itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Солнечно-лунная магия» русско-византийского календаря

Пасхальные размышления II-2-2

Царская Россия  Александр Сергеевич Пушкин 
0
3332
Время на чтение 8 минут

I. Круг земной истории

II-1. О структуре церковного года

II-2-1. О структуре церковного года 

«Все времена держатся на закрепках литургических…».

Павел Флоренский. Философия культа.

 

По солнцу или луне живем мы в церковном году?

 

Предшествующие главы данной работы были посвящены истории и структуре юлиано-византийско-русского календаря, Миротворного круга, создателями которого были приведены в единство космический, исторический и литургический аспекты времени.

Мы знаем уже, что Миротворный круг охватывает все известное нам историческое время, начиная с пятницы 1 марта 5508 года до н.э. – дня, когда собственно и началось время земной истории, ‒ и неограниченно простирается в будущее до самого мига Второго Пришествия Христа, которым это время и завершится.

Мы знаем также, что этот календарь, тысячелетие бывший календарем исторической России, и по счастью оставшийся календарем нашей Русской Православной Церкви, оптимальным образом отражает вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского солнечного календаря, в том числе движение пасхальных «лунных» границ по временам года.

Тем самым наш церковный юлианский календарь гармонично соединяет в себе солнечное и лунное течение, на что неспособен ни один из календарей ориентированных исключительно на солнечное течение, в том числе и григорианский.

По сути дела у нас остался неразрешенным лишь один вопрос, ответ на который на самом деле «лежит на поверхности», но почему-то не очевиден для многих.

Вопрос этот следующий: В какой период нашего церковного года мы живем преимущественно по солнечному, а в какой – по лунному календарю?

И вопрос дополнительный к первому: Какие «механизмы перехода» от одного вида календаря к другому встроены в церковный год создателями нашего календаря?

Ответу на эти вопросы и посвящена данная глава нашего небольшого исследования.

 

Солнечные и лунные периоды церковного года и связь между ними

 

Сочетание в нашем церковном календаре 19-летнего Метонова «лунного» цикла с 28-летним «солнечным кругом» не только ввело лунное течение в солнечный Юлианский календарь, не нарушая его внутренней структуры, но пронизало собой и каждый конкретный год ставшего солнечно-лунным календаря. Это ясно и само по себе и будет показано на примерах чуть ниже.

Однако в конкретном церковном году действительно существуют периоды, в один из которых мы живем преимущественно по солнечному, а в другой – преимущественно по лунному календарю. Связывают же солнечно-лунные периоды два «временных механизма», очень изящно «вмонтированные» святыми отцами в наш церковный год.

Говоря конкретно, по «солнечному календарю» мы живем, начиная от праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля по «солнечный» праздник Рождества Христова 25 декабря/07 января (уже следующего «григорианского» года).

По «лунному календарю»с первого понедельника Великого Поста по воскресный день праздника Всех Святых следующим за Троицей.

Связующими «временными механизмами» между солнечным и лунным периодами церковного года служат два переменной длины временных отрезка.

Конкретно:

‒ Переход от «солнечного календаря» к «лунному» обезпечивает переменной длины Рождественский мясоед плюс неделя масленицы, начинающийся всегда 26 декабря/08 января, а заканчивающийся, ‒ в зависимости от вычисленной на данный год даты лунного праздника Пасхи, ‒ в один из дней между 1/14 февраля и 7/20 марта.

Это связано с тем, что самая ранняя Пасха бывает 22 марта/04 апреля [в XX веке была в 1915 году, а в XXI веке ‒ в 2010 году], а самая поздняя – 25 апреля/8 мая [была впервые за 200 лет в 1983 году, будет теперь в 2078 году].

[Григорианские даты праздников даны на XX ‒ XXI века с добавкой 13 дней к юлианскому календарю].

В XIX веке, кстати сказать, самой ранней и самой поздней Пасхи – 22 марта и 25 апреля по юлианскому календарю – не было ни разу.

‒ Переход же от «лунного календаря» к «солнечному» в свою очередь осуществляет переменной длины Петровский пост, начинающийся в промежутке (18/31 мая21 июня/4 июля), но заканчивающийся всегда 28 июня/11 июля. Длина Петровского поста варьируется от 8 до 42 дней.

Для наглядности, представим себе круг церковного года, как некий материальный объект. К этому кругу «золотая солнечная дуга» прибита «временными гвоздиками» ‒ 29 июня/12 июля и 25 декабря/07 января.

А «серебряная лунная дуга» плавает по кругу церковного года в интервале от (2/15 февраля ‒ 8/21 марта) до (18/31 мая ‒ 21 июня/04 июля).

Длина дуги «солнечного календаря» составляет 180 дней.

Из оставшихся 185 дней ‒ 107 дней приходится на дугу «лунного календаря» ‒ [50 дней Великопостный цикл, 50 дней Пасхальный цикл плюс 7 дней недели между Троицей и днем Всех Святых] и оставшиеся 78 дней делятся между Рождественским мясоедом (плюс масличная неделя) и Петровским постом.

