Духовные смыслы

В западном и русском миропонимании

Валерий Бухвалов 
Русская цивилизация 
0
19.08.2021 778

«Человек - это его вера».

И.В. Киреевский

Примерно 25 миллионов бывших граждан СССР проживает сегодня в зарубежных диаспорах. Часть этих людей ассимилировалась или продолжает ассимилироваться и нисколько не страдает от потери своей русской культурной идентичности. Да и была ли она у них? Они даже придумали для себя новое название – «европейские русские», совершенно не понимая, что культурная идентичность вырастает на поле культурных традиций, почвой для которых являются православные духовные идеалы. И если отсутствуют духовные идеалы, а поле культурных традиций засеяно лишь частично и при этом на нем много ценностей других культур, то не может быть и речи о сохранении конкретной, в данном случае русской культурной идентичности. В этом случае преобладает космополитизм, но его можно красиво назвать «самосознанием европейских русских».

К Православию «европейские русские» в лучшем случае безразличны, а то и откровенно враждебны, поэтому произведения русской культуры, пронизанные духовными смыслами не находят поддержки в их кругах. Высокую культуру они подменяют псевдокультурными поделками, в основе которых атеистический гуманизм с его «общечеловеческими ценностями», пронизанными толерантностью к греховным страстям. На такой матрице вырастают космополиты-гуманисты, убежденные сторонники прогресса, толерантные к содомии, педофилии, ювенальщине и прочим плодам атеистической свободы.

Сегодня появилось множество поделок постмодернистской культуры, претендующей на звание «русской». Эти поделки навязываются читателям и зрителям с восхвалениями и громкими эпитетами, но в содержании поделок нет главного, без которого ни одна книга, ни один фильм или картина не могут стать произведениями русской культуры – любви к евангельским идеалам. Для космополитов такая любовь невозможна, она разрушает их свободу грешить и жить согласно сатанинскому закону, который сформулировал в начале прошлого века известный масон и сатанист Алистер Кроули – твоя воля закон.

К чему ведет космополитическое самосознание, писал известный славянофил Иван Сергеевич Аксаков еще в XIX веке: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет – уже совлекает с себя образ человеческий, и возревнует об образе зверином». И мы все больше и больше наблюдаем возрастание ревности об «образах звериных» в современной Западной цивилизации.

Несмотря на мощную богоборческую пропаганду, значительная часть людей, проживающих в русских диаспорах, серьезно озабочена сохранением русской культурной идентичности у своих детей и внуков. Им не все равно, носителями какой культуры вырастут их дети и внуки, они желают сохранить у своих потомков русское самосознание. А чем русское самосознание принципиально отличается от самосознания западного человека?

Эти отличия весьма подробно описаны в работе Ивана Васильевича Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1).

Западный человек, по мнению Киреевского, всегда соблюдает законы, в этом его внешняя высокая нравственность. Более того, он доволен своим поведением и даже очень гордится этим. Он не ищет высоких духовных состояний, будучи убежденным в том, что его веры в папу Римского (католики) или просто веры (протестанты) достаточно для спасения. Единственное, чем он недоволен, так это тем, что у него мало возможностей, чтобы рассказать другим, какой он высоконравственный человек. Поэтому нередко строгие ревнители протестантизма разных направлений самым серьезным образом считают себя святыми уже в земной жизни.

Признаком особого расположения Бога, западный человек считает богатство, оно знак его избранности к спасению. Это ложное толкование христианства, время от времени сопровождаемое заявлениями о своей «избранности», «расовой чистоте», «исключительности» привело к легализации социального расизма в западном обществе, из которого выросли нигилизм, фашизм и нацизм. Радикальная трактовка гуманизма привела к эгоизму, феминизму, гендеризму, ювенальщине и содомии.

Западная духовно-политическая элита, воспитанная в кальвинистской концепции предопределения избранных к спасению твердо уверена, в однозначности и непогрешимости западного пути социокультурного развития и тем самым – своем безусловном праве диктовать другим народам правила жизни. Разве не это мы сегодня наблюдаем?

Западный человек ненавидит страдания, он считает их несправедливыми и неоправданными, ведь он святой, потому что живет строго по западно-христианской духовной парадигме - верит в Бога, соблюдает юридические законы, делает дела милосердия. Вся его духовная жизнь сводится к соблюдению церковных обрядов и внешних приличий, в ней нет понимания необходимости преображать свои страсти в добродетели.

