itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда носители духа станут хранителями русской идентичности

0
528
Время на чтение 7 минут

«И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут

(Лк. 12:47).

Кому дано много

На протяжении последних тридцати лет проблемы сохранения русского самосознания в Латвии неоднократно обсуждались – в социальных сетях, прессе, на собраниях, форумах, конференциях, политических мероприятиях. В большинстве своем эти обсуждения заканчивались резолюциями и в конечном итоге не привели к созданию культурной автономии, без которой сохранение и развитие русской общины невозможно. Слов было сказано много, дел было сделано мало. Отдельные мероприятия и проекты, к сожалению, не стали точками самоорганизации культурной автономии.

До сих пор нет четкого понимания содержания и роли русских культурных ценностей в латвийском самосознании и концепции их сохранения. И если власти четко и недвусмысленно определили свое понимание латвийского самосознания, как совокупности латышских ценностей, а интеграции общества, как радикальной модели «латышской Латвии», то у русской общины не было и нет своих принципов самосохранения, как субъекта русской культурной идентичности. Это является одной из главных причин нарастающей ассимиляции, когда у многих русских жителей от русскости остался только язык, да и тот далек от литературного.

Все эти годы необходимость сохранения русского самосознания подменялась и продолжает подменяться псевдоцелями либеральной идеологии, которая прочно сидит в сознании прорусских лидеров. С одной стороны борьба за права человека, с другой стороны достижение некоего согласия в обществе. Оба этих концептуальных подхода не имеют никакого обоснования применительно к практике сохранения русской общины в Латвии и не предлагают ничего конкретного для создания культурной автономии.

В результате мы наблюдаем с одной стороны полное согласие с идеями агрессивного латышского национализма, с другой стороны – погружение в дебри прав человека, далекие от сохранения русского языка и русской культуры. Итог многолетней имитации борьбы за русские смыслы – полная потеря прорусскими партиями доверия русского электората. Обе партии проиграли на последних выборах в парламент.

Что касается русских общественных организаций, то ни одна из них не предлагает какую-либо, пускай даже и несовершенную программу сохранения русской общины. Лидеры этих организаций демонстрируют нам свою концептуальную и организационную беспомощность.

Тридцати лет хватило русской общине Латвии, чтобы понять, что ни правозащитная, ни соглашательская работа не защищают их интересы и не обеспечивают сохранение русской культурной идентичности. Нужна организационно-культурная работа, направленная на сохранение и укрепление русской культурной идентичности у детей и взрослых.

Обращаясь к содержанию русской культурной идентичности, следует отметить, что ее основанием является православная духовность, определяющая нравственные нормы поведения и отношений. Культурно-исторические компоненты памяти в русском самосознании определяются православными духовно-нравственными смыслами. Поэтому сохранение русского самосознания невозможно без сохранения его православной духовной основы. И любая организация – общественная или политическая декларирующая свою приверженность делу сохранения русского самосознания должна опираться в своей деятельности на православные духовные ценности. В противном случае это пустозвонство. До сих пор, ни правозащитники, ни согласисты в своей работе не опирались на православные духовные ценности, ибо сохранение русского самосознания не являлось приоритетом их работы.

Возникает вопрос – а нужно ли в Латвии сохранять русское самосознание? До сих пор этот вопрос ни разу не был включен в содержание социологических опросов и понятно почему. Но результаты ряда политических акций и общественных кампаний двух последних десятилетий позволяют утверждать, что сохранение русского самосознания остается актуальной проблемой для значительной части русской общины. Русская община была и остается второй по численности общиной в Латвии и ее численность по европейским нормам позволяет требовать статуса национально-культурной автономии. Беда в том, что требовать некому, нет у нас лидеров, которым дано много.

Государство, согласно Сатверсме (конституции) Латвии, обязано оказать необходимую помощь в создании и поддержании такой автономии. Есть только одна проблема – ни правозащитникам, ни согласистам русская культурная автономия не нужна, как не нужна и лидерам русских общественных организаций, что мы наблюдаем уже много лет. Ни один из этих лидеров за все годы независимости даже не пытался реализовать проекты, направленные на создание русской культурной автономии. В то же время некоторые лидеры открыто выступали и противодействовали таким проектам. Может быть с лидерами что-то не так?

Кому много вверено

Для начала нужно напомнить, старое, но во все времена верное правило – спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Закон духовной жизни гласит – дух создает формы для своего воплощения и развития в бытии.

