Еще раз о трезвомыслии

Виктор Корн «опровергает» Анатолия Степанова

Екатеринбургские останки 
0
1323
Время на чтение 16 минут

От редакции: Весьма странную статью прислал в адрес редакции наш давний автор Виктор Корн. Странную, разумеется, не потому, что он пытается полемизировать со мной, более того, пытается доказать, что нет такого понятия «трезвомыслие», что это - моя выдумка. Я никогда не пытался пресекать полемику со мной, напротив, если она носит предметный характер, я такую полемику приветствую. Но странность статьи В.Корна заключается не в этом, - она просто не имеет предмета. Не понятно, что с точки зрения содержания хочет сказать автор читателю.

Понятно только, что он пытается дискредитировать понятие «трезвомыслие», которое я часто использую, в том числе путём постановки меня в один ряд с о. Авраамием (Рейдманом) и Аркадием Малером. И даже привлекает цитату из Апостола Павла о законоучителях, которые не разумеют что говорят. Но вот чего у меня никогда не было, так стремления стать законоучителем, так что надо было автору серьезнее поработать с цитатами из Нового Завета, к чему он вроде как даже всех призывает.

Если бы автором подобной статьи был кто-то другой, я бы просто выбросил статью в урну, как не заслуживающую внимания, но, боюсь, Виктор Иванович посчитает это доказательством своей правоты и моей слабости. Он почему-то считает, что мы должны публиковать все тексты, которые он присылает для РНЛ. Не хочется обижать В.Корна, пусть читатель сам определит своё отношение к предмету (на мой взгляд, скорее, беспредметности) спора.

Из статьи можно понять, что Виктор Иванович был уязвлен моим тезисом об отсутствии (я бы скорее сказал о дефиците) у него трезвомыслия и решил воспользоваться возможностями интернета, чтобы выяснить что же означает это самое трезвомыслие. Ну что тут скажешь? Был простой выход из этой ситуации - задать мне прямой вопрос. Но Виктор Иванович не и ищет простых путей, он решил пойти трудным, обходным путём.

Ежели бы он обратился ко мне за разъяснением, то я бы разъяснил ему своё понимание трезвомыслия. Попытаюсь сделать это тут теперь уже не только для В.Корна, но и для читателей.

Итак, что же такое трезвомыслие в моём понимании? Речь, понятно, идёт о ситуации вокруг «екатеринбургских останков». Это: 1) трезвое, критическое и даже скептическое отношение к конспирологии, а особенно к нумерологии, чем, увы, увлекается наш автор; 2) подкрепление своих тезисов, а тем паче выводов фактами, а не только противоречиями в документах, подкреплять нужно именно положительными фактами и документами, ежели таких фактов и документов не имеется, то формулирование своих выводов должно производиться в предположительной стилистике (чего тоже часто не достает нашему автору); 3) трезвое, критическое отношение ко всякого рода видениям и откровениям, типа, «свидетельств» некой р.Б. Нины, которой несколько раз являлся Государь, сказав, что тела Царственных Страстотерпцев сожгли и выпили, причем, один раз Государь даже вступил в дискуссию в агитаторшей из РайОНО; 4) трезвое, критическое отношение к разного рода мифам вокруг цареубийства, напр., мифу об «отрезанных головах» и к «свидетельствам», пусть и вписывающимся в концепцию, таких «свидетелей», как Труфанов, Беседовский и т.п.

Виктор Иванович утверждает, что трезвомыслие не имеет отношения к добродетели здравомыслия, я же считаю эти слова синонимами, но мне больше нравится именно термин трезвомыслие, по мне лучше все-таки говорить о трезвости мысли, а не о здравости мысли, хотя антонимы лучше во втором случае. Трезвой мысли противостоит пьяная мысль, а здравой мысли больная мысль. Ну, а далее статья В.Корна.

 ***

«Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, и того, что утверждают» (1 Тим. 1: 7)

 

«К чему приводит отсутствие трезвомыслия», - под таким названием вышла на РНЛ (27.11.2017) cтатья Виктора Корна с комментарием Анатолия Степанова «В прелести цареборчества: идеологическая артподготовка к признанию екатеринбургских останков "царскими"»[1].

Так, автор узнал об отсутствии у него «трезвомыслия», что подвигло его на желание познать: что же означает такое громкое на Руси, слитное сложное слово- «трезвомыслие»?

Первым уловом в сети оказался серьезный источник: двухтомник издания Ново-Тихвинского женского монастыря «Трезвомыслие» [2], в аннотациях к которому на многочисленных сайтах не раскрывается суть этого громкого названия, как это, казалось бы, должно быть.

