itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)

Часть II.1. Война

Бывший СССР 
0
1293
Время на чтение 21 минут

Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря

РНЛ продолжает публикацию очерков о жизни видного архипастыря Русской Православной Церкви в ХХ веке – архиепископа Вениамина (Новицкого). Данная публикация посвящена служению владыки и его преосвященных собратьев на Украине в тяжелые и трагические годы немецкой оккупации.

Борьба за Истину и благодать Святого Духа

Всю историю человечества идет борьба добра со злом. В 1940-е годы, во время фашистской оккупации, эта борьба ожесточенно развернулась на Украине. Тогда зло вновь стало искусно маскироваться под добро, мастерски выступать под личиной раскольной лжецеркви, стремящейся внешне к «украинской автокефалии», а в реальности – к уничтожению Церкви.

За что боролся владыка Вениамин (Новицкий) со своими преосвященными собратьями, защищая паству и церковное достояние от посягательств ложной автокефалистской иерархии? Людям современным, может быть, непонятна проблема раскола: почему борьба носит столь ожесточенный характер?

Ошибочно считать, что борьба шла и идет за земное – за власть, или за храмы, или за церковное имущество. Она идет за действующую и спасающую Благодать Святого Духа в Христовой Церкви. Там, где ересь, гордыня, канонические преступления, там нет ни Святого Духа, ни спасающей благодати.

Святой архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) на основе Православного Предания описал принципиальные вопросы, определяющие, за что борется в своей двухтысячелетней истории Церковь и к чему стремится наш православный народ, успешно избегавший многие столетия ересей и горделивых революционных соблазнов, но оступившийся в ХХ веке.

«...За чистоту веры Господь пребывал со всем нашим народом как источник перерождающей человека внутренней благодати Св. Духа, которая снизошла на Русскую землю, как Царство Божие, вместе с крещением Святой Руси…» – пишет святитель Серафим. «Если благодать Божественного Духа есть самое величайшее для нас сокровище, то таким же сокровищем должна быть для нас и православная вера, как чуждая всяких ересей, ибо отступление от сей веры удаляет от нас Божественную благодать, получаемую нами в таинствах Церкви. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема», – говорит Апостол Павел. <…> Как видели мы, благодати Св. Духа в качестве перерождающей и спасающей силы не могут иметь отступники от православной веры, принявшие, по словам Апостола, иное благовествование. Нельзя не отметить, что Апостолом налагается анафема вообще за принятие иного благовествования. <…> Здесь нужно иметь в виду слова Ап. Иакова: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, то тот становится виновным во всем.

<…> Сохраним свою православную веру в неприкосновенной чистоте, если глубоко усвоим непререкаемую для нас истину, что, только будучи в ограде нашей Церкви, мы пребудем с благодатью Св. Духа как источником нашего временного и вечного спасения и что вне этой ограды мы лишимся сей благодати и погибнем навеки…» [16]

Конец самовольной «Польской автокефалии»

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, и 19 сентября 1939 года Западная Украина стала частью Советского Союза. Церковная связь с Варшавой была прервана. Начался процесс церковных переговоров Москвы с архиереями Западной Украины и Белоруссии, подчиненных ранее Варшавской митрополии.

В октябре 1940 года, когда значительная часть епископов самовольной Польской автокефалии принесла покаяние и воссоединилась с Русской Православной Церковью, на территории западных областей Украины и Белоруссии был учрежден экзархат Московской патриархии. Экзархом и архиепископом Волынским и Луцким, священноархимандритом Почаевской лавры 28 октября 1940 года стал архиепископ Николай (Ярушевич). Экзарх возглавил епархию Волынско-Луцкую (территории Волынской и Ровенской областей). В 1941 году для экзархата были осуществлены новые епископские хиротонии, в том числе почаевских архимандритов: Дамаскина (Малюты), Пантелеймона (Рудыка) и Вениамина (Новицкого).

Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры архимандрит Пантелеймон (Рудык) был рукоположен в епископы Львовские в Москве 27 марта 1941 года. А 15 апреля 1941 года[1] состоялась епископская хиротония архимандрита Вениамина (Новицкого) в Луцком кафедральном соборе.

