать в Почаевскую Лавру, где оставались его некоторые вещи и куда должно было прийти официальное уведомление о назначении, что буквально на полдороге оставил меня и в нанятом такси поспешил в св[ятую] обитель. А мне хотелось подарить ему что-либо из архиерейских облачений…»
Поспешность Владыки объясняется его очень серьезным отношением к архипастырскому служению. Когда-то из Почаевской Лавры он отправлялся в тюрьму и ссылку, из Почаевской Лавры теперь отправлялся на свое архипастырское служение в Сибирь: сначала в Омск, а затем в Иркутск.
Фото 2. Крестовоздвиженский собор города Омска
Омск – столица движения православной России на Восток. Это и культурная опора Сибири. Здесь проповедовали знаменитые миссионеры: митрополит Макарий Невский, священномученик Иоанн Восторгов. Омск во время Гражданской войны являлся столицей Белого движения. В епархию входили крупные и старые сибирские города, включая Тобольск – гражданскую и церковную столицу Сибири прежних веков. Отсюда шло духовное просвещение восточных пределов России.
Велико было и культурное значение Омска. Здесь в ссылке был великий христианский писатель Федор Михайлович Достоевский, который запечатлел свои благоговейные чувства и мысли в «Записках из мертвого дома», посещавшие его, когда писатель в числе заключенных-кандальников ходил Великим постом в омскую церковь причащаться.
В 1945 году Омская область была еще благочинием в ведении архиепископа Новосибирского. В 1946 году возродилась самостоятельная Омско-Тарская епархия, с 1947 года она стала епархией Омско-Тюменской. С 1943 года в Омске было разрешено открыть два храма.
Владыка Вениамин служил в Омском кафедральном соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на улице Тарской, а проживал в доме епархиального управления, на улице Успенского 26. Вторым храмом была Никольская церковь на улице Труда.
Исследователи истории омских церквей отмечают, что в Крестовоздвиженском соборе служили все правящие Омские архиереи советского периода. Статус собора побуждал следить их за благолепием и каждый из них постарался его украсить. Все омские архиереи обязательно служили у главной святыни Западной Сибири – мощей святителя Иоанна Тобольского в Покровском храме Тобольска. Мощи святителя были возвращены Церкви в 1947 году.
Епископ Вениамин (Новицкий) продолжил труды своих предшественников по благоукрашению церквей и святынь. Его стараниями ремонтировались храмы Омско-Тюменской епархии. Он стремился увеличить число приходов и открыть в Омске третий собор (нужно было обращаться к Уполномоченному по делам РПЦ, а тот должен был согласовывать этот вопрос со всеми областными партийными органами). Но вопрос об открытии третьей церкви в Омске так и не был разрешен.
Епископ Вениамин часто посещал вверенные ему приходы Западной Сибири. За небольшой срок пребывания на кафедре с пастырскими поездками он посетил все 24 прихода епархии. Это храмы в Тюмени - Знаменский собор и Всехсвятская церковь; Никольский и Покровский храмы города Ишима; церкви в сельской местности Омской и Тюменской области. В июне 1957 года состоялось торжественное архиерейское богослужение в Тобольске в день памяти святителя Иоанна Тобольского тремя архиереями: митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), епископом Вениамином (Новицким) и епископом «на покое» Венедиктом (Пляскиным).
По сравнению с центральными областями СССР, в Омской области было небольшое количество верующих. Но при этом миряне и духовенство были активны в организации жизнедеятельности своих приходов. Они активно собирали в 1943-45 годах большие суммы для помощи фронту во время Великой Отечественной войны и даже получили за это благодарственный адрес от Сталина. В своих письмах областным уполномоченным по делам РПЦ миряне настаивали на открытии новых храмов, ссылаясь на то, что в окрестности много баптистских сект.
Исследователи истории Омской епархии отмечают, что до хрущевских гонений доходы храмов и молитвенных домов росли и позволяли духовенству направлять средства на ремонт и реконструкцию храмовых зданий, на улучшение материального обеспечения церковно- и священнослужителей, на приобретение домов и автомобилей для причта.
Фото 3. Панорама Тобольского Кремля
Поэтому, когда в 1950-х годах началась реставрация объектов Тобольского кремля, Владыка Вениамин и Омско-Тюменская епархия в его лице приняли деятельное участие в реставрации церквей этой архитектурной и духовной жемчужины Сибири. После революции Софийско-Успенский собор, как и большинство храмов Тобольска, был закрыт и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной Войны. Здание пришло в аварийное состояние, его износ составлял 70-80 %. Епископ Вениамин (Новицкий) воспрепятствовал разрушению Софийского собора и ансамбля Архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств. Целиком реставрация завершилась не так давно и продолжалась несколько десятилетий. Пожертвования на поддержание сохранности архитектурных памятников – одна из немногих сфер, где Русской церкви в условиях «отделенности от государства», дозволялось осуществлять благотворительность и участвовать в жизни общества.
Уполномоченные следили за каждым шагом архиереев, потому известно, чему учил владыка, посещая приходы своей епархии. Он благовествовал мир, призывал к самоотверженному служению ближним и своим личным примером направлял волю пасомых к выполнению высоких христианских идеалов в жизни.
Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.
«Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…».
Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей.
Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений.
Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».
Во всех торжественных и праздничных случаях владыка Вениамин служил с владыкой Венедиктом и проявлял уважение к его епископскому сану и жизненному опыту. Интересно, что они были примерно одного возраста – оба 1900 года рождения и скончались тоже в один год – в 1976-м, но по дате монашеского пострига и архиерейской хиротонии владыка Вениамин был старше.
