Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)

Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре

Бывший СССР 
0
1288
Время на чтение 15 минут
Фото: из архива автора

 

Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря

Часть II.1 Война

Часть II.2. Война

Часть III. Духовное золото Колымы

 

Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным.

***

В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР. Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний.

Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых.

Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинской автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

Фото 1. Святитель Афанасий (Сахаров)

 

2 апреля 1957 года из Омска владыка Вениамин писал святителю Афанасию (Сахарову): «Вспоминая нашу совместную молитву у преп. Сергия, никогда не забываю поминать Ваше Преосвященство в своих недостойных молитвах. Усердно прошу взаимно не оставлять меня без своих св[ятых] молитв. <…> Вашего Преосвященства недостойный сомолитвенник». Позже, в поздравительном письме в канун Рождества 1959 года Владыка подпишется под письмом святителю Афанасию: «Вашего Преосвященства … сомолитвенник и послушник».

В октябре-ноябре 1956 года владыка Вениамин съездил в свои родные места на Украину, в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Там его застала долгожданная новость о решении Священного Синода назначить его архиереем на Омско-Тюменскую кафедру.

Ту поездку он совершал вместе с архиепископом Симоном (Ивановским), тоже прошедшим лагеря. Владыка Симон в 1956 году был архиепископом Винницким. В своей дружественной переписке с владыкой Афанасием (Сахаровым) он писал о владыке Вениамине (Новицком) и о той поездке: «Как я рад, что ты встретился с преосв[ященным] Вениамином. Он был лучшим архиереем в составе нашей Украинской автономной иерархии. Был он короткое время у меня. С ним я побывал в Св[ято]-Успенской Почаевской Лавре. Из Лавры он должен был снова заехать со мной в Винницу, но, получив известие о состоявшемся назначении его на Омскую кафедру, так заторопился поехать в Почаевскую Лавру, где оставались его некоторые вещи и куда должно было прийти официальное уведомление о назначении, что буквально на полдороге оставил меня и в нанятом такси поспешил в св[ятую] обитель. А мне хотелось подарить ему что-либо из архиерейских облачений…»

Поспешность Владыки объясняется его очень серьезным отношением к архипастырскому служению. Когда-то из Почаевской Лавры он отправлялся в тюрьму и ссылку, из Почаевской Лавры теперь отправлялся на свое архипастырское служение в Сибирь: сначала в Омск, а затем в Иркутск.

Фото 2. Крестовоздвиженский собор города Омска

 

Омск – столица движения православной России на Восток. Это и культурная опора Сибири. Здесь проповедовали знаменитые миссионеры: митрополит Макарий Невский, священномученик Иоанн Восторгов. Омск во время Гражданской войны являлся столицей Белого движения. В епархию входили крупные и старые сибирские города, включая Тобольск – гражданскую и церковную столицу Сибири прежних веков. Отсюда шло духовное просвещение восточных пределов России.

Велико было и культурное значение Омска. Здесь в ссылке был великий христианский писатель Федор Михайлович Достоевский, который запечатлел свои благоговейные чувства и мысли в «Записках из мертвого дома», посещавшие его, когда писатель в числе заключенных-кандальников ходил Великим постом в омскую церковь причащаться.

В 1945 году Омская область была еще благочинием в ведении архиепископа Новосибирского. В 1946 году возродилась самостоятельная Омско-Тарская епархия, с 1947 года она стала епархией Омско-Тюменской. С 1943 года в Омске было разрешено открыть два храма.

Владыка Вениамин служил в Омском кафедральном соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на улице Тарской, а проживал в доме епархиального управления, на улице Успенского 26. Вторым храмом была Никольская церковь на улице Труда.

Исследователи истории омских церквей отмечают, что в Крестовоздвиженском соборе служили все правящие Омские архиереи советского периода. Статус собора побуждал следить их за благолепием и каждый из них постарался его украсить. Все омские архиереи обязательно служили у главной святыни Западной Сибири – мощей святителя Иоанна Тобольского в Покровском храме Тобольска. Мощи святителя были возвращены Церкви в 1947 году.

