II-1. О структуре церковного года
II-2-1. О структуре церковного года
«Все времена держатся на закрепках литургических…».
Павел Флоренский. Философия культа.
По солнцу или луне живем мы в церковном году?
Предшествующие главы данной работы были посвящены истории и структуре юлиано-византийско-русского календаря, Миротворного круга, создателями которого были приведены в единство космический, исторический и литургический аспекты времени.
Мы знаем уже, что Миротворный круг охватывает все известное нам историческое время, начиная с пятницы 1 марта 5508 года до н.э. – дня, когда собственно и началось время земной истории, ‒ и неограниченно простирается в будущее до самого мига Второго Пришествия Христа, которым это время и завершится.
Мы знаем также, что этот календарь, тысячелетие бывший календарем исторической России, и по счастью оставшийся календарем нашей Русской Православной Церкви, оптимальным образом отражает вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского солнечного календаря, в том числе движение пасхальных «лунных» границ по временам года.
Тем самым наш церковный юлианский календарь гармонично соединяет в себе солнечное и лунное течение, на что неспособен ни один из календарей ориентированных исключительно на солнечное течение, в том числе и григорианский.
По сути дела у нас остался неразрешенным лишь один вопрос, ответ на который на самом деле «лежит на поверхности», но почему-то не очевиден для многих.
Вопрос этот следующий: В какой период нашего церковного года мы живем преимущественно по солнечному, а в какой – по лунному календарю?
И вопрос дополнительный к первому: Какие «механизмы перехода» от одного вида календаря к другому встроены в церковный год создателями нашего календаря?
Ответу на эти вопросы и посвящена данная глава нашего небольшого исследования.
Солнечные и лунные периоды церковного года и связь между ними
Сочетание в нашем церковном календаре 19-летнего Метонова «лунного» цикла с 28-летним «солнечным кругом» не только ввело лунное течение в солнечный Юлианский календарь, не нарушая его внутренней структуры, но пронизало собой и каждый конкретный год ставшего солнечно-лунным календаря. Это ясно и само по себе и будет показано на примерах чуть ниже.
Однако в конкретном церковном году действительно существуют периоды, в один из которых мы живем преимущественно по солнечному, а в другой – преимущественно по лунному календарю. Связывают же солнечно-лунные периоды два «временных механизма», очень изящно «вмонтированные» святыми отцами в наш церковный год.
Говоря конкретно, по «солнечному календарю» мы живем, начиная от праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля по «солнечный» праздник Рождества Христова 25 декабря/07 января (уже следующего «григорианского» года).
По «лунному календарю» ‒ с первого понедельника Великого Поста по воскресный день праздника Всех Святых следующим за Троицей.
Связующими «временными механизмами» между солнечным и лунным периодами церковного года служат два переменной длины временных отрезка.
Конкретно:
‒ Переход от «солнечного календаря» к «лунному» обезпечивает переменной длины Рождественский мясоед плюс неделя масленицы, начинающийся всегда 26 декабря/08 января, а заканчивающийся, ‒ в зависимости от вычисленной на данный год даты лунного праздника Пасхи, ‒ в один из дней между 1/14 февраля и 7/20 марта.
Это связано с тем, что самая ранняя Пасха бывает 22 марта/04 апреля [в XX веке была в 1915 году, а в XXI веке ‒ в 2010 году], а самая поздняя – 25 апреля/8 мая [была впервые за 200 лет в 1983 году, будет теперь в 2078 году].
[Григорианские даты праздников даны на XX ‒ XXI века с добавкой 13 дней к юлианскому календарю].
В XIX веке, кстати сказать, самой ранней и самой поздней Пасхи – 22 марта и 25 апреля по юлианскому календарю – не было ни разу.
‒ Переход же от «лунного календаря» к «солнечному» в свою очередь осуществляет переменной длины Петровский пост, начинающийся в промежутке (18/31 мая ‒ 21 июня/4 июля), но заканчивающийся всегда 28 июня/11 июля. Длина Петровского поста варьируется от 8 до 42 дней.
Для наглядности, представим себе круг церковного года, как некий материальный объект. К этому кругу «золотая солнечная дуга» прибита «временными гвоздиками» ‒ 29 июня/12 июля и 25 декабря/07 января.
