Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)

Часть II.2. Война

Бывший СССР 
0
1404
Время на чтение 15 минут

 

Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря

Часть II.1 Война

 

РНЛ продолжает публикацию очерков о жизни видного архипастыря Русской Православной Церкви в ХХ веке – архиепископа Вениамина (Новицкого). Данная публикация посвящена служению владыки и его преосвященных собратьев на Украине в тяжелые и трагические годы немецкой оккупации.

 

 

Борьба за каноны

 

Все годы оккупации шла ожесточенная борьба Церкви с расколом. Раскольники, грубо попиравшие каноны, наследники обновленцев и самосвятов, претендовали не только на храмы и святыни, но и на человеческие души, чтобы увести их в погибель; пытались глумиться над Церковью и ее каноническим ограждением.

Центр раскольничьей иерархии был в Луцке, центр канонической иерархии – в Кременце. Создавая свои «епископские кафедры» по всей Украине, раскольники особо нуждались в «священнослужителях». Нуждалась в пастырях и каноническая церковь. Потому одним из главных направлений деятельности владыки Вениамина была подготовка пастырей, повсеместное открытие пастырских курсов. Документы свидетельствуют о том, что истинные архипастыри прикладывали усилия для возврата через покаяние в лоно Церкви так называемых «священников» из самосвятской националистической иерархии Василия Липковского, существовавшей на Украине с 1921 года[1]. Многие из них в Киеве и других городах получали рукоположение в Церкви и становились ее служителями.

Луцкая иерархия в связи с политическими задачами наращивания своего влияния и увеличения «духовенства», движимая не только Поликарпом (Сикорским), но и Степаном Скрыпником и политическими силами, стоящими за ними, приняла решение присоединить к себе все липковское «духовенство» в «сущем сане». Тем самым совершив не только страшное преступление против Церкви, явно попирая каноны, но и оказав пагубное воздействие на умы и сердца верующих.

Фото 10  Архиереи Украинской автономной церкви (Киев, 1942 или 1943 год). Епископы на фото: сидят слева направо Белгородский и Грайворонский Панкратий (Гладков), Черниговский и Нежинский Симон (Ивановский), Львовский Пантелеймон (Рудык), Винницкий и Подольский Евлогий (Марковский); во втором ряду слева – Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган), Полтавский и Лубенский Вениамин (Новицкий) [20]

 

В марте 1942 года собрался Собор Автономной церкви по вопросу грубого нарушения канонического строя представителями раскола Сикорского. Отзывом на заявление раскольников о своих намерениях соединиться с липковцами стала публикация Обращения от Собора епископов автономной Церкви, подписанного митрополитом Алексием (Громадским) и епископом Вениамином (Новицким) [14. С. 455–456].

Принятие липковцев «в сущем сане» в Луцкую иерархию (т.е. объединение радикальных и политических украинских церковных сил, ориентированных на государственную украинскую независимость и «автокефалию любой ценой») все же произошло в октябре 1942 года.

 

Соблазн и гибель митрополита Алексия (Громадского)

 

Формально центр канонической иерархии (по решению оккупационных властей) продолжал оставаться в Кременце. Главой иерархии был старейший митрополит Алексий (Громадский), пребывающий там и носящий титул Экзарха Автономной церкви Украины. Владыка Алексий, как нам сейчас известно, переписывался и встречался с «архиереями» Луцкой иерархии Поликарпа (Сикорского), которые стремились объединиться с канонической иерархией и вели с ним переговоры по этому вопросу. А сам митрополит Алексий в 1941–1942 годах от имени Архиерейского собора выпустил множество указов и областных посланий к духовенству и пастве о преступности и незаконности деяний Поликарпа (Сикорского).

На эту историю стоит обратить внимание, так как она практически повторяется в современности. Безблагодатные нарушители канонов и раскольники, стремящиеся к уничтожению Церкви, через посредничество и давление политических властей оказывают воздействие на каноническую церковь с требованием якобы «объединения», а в реальности – капитуляции.

Фото 11 Митрополит Алексий (Громадский)

 

Лжеепископ Святослав-Мстислав (Скрыпник) организовал подписание в Почаеве главой Автономной церкви митрополитом Алексием (Громадским) 8 октября 1942 года печально известного «Акта объединения» автокефалистской и автономной церковных структур. Это деяние не было согласовано с остальными архиереями. В октябре 1942 года Луцкая иерархия начала поминать на «богослужениях» митрополита Алексия наряду с «администратором автокефалии» Поликарпом.