Епископ Вениамин (Новицкий) продолжил труды своих предшественников по благоукрашению церквей и святынь. Его стараниями ремонтировались храмы Омско-Тюменской епархии. Он стремился увеличить число приходов и открыть в Омске третий собор (нужно было обращаться к Уполномоченному по делам РПЦ, а тот должен был согласовывать этот вопрос со всеми областными партийными органами). Но вопрос об открытии третьей церкви в Омске так и не был разрешен.

Епископ Вениамин часто посещал вверенные ему приходы Западной Сибири. За небольшой срок пребывания на кафедре с пастырскими поездками он посетил все 24 прихода епархии. Это храмы в Тюмени - Знаменский собор и Всехсвятская церковь; Никольский и Покровский храмы города Ишима; церкви в сельской местности Омской и Тюменской области. В июне 1957 года состоялось торжественное архиерейское богослужение в Тобольске в день памяти святителя Иоанна Тобольского тремя архиереями: митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), епископом Вениамином (Новицким) и епископом «на покое» Венедиктом (Пляскиным).

По сравнению с центральными областями СССР, в Омской области было небольшое количество верующих. Но при этом миряне и духовенство были активны в организации жизнедеятельности своих приходов. Они активно собирали в 1943-45 годах большие суммы для помощи фронту во время Великой Отечественной войны и даже получили за это благодарственный адрес от Сталина. В своих письмах областным уполномоченным по делам РПЦ миряне настаивали на открытии новых храмов, ссылаясь на то, что в окрестности много баптистских сект.

Исследователи истории Омской епархии отмечают, что до хрущевских гонений доходы храмов и молитвенных домов росли и позволяли духовенству направлять средства на ремонт и реконструкцию храмовых зданий, на улучшение материального обеспечения церковно- и священнослужителей, на приобретение домов и автомобилей для причта.

Фото 3. Панорама Тобольского Кремля

 

Поэтому, когда в 1950-х годах началась реставрация объектов Тобольского кремля, Владыка Вениамин и Омско-Тюменская епархия в его лице приняли деятельное участие в реставрации церквей этой архитектурной и духовной жемчужины Сибири. После революции Софийско-Успенский собор, как и большинство храмов Тобольска, был закрыт и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной Войны. Здание пришло в аварийное состояние, его износ составлял 70-80 %. Епископ Вениамин (Новицкий) воспрепятствовал разрушению Софийского собора и ансамбля Архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств. Целиком реставрация завершилась не так давно и продолжалась несколько десятилетий. Пожертвования на поддержание сохранности архитектурных памятников – одна из немногих сфер, где Русской церкви в условиях «отделенности от государства», дозволялось осуществлять благотворительность и участвовать в жизни общества.

Уполномоченные следили за каждым шагом архиереев, потому известно, чему учил владыка, посещая приходы своей епархии. Он благовествовал мир, призывал к самоотверженному служению ближним и своим личным примером направлял волю пасомых к выполнению высоких христианских идеалов в жизни.

Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.

 «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…».

Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей.

Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений.

Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».

Во всех торжественных и праздничных случаях владыка Вениамин служил с владыкой Венедиктом и проявлял уважение к его епископскому сану и жизненному опыту. Интересно, что они были примерно одного возраста – оба 1900 года рождения и скончались тоже в один год – в 1976-м, но по дате монашеского пострига и архиерейской хиротонии владыка Вениамин был старше.

Фото 4. Вознесенский кафедральный собор Новосибирска

 

О том, что население Омска любило церковные службы, свидетельствуют Уполномоченные по делам РПЦ. Согласно их сводкам на Пасху 1958 года, в два омских собора – Крестовоздвиженский и Никольский – пришло очень много молодежи. Такое обилие богомольцев в Омске и Омской области - результат начавшегося духовного возрождения Церкви, а также непосредственных пастырских трудов и молитв владык Вениамина и Венедикта.