Попытка найти определение слова «трезвомыслие» в толковых словарях русского языка окончилась неудачей, что в немалой степени смутило автора: как, вообще, в таком случае стал возможен выбор названия двухтомника для православного издательства «Паломник»? Теперь уже возникло естественное желание показать людям, которые используют слово «трезвомыслие»: а правильно ли они понимают его смысл? Тем более, когда упрек в отсутствии «трезвомыслия» прозвучал на той самой РНЛ, на которой было опубликовано более 60-ти статей только по теме Царского Дела, пишущего эти строки автора, не обладающим, как оказалось, этим самым...«трезвомыслием».

Такое серьезное обвинение поставило под сомнение все то, что было написано автором за восемь лет и было опубликовано на РНЛ. Правда, возможен и иной вердикт: сам главный редактор РНЛ до конца не разобрался в таком понятии, как «трезвомыслие», возможно, не найдя его в толковых словарях. Подтверждением тому служит название одной из статей А.Д. Степанова Добродетель трезвомыслия. О «екатеринбургских останках» в жанре публичной исповеди/ РНЛ 06.07.2017.

Трезвомыслие не может быть добродетелью: ни по философским понятиям в Древней Греции, где добродетель - мудрость, мужество, справедливость, умеренность, ни, тем более, по христианским, когда добродетель - вера, надежда, любовь. Представляется более верным путем, при рассмотрении аспектов Царского Дела, придерживаться понятий христианских добродетелей, а при выходе за их границы - философским понятием в Древней Греции.

Русский орфографический словарь[3] и Словарь синонимов русского языка [4] приводят, весьма спорные, синонимы: «трезвомыслие: здравомыслие, разумность». После знакомства, в том же словаре [4], с синонимами слова «разумность: основательность, толковость», оно вполне может быть исключено из синонимов слова «трезвомыслие».

Если же исходить из того, что широко известное старинное русское слово «здравомыслие» (способность правильно, разумно мыслить, рассуждать) не содержит в себе такого состояния человека, как «трезвомыслие», то последнее, на наш взгляд, не может быть синонимом «здравомыслия». Но в этом нам еще предстоит разобраться, изучая первую составную часть слова «трезвомыслие» и ее корни.

«ТРЕЗВЫЙ Индоевропейское - ter- (делаться бесчувственным).

Общеславянское - terzvъ (болеющий после состояния опьянения).

В русском языке слово употребляется с XI в. Однако убедительной теории появления этого слова в языке не существует. Одним из допустимых вариантов считается происхождение слова из церковнославянского. Существительное «трезвость» появилось значительно позже. Производные: трезвость, трезво, вытрезвитель» [5].

Обратимся за помощью к церковнославянскому языку: «Трезвенный = воздержный (совр.: «умеющий ограничивать свои потребности в еде; в оценках, суждениях» - В.К.). Старциемъ трезвеннымъ быти (Тит. 2: 2)... - собственно значит трезвый, воздержный. Но апостол Павел говорит здесь о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечением, пристрастию и прочим склонностям и когда, напротив, руководится в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость приобретается опытом и продолжительною жизнию и есть наилучшее украшение старости. Благодаря трезвости пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни» [6].

Полный церковнославянскій словарь прот. Г. Дьяченко издания начала 20-го века, привел перевод стиха Тит. 2. 2, сделанный Святителем Феофаном Затворником. Таким образом, мы пришли к первоисточнику: послание апостола Павла к Титу (Тит), Глава 2, стих 1, 2: «1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» [7].

В этом тексте стиха Тит. 2. 2 нет слова «трезвеннымъ», Апостол Павел говорит не о нем, посему обратимся к оригиналу - древнегреческому языку, на котором есть слово «софросюнэ» - «целомудрие», в синодальном переводе Библии - «здравый смысл», то есть, «здравомыслие». Целомудрием - σωφροσύνη (от σωος - целый, здравый, и φρονειν) называется здравое состояние ума: например, Софро́н - мужское имя греческого происхождения, состоящее из частей «сос» - цельный, неповреждённый и «фрон» - дух, разум. В переводе с древнегреческого языка имя означает «благоразумный», «здравомыслящий», «мудрый», «разумный» человек. Это имя носят несколько святых. К тому же, на древнегреческом слово «трезвый» звучит как «мετάφραση», следовательно, целомудрие - σωφροσύνη никоим образом не может быть переведено, как быть «трезвеннымъ».