А «серебряная лунная дуга» плавает по кругу церковного года в интервале от (2/15 февраля ‒ 8/21 марта) до (18/31 мая ‒ 21 июня/04 июля).
Длина дуги «солнечного календаря» составляет 180 дней.
Из оставшихся 185 дней ‒ 107 дней приходится на дугу «лунного календаря» ‒ [50 дней Великопостный цикл, 50 дней Пасхальный цикл плюс 7 дней недели между Троицей и днем Всех Святых] и оставшиеся 78 дней делятся между Рождественским мясоедом (плюс масличная неделя) и Петровским постом.
Заметим, что «внутри» каждого из календарей посты и мясоеды имеют постоянную длину. Постоянной длины Успенский и Рождественский посты. Постоянной длины мясоеды между Петровским и Успенским постами и между Успенским и Рождественским.
Постоянной длины Великий пост и Пасхально-Троический мясоед.
Такая вот наглядная и, на мой взгляд, магически-завораживающая своей внутренней красотой картинка церковного православного года: две дуги «солнечного» и «лунного» календарей и связывающие их друг с другом, сжимающиеся и расширяющиеся как меха гармоники, «механизмы перехода».
Выше уже было сказано, а сейчас повторим вновь, что и в «солнечной дуге» присутствует «лунное течение» в виде, например, отсчета недель церковного года от Пятидесятницы. Вообще «лунное течение» проявляется там, где счет дней привязан к неделям и конкретным дням недели. Таким как понедельник – начало Великого Поста, четверг – Тайная Вечеря и Вознесение Господне, пятница – Страсти Христовы, воскресение – Воскресение Христово и Троица, и им подобные.
С другой стороны, весь церковный год пронизывают «солнечные даты», не зависящие от дня недели, а привязанные к конкретным числам-датам юлианского солнечного года.
Это даты как больших постоянных праздников, ‒ Благовещение, Успение и Рождество Христова, так и ежедневные даты памяти святых в данный день просиявших, да просто дорогие каждому из нас даты памяти наших предков, тысячелетие живших именно по церковному юлианскому календарю, и тем более даты памяти замечательных людей России.
Их также необходимо отмечать именно по юлианскому календарю, переводя их в гражданский календарь по счету дней текущего столетия.
И в связи этим вновь возникает вполне «июньский» вопрос.
Когда все же родились Пушкин и Петр Великий? Когда их память отмечать?
Казалось бы – чего проще.
Начнем с Александра Сергеевича, родившегося по нашему русско-византийскому календарю 26 мая 1799 года, в день памяти Апостолов от 70 – Карпа и Алфея, а также мученика Георгия Нового (1515).
По гражданскому григорианскому календарю, о котором подробно рассказано в предшествующей главе этой работы, этот день ныне, как и в XX веке, совпадает с 8 июня [в XIX «григориански» совпадал с 7 июня, а в следующем XXII столетии будет совпадать с 9 июня].
Значит, именно в день 8 июня по гражданскому календарю и необходимо отмечать память нашего величайшего поэта.
То же, возможно еще в большей степени относится к празднованию дня рождения нашего первого императора, создателя Российской Империи, да вообще – спасителя России, Петра Великого.
День же памяти этого святого, ‒ в переводе с нашего национального календаря Третьего Рима, на внедренный у нас ленинцами в 1918 году католический григорианский календарь, ‒ приходится на 12 июня ‒ День России.
А значит, именно на День России приходится и День Рождения Первого Российского Императора ‒ творца Российской Империи, единой и неделимой!
Но и день рождения творца империи с тем же, недобрым словом будь помянуто, упорством продолжают отмечать 9 июня. В день памяти не менее достойных почитания, но все же совершенно иных святых, таких как сщмч. Ферапонт, епископ Сардийский, преп. Ферапонт Белоезерский, мч. Дева Феодора и Дидим воин.
Название праздника – День России – обязывает.
На днях наш президент на встрече с молодежью объяснил непонимающим, что Петр I не завоевывал, а возвращал и укреплял свои территории, и на нашу долю выпала та же участь. Нынче и наш МИД поздравил наших «партнеров» весьма своеобразной и вдохновляющей открыткой:
Это внушает надежду, что мы еще вернем нашу родную империю к ее исконным размерам и территориям, а главное – к ее духовным основам.
И Великий Император будет рад, что его рождение будет навек соединено с новым рождением Великой России.