Поэтому пороки постепенно легализуются, как нормы отношений в обществе и сферы коммерческой деятельности, общественная нравственность при этом деградирует. Для реализации самых диких желаний больше нет препятствий, торжествует сатанинский принцип - твоя воля закон.

Западный человек готов на любые компромиссы с совестью ради избавления от страданий. Он ждет воздаяния за свои добродетели, но даже не знает, что писал преподобный Исаак Сирин: «Воздаяние бывает не добродетели и не добрым делам ради нее совершаемым, а смирению, без которого и добродетели и добрые дела напрасны».

Вера, милосердие и подражание святым еще не делают человека смиренным, а значит, не являются главными условиями приобретения духовной любви и спасения в вечности. Поэтому, несмотря на внешние приличия и вежливость, западное общество крайне жестоко. По другому и быть не может там, где нет смирения, где с детских лет воспитывается эгоизм, стяжательство, славолюбие, оккультизм, гендерные извращения.

Смиренным русского человека делает православная духовная жизнь, включающая в себя молитвы, посты, исповеди, причастия и главное – постоянное понуждение себя к укрощению греховных страстей, ведь Царство Божие силою берется. Силою понуждения самого себя к ограничению своих греховных вожделений. Все это - православная духовная парадигма, на которой и вырастает русская культурная идентичность. Это и есть небесные приоритеты, которые для русского человека выше всех земных благ.

Поэтому русский человек, стремящийся к духовному совершенству, всегда недоволен самим собой, даже приличное материальное благополучие его не удовлетворяет. Он всегда ищет проявления духовных смыслов в повседневной жизни, и даже находясь в обычной кампании, где казалось бы нет места разговорам о высоких материях, русский человек будет с большим интересом рассуждать на философские темы.

Известный философ Н.А. Бердяев писал: «Русский безграмотный мужик любит ставить вопрос философического характера - о смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие».

Последнее для русского человека важнее всего, ведь справедливость, о которой он мечтает, возможна только в Царстве Божием. Справедливость есть лишь начальная стадия любви, потому что там, где в отношениях достигнута любовь, там не нужна справедливость. Поэтому не удивительно, что советский социалистический проект был воплощен именно в России, а сегодня в России идет активная работа по созданию социалистической концепции на основе православного мировоззрения (2).

Социализм в русском понимании – это пакет государственных социокультурных гарантий, обеспечивающих право на достойную жизнь каждому. Русский социализм вытекает из православного миропонимания всеобщего равенства людей перед Богом, что означает и равные с другими возможности на справедливые условия жизни. Вот почему в русском православном мировоззрении нет и не будет места нигилизму, фашизму, расизму, нацизму и прочему бреду, красиво именуемому «западными философскими течениями» (2).

Согласно православному учению нет, и не может быть никакого предопределения избранных к спасению, спасение доступно каждому, кто верит в Бога и ведет духовную жизнь. Но главное условие для спасения, почерпнутое из опыта правого разбойника – это раскаянность, за которую Бог может дать райское блаженство даже в последний момент жизни и даже закоренелому грешнику. Поэтому, в отличие от западного человека, русскому необходим поиск высоких духовных состояний, ведь духовно расти можно только в процессе преодоления трудностей и страданий.

Вот почему русский часто не имеет той внешней нравственности, которую имеет западный человек, но его духовный мир намного богаче любого западного философа, потому что в основе его внутреннего мира лежат евангельские заповеди, которые русский считает нормами своей жизни, не подлежащими сомнениям. И если он их плохо исполняет или какие-то не исполняет совсем, то это его волнует намного больше, чем уровень собственного благополучия. В этом духовная цельность русского самосознания – духовный и земной миры едины, но нормы духовного мира выше и важнее законов материального мира. В этом и заключается тайна русской души, которую никак не могут понять жители запада с мировоззренческой линейкой выгодно-невыгодно.

Русский человек спокойно и без ропота переносит страдания, он воспринимает их как достойные по грехам его, как необходимые для его духовного роста, ведь без страданий нет спасения, терпение страданий приводит к преображению греховных страстей в добродетели. В этом преображении страстей в добродетели – духовные смыслы спасения. В этом евангельском отношении к самому себе, как грешнику и к страданиям, как необходимому лекарству от собственных страстей и заключаются секреты стойкости русского солдата на поле боя, трудового подвига в тяжелейших условиях жизни, благородства души, способной прощать самые тяжелые обиды. Снять последнюю рубашку и отдать нищему ради душевного мира, вот подлинный подвиг.