Русское самосознание как совокупность духовно-нравственных смыслов и культурно-исторических ценностей требует создания и развития адекватных форм для его сохранения и воспроизводства. Такими формами являются семья, детский сад, школа, общественная организация, библиотека, культурный центр.

Главное условие успешности в деятельности этих форм – реализация в них программ и мероприятий по сохранению русской культурной идентичности для детей и взрослых. Национально-культурная автономия для того и нужна, чтобы обеспечивать качественное функционирование этих форм. Многолетняя практика показала, что отдельные проекты, мероприятия и даже ограниченные по времени программы не дают значимого положительного результата.

Понятно, что в нынешней политической ситуации реализация целостного проекта национально-культурной автономии невозможна. Уж больно нагнетается в обществе ненависть ко всему русскому. Нужно время и последовательные шаги, которые возможны при условии наличия носителей духа. В законе духовной жизни сказано, что дух создает формы для своего воплощения и развития в бытии, но ничего не сказано о носителях духа. Есть ли они у нас?

Несомненно, они есть и именно им многое вверено. Это воцерковленные и даже невоцерковленные люди, не обязательно русские по национальности, но обязательно православные по своему мировоззрению и духу, которые готовы на первом этапе объединиться ради подготовки и реализации концепции национально-культурной автономии русской общины. Если такого объединения не происходит, значит, нет на то воли Божией в данный момент. Но именно с объединения носителей православного духа начнется работа по созданию культурной автономии. Когда такое объединение произойдет? Хочется верить, что в ближайшее время, к тому есть все предпосылки.

Что с них взыщется

Объединение носителей православного русского духа приведет к выполнению в их деятельности ряда условий, которые в предыдущих попытках объединений становились камнями преткновений и неудач.

Первым признаком успешной работы по созданию русской национально-культурной автономии в Латвии будет отказ носителей духа от политической ангажированности. Эти люди не должны быть лидерами и активистами политических партий, ибо опыт показывает, что любое общественное строительство всегда ангажируется политическими интересами строителей и, в конечном итоге, не дает нужных результатов. Мы помним о том, что нельзя служить Богу и мамоне, ибо сердце человека там, где его сокровища. Для подлинных носителей православного духа есть только одно место хранения сокровищ – русская культурная идентичность, которая окормляется Православной Церковью и стремится жить по евангельским заповедям. Невозможно себе представить Алексея Степановича Хомякова или Ивана Васильевича Киреевского членами какой-либо политической партии.

Однако это не означает, что прорабы строительства автономии не будут сотрудничать с общественными и политическими организациями. Будут, но по вопросам касаемым проблематики строительства культурной автономии, а не по организации наилучшего пиара для политических партий на делах строительства.

Второй признак – разработка концепции строительства, в которой будут четко определены программы, мероприятия и проекты по сохранению русской культурной идентичности в семьях, детских садах, школах, общественно-культурных центрах. Концепция также должна включать в себя мероприятия по подготовке специалистов для обеспечения деятельности автономии.

Третий признак – реализация программ сотрудничества общественных организаций и Православной Церкви. В этом сотрудничестве главную роль должна играть Православная Церковь, она духовно окормляет носителей духа и тем самым происходит возрастание нравственного и творческого потенциала в деле строительства автономии.

Четвертый признак – реализация информационных проектов направленных на пропаганду духовно-нравственных ценностей русского самосознания. Необходимо активизировать внимание русской общины к необходимости сохранения русского самосознания и объяснить людям, что ни мифология согласия, ни мифология прав человека к этому не имеют отношения.

Более того, обе эти формы общественного сознания в условиях агрессивного национализма не способны сохранить русскую культурную идентичность. Это право гарантируется Сатверсме и законом о национально-культурной автономии и его нужно реализовать.

И еще одно необходимо объяснять русским людям – максимальная самореализация своих способностей и талантов возможна в рамках родной культуры. Поэтому формирование у детей русской культурной идентичности должно стать частью воспитания на всех этапах образования.

Остается уповать на Промысл Божий для актуализации творческих потенциалов носителей православного духа. Уже давно пришло время, Господи помоги!

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Духовная любовь и творческий потенциал личности
Успешность в творческой деятельности во многом зависит от качества нашего взаимодействия с духовно-культурным содержанием национальных традиций
31.10.2022
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31