Фото 1. Луцкий собор, где прошла хиротония владыки Вениамина

В хиротонии владыки Вениамина, состоявшейся в Луцке, участвовали экзарх митрополит Николай (Ярушевич) и епископ Поликарп (Сикорский)[2]. Данный факт опровергает все позднейшие заявления Сикорского о том, что он никогда не был епископом Русской Православной Церкви[3].

Владыка Вениамин стал епископом Пинским и Полесским, викарием Волынской епархии с местом пребывания в Свято-Успенской Почаевской лавре.

Через несколько месяцев после установления советской власти на Западной Украине начались аресты. В июне 1941 года НКВД был арестован старейший украинский архиерей архиепископ Алексий (Громадский) – за поддержание контактов с духовенством в Варшаве. Он был арестован по ст. 54 ч. І УК УССР за «активную борьбу с Советской властью». Но чудом спасся в условиях начавшейся войны и вернулся в Кременец[4].

Оккупация. Церковь в автономном статусе. Борьба с расколом

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, Украина была оккупирована. Прервалась связь иерархии Украины и Белоруссии со священноначалием в Москве. Экзарх митрополит Николай (Ярушевич) эвакуировался в центральную Россию. Украинские и белорусские иерархи РПЦ остались со своей паствой и со своими святынями в вынужденной изоляции и без связи с Москвой.

Фото 2 Взорванный древний Свято-Успенский собор Киево-Печерской лавры

В условиях оккупации Варшавский архиерей Дионисий (Валединский), ограниченный немцами лишь пребыванием в Варшаве, опираясь на епископа-националиста Поликарпа (Сикорского) и на общественно-политические национальные украинские организации, сразу же инициировал церковный раскол. История этого раскола на Украине, а также ориентиры антихристианской религиозной политики Третьего рейха хорошо и подробно описаны во многих монографиях и статьях [14] [22].

3 августа 1941 года «администратор автокефалии» Поликарп (Сикорский) опубликовал открытое письмо архиепископу Алексию (Громадскому) – старейшему по хиротонии архиерею на Украине (с 1922 года), в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской патриархии и присоединиться к восстановленному автокефалистскому обновленческому расколу.

Украинские архиереи Русской Православной Церкви и архиепископ Алексий осудили самочиние Поликарпа и вмешательство Варшавской иерархии в жизнь Волынской епархии, которое повлекло нестроения. 18 августа 1941 года состоялось первое Епископское совещание в Почаевской лавре, подтвердившее принадлежность иерархии к Русской Православной Церкви и вынужденный автономный статус. Потому украинскую иерархию и паству под водительством митрополита Алексия (Громадского) часто называют «Украинской Православной автономной церковью».

Деянием № 5 этого собора от 18 августа 1941 года Полесско-Пинскому епископу Вениамину (Новицкому) было присвоено звание Владимир-Волынского викарного епископа Волынско-Кременецкой епархии с правом управления приходами бывших Владимирского и Любомильского повятов [11].

Владыка Вениамин (Новицкий) был избран Секретарем Собора Украинской автономной церкви. Когда началась особо острая борьба с неканонической иерархией Поликарпа (Сикорского) (Луцкой иерархией – по названию кафедры епископа Поликарпа), владыка Вениамин как секретарь Освященного Собора сыграл в ней не последнюю роль. Хотя основные полемические послания против антиканонических деяний епископа Поликарпа выходили за подписью митрополита Алексия (Громадского) – старейшего по хиротонии архиерея, рукополагавшего епископа Поликарпа и преподававшего когда-то в духовных школах.

У Луцкой иерархии (или самоназванной «Украинской Автокефальной Православной Церкви») была поддержка оккупационных властей, она располагала многими соборами в Луцке и Ровно (столица рейхскомиссариата).

Фото 3 Раскольник Поликарп (Сикорский) с фашистами

24 января 1942 года Сикорский был принят в Ровно заместителем рейхскомиссара и передал оккупационным властям приветствие. В адресе говорилось: «Прошу принять для великого вождя немецкого народа Адольфа Гитлера пожелания полноты сил духовных и телесных, а также неизменного успеха для окончательной победы над врагом Востока и Запада. За эту победу вместе со своими верующими, опекать духовенство которых я призван, я буду возносить молитвы к Всемогущему Господу» [14] [22].