Мы видим, что в мировоззрении западного человека земное благополучие выше стремления к евангельским высотам, тогда как, в мировоззрении русского человека стремление к евангельским высотам - главное, но у каждого по силе его намерений следовать им. Не зря в России говорят – Бог намерения целует!

Никогда русский человек не будет считать себя святым, его понимание своего места в вечности другое – да я грешник, гореть моей душе в адском пламени, но может быть зачтутся мои духовные устремления и терпение страданий на земле, и в вечности, по прошествии длительного времени, Бог помилует мою душу. Вечность – это же не бесконечность, в ней сохраняется пускай и слабая надежда на помилование на Страшном суде.

Таким образом, духовная парадигма жизни западного человека – дай мне, Господи рай на земле, чтобы исполнялись мои желания, не посылай мне страданий, а я буду верить в Тебя, подражать Тебе, время от времени творить дела милосердия и соблюдать все внешние нормы нравственных приличий. По сути дела – это узаконенное фарисейство (3).

Духовная парадигма жизни русского человека принципиально иная – не посылай мне Господи ни богатства, ни нищеты, я готов перенести на земле любые страдания, которые Ты пошлешь по грехам моим, готов ради соблюдения заповедей Твоих себя не щадить, обличать и не исполнять безнравственные нормы, делить последнее с ближними (3).

И это стремление к Царству Божиему, реализуемое в желании жить по совести с надеждой на спасение и есть сущность русского миропонимания. И каждый из нас в той мере носитель русского самосознания, в какой для него небесное выше земного.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

Источники:

1. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России\ http://lib.pravmir.ru/library/readbook/292

2. Молотков А.В. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке\ http://novsoc.ru/avtor-oglavleniya/

3. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4.

Совковость неистребима.Как раз то в войне и победили еще русские люди.И можно только сожалеть что в в 90гг.не сломали хребет коммунофашизму,который уничтожил великую страну и великий народ.Только тогда бы и появился шанс чтобы русские снова стали русскими,а не остались совковыми мутантами.
prot / 22.08.2021 09:23

3.

эти качества были связаны с православным мировозрением.Но именно эти качества и использовали враги России и православия,соблазнив народ демагогическим лозунгом"свобода,равенство ,братство".И произошла трагедия 1917г.последствия которой мы пожинаем,оказавшись в непонятной стране с непонятным народом.С искалеченным народом который,к сожалению,уже только по названию"русский".


А кто соблазнил особо "православных" русских назвать Гитлера "христолюбивым"? Скорее, именно эти русские настоящие калеки, а русские, сломавшие хребет германскому фашизму, вполне здоровы и по-настоящему русские, как их славные предки.

2. О душе русского человека.

Справедливо указаны качества души русского человека,который за Правду и справедливость был готов стоять до смерти.Все эти качества были связаны с православным мировозрением.Но именно эти качества и использовали враги России и православия,соблазнив народ демагогическим лозунгом"свобода,равенство ,братство".И произошла трагедия 1917г.последствия которой мы пожинаем,оказавшись в непонятной стране с непонятным народом.С искалеченным народом который,к сожалению,уже только по названию"русский".
prot / 21.08.2021 20:45

1. Две заповеди.

Первая: возлюби Бога как самого себя, всей душою, всей крепостью своею.
Вторая: возлюби ближнего как самого себя.
Обе эти заповеди подобны.
Первую можно отнести к западной парадигме, а вторую - к русскому человеку.
Игорь Бондарев / 20.08.2021 05:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская цивилизация
Что пригодно для России: многопартийность или
корпоративно-профессиональное представительство?
20.10.2021
День отца – «в целях укрепления института семьи»
По мотивам опыта Калязинского района
16.10.2021
28 лет великому преступлению
Памяти Героев, отдавших свою жизнь за Отчизну
04.10.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Идеология Третьего Рима
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 23:01
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от Анатолий Степанов
23.10.2021 22:48
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
23.10.2021 20:04
Царство ближних
Новый комментарий от Полтораки
23.10.2021 19:37
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от Алексей Ощепков
23.10.2021 18:29
Обыкновенный феминизм
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.10.2021 16:41