Мещёрские казаки

Из истории

Украинские националисты  Бывший СССР 
0
1664
Время на чтение 5 минут

 

В славном прошлом нашего государства масса тёмных пятен. Места, покрытые мраком неизвестности, есть и в древнем городе Касимове. Так первая в мире «Касимовская энциклопедия» вместила 3 тома по 500 стр. и далеко не полная! Недаром говорил французский писатель Бернар Ле Бовье де Фонтенель: «История есть ложь, о которой договорились историки». Наука ведь преподавалась с правильной точки зрения марксистко-ленинского учения. Такие понятия, как «мещёрские казаки», были надолго вычеркнуты надолго из официального реестра. Люди до сих пор не знают, что казаки появились в Мещёре задолго до крещения Руси. Подразделялись на «городецких», «мещёрских», «рязанских».

Давайте вспомним о Мещёрских казаках. «Мещёра», древнее племя, которое жило в I тыс. н. э. по среднему течению древней реки Оки. Объяснялось на языках финно-угорской группы. Нарицательное слово ока «вода», рязанское, приводит Евгений Фёдорович Будде (1859 – 1931). Летом 1894 года он побывал в Касимовском уезде Российской империи и собрал местные говоры в селе Шостье, где ещё в 80-х доживали век «цокающие» старухи, в деревне Жданово и др. Получилась книга Е.Ф.Будде «К Истории великорусских говоров/ Опыт историко-сравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губ…». В книгах А.Л. Монгайта «Археология Рязанской земли» представлена «Археологическая карта окрестностей Касимова».

Культура Мещёры близка к древнемордовской. Мещёра упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в древних русских летописях (в связи с походами на Казань первого русского царя Ивана IV (1530 – 84), великого князя московского и Всея Руси с 1533, 1-й русского царя, из династии Рюриковичей. Сына Василия III и Е. В.  Глинской, бывавшего в Касимове). Большая часть Мещёры к XVI веку обрусела, другая часть в период существования Казанского ханства (XV- XVI вв.) слилась с татарами.

Народ этот проживал в области Мещёра (юго-восток Московской, почти вся наша Рязанская, частично соседняя Владимирская, Пензенская (Наровчат, Наровчатское городище, остатки дозолотордынского города Мокша, упоминаемого в русских летописях, как Великий город. На карте ал Идриси 1154 года назван по-арабски Кабир (Великий), север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внёс свою лепту в историю нашей России. Мещёрские населённые пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопёр. Археологи, исследуя этот край, пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство или тенгриизм. Жившие здесь народы занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством и «казакованием» (иначе говоря грабежом, стало быть уходили в набеги на соседей, торговцев и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании трофеев сделали из них хороших воинов.

После распада Золотой Орды территория включена в состав русских княжеств. Эти земли стали окраиной Московского княжества. На эту территорию прибывали татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю. К середине XV века Великие князья привлекали к охране границ, в связи с острой нехваткой войск, и «Мещёрских казаков». Мещеряков приковывали их внимание к городовой и сторожевой службам. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упомянуты в 1491 году. В 1493 г. участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 г. сообщает об участии полковых казаков из Мещёры в походе на Казань: «А изъ Мещеры послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест».

В самом начале Ливонской войны (1558—1583 гг.) участвовали «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» (полковника) Ивана Безкудникова. Из числа мещёряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь. Помимо этого Касимов, в частности, снабжал Посольский приказ специалистами по восточным языкам. Для обеспечения бесперебойной деятельности внешнеполитического ведомства были необходимы люди, владеющие языками народов тех стран, с которыми осуществлялись дипломатические контакты. На восточном направлении это были Крым, Турция, Персия, Калмыкия, Ногайская орда и Бухара. Такими специалистами являлись станичники Посольского приказа, толмачи и переводчики. Станичники представляли собой разновидность гонцов и путевых приставов в мусульманские страны (в первую очередь в Крым) – официальных сопровождающих лиц при послах и посланниках, в обязанности которых входили надзор за ними, безукоризненное соблюдение посольского этикета (недопущение умаления чести русского царя), обеспечение их едой и ночлегом. «Мещёрские казаки», приписанные к пограничным московским городкам и служившие московским государям, в поведении и обычаях похожи на русских. Мещёрские «дети боярские» служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 г.: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засёк, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов».