Молодежь начала тянуться к Церкви. В Омске появился один из ярких учеников владыки Вениамина (Новицкого) – Анатолий Просвирнин, в будущем известный архимандрит Иннокентий, историк Русской Православной Церкви, сотрудник синодального Издательского отдела и редакции «Журнала Московской Патриархии». Анатолий Просвирнин был родом из Омска, где с раннего детства мать водила его на церковные службы в кафедральный Крестовоздвиженский собор. С девятилетнего возраста, еще при архиепископе Ювеналии (Килине) в 1950-м году Анатолий стал иподиаконом у владыки в Омском соборе. С 1956 года его духовным наставником стал епископ Вениамин (Новицкий), прибывший на Омско-Тюменскую кафедру. Вслед за владыкой в феврале 1958 года он переехал в Иркутск и от Иркутско-Читинской епархии получил направление и рекомендации для учебы в семинарии. В сентябре 1958 года он поступил сразу на второй курс Московской Духовной Семинарии.

 

Главными сохранившимися святынями Западной Сибири были Абалакская икона Божией Матери и мощи святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). В 1957 году владыка Вениамин (Новицкий) как правящий архиерей пригласил на праздник святителя Иоанна (23 июня н.ст.) в Тобольск разделить духовную радость митрополита Новосибирского и Барнаульского Нестора (Анисимова). Божественную литургию и торжественный молебен в честь святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири совершали три владыки: Нестор (Анисимов), Вениамин (Новицкий) и Венедикт (Пляскин). Об этом сообщал «Журнал Московской патриархии». Сохранились некоторые фотоснимки, запечатлевшие трех архиереев в эти летние дни вместе.

Фото 5. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин). Тобольск. 1957 год

Фото 6. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) с духовенством в Тобольске. 1957 год

 

Хотя историк Новосибирской епархии священник Виталий Гуляев со ссылкой на «Журнал Московской патриархии» за 1957 год сообщает, что владыки Нестор, Вениамин и Венедикт совместно сослужили уже в мае 1957 года в Новосибирске. Он пишет: «В день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 22 мая 1957 года в связи с 50-летием священнослужения Святейший Патриарх Алексий I телеграммой сообщил митрополиту Нестору о награждении его правом ношения двух панагий. В торжественном богослужении приняли участие епископ Омский и Тюменский Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт и следовавшая из Пекина в Москву китайская церковная делегация — архимандрит Василий (Шуан) и протоиереи Леонид Лю и Аникита Ван». Но фотографий этого богослужения найти пока не удалось и в письмах владыки Нестора святителю Афанасию (Сахарову), где он сообщал о всех гостивших у него владыках ничего об этом не упоминается. Зато упоминается о визите к нему Омских владык в ноябре-декабре 1957 года. 29 октября 1957 года он писал святителю Афанасию: «Подходят праздники, дающие утешение в молитве, но с праздниками много и суеты. Ожидаю гостей: Еп[ископа] Омского Вениамина и Еп[ископа] Венедикта из Омска…».

А 24 декабря 1957 г., по прошествии праздников, владыка Нестор сообщил архиепископу Афанасию: «…Собирается ко мне в гости Архиепископ Ювеналий и Еп[ископ] Мстислав. Отгостили епископ Вениамин Омский, епископ Венедикт (бывший) Омский. Простите, помолитесь. Недостойный богомолец М[итрополит] Нестор».

Владыка не распространяется в письме о визите омских владык, поскольку такое сослужение архиереев, вероятно, вызывало напряжение у местных властей и антицерковного населения, ставшего жертвой антирелигиозной пропаганды и праздновавшего тогда 40-летие Великого октября. Все перечисленные владыки для советских властей были персонами под особым наблюдением: Вениамин (Новицкий) – прошел ссылку на Колыме; Венедикт (Пляскин) – был в армии Колчака; Ювеналий (Килин) – харбинский эмигрант, член Карловацкого синода; Мстислав (Волонсевич) – выпускник Варшавского богословского университета. Да и сам митрополит Нестор – в прошлом монархист и белоэмигрант… Тучи постепенно начинали сгущаться над владыкой Нестором, готовились опасные провокации и клеветнические доносы против него.

Сохранилось несколько смутных фотографий богослужений трех владык в конце 1957 года в Вознесенском соборе Новосибирска. Фотокадры передают напряженную атмосферу того времени.

