21 декабря 2021 г. исполняется 125 лет со дня рождения одного из самых великих русских полководцев времен Великой Отечественной войны – маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского.
Православный русский полководец польского происхождения
Константин Константинович родился в 1896 г. в семье поляка шляхетского происхождения Ксаверия Рокоссовского, который был машинистом паровоза и работал на Варшавской железной дороге. Юзеф Рокоссовский, дед будущего полководца был участником Отечественной войны 1812 года, причем воевал на стороне армии Наполеона. Мать Рокоссовского, Антонина Ивановна Овсянникова, была русской по происхождению.
Детство Рокоссовского прошло в Варшаве. Родители его крестили в православную веру, поскольку по законам Российской империи, брак с иноверцами запрещался. А поскольку г. Варшава был довольно продолжительное время в составе русского государства, на момент детских и юношеских лет жизни в нем будущего маршала, там проживало 37 тыс. человек, исповедующих православную веру (католиков было 400 тыс.). Это были русские люди, которые занимались купечеством, служили в армии, священниками в церкви или чиновниками государственном аппарате.
После крещения в православие Рокоссовский из Ксаверьевича стал Константиновичем.
Поскольку католики такой переход воспринимают всегда как предательство своей веры, то напрашивается вывод, что родители Рокоссовского сознательно выбрали православную веру, несмотря на давление со стороны католиков. В случае заключения брака с инославным человеком ведущей в таком случае для семьи становится та религиозная вера, в которой воспитываются дети. С Михеенков пишет, что все члены семьи были прихожанином православного храма.
Однако никаких документальных свидетельств крещения Рокоссовского не сохранилось. Все метрические записи были скорее всего утрачены в ходе двух мировых войн и революций. Факт крещения засвидетельствован по воспоминаниям потомственных родственников великого маршала.
Гражданская война 1917-1922 гг. как личная трагедия
Факты биографии Рокоссовского наполнены противоречиями. В этом нет ничего удивительного, потому что молодость будущего маршала попала на одни из самых кровавых событий русской истории – Первую мировую войну и затем братоубийственную Гражданскую войну. Поскольку целью новой Советской власти было полное забвение исторического прошлого Руси до 1917 г., то многие маршалы «корректировали» в анкетах свои биографические данные в сторону коммунистического происхождения. Вот почему Рокоссовский в одной из таких анкет в графе «Место рождения» указал Великие Луки, а не Варшаву.
Нужно сказать, что Рокоссовский на своей шкуре пронес всю трагедию Гражданской войны, поскольку его двоюродный брат Франц перешел на сторону польских националистов. Сам же Константин Константинович перешел в Красную Армию. И выбор этот был обусловлен скорее всего тем внутреннем разложением и тем «революционным» трендам, под которые попала вся армия Императорской России. И очень больно узнавать о том, что Рокоссовский был командиром эскадрона, который в ноябре 1919 г. участвовал в разгроме еще одного талантливого русского полководца – адмирала Колчака. Но увы, из истории, к сожалению, события не выкинешь.
При этом в отличие от М. Н. Тухачевского Рокоссовский не был троцкистом по своим убеждениям, поэтому, когда в июне 1937 года пришел донос на имя маршала Советского Союза К. Ворошилова о якобы имеющихся связах Рокоссовского с агентурой польской и японской разведки, в это было действительно трудно поверить. Но тем не менее, с августа 1937 г. по март 1940 г. Рокоссовский находился в тюрьме НКВД по этому ложному обвинению.
В 1940 г. справедливость восторжествовала, и Рокоссовский был реабилитирован по личному ходатайству И. В. Сталина, а затем после военной реформы 1930-х, в результате которой были восстановлены дореволюционные воинские звания, он стал генерал-майором.
«Солдатский след» Рокоссовского как ярчайшее историческое свидетельство о событиях Великой Отечественной войны
В Советской исторической школе несмотря на огромные усилия государства по увековечиванию памяти героев Великой Отечественной войны, появился ряд мифологем, которые до сих пор порой транслируются в школах и вузах.
Одной из таких мифологем является представление о неготовности Красной Армии к войне, которая стала следствием фактора внезапности, вызванной нападением фашисткой Германии на Советский Союз и соответствующим нарушением гитлеровцами пакта Молотова-Риббентропа 1939 г. В воспоминаниях маршала Рокоссовского «Солдатский след» есть об этом такие строки: «Вспомнилась окружная полевая поездка в июне 1941 года, то есть накануне войны, и беседы со многими товарищами, которые здраво оценивали положение, создавшееся к тому времени. Мы сходились во мнении, что немцы развязали себе руки на Западе, готовы к использованию своего преимущества для нападения на СССР. Но неужели это не чувствовали военные руководители центрального и окружного масштаба? Ну, допустим, Генеральный штаб не успел составить реальный план на начальный период войны в случае нападения фашистской Германии. Чем же тогда объяснить такую преступную беспечность, допущенную командованием округа (округами пограничными)? Из тех наблюдений, которые я вынес за период службы в КОВО (Краснознамённый Киевский военный округ – прим. А. Ц.) и которые подтвердились в первые дни войны, уже тогда пришел к выводу, что ничего не было сделано местным командованием в пределах его прав и возможностей, чтобы достойно встретить врага».