11–12 ноября 1942 года в Кременце состоялась следующая встреча митрополита Алексия и «администратора» Поликарпа, где обсуждались практические вопросы по «объединению» и составу «Синода» новой структуры. Все решения были проигрышными и означали тотальное поражение канонической Церкви пред расколом. Подписание митрополитом Алексием «Акта объединения» вызвало новые церковные нестроения, конфликты, претензии луцких раскольников на храмы канонической церкви и гонения на пастырей.

Узнав о свершившейся в Почаеве трагедии, архиереи канонической церкви начали противодействие самовольным и антиканоническим деяниям митрополита Алексия. Эти деяния перечеркивали все результаты ожесточенной борьбы в последние 20 лет с расколом на Украине, борьбы за каноническую чистоту и против грубого влияния националистической прокатолической политики на жизнь Церкви. Члены Синода Автономной церкви архиепископ Симон (Ивановский) и епископы Пантелеимон (Рудык) и Вениамин (Новицкий) обратились к митрополиту Алексию с требованием снять свою подпись в «Акте объединения» и сложить с себя звание Экзарха.

Это требование было изложено в направленном ему меморандуме в ноябре 1942 года. Исследователи считают, что составлял меморандум секретарь Синода владыка Вениамин. В меморандуме говорилось: «Наличие «Акта об объединении» дает возможность допускать мысли, что Святая Украинская Православная Церковь, имеющая преемство от Святых Апостолов и строго соблюдающая Церковные каноны, через «Акт объединения» приравнивается к Луцкой иерархии, которая нарушила единство и каноны Святой Православной Церкви…» [21] [1].

Епископы автономной церкви Пантелеимон (Рудык), Вениамин (Новицкий) и Димитрий (Маган), опасаясь за судьбу канонической церкви, предприняли даже письменное обращение к архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде), возглавлявшему с 1938 года Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей с просьбой принять в управление Православную Церковь на Украине в тот сложный момент. Из ответного письма стало ясно, что без одобрения немцев это сделать невозможно [5]. Очевидно, что рейх, ведя войну против России, не согласился бы передать в церковное управление епископу РПЦЗ бывшие территории Российской империи.

Фото 12  Собор духовенства в Киеве в женском Покровском монастыре, 1943 год. Епископы на фото: Панкратий (Гладков), Пантелеймон (Рудык), Вениамин (Новицкий), Димитрий (Маган)

 

В итоге, митрополит Алексий, понимая, что мнимое «объединение» вызовет новый раскол в церкви, отозвал свою подпись в «Акте объединения». За несколько месяцев до насильственной кончины в пасхальные дни 1943 года он писал, что с течением времени совсем по-другому посмотрел на эти процессы. Он понял, что задачей раскольников являлось уничтожение истинной канонической церковной иерархии [14].

После Пасхи 7 мая 1943 года он, направляясь в машине из Кременца в Почаев, был расстрелян из лесной засады партизанами-националистами. Несмотря на наличие разных версий об этом убийстве, верующие восприняли безвинное убиение митрополита как месть националистов за несостоявшуюся победу националистической церковной структуры.

Современные исследования дают возможность определить, какова была цель автокефальной / Луцкой иерархии, стремившейся к слиянию не только с раскольниками-самосвятами, но и с канонической иерархией Автономной церкви.

Митрополит Феодосий (Процюк) пишет, что «Администратор УАПЦ» Поликарп (Сикорский) весь 1942 год вел переписку с митрополитом Алексием (Громадским). В начале 1942 года Поликарп писал: «Сейчас стоит вопрос, быть ли Церкви действительно украинской национальной… или быть игрушкой в руках группы епископов-москвофилов, стремящихся установить над украинским народом господство Москвы…» [14].

Фото 13  Город Кременец

 

Митрополит Феодосий (Процюк) со ссылкой на признания раскольника Феофила (Булдовского), которые тот сделал в Харькове после ухода немцев, указывает, что автокефалия, возможно, рассматривалась представителями автокефалистов как путь к окатоличиванию православных. Булдовский свидетельствовал, что ряд лжеепископов-автокефалистов, включая Мстислава (Скрипника), не отрицали возможность унии с Римом.

Это не удивительно, ведь раскольническая иерархия формировалась светскими политиками в политических целях, многие из них являлись униатами. Задачи спасения людей, охранения чистоты Православия и стяжания Благодати Святого Духа перед политиками не стоят.

Архиепископ Филарет (Гаврин) в своем исследовании указывает на переоценку митрополитом Алексием (Громадским) своих действий по подписанию «Акта объединения». В апреле 1943 года (за несколько недель до гибели) в своем письме к митрополиту Дионисию (Валединскому) владыка Алексий отмечал: «Ныне всем понятно, что не объединение было нужно, а капитуляция с нашей стороны» [17] [1].

