Пасхальные размышления

II-1. О структуре церковного года

1 Советский недобиток 
2397
Время на чтение 17 минут
Фото: Великий Миротворный круг. Реконструкция А.Н. Зелинского

I. Круг земной истории

 

«Все времена держатся на закрепках литургических, и, когда религиозные устои распадаются, ‒ “время выходит из пазов своих”».

Павел Флоренский. Философия культа.

 

С самого момента крещения Руси и по сей день Русская Православная Церковь, а с ней вместе и все ее верные чада живут по так называемому ромейско-византийскому календарю, пришедшему к нам вместе с Православием из Ромеи-Византии. Этот календарь именуется также древнерусским календарем, или Миротворным кругом.

Его конструктивные принципы уже в наше время реконструировал и разъяснил в своих трудах наш выдающийся ученый Андрей Николаевич Зелинский[1].

В дальнейшем изложении мы во многом опираемся на эти труды.

Византийско-древнерусский православный календарь своим литургическим временем связал в нерасторжимое единство времена Первого, Второго и Третьего Рима, равно как предваривших их священных империй древности, прежде всего Египта и Вавилона.

В основе византийского календаря лежит Юлианский календарь ‒ результат труда великих ученых-астрономов еще дохристианского времени, ‒ по своему замыслу и кругу идей прямой наследник солнечного календаря Древнего Египта. Но со времени Никейского собора 325 года н.э. юлианский календарь приобрел новый священный смысл.

Никейский собор, наряду с иными догматами, важнейшим из которых стал Никейский Символ веры, принял следующие важнейшие для христианина «опорные понятия» о времени. Это ‒ единая эра от “Сотворения мира”, основанная на юлианском солнечном календаре, и «внедренные» в этот календарь единые для всех христиан правила вычисления Пасхи, основанные на «лунном течении», то есть на календаре лунном. Соединенный с пасхальным «лунным течением» юлианский календарь превратился в церковный Юлианский календарь. Он же – византийский календарь и Миротворный круг.

Этот календарь стал универсальным календарем всего христианского мира до так называемой «григорианской реформы». А Русская Православная Церковь живет по этому календарю и сейчас.

 

Немного о календарях

 

Договоримся о терминах

 

Очевидно каждому, что наши основные единицы счета времени ‒ сутки, месяц и год ‒ определяются тремя астрономическими факторами: вращением земли вокруг своей оси, обращением луны вокруг земли и движением земли вокруг солнца.

Средний период времени, в течение которого земля совершает полный оборот вокруг своей оси, составляет до 24 часов и носит в астрономии название солнечных суток.

Период наблюдаемого нами чередования лунных фаз от новолуния до новолуния, зависящий от движения луны вокруг земли, астрономы называют синодическим месяцем. Его длина =29,5306 суток или 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Термин «синодический» происходит от греческого слова, означающего схождение. Промежуток времени между двумя новолуниями получил название синодического месяца потому, что луна, обращаясь вокруг земли, приходит в различные положения относительно солнца и в конце указанного периода как будто сходится с ним.

Время обращения земли вокруг солнца в астрономической науке принято называть солнечным или тропическим годом. Его продолжительность составляет величину, равную 365,2422 средних суток = 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. Для вычисления длины тропического года астрономы берут за основу постоянную величину ‒ весеннее равноденствие, т.е. время, когда продолжительность дня и ночи является одинаковой.

Система времясчисления, строящаяся на определенном, точно установленном взаимоотношении отдельных единиц измерения в виде года, месяца, суток, называется календарем. Последний термин происходит от латинского слова «календы», которым в древнем Риме обозначалось первое число каждого месяца.

Среди многочисленных различных календарных систем можно наметить два основных типа: 1) солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год или период годичного обращения земли вокруг солнца и 2) календари лунные, возникшие на основе синодического месяца или законченного периода чередования лунных фаз.

 

Календарь солнечный

 

Существует две основных разновидностей солнечного календаря: 1) так называемая «блуждающая» календарная система и 2) система високоса. Египетский солнечный календарь, относящийся к первому типу, один из самых известных календарей древности, просуществовал более четырех тысячелетий.