Автокефалистское «духовенство» отличилось и поддержкой антисемитской политики оккупантов. В воскресной проповеди в храме г. Ковеля в мае 1942 г. говорилось: «Когда последний еврей исчезнет с лица земли, мы выиграем войну». «Священник» Ковеля Иоанн Губа благословил отряд украинской полиции перед уничтожением нескольких тысяч евреев [25].

«Христиане, пристающие к варварам…»

Мощным и четким словом прозвучали два послания местоблюстителя патриаршего престола Сергия (Старогородского) о раскольнической деятельности епископа Поликарпа.

Во втором послании 1942 года («Пасхальное послание к православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками») говорилось: «По 8 правилу святого Григория Неокесарийского, христиане, пристающие к варварам, вместе с ними нападающие на христиан», не принимаются в число кающихся (слушающих) впредь до особого о них соборного рассуждения. Но правило говорит о покушающихся на грабительство вместе с варварами; новоявленная же группа автокефалистов хочет при помощи варваров-фашистов насильно отнять у украинцев их вековую преданность Православной Церкви…

Сикорский, самочинно объявивший себя главой украинской автокефалии, не только повторяет дурной пример митрополита Дионисия, но и усугубляет преступность своего самочиния многими вышеуказанными недостойными подробностями: и потому, наравне с прочими похитителями не принадлежавшего им церковного достоинства и вторгшимися в чужую область, Сикорский подлежит такому же лишению всякого священства …» [22]

Архипастырская деятельность Владыки Вениамина

Благодаря активной позиции представителей канонической церкви в первой половине 1942 года на Украине происходили переходы из антиканоничной Луцкой иерархии, поддерживаемой фашистами, в законную церковь, и без того более многочисленную. Например, в мае 1942 года в число архиереев перешел бывший украинский националист епископ Мануил (Тарнавский). Этот священнослужитель искал церковную истину и проделал трудный духовный путь возрастания из униатства в Православие.

Порывало с расколом и простое духовенство. Владыка Вениамин сумел перевести в свою юрисдикцию возрожденный Зимненский Успенский женский монастырь, находившийся в 1941–1942 годах в ведении Поликарпа (Сикорского) [11]. Автономная церковь была куда более влиятельной на Украине, чем националистическая антиканоническая структура, связанная с ОУН (запрещена на территории РФ) и УПА (запрещена на территории РФ).

Дабы дело раскола не рухнуло, партизаны-националисты стали использовать террор и запугивание священников. От рук политических бандитов погибли многие священники, их близкие и два архиерея в 1943 году.

Епископы Автономной иерархии, ранее сосредоточенные лишь на Западной Украине, в условиях оккупации направились архипастырями во все крупные области Украины. В считаные сроки происходили хиротонии новых архиереев в Почаеве и Кременце.

Синод автономной Церкви составляли митрополит Алексий (Громадский), архиепископ Симон (Ивановский), епископ Пантелеимон (Рудык), епископ Вениамин (Новицкий) – секретарь Синода [14, с. 473]. Владыка Вениамин также занимал должность секретаря Архиерейского собора, потому с ним нельзя было не считаться по всем важнейшим вопросам.

Нам известно о некоторых хиротониях в Кременце и Почаеве, в которых принимал участие епископ Вениамин (Новицкий). Наиболее известным епископом, которого рукополагал в том числе и владыка Вениамин, был будущий архиерей РПЦЗ архиепископ Леонтий Чилийский (Филиппович), известный многим по его воспоминаниям, публиковавшимся в православном журнале «Русскiй паломникъ» [15].

Там же в Почаевской лавре епископ Вениамин принимал участие в хиротонии архимандрита Панкратия (Гладкова) – образованного монаха, приехавшего в Почаев вместе с экзархом Николаем (Ярушевичем). Его рукополагали митрополит Алексий (Громадский) и епископ Вениамин 22 июня 1942 года во епископа Белгородского и Грайворонского [19].