Заметим, что «внутри» каждого из календарей посты и мясоеды имеют постоянную длину. Постоянной длины Успенский и Рождественский посты. Постоянной длины мясоеды между Петровским и Успенским постами и между Успенским и Рождественским.

Постоянной длины Великий пост и Пасхально-Троический мясоед.

Такая вот наглядная и, на мой взгляд, магически-завораживающая своей внутренней красотой картинка церковного православного года: две дуги «солнечного» и «лунного» календарей и связывающие их друг с другом, сжимающиеся и расширяющиеся как меха гармоники, «механизмы перехода».

Выше уже было сказано, а сейчас повторим вновь, что и в «солнечной дуге» присутствует «лунное течение» в виде, например, отсчета недель церковного года от Пятидесятницы. Вообще «лунное течение» проявляется там, где счет дней привязан к неделям и конкретным дням недели. Таким как понедельник – начало Великого Поста, четверг – Тайная Вечеря и Вознесение Господне, пятница – Страсти Христовы, воскресение – Воскресение Христово и Троица, и им подобные.

С другой стороны, весь церковный год пронизывают «солнечные даты», не зависящие от дня недели, а привязанные к конкретным числам-датам юлианского солнечного года.

Это даты как больших постоянных праздников, ‒ Благовещение, Успение и Рождество Христова, так и ежедневные даты памяти святых в данный день просиявших, да просто дорогие каждому из нас даты памяти наших предков, тысячелетие живших именно по церковному юлианскому календарю, и тем более даты памяти замечательных людей России.

Их также необходимо отмечать именно по юлианскому календарю, переводя их в гражданский календарь по счету дней текущего столетия.

И в связи этим вновь возникает вполне «июньский» вопрос.

 

Когда все же родились Пушкин и Петр Великий? Когда их память отмечать?

 

Казалось бы – чего проще.

Начнем с Александра Сергеевича, родившегося по нашему русско-византийскому календарю 26 мая 1799 года, в день памяти Апостолов от 70 – Карпа и Алфея, а также мученика Георгия Нового (1515).

По гражданскому григорианскому календарю, о котором подробно рассказано в предшествующей главе этой работы, этот день ныне, как и в XX веке, совпадает с 8 июня [в XIX «григориански» совпадал с 7 июня, а в следующем XXII столетии будет совпадать с 9 июня].

Значит, именно в день 8 июня по гражданскому календарю и необходимо отмечать память нашего величайшего поэта.

     

То же, возможно еще в большей степени относится к празднованию дня рождения нашего первого императора, создателя Российской Империи, да вообще – спасителя России, Петра Великого.

День же памяти этого святого, ‒ в переводе с нашего национального календаря Третьего Рима, на внедренный у нас ленинцами в 1918 году католический григорианский календарь, ‒ приходится на 12 июня ‒ День России.

А значит, именно на День России приходится и День Рождения Первого Российского Императора ‒ творца Российской Империи, единой и неделимой!

Но и день рождения творца империи с тем же, недобрым словом будь помянуто, упорством продолжают отмечать 9 июня. В день памяти не менее достойных почитания, но все же совершенно иных святых, таких как сщмч. Ферапонт, епископ Сардийский, преп. Ферапонт Белоезерский, мч. Дева Феодора и Дидим воин.

Название праздника – День России – обязывает.

На днях наш президент на встрече с молодежью объяснил непонимающим, что Петр I не завоевывал, а возвращал и укреплял свои территории, и на нашу долю выпала та же участь. Нынче и наш МИД поздравил наших «партнеров» весьма своеобразной и вдохновляющей открыткой:

Это внушает надежду, что мы еще вернем нашу родную империю к ее исконным размерам и территориям, а главное – к ее духовным основам.

И Великий Император будет рад, что его рождение будет навек соединено с новым рождением Великой России.

 

 

[1] Его следует отличать от преподобного Симеона Столпника († 459 г.; память 1/14 сентября), подвизавшегося также в окрестностях Антиохии Сирийской.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Я написал: "Пасха – это двунадесятый переходящий праздник".
Исправляюсь:
Пасха - это переходящий праздник, но не двунадесятый.
Геннадий С. / 19.06.2022 18:43

2. О дугах и о кругах



«Однако в конкретном церковном году действительно существуют периоды, в один из которых мы живем преимущественно по солнечному, а в другой – преимущественно по лунному календарю…….. Для наглядности, представим себе круг церковного года, как некий материальный объект. К этому кругу «золотая солнечная дуга» прибита «временными гвоздиками» ‒ 29 июня/12 июля и 25 декабря/07 января.
А «серебряная лунная дуга» плавает по кругу церковного года в интервале от (2/15 февраля ‒ 8/21 марта) до (18/31 мая ‒ 21 июня/04 июля).
(с)