Рокоссовский своими глазами видел все те маневры, которые гитлеровские войска совершали у границ СССР поздней весной и в начале лета 1941 г. накануне войны. Кроме того, Сталину лично разведка регулярно докладывала об этих маневрах и, соответственно, местное командование обо всем этом знало, но не предпринимало никаких ответных мер. По официальной версии, командование боялось провокаций.
В первые дни войны Красная Армия была не неготовой к войне, а слабой по сравнению с армией вермахта, и поэтому несла большие потери. И обусловлено было это не беспечностью Советской армии, вызванной договором о ненападении 1939 г., а элементарной беспомощностью и дезорганизованностью перед хорошо вооруженным, высокоорганизованным и технически оснащенным противником. Ведь Советское государство все еще пожинало плоды разрухи Гражданкой войны, а начатую в 1930-е гг. военную реформу в полной мере завершить не успели.
Рокоссовский как гениальный военный стратег
Второй мифологемой, которая стала распространяться, прежде всего, через литературу и кинематограф, заключалась в том, что из всех полководцев заслуженным героем и орденоносцем Великой Отечественной войны является в основном маршал Г. К. Жуков за то, что он умел найти подход в общении с жестким военным руководителем И. В. Сталиным. Именно таким он преподносится в известной киноэпопее Озерова «Освобождение» в исполнении Народного артиста СССР Михаила Ульянова. Миф этот был вызван во многом антисталинской повесткой «оттепели» и «застоем», которая последовала после смерти вождя.
На самом же деле маршал Рокоссовский был также одной из ключевых фигур многих важнейших событий Великой Отечественной войны. Так в октябре-ноябре 1941 г. 16-я армия Рокоссовского ценой больших потерь смогла остановить наступление немецкой армии на Волоколамском направлении в сторону Москвы; в ноябре 1942 г. 16-я армия Рокоссовского помогла взять в кольцо окружения 6-ю армию генерала Паулюса в тяжелейших боях под Сталинградом; летом 1943 г. Рокоссовский смог блестяще организовать оборону благодаря точному расчету удара противника на Курской дуге и т.д. За последнюю операцию Рокоссовский удостоился личной похвалы от самого Верховного Главнокомандующего.
Главным же событием для Рокоссовского в ходе Великой Отечественной войны стала блестяще им проведенная военная наступательная операция «Багратион», в ходе которой маршал командовал войсками 2-го Белорусского фронта. По результатам данной операции летом 1944 г. от фашистов была полностью освобождена территория БССР.
Вот, что писал о ней Рокоссовский в своих воспоминаниях «Солдатский след»: «Перед войсками четырех фронтов были поставлены важные стратегические и политические задачи: ликвидировать выступ противника в районе Витебска, Бобруйска, Минска, разгромить и уничтожить крупную группировку вражеских армий «Центр», освободить Белорусскую Советскую Социалистическую Республику. А далее – начать освобождение братской Польши и перенести военные действия на территорию фашистской Германии. Большое значение придавалось организации взаимодействия, в особенности между 3-м и 1-м Белорусскими фронтами: именно их войска должны были быстро продвинуться на запад и сомкнуться своими флангами западнее Минска».
Именно Рокоссовский (а не Жуков) предложил использовать огромные массивы лесов и болот Белоруссии как плацдарм для проведения этой освободительной операции. «Чтобы продвигать технику, требовалось прокладывать гати, вырубать просеки, наводить мосты через многочисленные речки, заболоченные поймы» – писал маршал в своих воспоминаниях. При этом Рокоссовский также уговорил Сталина и все высшее командование нанести два удара по противнику двумя группами, а не одной большой, как это было принято раньше в ходе войн. Так, Рокоссовский сломал прежнее представление о ведении боев в русских войсках. И в этом также заключалась гениальность стратегии великого полководца.
Таким образом, сознательно принявший православие Константин Рокоссовский – это настоящий русский полководец, роль которого действительно важная в нашей отечественной истории. Недаром, его именем сегодня названы улицы огромного количества городов России, Белоруссии и Украины. В Минске имя русского воина Рокоссовского также носит один из проспектов.
В Польше, к сожалению, в настоящее время нет ни одной улицы, названной в честь маршала Рокоссовского. Жаль. А ведь для этой страны он был не просто освободителем от немецко-фашистских оккупантов, но еще и соотечественником, который после окончания войны по ходатайству польского руководства прослужил в рядах Войска Польского семь лет.
Что ж, таким отношением к России Польша славилась всегда. Но это уже другая история.
1. Да, соавный полководец и сильный человек
И как человек - сильный духом, образованный, культурный. Настоящий пример для подражания.