Существует и несколько иное, чем в словаре Г. Дьяченко («трезвенный - трезвый, воздержный») определение слова «трeзвенный»: «воздержный; трезвенник - трезвый, бодрствующий; трезвение - трезвость, бодрствование» [8].Синонимом слова «бодрствование»(активный уровень психической деятельности человеческого организма) является такое, широко известное и у православного народа понятие, как «бдение».

Рассмотрим толкование святителя Феофана Затворника на послание святого апостола Павла к Титу Глава 2, стих 2: «Старцем трезвенным быти, честным, целомудренным, здравствующим верою, любовию, терпением», которое, видимо, сыграло одну из ведущих ролей в выборе названия для двухтомника «Трезвомыслие».

«Старец здесь не пресвитер, а престарелый летами. Сему престарелому подобает быть, во-первых, трезвенным. Трезвенность или трезвение есть трудом и опытом стяжанное внимание ума к тому, что происходит внутри, и к тому, как текут дела вовне, то и другое пред лицем Божиим, - внимание, сопровождаемое бодренностию, неослабным напряжением сил, в готовности ко всякому должному делу. Как кормчий на корабле зорко смотрит и вперед, и по сторонам, чтоб как должно направлять корабль, так и трезвенный острозорок ко всему, что внутри и вовне, чтоб как должно направлять свою духовную жизнь. Трезвение установляется не вдруг, а долгим трудом, и уже после того, как улягутся страсти. Как у старцев и естественно улегаются многие страсти, то и порядок естества требует, чтоб они были трезвенны. Однако ж это не всегда бывает; не бывает, коль скоро предшествовавшая жизнь не была исправною. Потому в сей заповеди, старцам, скрыта заповедь и мужам - упражняться в трезвении, чтоб в старости эту добродетель иметь неотъемлемым качеством. Противоположно трезвенности невнимание к себе и делам своим, рассеяние мыслей, разленение и опущенность. Блаженный Феодорит пишет: трезвенность требует -"всегда бодрствовать и трезвиться и иметь приличное возрасту благоразумие". Святой Златоуст говорит: "и старость имеет недостатки; ей свойственны небрежность, леность, забывчивость, тупость и неподвижность. Посему Апостол и заповедует старцем трезвенным быти. Ибо человека в этом возрасте многое располагает быть не трезвенным, и наипаче то, о чем сказал я, то есть притупление всех чувств, медлительность и нелегкодвижность". Но кто себе внимает, тот всегда может быть трезвенным, то есть "бодренным и готовым на все должное" (блаженный Феофилакт)» [9]. Здесь, «на все должное», скорее всего, означает личный выбор, в данном случае для каждого отдельного старца.

Вспомним, что несколько иное - краткое, содержательное, вычленяя самое главное - наставление дает Титу апостол Павел, поучая его: «2.1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» [7]. Мы видим здесь христианские добродетели!

Представляется, что поучение «...сообразно с здравым учением» будет более понятно для поучаемого, чем размытое, многоликое «трезвение» с его высокой требовательностью, которую не всегда может выполнить «престарелый летами», имеющий «медлительность и нелегкодвижность»: «внимание, сопровождаемое бодренностию, неослабным напряжением сил, в готовности ко всякому должному делу».

Тем более непонятен выбор названия двухтомника «Трезвомыслие», если вспомнить его основное предназначение, приведенное в аннотации: «...сборник творений русских подвижников благочестия XV-XIX столетий подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве». Да и сами монахини-сестры переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря, далеки от поучаемых «старцев» (Тит. 2: 2): «Старцем трезвенным быти...», - в переводе Святителя Феофана Затворника.

Отсутствие слова «трезвомыслие» во всех толковых словарях русского языка, невольно позволяет считать его «новым», относящимся к тому «новоязу», о котором писал Джордж Оруэлл в романе «1984», чуть не дотянувшем, по годам, до горбачевской «перестройки».

А есть кто-то еще, кроме схиархимандрита Авраама (Рейдмана), кто сейчас трезвонит о «трезвомыслии»? Об этом говорит А.М. Малер в докладе «Христианское трезвомыслие и преодоление Постмодерна».

В аннотации к публикации доклада А.М. Малера, говорится: «С точки зрения современной конвенциональной культурологии (каково закручено? - В.К.) текущая историческая эпоха определяется как эпоха Постмодерна. Возможно ли нам, детям этой эпохи, выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания? И как в этом может помочь христианское трезвомыслие? Об этом пишет Аркадий Маркович Малер в данной публикации, являющейся докладом, представленным на конференции "Антикризисный потенциал Евангельской культуры" в Курской православной духовной семинарии, прошедшей в декабре 2015 года» [10].