Ошибаетесь. Богослужебный годовой круг не состоит из двух дуг. Богослужебный годовой круг начинается со дня Пасхи и заканчивается днем следующей Пасхи. День Пасхи зависит и связан с полнолунием, следующим за днем расчетного весеннего равноденствия. Пасха – это двунадесятый переходящий праздник. Переходящие церковные праздники образуют так называемый лунный круг ( цикл ) и все богослужебные седмицы со всеми их службами и праздниками строго привязаны к дню Пасхи, который зависит от дня ( расчетного ) полнолуния. То есть весь годовой богослужебный круг – это лунный круг (цикл), но он накладывается на солнечных круг ( цикл ) непереходящих праздников. И эти два круга, а не две дуги одного круга, как у Вас, скреплены одним «временным гвоздиком» - днем празднования Рождества. Длинна лунного круга не совпадает с длинной солнечного круга. В случае ранней Пасхи этого богослужебного года и поздней Пасхи следующего богослужебного года длина лунного круга буден значительно превосходить длину солнечного круга, а в случае поздней Пасхи этого богослужебного года и ранней Пасхи следующего б.с.г. длина лунного круга будет короче длинны солнечного круга ( 52 седмицы ). Лунный круг состоит из строго определенного набора богослужебных седмиц. Гвоздик праздника Рождества всегда вбивается в одну и ту же богослужебную седмицу, а поскольку длина лунного круга варьируется в зависимости от дня празднования Пасхи, количество богослужебных седмиц, которые размещаются между праздниками Пасхи и Рождества, Рождества и следующей Пасхой, меняется.
Вы же описали совершенно другую конструкцию богослужебного года ( круга ). Богослужебный год ( круг ) у Вас составлен из двух дуг. В реальности богослужебный год содержит в себе два круга, которые наложены один на другой и скреплены вместе «гвоздиком» праздника Рождества.

Геннадий С. / 19.06.2022 15:35

1. О конечности времени

«Мы знаем также, что этот календарь, тысячелетие бывший календарем исторической России, и по счастью оставшийся календарем нашей Русской Православной Церкви, оптимальным образом отражает вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского солнечного календаря, в том числе движение пасхальных «лунных» границ по временам года.» (с)

Чуть выше Вы написали следующее: «Мы знаем уже, что Миротворный круг охватывает все известное нам историческое время, начиная с пятницы 1 марта 5508 года до н.э. – дня, когда собственно и началось время земной истории, ‒ и неограниченно простирается в будущее до самого мига Второго Пришествия Христа, которым это время и завершится.».

Это значит, что « Миротворный круг » не может «неограниченно простираться в будущее» и Юлианский календарь не может быть вечным. Более того, Григорианский календарь был создан с претензией на вечность или на очень большой исторический период, в течение которого использование Григорианского календаря будет оправданным.
Юлианский календарь, используемый в богослужебных целях, применим и полезен только в ограниченном периоде времени, т.к. Юлианский календарь за каждые 128 астрономических лет отстает на сутки. То есть день весеннего равноденствия ( 21 марта ), определяемый по Юлианскому календарю, смещается в сторону лета и удаляется от астрономического дня весеннего равноденствия. Переместиться со временем в летний, осенний или зимний период этот день не может, т.к. православная Пасха теснейшим образом связана с еврейской Пасхой ( Песах ), которая отмечается только в весенний период года. ( Первые колосья ячменя в Палестине летом, осенью или зимой не появляются ). Скажу более, расчетный день весеннего равноденствия, используемый в пасхалии для определения дня празднования Пасхи, не должен смещаться от астрономического более, чем на 15 дней ( половина лунного месяца ). Так что пользоваться Юлианским календарем с пользой для существующей богослужебной практики православной Церкви мы еще сможет только в течение следующих двух столетий.

Геннадий С. / 19.06.2022 15:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Борис Галенин
Папа Римский свою позицию определил
Слово за нашим Патриархом
01.07.2022
I. Россия и европейское образование
4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
30.06.2022
I. Россия и европейское образование
4. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии
28.06.2022
I. Россия и европейское образование
3. Модели образования эпохи модерна
24.06.2022
Все статьи Борис Галенин
Царская Россия
Любимица народная
К 150-летию со дня рождения Святой Царицы Александры Фёдоровны Романовой
01.07.2022
Терновый мой венец
2. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
30.06.2022
Концерт «Святая царица»
В Санкт-Петербурге
21.06.2022
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Уникальное соавторство
Тайна создания «Тихого Дона»
28.06.2022
«Это был человек подлинно боевой натуры»
В Полоцке установили мемориальную табличку в честь героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Якова Петровича Кульнева
27.06.2022
Почему гонят нашего Пушкина?..
О религиозных воззрениях русского гения
24.06.2022
Сказки и были Третьего Рима
О проекте «Живая вода», основанном гусляром Егором Стрельниковым
23.06.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Каковы условия нашей победы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.07.2022 12:05
За что мы воюем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:59
Российское общество не готово к очищению через православную веру
Новый комментарий от Александр Волков
02.07.2022 11:33
Чехарда с переименованиями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.07.2022 11:29
I. Россия и европейское образование
Новый комментарий от C. Гальперин
02.07.2022 10:04
Перенос столицы на Восток
Новый комментарий от Человек
02.07.2022 06:18
Признать Украину террористическим квазигосударством
Новый комментарий от Vladislav
02.07.2022 06:10