Фото 7, 8. Митрополит Нестор (Анисимов), епископ Вениамин (Новицкий), епископ Венедикт (Пляскин) на Богослужении в Новосибирске. 1957 год

 

Через несколько недель после службы с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), владыка Вениамин сослужил с Патриархом Алексием (Симанским) воскресным днем 16 ст.ст. / 29 н.ст. декабря 1957 года в главном храме страны – в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. Епископ Вениамин вместе со Святейшим владыкой совершил молебен с акафистом перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского. Об этом сообщал «Журнал Московской Патриархии».

В Патриархии еще за период 12-летнего нахождения владыки Вениамина на Колыме имелось достаточно сведений о стойкой и крепкой позиции православных архиереев во время немецкой оккупации Украины по отношению к расколу Сикорского, военизированным националистам и немецким захватчикам. Верующий народ в Кременце, Почаеве, Полтаве, Харькове, Киеве сохранил хорошую память о владыке Вениамине. Потому он приобрел авторитет в глазах Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) задолго до назначения на Омскую кафедру. Патриарх доверял ему. В последующие годы в летние месяцы владыка Вениамин, бывало, приезжал в Одессу, где находилась летняя резиденция Святейшего Патриарха Алексия, для отдыха и решения многих насущных вопросов.

12 февраля 1958 г. на праздник Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста епископ Вениамин был достойно возведен в сан архиепископа. А 21 февраля 1958 года он был переведен правящим архиереем из Омска на более обширную Иркутско-Читинскую кафедру.

 

Завершая очерк, упомянем об одной Тайне. Владыка Вениамин очень любил Сибирских святых и просветителей - митрополита Иоанна (Тобольского), святителей Иркутских Иннокентия и Софрония. Глубоко усвоив в сердце любовь к Тобольскому чудотворцу митрополиту Иоанну, он направился далее на служение в Сибирь. Теперь его епархия простиралась до Тихого океана и до границ с Китаем. Сегодня, по прошествии 105 лет с прославления Иоанна Тобольского и по прошествии 45 лет с кончины владыки Вениамина (Новицкого), становится очевидным, что их связывает духовная Тайна.

Примерно через 100 лет после кончины Иоанна Тобольского (+ 1715 г.) от самого свода собора до того места, где находилась могила его, прошла трещина, которая стала постепенно увеличиваться. Синод, рассмотрев это дело, постановил: «Переложить в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре... и без огласки».

Владыка Вениамин (Новицкий) почил в 1976 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы и был погребен в Чебоксарах в старинном Свято-Введенском соборе. По прошествии почти 30 лет, в 2005 году по полу Введенского собора и стенам через захоронение Владыки, также как и в случае с захоронением святителя Иоанна Тобольского, прошла трещина. Из-за необходимости реставрации собора тело владыки должно было быть перезахоронено в другом месте храма. В 2007 году состоялось вскрытие могилы архиепископа Вениамина духовенством и перенесение гроба…

 

+ + +

С 1958 года владыка Вениамин стал управлять одной из обширнейших епархий Русской Церкви – Иркутско-Читинской, включавшей территории не только Иркутской и Читинской областей, но и Хабаровской, Амурской, Приморского края, Якутии и Бурятии.

Став архиереем Русской Церкви-мученицы, владыка не мог оказаться в спокойствии. В конце 1950-х, в 1960-х годах на Церковь обрушились новые гонения, потребовавшие от владыки Вениамина вновь сказать свое веское слово в защиту Православия и непогрешимости канонического устройства Святой Соборной Апостольской Церкви.

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

 

Полный вариант статьи (с научными ссылками) опубликован в журнале «Берег России» №8 (№2 за 2021 г) (https://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/novyi_vosmoi_nomer_zhurnala_bereg_rossii)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Николаевна Романова
Архиепископ Вениамин принадлежит всей Триединой Руси
Слово на презентации книги об архиепископе Вениамине (Новицком) в Чебоксарской епархии
15.10.2024
Символ необоримой Церкви Христовой
От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую Икону Божией Матери
29.08.2024
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08