Фото 4 Почаевская лавра, июнь 1942 года. В центре епископ Вениамин (Новицкий) и епископ Панкратий (Гладков) после епископской хиротонии [20]

В 1941 году в условиях немецкой оккупации владыка Вениамин рукоположил во пресвитеры еще одного человека из чад схиархиепископа Антония (Абашидзе) – Алексея Александровича Глаголева. Известно, что он стал священнослужителем Покpовской цеpкви бывшего женского Киевского Покровского монастыря и вместе со своей матушкой тайно спасал киевских евреев от казни, выдавая им справки о крещении на старых бланках [25].

Немецкие власти, поддерживавшие раскол Православия – для того, чтобы оно не стало консолидирующей силой и для окончательного уничтожения Церкви после войны, – старались поставить в свою зависимость и каноническую и неканоническую иерархию. Раскол связан с захватами храмов, с пролитием крови несогласных и ожесточенным противостоянием сторон, это противостояние особенно усилилось на Украине с 1942 года.

Политические идеологи рейха в целях противопоставления белорусов русским создавали в 1942 году и «Автокефальную Белорусскую Православную Церковь». Собор белорусских епископов в марте 1942 года высказался за назначение на одну из шести белорусских кафедр – Новогрудско-Барановическую – белоруса по национальности епископа Вениамина (Новицкого). Но это назначение не состоялось. По оценкам фашистской полиции безопасности и СД, Белорусская национальная церковь и без того «стала местом сбора великорусских кругов духовенства» [24].

В итоге, решением Собора архиереев Автономной Украинской церкви в августе 1942 года владыка Вениамин был назначен правящим епископом Полтавским и Лубенским. Направлен он был в Полтаву с указанием управлять также приходами Харьковской епархии, где еще с 1920-х годов были сильны позиции украинских националистов-раскольников.

Фото 5 Полтава, собор Крестовоздвиженского монастыря

Правда, сразу по прибытии в Полтаву Владыка Вениамин встретился с проблемами – он был арестован немецкими спецслужбами по доносу украинских националистов как «агент Москвы». В своем соперничестве с канонической церковью автокефалисты не брезговали интригами и доносами оккупационным властям.

Будучи арестованным, до середины октября 1942 года владыка Вениамин находился в Киеве. Вернувшись оттуда, до сентября 1943 года архиерей занимался возрождением церковной жизни в Полтаве и Харькове в сложных условиях.

По немецкой статистике, за первые 16 месяцев оккупации в Полтаве крестили 2500 детей. В епархии открылось 359 храмов. До 80 процентов верующих в области принадлежало к канонической Церкви и лишь 20 процентов – к «автокефальной» (Луцкой иерархии) [16]. Профессор Е.Титков пишет, что под руководством епископа Полтавского Вениамина было возрождено три монастыря: два женских и один мужской. В епархии действовали пастырские курсы для подготовки кандидатов в священники. В Полтавской области были введены религиозные занятия в начальной школе. Но преподавание Закона Божия священникам на таких занятиях было запрещено [18].

С 1942 года начал возрождаться древний Крестовоздвиженский Полтавский монастырь, закрытый в 1923 году. Правда, монастырь возрождался как женский. Женская монашеская община обратилась в восстановленное епархиальное управление, возглавляемое владыкой Вениамином, с прошением об открытии в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря женской обители [7]. В возрождении монастыря участвовал известный духовник послевоенных времен и сподвижник владыки Вениамина в 1942–1943 годах игумен Иоанн (Селецкий).

В конце 1942 года вторым кафедральным городом владыки Вениамина (Новицкого) стал Кременчуг. При назначении на Полтавскую кафедру 4 августа 1942 года он получил титул «Полтавский и Лубенский», но из-за того, что в Лубенском районе большинство храмов было захвачено раскольниками-автокефалистами, более широкие возможности для пастырской деятельности он имел в Кременчуге[5]. Владыка Вениамин регулярно совершал богослужения в Кременчуге. 29 декабря 1942 года он служил в городском Успенском соборе и открыл пастырские курсы при нем [12].