«Созданный в глубокой древности и характеризовавшийся своей простотой и очевидностью», по словам известного американского ученого О. Нейгебауэра, это был «единственный разумный календарь во всей ранней человеческой истории». Он «приобрел в астрономии статус стандартной системы счета времени и сохранил эту роль на протяжении Средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах»[2].

Любопытно, что знаменитый фантаст Айзек Азимов, в своем «космическом» романе «Вторая Академия» выбрал именно египетский календарь в качестве вечного всегалактического:

«По причине или по целому ряду причин, неизвестных простым смертным в Галактике, в незапамятные времена в Межгалактическом Стандарте Времени была выделена основная единица – секунда, то есть промежуток времени, за который свет проходит 299 776 километров.

86 400 секунд произвольно приравнены к Межгалактическому Стандартному Дню.

А 365 таких дней составляют один Стандартный Межгалактический Год.

Почему же именно 299 776, почему 86 400, почему 365?

Традиция, говорят историки, отвечая на этот вопрос.

Нет, говорят мистики, это таинственное, загадочное сочетание цифр.

Им вторят оккультисты, нумерологи, метафизики. Некоторые, правда, считают, что все эти цифры связаны с данными о периодах вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца той единственной планеты, что была первородиной человечества.

Но на самом деле точно никто этого не знал».

Заметим, что 365 дней в году – это и есть солнечный египетский календарь. В этом календаре, просуществовавшем около четырех тысячелетий, математическая простота и совершенство были поставлены его создателями выше буквального соответствия течению солнца. Происхождение этого календаря связано с Сириусом – самой яркой звездой небосвода, воспетой Гомером и Гесиодом, звездой, о которой русский поэт сказал:

 

Где ты, звезда моя заветная,

Венец небесной красоты.

Очарованье безответное

Снегов и лунной высоты? […]

Пылай, играй стоцветной силою,

Неугасимая звезда …

[Иван Бунин. Сириус]

 

Еще за три тысячи лет до Рождества Христова египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиактическим, те есть первым предутренним восходом Сириуса (α Большого Пса). Египтяне называли ее звездой Сотис или Анибус. Первое название означает «Лучезарная» или «Блистательная», а второе – «Песья звезда».

Последнее название перешло к римлянам, переведшим его как «Stella canicula», а в просторечии именовавшим ее «Каникулой». Поскольку предутреннее появление Каникулы совпадало с началом летней жары, когда и в те времена приостанавливались дела и торговля, и люди стремились отдохнуть в отпуске от трудов, то дни эти именовались «днями Каникулы». С маленькой буквы это слово до сих пор радует школьников и студентов, и заодно с ними всех тех, кто сподобились превратить эти дни – в дни отдыха.

На древних же египтян совпадение трех великих явлений природы: наступление солнцестояния, первого появления Сотиса и начала плодоносящего разлива Нила, вообще производило неотразимое впечатление. Встречи предутреннего восхода Сотиса превращались во всенародные празднества. Сохранились надписи, посвященные этому событию, начиная от эпохи Древнего Царства – 3-е тысячелетие до н.э., и до начальных лет уже нашей эры: «Сотис великая богиня блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих».

Многолетними наблюдениями за восходом Сотиса мудрые египетские жрецы – они же астрономы и вообще ученые широкого профиля, ‒ установили, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, совпадающими в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, составляют 365,25 суток. Это и была, полученная с приемлемой точностью длина солнечного года.

Однако в качестве длины своего календарного периода египетские жрецы положили не 365.25 дней, а 365 дней ровно.

Но год длиною в 365 дней, довольно заметно отставал от истинного солнечного года. При принятии солнечного года, равным 365,25 суток это отставание составляло 6 часов в год. За каждые четыре года нарастало оно на величину одних суток. Понятно, что отставая каждые четыре года на одни сутки, даты древнеегипетского календаря перемещались назад по отношению к сезонам года. Или, другими словами, сезонные явления постепенно опережали календарь.