В тот период он говорил: «Мои планы, связанные с актом единения, не осуществились. Впрочем, это к лучшему, ибо дальнейшие шаги Луцкой иерархии показали, что нам с ними не по дороге. По-моему, теперь уже нет наших надежд на соединение, ибо они пошли своей дорогой, по коей мы идти не можем, так как не может Православная Церковь быть заодно с «живоцерковниками», для коих каноны не являются оградой Святой Соборной Церкви» [4] [1].

 

Эвакуация и арест

 

23 сентября 1943 года Полтава была освобождена Красной Армией. При приближении советских войск к Полтаве владыка Вениамин хотел остаться в своем кафедральном городе, но оккупанты при отступлении, стараясь оставить после себя испепеленную пустыню, вывозили как ценности, так и все население оккупированных территорий на Запад. Как видный представитель гражданского населения, владыка был принудительно эвакуирован за две недели до отхода из города немецких войск. Епископ Вениамин вместе с ближайшим окружением был помещен на открытую платформу поезда, где уезжающих охранял часовой. Но им удалось бежать и добраться до Почаева. Перед лицом неизвестности владыка и его ближние горячо молились на коленях прямо на открытой платформе. Поезд шел на высокой скорости. Мелькали знакомые места и селения. Состав замедлил ход при движении в гору на повороте. В этот момент было принято решение бежать, пока дремал часовой.

Спрыгнув с платформы, беглецы добрались до Свято-Успенской Почаевской лавры. В некоторых статьях упоминается, что с владыкой Вениамином был тогда игумен Иоанн (Селецкий) и три духовные дочери.

Фото 14 Свято-Успенская Почаевская лавра

 

* * *

 

Из 16 архиереев Автономной Украинской церкви двое были убиты украинскими националистами еще в 1943 году. Хотя убиенный митрополит Алексий (Громадский) уже арестовывался НКВД в июне 1941 года и спасся чудом. «Казненный» националистами-партизанами епископ Мануил (Тарнавский) тоже называл себя «недомученной жертвой НКВД».

Из 14 архиереев в 1944 году после отступления немцев лишь шестеро остались на родине. Остальные восемь были отправлены за границу. Там их ждали тяжелые судьбы. Часть архиереев, отправленных за рубеж, вошла в состав РПЦЗ. В СССР из Европы был депортирован епископ Серафим (Кушнерюк) – на погибель, так как НКВД не простил его «белогвардейского прошлого». Остались на родине архиереи: Вениамин (Новицкий), Дамаскин (Малюта), Панкратий (Гладков), Никодим (Максименко), Иов (Кресович), Симон (Ивановский). Все они не видели и не знали за собой никакой вины. Но только двое из них не отправились в лагеря…

Из шестерых оставшихся в СССР епископов двое еще в 1944–1945 годах скончались в застенках НКВД. Это епископы Дамаскин (Малюта) и Панкратий (Гладков). Еще два архиерея в 1944 году были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу на 15 лет. Это старейший архиерей Симон (Ивановский) и владыка Вениамин (Новицкий)...

Фото 15 Архивное следственное дело одного из собратьев владыки Вениамина – епископа Панкратия (Гладкова)

 

В советские лагеря отправилось и большое количество канонических священников Украины, выполнявших свой пастырский долг в условиях оккупации.

18 мая 1944 года, после освобождения Волыни от фашистов, епископ Вениамин был арестован в Почаеве «за сотрудничество с оккупантами», заключен в тюрьму № 1 УНКГБ по Киевской области. Своей вины владыка не признал. 21 октября 1944 года военным трибуналом УНКГБ по Киевской области был приговорен к 15 годам ИТЛ [8]. Владыка был отправлен на Колыму для отбывания 15-летнего срока заключения.

Встает вопрос о тех мерах, которые применило НКВД к епископам Украинской автономной церкви после ухода немцев. То, что владыка Вениамин отправился на много лет в лагеря, не доказывает его вины, которую не признал за собой ни один из архиереев канонической Церкви, выполнявших свой пастырский долг на Украине, к которому призывал их Пастыреначальник Господь Иисус Христос.

Колебания кадровой политики Русской Православной Церкви в ХХ веке и внешние влияния на нее достаточно хорошо изучены. Исследования показывают, что аресты архиереев и духовенства в 1944 году были проявлением внешне инспирированной «кадровой политики» Патриархии [2]. Архиереи из зоны оккупации были не нужны советским органам на церковных кафедрах.