В Кременчуге возродилась жизнь в Козельщинском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре. Этот монастырь был открыт в конце 1941 года. Настоятельницей стала монахиня Феофания (Зонова), проживавшая после ссылки в Кременчуге.

23 декабря 1942 года епископ Вениамин возвел монахиню Феофанию в сан игумении. В обитель перенесли список с Козельщанской иконы. Насельницам передали часть келейного корпуса с Преображенской церковью, в которой с конца 1942 года совершались богослужения. В монастыре на тот период проживало до ста послушниц и монахинь. По воспоминаниям очевидцев, молодые девушки приходили в обитель, чтобы избежать вывоза на каторжные работы в Германию [6].

По воспоминаниям митрополита Вениамина (Пушкаря), общавшегося с владыкой Вениамином в 1950–1970-х годах, тот рассказывал о спасенной им в тех условиях девушке-коммунистке. Вероятно, она была укрыта от фашистов в монастыре в качестве несельницы.

Современные исследования по истории Харьковской епархии дают немногочисленные сведения о деятельности владыки Вениамина в Харькове во время оккупации. Известно, что еще до приезда владыки Вениамина в мае 1942 года в Харькове было образовано православное патриаршее епархиальное управление, председателем которого стал протоиерей Константин Владыков. 5 ноября 1942 года в Харькове состоялось пастырское собрание под председательством епископа Вениамина [3].

Северная часть Луганщины тоже с мая 1942 года перешла под управление Харьковского епархиального управления как бывшее Старобельское викариатство Харьковской епархии и с августа 1942 года оказалась под омофором владыки Вениамина. Хотя многие приходы признали власть самосвятского лжемитрополита Харьковско-Полтавского Феофила Булдовского [12].

Фото 6 Свято-Успенский собор Кременчуга

Фото 7 Козельщанская икона Божией Матери

Фото 8 Вывоз девушек на работы в Германию

Сам владыка Вениамин как свидетель и участник трагических событий вспоминал в послевоенные годы в статье для «Журнала Московской патриархии» о том, в каких условиях священники исполняли свой пастырский долг в оккупации. Он описывал, например, зверства фашистов и их чиновников в Полтаве: оккупационные власти создавали множество ограничений. Запретили кресты на куполах и колокольный звон. Ограничивалось время проведения богослужений – только ранним утром в выходные. В своей публикации владыка Вениамин приводит такой случай: «В одном из приходов на Полтавщине священник в воскресный день, во время уборочной кампании, не успел закончить службу к 6 часам утра, чем нарушил приказ местного немецкого коменданта. Последний с собакой прошел в алтарь через отверстые Царские врата и потащил священника по церкви» [9]. Все эти проблемы нужно было решать владыке, как архипастырь он должен был мудро действовать, защищать и своих священников, и верующих, защищать святыни и Церковь.

В период с 1942 по 1943 годы в Полтаве владыка Вениамин возвел в сан игумена своего духовного сподвижника отца Иоанна (Селецкого). Отец Иоанн был выдающейся личностью. Он учился в Европе, знал древние и новые языки, прекрасно пел, писал иконы. Был знаком с священномучениками Русской Церкви – патриархом Тихоном и митрополитом Петром (Полянским), прошел 10-летнее заключение в лагере. В период немецкой оккупации оказался в Полтаве. В монашество был пострижен схиархиепископом Антонием (Абашидзе).

Будучи на пятнадцать лет старше владыки Вениамина, он помогал ему восстанавливать духовную жизнь в Полтаве. В советское время под подпиской о невыезде жил на окраине Кременца. Владыка Вениамин, выйдя из заточения, приезжал к нему, как к своему духовнику.

Фото 9 Игумен Иоанн (Селецкий)

(Продолжение следует)

Примечания

[1] Гаврин Филарет, игумен Попытка объединения автокефальной и автономной церковных юрисдикций в оккупированной Украине // Интернет-сайт «Антираскол» / URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1513

[2] Демидова Н.И. Кадровая политика Московской Патриархии и состав епископата Русской Православной Церкви в 1940-1952 гг. Диссертация

[3] Интернет-сайт Харьковской семинарии // URL: http://seminary.kharkov.ua/occupation.html

[4] Корнилов А.А. Преображение России. Н.Новгород, 2000.С.154.