[1] Его следует отличать от преподобного Симеона Столпника († 459 г.; память 1/14 сентября), подвизавшегося также в окрестностях Антиохии Сирийской.
3.
Исправляюсь:
Пасха - это переходящий праздник, но не двунадесятый.
2. О дугах и о кругах
«Однако в конкретном церковном году действительно существуют периоды, в один из которых мы живем преимущественно по солнечному, а в другой – преимущественно по лунному календарю…….. Для наглядности, представим себе круг церковного года, как некий материальный объект. К этому кругу «золотая солнечная дуга» прибита «временными гвоздиками» ‒ 29 июня/12 июля и 25 декабря/07 января.
А «серебряная лунная дуга» плавает по кругу церковного года в интервале от (2/15 февраля ‒ 8/21 марта) до (18/31 мая ‒ 21 июня/04 июля).
(с)
Ошибаетесь. Богослужебный годовой круг не состоит из двух дуг. Богослужебный годовой круг начинается со дня Пасхи и заканчивается днем следующей Пасхи. День Пасхи зависит и связан с полнолунием, следующим за днем расчетного весеннего равноденствия. Пасха – это двунадесятый переходящий праздник. Переходящие церковные праздники образуют так называемый лунный круг ( цикл ) и все богослужебные седмицы со всеми их службами и праздниками строго привязаны к дню Пасхи, который зависит от дня ( расчетного ) полнолуния. То есть весь годовой богослужебный круг – это лунный круг (цикл), но он накладывается на солнечных круг ( цикл ) непереходящих праздников. И эти два круга, а не две дуги одного круга, как у Вас, скреплены одним «временным гвоздиком» - днем празднования Рождества. Длинна лунного круга не совпадает с длинной солнечного круга. В случае ранней Пасхи этого богослужебного года и поздней Пасхи следующего богослужебного года длина лунного круга буден значительно превосходить длину солнечного круга, а в случае поздней Пасхи этого богослужебного года и ранней Пасхи следующего б.с.г. длина лунного круга будет короче длинны солнечного круга ( 52 седмицы ). Лунный круг состоит из строго определенного набора богослужебных седмиц. Гвоздик праздника Рождества всегда вбивается в одну и ту же богослужебную седмицу, а поскольку длина лунного круга варьируется в зависимости от дня празднования Пасхи, количество богослужебных седмиц, которые размещаются между праздниками Пасхи и Рождества, Рождества и следующей Пасхой, меняется.
Вы же описали совершенно другую конструкцию богослужебного года ( круга ). Богослужебный год ( круг ) у Вас составлен из двух дуг. В реальности богослужебный год содержит в себе два круга, которые наложены один на другой и скреплены вместе «гвоздиком» праздника Рождества.
1. О конечности времени
Чуть выше Вы написали следующее: «Мы знаем уже, что Миротворный круг охватывает все известное нам историческое время, начиная с пятницы 1 марта 5508 года до н.э. – дня, когда собственно и началось время земной истории, ‒ и неограниченно простирается в будущее до самого мига Второго Пришествия Христа, которым это время и завершится.».
Это значит, что « Миротворный круг » не может «неограниченно простираться в будущее» и Юлианский календарь не может быть вечным. Более того, Григорианский календарь был создан с претензией на вечность или на очень большой исторический период, в течение которого использование Григорианского календаря будет оправданным.
Юлианский календарь, используемый в богослужебных целях, применим и полезен только в ограниченном периоде времени, т.к. Юлианский календарь за каждые 128 астрономических лет отстает на сутки. То есть день весеннего равноденствия ( 21 марта ), определяемый по Юлианскому календарю, смещается в сторону лета и удаляется от астрономического дня весеннего равноденствия. Переместиться со временем в летний, осенний или зимний период этот день не может, т.к. православная Пасха теснейшим образом связана с еврейской Пасхой ( Песах ), которая отмечается только в весенний период года. ( Первые колосья ячменя в Палестине летом, осенью или зимой не появляются ). Скажу более, расчетный день весеннего равноденствия, используемый в пасхалии для определения дня празднования Пасхи, не должен смещаться от астрономического более, чем на 15 дней ( половина лунного месяца ). Так что пользоваться Юлианским календарем с пользой для существующей богослужебной практики православной Церкви мы еще сможет только в течение следующих двух столетий.