Во времена Ивана Грозного «мещёрские казаки», после покорения Казани, используются в охране дальних рубежей, а также для завоевания и присоединения новых земель, для завоевания и освоения Сибири. Служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался Мещёрский приказ в Москве. Совместно с др. казаками, Мещёрские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком (ум. 1588) были и в составе отряда атамана Ермака. Андрей Дубенской был предводителем «мещёрских казаков». В 1628 году он был послан в Сибирь, где основал в урочище Красный Яр крепость, будущий город Красноярск. Участием в освоении Сибири Мещёрские казаки внесли большой вклад в расширение территории России и получении природных богатств, которые мы используем в настоящее время.

В Смутное время «мещёрские казаки» помогали самозванцам, что имело для них негативные последствия. Их стали выселять с насиженных мест. Уезжали даже на Терек через Волгу и Каспий. «Мещёрские казаки» составляли значительную часть служилых людей, на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII веках. Они были в составе городовых и станичных казаков. Участвовали в отражении набегов татар и нагайцев. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мещеряки, перейдя Волгу и дойдя до Урала. Были они и в составе Касимовского ханства. Часть мещерских-казаков христиан ушли к Донским казакам. Часть ассимилировалось с русскими. Со временем в источниках исчезли упоминания о «мещёрских казаках».

Большевики не любили казаков и историю России до 1917 г., архивы были просто уничтожены, и сведений о казачестве осталось мало. Особенно о тех казачьих войсках и формированиях, которые не существовали до 1917 г. Учёные во времена СССР старались обходить эту тему или писать о казаках в тёмных тонах.

Валерий Васильевич Камшилов, председатель Совета атаманов России, депутат Касимовской городской думы, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры

Олег Владимирович Романов, краевед Касимовского района Рязанской области

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Камшилов
«Укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе»
В Касимове особо чтут память святого князя Александра Невского
06.12.2024
Клыков был бы сегодня на фронте, в первых рядах
В Союзе писателей России прошёл вечер памяти великого русского скульптора
02.11.2024
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
12.10.2024
Духовник всея Руси
К 105-летию со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова)
08.10.2024
Касимов – город великого прошлого
Об истории и достопримечательностях города на Оке
22.08.2024
Все статьи Валерий Васильевич Камшилов
Олег Владимирович Романов
Касимов – город великого прошлого
Об истории и достопримечательностях города на Оке
22.08.2024
И всё-таки Касимов!
Святой князь Александр Невский умер в Касимове, жителей которого крестил князь-страстотерпец Глеб
15.08.2024
Русский царь — татарин из Касимова
О жизни и судьбе государя Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата)
25.03.2024
Иоанн Грозный и Мещёра
Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле?
28.01.2024
Все статьи Олег Владимирович Романов
Украинские националисты
Теракт ВСУ, военные преступления в Селидово
и спецсчета для иноагентов
18.12.2024
Рассказ экс-бойцов ВСУ, перешедших воевать
на сторону России // Идеологическая работа в украинской армии
16.12.2024
«Пока "гвардия" служит "императору", народ может не суетиться»
Народ не восстаёт не против Зеленского, он не восстаёт против власти, а власть на Украине находится в руках нацистов
11.12.2024
Пытки, предательство и побег // Откровения о службе
в разведке Украины экс-офицера СБУ
19.11.2024
В Севастополе убит самый высокопоставленный
офицер Черноморского флота с начала СВО/ Байрактарная дипломатия Турции
14.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 13:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03