Египетские мудрецы уже тогда посчитали, что если за четыре года Сотис-Сириус уходил вперед на одни сутки, то, для того чтобы пройти по всем датам года из 365 дней, ему нужно было уже не четыре года, а 1460 лет: 365×4=1460.

Но поскольку египетский год в 365 дней короче года Сириуса (365.25 дней) на 6 часов, то для того чтобы вернуться к своей исходной дате в египетском календаре, Сириусу нужен был еще один египетский год. Итоговая сумма лет составляла: 1460+1=1461.

Величина в 1461 египетский год и есть знаменитый «Сотический период», который содержит 1460 уже юлианских лет. По истечении этого промежутка времени первое число первого египетского месяца (1-е тот) совпадает с первым утренним восходом Сириуса, летним солнцестоянием и разливом Нила.

Вся египетская история укладывается в четыре Сотических периода, начиная с 19 июля 4241 года до н.э. по Юлианскому календарю.

 

 

Очевидно, что если начало египетского календарного года было «блуждающим», то блуждающими оказывались и все религиозные праздники, включая знаменитые мистерии Осириса, совершавшие свой круг в отношении, обратном к кругу сезонов за период в 1460 юлианских лет. Эта последняя особенность египетского года заключает в себе некоторую «скрытую цикличность».

Именно такого рода «скрытой цикличностью» обладает, как показал А.Н. Зелинский, и византийско-древнерусский календарь, с той лишь разницей, что период его цикла во много раз превышает египетский Великий год Сотиса в 1460 юлианских лет.

Следует отметить, что впервые реформировать древнеегипетский календарь рискнул еще в 238 году до н.э. «эллинистический» фараон Птолемей III Эвергет [сын фараона Птолемея II Филадельфа, при котором была осуществлена организация перевода на греческий язык священных книг Ветхого Завета ‒ Септуагинты]. В своем знаменитом – ныне в узких кругах ‒ «Канопском декрете» Птолемей III впервые ввел понятие високосного года.

Однако это понятие было столь чуждо самому духу древнеегипетского времяисчисления, что всей власти фараона на проведение реформы не хватило. И идея заглохла до времен Юлия Цезаря. Юлий, с присущей римлянам решительностью, в 46 году до н.э. с помощью известного александрийского астронома Созигена сумел-таки перевести римское время, а затем и время всей римской вселенной-ойкумены на календарь своего имени. Именно с тех пор Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера.

Так что, говоря строго, юлианский календарь есть, по сути, реформированный египетский календарь «Канопского декрета» фараона Птолемея III Эвергета. Однако заслуга Юлия Цезаря неоспорима. Именно благодаря ему солнечный календарь «системы високоса» стал календарем Римской Империи.

 

Лунный календарь

 

Если египетский календарь являлся древнейшим солнечным календарем, то Вавилон следует признать родиной первого лунного календаря. Его создание относится к середине третьего тысячелетия до н.э.

 

 

В Шумере, занимавшем территорию Южного Двуречья между реками Тигром и Евфратом, в то время каждый город имел свой календарь. Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) объединил под своей властью обширные территории Двуречья с городами-государствами Урук, Киш, Ниппур, Лагаш и иными.

Вавилон стал одной из богатейших стран мира, очагом развитой науки, культуры, искусства, мореплавания. Вавилонская наука, наряду с египетской, по уровню своего развития занимала одно из первых мест в древнем мире. Вавилонские ученые, которых греки и римляне звали халдеями, пользовались всемирной славой как чародеи, мудрецы, обаятели, маги, чернокнижники, астрологи и вообще знатоки оккультных наук. В этом значении слово «халдей» употреблялось в Европе вплоть до XIX века.

Особой славой пользовалась вавилонская астрономия, неразрывно связанная с астрологией. В этой области халдеи вообще не имели себе равных. Храмовые зиккураты служили им обсерваториями для наблюдений за ночным небом. И вавилонские звездочеты отлично знали все, что видно на нем невооруженным глазом. Они изучили движения небесных светил, четко различали звезды и планеты.