В 1945–1946 годах эта «кадровая политика» Патриархии под давлением государства изменилась. С 1946 года Церкви позволили принимать к служению епископов-эмигрантов. И архиереи Украинской автономной церкви, пребывающие за границей и не вошедшие под омофор РПЦЗ, приглашены были возглавить епархии в СССР. Окажись они на Украине в 1944 году, скорее всего, их судьба сложилась бы иначе. В «Журнале Московской Патриархии» № 9 за 1946 год опубликованы впечатления двух украинских архиереев, вернувшихся из Европы на Родину и прямиком отправившихся в свои кафедральные города. Это епископ Иоанн (Лавриненко), направленный в Пермь, и архиепископ Антоний (Марченко) – в Орел. А в это время владыка Вениамин был на Колыме…

На каторге Владыка пообещал Богу, что вернется, если Господу будет угодно, на место своего служения на коленях… Господь услышал его молитву и сохранил. На коленях пришлось восходить на Голгофу, поскольку вся Русская Церковь тогда была мученической.

Господь провел Своего пастыря через горнило мученических испытаний в заключении, дабы Христов свидетель, стяжав великое богатство терпения, христианского смирения и горячей веры, послужил еще Его Святой и мученической Церкви в епископском сане в тяжелые годы безбожия.

 

Примечания

[1] Гаврин Филарет, игумен Попытка объединения автокефальной и автономной церковных юрисдикций в оккупированной Украине // Интернет-сайт «Антираскол» / URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1513

[2] Демидова Н.И. Кадровая политика Московской Патриархии и состав епископата Русской Православной Церкви в 1940-1952 гг. Диссертация

[3] Интернет-сайт Харьковской семинарии // URL: http://seminary.kharkov.ua/occupation.html

[4] Корнилов А.А. Преображение России. Н.Новгород, 2000.С.154.

[5] Кострюков А.А. Об отношении Русской Зарубежной Церкви ко Второй мировой войне // Интернет-сайт «Православие.ru» / URL:http://www.pravoslavie.ru/108286.html

[6] Кочетов Д.Б. Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/1841682.html

[7] Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве / Интернет-сайт о празднике Воздвижение // URL: http://vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/

[8] Липаков Е.В. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич) // Православная энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/150303.html

[9] Новицкий Вениамин, архиепископ Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца // Журнал Московской Патриархии 1975. № 7. С. 12-13

[10] Петрушко В.И. Автокефалистcкие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997. М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т, 1998.

[11] Пидгайко В.Г. Кременецкая епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2458999.html

[12] Пидгайко В.Г. Кременчунская и Лубенская епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2459007.html

[13] Пидгайко В.Г. Луганская и Алчевская епархия  // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2110759.html

[14] Процюк Феодосий, митрополит Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943) М.: 2004

[15] Псарев А.В. Архиепископ Леонтий Чилийский (1904 - 1971 гг.) Материалы к жизнеописанию архипастыря гонимой Церкви Российской

[16] Соболев Серафим, архиепископ Русская идеология // Соболев Серафим, архиепископ Самодержавие и спасение России. М: Сибирская благозвонница, 2008 – 543 с.

[17] Соколов А. Мстислав (Скрыпник). Киев, 2009.

[18] Титков Е. Религиозная ситуация на оккупированной Украине // Русское воскресение URL: http://www.voskres.ru/history/titkov.htm

[19] Трофимова Иустина, монахиня Курская и Рыльская епархия // Православная энциклопедия / URL: https://www.pravenc.ru/text/2462311.html

[20] Фотопатерик / URL: http://fotopaterik.org/

[21] ЦГАВОВУ. ф.4398 . о.1. д.3. л.127-128.

[22] Цыпин Владислав, протоиерей История Русской Православной Церкви 1917–1990. М., 1994

[23] Шарунов А. Подвижник. Памяти архиепископа Иркутского, Читинского, всего Дальнего Востока Вениамина III (Новицкого) 1900–1976 // Сибирь 2019, №3, сс. 156-175

[24] Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Русская православная церковь. Глава «Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви» 

[25] Шкаровский М.В. Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны. Часть 3

Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

 

Впервые в печатном виде опубликовано в журнале «Берег России» №2(6) 2020 г., сс. 52-69.

 

[1] Липковцы восходят к самосвятскому «рукоположению» Василия Липковского в Софийском соборе Киева в октябре 1921 года. Тогда священники, дьяконы и миряне «рукоположили» для себя «епископа».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Николаевна Романова
Архиепископ Вениамин принадлежит всей Триединой Руси
Слово на презентации книги об архиепископе Вениамине (Новицком) в Чебоксарской епархии
15.10.2024
Символ необоримой Церкви Христовой
От Тихого океана до Карпатских гор любят и почитают Порт-Артурскую Икону Божией Матери
29.08.2024
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Все статьи Владислава Николаевна Романова
Бывший СССР
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49