В славном прошлом нашего государства масса тёмных пятен. Места, покрытые мраком неизвестности, есть и в древнем городе Касимове. Так первая в мире «Касимовская энциклопедия» вместила 3 тома по 500 стр. и далеко не полная! Недаром говорил французский писатель Бернар Ле Бовье де Фонтенель: «История есть ложь, о которой договорились историки». Наука ведь преподавалась с правильной точки зрения марксистко-ленинского учения. Такие понятия, как «мещёрские казаки», были надолго вычеркнуты надолго из официального реестра. Люди до сих пор не знают, что казаки появились в Мещёре задолго до крещения Руси. Подразделялись на «городецких», «мещёрских», «рязанских».
Давайте вспомним о Мещёрских казаках. «Мещёра», древнее племя, которое жило в I тыс. н. э. по среднему течению древней реки Оки. Объяснялось на языках финно-угорской группы. Нарицательное слово ока «вода», рязанское, приводит Евгений Фёдорович Будде (1859 – 1931). Летом 1894 года он побывал в Касимовском уезде Российской империи и собрал местные говоры в селе Шостье, где ещё в 80-х доживали век «цокающие» старухи, в деревне Жданово и др. Получилась книга Е.Ф.Будде «К Истории великорусских говоров/ Опыт историко-сравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губ…». В книгах А.Л. Монгайта «Археология Рязанской земли» представлена «Археологическая карта окрестностей Касимова».
Культура Мещёры близка к древнемордовской. Мещёра упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в древних русских летописях (в связи с походами на Казань первого русского царя Ивана IV (1530 – 84), великого князя московского и Всея Руси с 1533, 1-й русского царя, из династии Рюриковичей. Сына Василия III и Е. В. Глинской, бывавшего в Касимове). Большая часть Мещёры к XVI веку обрусела, другая часть в период существования Казанского ханства (XV- XVI вв.) слилась с татарами.
Народ этот проживал в области Мещёра (юго-восток Московской, почти вся наша Рязанская, частично соседняя Владимирская, Пензенская (Наровчат, Наровчатское городище, остатки дозолотордынского города Мокша, упоминаемого в русских летописях, как Великий город. На карте ал Идриси 1154 года назван по-арабски Кабир (Великий), север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внёс свою лепту в историю нашей России. Мещёрские населённые пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопёр. Археологи, исследуя этот край, пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство или тенгриизм. Жившие здесь народы занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством и «казакованием» (иначе говоря грабежом, стало быть уходили в набеги на соседей, торговцев и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании трофеев сделали из них хороших воинов.
После распада Золотой Орды территория включена в состав русских княжеств. Эти земли стали окраиной Московского княжества. На эту территорию прибывали татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю. К середине XV века Великие князья привлекали к охране границ, в связи с острой нехваткой войск, и «Мещёрских казаков». Мещеряков приковывали их внимание к городовой и сторожевой службам. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упомянуты в 1491 году. В 1493 г. участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 г. сообщает об участии полковых казаков из Мещёры в походе на Казань: «А изъ Мещеры послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест».
В самом начале Ливонской войны (1558—1583 гг.) участвовали «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» (полковника) Ивана Безкудникова. Из числа мещёряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь. Помимо этого Касимов, в частности, снабжал Посольский приказ специалистами по восточным языкам. Для обеспечения бесперебойной деятельности внешнеполитического ведомства были необходимы люди, владеющие языками народов тех стран, с которыми осуществлялись дипломатические контакты. На восточном направлении это были Крым, Турция, Персия, Калмыкия, Ногайская орда и Бухара. Такими специалистами являлись станичники Посольского приказа, толмачи и переводчики. Станичники представляли собой разновидность гонцов и путевых приставов в мусульманские страны (в первую очередь в Крым) – официальных сопровождающих лиц при послах и посланниках, в обязанности которых входили надзор за ними, безукоризненное соблюдение посольского этикета (недопущение умаления чести русского царя), обеспечение их едой и ночлегом. «Мещёрские казаки», приписанные к пограничным московским городкам и служившие московским государям, в поведении и обычаях похожи на русских. Мещёрские «дети боярские» служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 г.: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засёк, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов».
Во времена Ивана Грозного «мещёрские казаки», после покорения Казани, используются в охране дальних рубежей, а также для завоевания и присоединения новых земель, для завоевания и освоения Сибири. Служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался Мещёрский приказ в Москве. Совместно с др. казаками, Мещёрские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком (ум. 1588) были и в составе отряда атамана Ермака. Андрей Дубенской был предводителем «мещёрских казаков». В 1628 году он был послан в Сибирь, где основал в урочище Красный Яр крепость, будущий город Красноярск. Участием в освоении Сибири Мещёрские казаки внесли большой вклад в расширение территории России и получении природных богатств, которые мы используем в настоящее время.
В Смутное время «мещёрские казаки» помогали самозванцам, что имело для них негативные последствия. Их стали выселять с насиженных мест. Уезжали даже на Терек через Волгу и Каспий. «Мещёрские казаки» составляли значительную часть служилых людей, на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII веках. Они были в составе городовых и станичных казаков. Участвовали в отражении набегов татар и нагайцев. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мещеряки, перейдя Волгу и дойдя до Урала. Были они и в составе Касимовского ханства. Часть мещерских-казаков христиан ушли к Донским казакам. Часть ассимилировалось с русскими. Со временем в источниках исчезли упоминания о «мещёрских казаках».
Большевики не любили казаков и историю России до 1917 г., архивы были просто уничтожены, и сведений о казачестве осталось мало. Особенно о тех казачьих войсках и формированиях, которые не существовали до 1917 г. Учёные во времена СССР старались обходить эту тему или писать о казаках в тёмных тонах.
Валерий Васильевич Камшилов, председатель Совета атаманов России, депутат Касимовской городской думы, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры
Олег Владимирович Романов, краевед Касимовского района Рязанской области