[5] Кострюков А.А. Об отношении Русской Зарубежной Церкви ко Второй мировой войне // Интернет-сайт «Православие.ru» / URL:http://www.pravoslavie.ru/108286.html

[6] Кочетов Д.Б. Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/1841682.html

[7] Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве / Интернет-сайт о празднике Воздвижение // URL: http://vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/

[8] Липаков Е.В. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич) // Православная энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/150303.html

[9] Новицкий Вениамин, архиепископ Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца // Журнал Московской Патриархии 1975. № 7. С. 12-13

[10] Петрушко В.И. Автокефалистcкие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998.

[11] Пидгайко В.Г. Кременецкая епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2458999.html

[12] Пидгайко В.Г. Кременчунская и Лубенская епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2459007.html

[13] Пидгайко В.Г. Луганская и Алчевская епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2110759.html

[14] Процюк Феодосий, митрополит Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М.: 2004

[15] Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.) Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской

[16] Соболев Серафим, архиепископ Русская идеология // Соболев Серафим, архиепископ Самодержавие и спасение России. М: Сибирская благозвонница, 2008 – 543 с.

[17] Соколов А. Мстислав (Скрыпник). Киев, 2009.

[18] Титков Е. Религиозная ситуация на оккупированной Украине // Русское воскресение URL: http://www.voskres.ru/history/titkov.htm

[19] Трофимова Иустина, монахиня Курская и Рыльская епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2462311.html

[20] Фотопатерик / URL: http://fotopaterik.org/

[21] ЦГАВОВУ. ф.4398 . о.1. д.3. л.127-128.

[22] Цыпин Владислав, протоиерей История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994

[23] Шарунов А. Подвижник. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900–1976 // Сибирь 2019, №3, сс. 156-175

[24] Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Русская православная церковь. Глава «Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви»

[25] Шкаровский М.В. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны. Часть 3

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Впервые в печатном виде опубликовано в журнале «Берег России» №2(6) 2020 г.


[1] Авторы статьи о владыке Вениамине в «Православной энциклопедии» уточняют, что дата хиротонии 15 июня 1941 года, указанная в официальном некрологе в «Журнале Московской патриархии» за 1976 год, ошибочна. Верная дата – 15 апреля 1941 года [8].

[2] Об участии в хиротонии епископа Поликарпа (Сикорского) упоминает В. И. Петрушко [10].

[3] Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), в юности часто навещавший владыку Вениамина (Новицкого) в Иркутске, вспоминает, что архиерей много рассказывал о Поликарпе (Сикорском) и его антицерковной деятельности.

[4] В первые дни войны заключенных Тернопольской тюрьмы гнали этапом на восток, среди них был и архиепископ Алексий. Изможденный допросами и дорогой, он упал без чувств возле села Лопушного Кременецкого района. Сотрудникам НКВД показалось, что он умер, и это его спасло: крестьяне подобрали архиерея и помогли ему вернуться в Кременец [23].

[5] Историк В. Г. Пидгайко пишет, что его титул изменился на «Полтавский и Кременчугский» [12].

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владислава Романова
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.).
28.07.2022
Страсти по русской музыке
Почему в Вашингтоне уже 50 лет поют «Боже Царя храни!», а в Москве так и звучит «Союз нерушимый»?
22.07.2022
К 100-летию Приамурского Земского Собора
Великое событие в жизни русского народа
03.06.2022
К России Христа, России Помазанника Божьего!
Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа
24.05.2022
Между Христом и экуменизмом
Зачем делегатам РПЦ ехать во Всемирный совет церквей?
29.03.2022
Все статьи Владислава Романова
Бывший СССР
Терновый мой венец
9. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
02.08.2022
«Ленинградская область: страницы истории»
Путешествие по городам региона вместе с Президентской библиотекой
01.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от наталья чистякова
07.08.2022 17:41
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Денис Никонов
07.08.2022 14:47
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12