Фото 4. Вознесенский кафедральный собор Новосибирска
О том, что население Омска любило церковные службы, свидетельствуют Уполномоченные по делам РПЦ. Согласно их сводкам на Пасху 1958 года, в два омских собора – Крестовоздвиженский и Никольский – пришло очень много молодежи. Такое обилие богомольцев в Омске и Омской области - результат начавшегося духовного возрождения Церкви, а также непосредственных пастырских трудов и молитв владык Вениамина и Венедикта.
Молодежь начала тянуться к Церкви. В Омске появился один из ярких учеников владыки Вениамина (Новицкого) – Анатолий Просвирнин, в будущем известный архимандрит Иннокентий, историк Русской Православной Церкви, сотрудник синодального Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии». Анатолий Просвирнин был родом из Омска, где с раннего детства мать водила его на церковные службы в кафедральный Крестовоздвиженский собор. С девятилетнего возраста, еще при архиепископе Ювеналии (Килине) в 1950-м году Анатолий стал иподиаконом у владыки в Омском соборе. С 1956 года его духовным наставником стал епископ Вениамин (Новицкий), прибывший на Омско-Тюменскую кафедру. Вслед за владыкой в феврале 1958 года он переехал в Иркутск и от Иркутско-Читинской епархии получил направление и рекомендации для учебы в семинарии. В сентябре 1958 года он поступил сразу на второй курс Московской Духовной Семинарии.
Главными сохранившимися святынями Западной Сибири были Абалакская икона Божией Матери и мощи святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). В 1957 году владыка Вениамин (Новицкий) как правящий архиерей пригласил на праздник святителя Иоанна (23 июня н.ст.) в Тобольск разделить духовную радость митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора (Анисимова). Божественную литургию и торжественный молебен в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири совершали три владыки: Нестор (Анисимов), Вениамин (Новицкий) и Венедикт (Пляскин). Об этом сообщал «Журнал Московской патриархии». Сохранились некоторые фотоснимки, запечатлевшие трех архиереев в эти летние дни вместе.
Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год
Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год
Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…».
А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор».
Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.
Сохранилось несколько смутных фотографий богослужений трех владык в конце 1957 года в Вознесенском соборе Новосибирска. Фотокадры передают напряженную атмосферу того времени.
Фото 7, 8. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) на Богослужении в Новосибирске. 1957 год
Через несколько недель после службы с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), владыка Вениамин сослужил с Патриархом Алексием (Симанским) воскресным днем 16 ст.ст. / 29 н.ст. декабря 1957 года в главном храме страны – в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. Епископ Вениамин вместе со Святейшим владыкой совершил молебен с акафистом перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского. Об этом сообщал «Журнал Московской Патриархии».
В Патриархии еще за период 12-летнего нахождения владыки Вениамина на Колыме имелось достаточно сведений о стойкой и крепкой позиции православных архиереев во время немецкой оккупации Украины по отношению к расколу Сикорского, военизированным националистам и немецким захватчикам. Верующий народ в Кременце, Почаеве, Полтаве, Харькове, Киеве сохранил хорошую память о владыке Вениамине. Потому он приобрел авторитет в глазах Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) задолго до назначения на Омскую кафедру. Патриарх доверял ему. В последующие годы в летние месяцы владыка Вениамин, бывало, приезжал в Одессу, где находилась летняя резиденция Святейшего Патриарха Алексия, для отдыха и решения многих насущных вопросов.
12 февраля 1958 г. на праздник Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста епископ Вениамин был достойно возведен в сан архиепископа. А 21 февраля 1958 года он был переведен правящим архиереем из Омска на более обширную Иркутско-Читинскую кафедру.
Завершая очерк, упомянем об одной Тайне. Владыка Вениамин очень любил Сибирских святых и просветителей - митрополита Иоанна (Тобольского), святителей Иркутских Иннокентия и Софрония. Глубоко усвоив в сердце любовь к Тобольскому чудотворцу митрополиту Иоанну, он направился далее на служение в Сибирь. Теперь его епархия простиралась до Тихого океана и до границ с Китаем. Сегодня, по прошествии 105 лет с прославления Иоанна Тобольского и по прошествии 45 лет с кончины владыки Вениамина (Новицкого), становится очевидным, что их связывает духовная Тайна.
Примерно через 100 лет после кончины Иоанна Тобольского (+ 1715 г.) от самого свода собора до того места, где находилась могила его, прошла трещина, которая стала постепенно увеличиваться. Синод, рассмотрев это дело, постановил: «Переложить в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре... и без огласки».
Владыка Вениамин (Новицкий) почил в 1976 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и был погребен в Чебоксарах в старинном Свято-Введенском соборе. По прошествии почти 30 лет, в 2005 году по полу Введенского собора и стенам через захоронение Владыки, также как и в случае с захоронением святителя Иоанна Тобольского, прошла трещина. Из-за необходимости реставрации собора тело владыки должно было быть перезахоронено в другом месте храма. В 2007 году состоялось вскрытие могилы архиепископа Вениамина духовенством и перенесение гроба…
+ + +
С 1958 года владыка Вениамин стал управлять одной из обширнейших епархий Русской Церкви – Иркутско-Читинской, включавшей территории не только Иркутской и Читинской областей, но и Хабаровской, Амурской, Приморского края, Якутии и Бурятии.
Став архиереем Русской Церкви-мученицы, владыка не мог оказаться в спокойствии. В конце 1950-х, в 1960-х годах на Церковь обрушились новые гонения, потребовавшие от владыки Вениамина вновь сказать свое веское слово в защиту Православия и непогрешимости канонического устройства Святой Соборной Апостольской Церкви.
Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Полный вариант статьи (с научными ссылками) опубликован в журнале «Берег России» №8 (№2 за 2021 г) (https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/novyi_vosmoi_nomer_zhurnala_bereg_rossii)