Вавилонские звездочеты оставили в наследство человечеству астрологию ‒ искусство предсказания по звездам судьбы и составления гороскопов. И как бы ни относиться к такого рода «искусству» ныне, надо помнить, что в течение многих столетий астрология и магия во всем мире воспринимались вполне серьезно. Многочисленные греко-римские, арабские, еврейские и европейские трактаты по этим дисциплинам представляли в своей основе переводы и пересказы соответствующих трудов халдеев, равно как и египетских мудрецов.

Именно халдейские звездочеты узрели звезду, знаменовавшую рождение Иисуса Христа и пришли поклониться ему.

Во времена царствования Хаммурапи календарь города Ниппур стал официальным календарем Вавилонии. Первоначально он являлся лунным и год в нем состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом.

Месяцы имели такие названия: нисану, айяру, симану, дуузу, абу, улулу, ташриту, арахсамна, кислиму, тебиту, шабату и аддару. Вавилонские названия месяцев унаследованы рядом ближневосточных календарей, прежде всего еврейским.

Первым месяцем года являлся нисану, который соответствовал примерно периоду с 22 марта по 22 апреля. Более мелкой единицей измерения времени являлась семидневная неделя, заимствованная вавилонцами у шумерийцев.

 

Лунно-солнечный календарь

 

Постепенно в Вавилоне лунный календарь превращался в лунно-солнечный. Для синхронизации солнечного и лунного календарных циклов шумеры с 2400 года до н.э. практиковали вставку тринадцатого месяца. Данный обычай унаследовали и вавилоняне.

Так, указом Хаммурапи от 1760 года до н.э. между месяцами улулу и ташриту был вставлен дополнительный месяц под названием «второй улулу» продолжительностью 30 дней. Впоследствии помимо «второго улулу» вставлялся также «второй аддару».

Помимо месяцев и года вавилонским астрономам были известны и длинные периоды времени для предсказания движения планет. Сохранились тексты, упоминающие длинные периоды для «планет»: Венера ‒ 6 400 лет, Луна ‒ 684 года, Сатурн ‒ 589 лет, Юпитер ‒ 344 года, Марс ‒ 284 года. Сами названия пяти планет, различимых без телескопа, носят вавилонские названия в греко-латинском переводе: Набу ‒ Меркурий, Иштар ‒ Венера, Нергал ‒ Марс, Мардук ‒ Юпитер, Нинурта ‒ Сатурн.

Вавилонского происхождения и названия двенадцати созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.

В вавилонской астрологии присутствовало представление о цикличности истории. Так, жрец бога Бела Беросс, переехавший из Вавилона в Ионию и около 280 года до н. э. основавший астрологическую школу на острове Кос, утверждал, что на Земле периодически происходят мировой пожар и всемирный потоп. Эти катаклизмы, по мнению Беросса, определяются течением звезд. Пожар охватывает 3емлю, когда все звезды, которые теперь блуждают по разным путям, соберутся в Раке, а наводнение грозит, когда то же множество звезд встретятся в Козероге. 

Для исчисления времени Беросс пользуется такими периодами, как сас в 60 лет, нер в 600 лет и сар в 3 600 лет. Этими же периодами Беросс оперирует, говоря об эпохах правления царей Вавилона и Ассирии.

Так что и модные поныне вычисления грядущих бед базируются на вполне вавилонской традиции. Дабы не вызвать нездоровых сенсаций отметим, что по расчетам Беросса, период от сотворения мира до ближайшей мировой катастрофы составляет 600 сар или 2 160 000 лет[3]. Так что в ближайшее время нам грозят исключительно творения наших собственных рук.

О высоте астрономических знаний Асиро-Вавилонии времени можно судить, например, по двум клинописным текстам из знаменитой Ниневийской библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Они буквально повергли в изумление современных астрономов.

 

Таблицы фаз Венеры

 

«Это таблицы фаз планеты Венеры, составленные на основании наблюдений в Вавилоне в течение 21 года правления вавилонского царя Аммизадуги (1643-1626 гг. до н.э.).

Данные оказались настолько точными (ошибки в измерении угловых величин не превышали долей секунды), что с их помощью удалось установить абсолютную хронологию эпохи Старого Вавилона.

Неясным остается лишь то, каким образом без современной оптики вавилонские звездочеты добились столь высокой точности.

Вавилонские астрономы создали лунный календарь, которым и поныне пользуются мусульмане и государство Израиль.

 

 

Еврейский календарь с праздниками. Месяц ABIB следующий за месяцем ADAR, ранее носил название NISAN

 

Величайшей заслугой вавилонских астрономов было открытие периода, известного под названием «са́рос», что по-египетски значит «повторение». Са́рос (греч. σάρος) или дракони́ческий пери́од ‒ интервал времени около 18,03 тропического года, по прошествии которого затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке. Это дает возможность предсказывать солнечные и лунные затмения, если известны затмения с начала сароса, либо предыдущего сароса.

Сарос приблизительно равен 6585 1/3 суток. Но почти такую же длительность будут иметь 223 синодических месяца. В них содержится 6585,321 дня. Поэтому разница в одни сутки набежит только по прошествии 1500 лет.

В течение одного сароса в среднем происходит 41 солнечное затмение (из них примерно 10 ‒ полные) и 29 лунных затмений. [Упомянутый выше сар Беросса, это на самом деле сарос, но почему-то увеличенный Бероссом с 18 до 3600 лет. Но оставим это на его совести]. 

По сообщению древнегреческого историка Диодора Сицилийского, жившего в I веке до н.э., вавилоняне при помощи сароса предсказывали затмения. Достоверно известно, что знаменитый греческий ученый Фалес из Милета, зная сарос, предсказал полное солнечное затмение, наблюдавшееся в Малой Азии 28 мая 585 года до н.э.

Лучшие возможности для предсказания затмений предоставляет период, равный тройному саросу ‒ экселигмос (греч. ἐξέλιγμος), содержащий целое число дней, который использовался в Антикитерском механизме, первом из известных аналоговых компьютеров, созданном примерно в 150 году до н.э.

Этот механизм был поднят с затонувшего греческого или римского судна у острова Антикитера в 1901 году. После более, чем столетних исследований, включающих компьютерную томографию, удалось воссоздать работу Антикитерского механизма на его рабочем аналоге.

 

Механизм представляет собой календарь, а также астрономическое, метеорологическое, образовательное и картографическое устройство.

Это самый древний образец аналогового вычислительного устройства, первая известная механическая Солнечная система, планетарий и астрономические часы.

Механизм создавался с тщательно разработанными и изготовленными бронзовыми шестернями с зубьями треугольной формы, созданными для выполнения определенных математических расчетов, позволяющих пользователю найти положение небесных тел на небе.

Основные функции механизма были:

‒ отображение положения Солнца,

‒ отображение положения Луны (включая фазу),

‒ определение солнечных и лунных затмений,

‒ отображение положения пяти известных планет,

‒ определение даты важнейших греческих игр и празднеств: Олимпиады, Наайские игры, Пифийские игры, Немейские игры и Истмийские игры.

В механических расчетах использовались циклы Сарос, Метона и Калиппа, о которых еще будет идти речь, и упомянутый выше цикл экселигмос.

Нечто подобное Антикитерскому механизму в Европе удалось создать к концу XVIII века. Поистине «Горацио, не все, что есть в природе, наука в состоянье объяснить»![4]

В очередной раз можно отметить, что в цивилизациях и Шумера и Египта и Вавилона, и наследовавшей им греческой, присутствует нечто, позволяющее говорить об их возникновении как бы сразу, из ничего. Но зато с полным набором признаков высокой культуры и цивилизации. О чем нам уже пришлось говорить в первой части наших «Пасхальных размышлений» (РНЛ. 07.05.2022).

После этого небольшого исторического календарного экскурса вернемся к нашему церковному календарю.

 

Продолжение следует

 

 

[1] См. напр.: А.Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря. В сб. «Контекст-1978», М.: «Наука», 1978. С. 62-135; то же – М.: Подворье Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 1996. Есть в инете.

[2] Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: «Наука», 1985. С. 222.

[3] Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. - М.: Наука, 1991. С. 125-126.

[4] Шекспир. Гамлет. Пер. Вит. Поплавского.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44