«Православное христианство - это единственная религия, которая никогда не призывает человека входить в экстатические, измененные состояния сознания и всегда требует от него укрепляться в своем трезвомыслии (σωφροσύνη). Софросюнэ - это специфическое древнегреческое понятие, одна из четырех добродетелей Платона (наряду с мудростью, мужеством и справедливостью) [Платон. Государство / Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1994] и интеллектуальная (дианоэтическая) добродетель Аристотеля, переведенное в церковно-славянском языке как "целомудрие", а в синодальном переводе Библии как "здравый смысл" (здравомыслие). Так, апостол Павел говорит прокуратору Фесту: "я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла" (Деян. 26: 25)» [10].

Если др. греч. σωφροσύνη - софросюнэ, как выше сказано, означает "целомудрие"... "здравый смысл (здравомыслие)" - то на каком основании, а главное - почему, уважаемый А.М. Малер переводит его как «трезвомыслие»? Напомним, что производным от его первой составляющей - слова «здраво» являются слова «трезвенние, трезвенный = воздержный». Чем, в таком случае, «воздержность» поможет нам, «детям эпохи Постмодерна... выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Поможет, вероятно, только в том случае, если «трезвомыслие» приравняем, как это сделал А.М. Малер, к «здравомыслию». Но, так и просится вопрос: «А почему бы нам, православным не добавить к нашей мудрости, мужеству и справедливости четвертой добродетели - здравомыслия и «выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Тем более, что обладание только одним здравомыслием, без первых трех добродетелей, явно будет недостаточно в борьбе с одной из составляющей всемирного зла, запрятанной за вывеской - «постмодерная парадигма».

В связи с вышесказанным, следует возвратиться к книге «Трезвомыслие» и вспомнить, что по этой теме говорит автор-составитель схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Ничего нового я сказать не могу. Всё это уже известно и сказано жившими прежде нас. Когда я пытался в молодости своей изобрести что-то такое особенное в духовной жизни, чтобы можно было быстрее совершенствоваться, на всякую мою выдумку мой духовник, глинский постриженик игумен Андрей (Машков), отвечал: "Петр (так звали меня в миру), всё уже придумано. Молись, и всё". Поэтому обратимся к святым отцам: и духовники, и игумены, и игумении, и, конечно же, пасомые ими духовные чада и насельники монастырей» [11].

«В 1970-90-х годах отец Авраам был духовным чадом игумена Андрея (Машкова), одного из последних насельников прославленной Глинской пустыни» [12].

В докладе «Глинская пустынь и Уральская Голгофа» [13] приведены результаты исследования архивов Одесской и Измаильской епархии, по которым было установлено, что Анатолий Алексеевич Машков (род. 17.02.1925) в 1955-1961 годах находился в числе братии Глинской Пустыни (монах Андрей с 1958 г.); просфорник Андрей (Машков), с 1968 г. иеродиакон, с 1970 г. иеромонах Свято-Успенского мужского монастыря под Одессой; в 1978 году он был переведен в Свято-Рождество Богородничный женский монастырь под Измаилом; в 1979 году, там же был рукоположен в сан игумена и до кончины в 1994 году находился в этом монастыре.

Тяжелая жизнь отшельников -монахов Глинской пустыни, ушедших после ее закрытия в 1961 г. в горы Абхазии, отразилась на здоровье Андрея (Машкова), проводившего все отпуска на лечении на Кавказе. Нет ни одного его заявления на разрешение для поездки «к отцу Николаю (Гурьянову), отцу Кириллу (Павлову), отцу Иоанну (Крестьянкину)», как говорится на сайте «Игумен Андрей (Машков)»: «Нередко ездил к ним, и они всегда принимали его как родного»[14]. С «отцом Иоанном (Масловым)», тогда монахом Глинской Пустыни, монах Андрей (Машков) делил трудности жизни отшельников в горах Абхазии (есть их общая фотография тех лет).

Живший с просфорником Андреем (Машковым) в одной келье монах Свято-Успенского монастыре рассказал об их трудной жизни в монастыре в те годы, когда об их «чадах» не могло быть никакой речи. Не подтверждают архивы и службу в православных храмах Одессы Петра Исааковича Рейдмана (род. 1953), также, как и его учебу в Одесском нефтяном техникуме.

Чего нельзя признать за истину, руководствуясь в своих суждениях здравым смыслом - здравомыслием, то, наверное, можно принять за таковую, исходя из «трезвого» взгляда на существующие проблемы и вызовы времени, призвав на помощь «новояз» - трезвомыслие.

Известна работа схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг» (2010) , в которой он совершенно определенно высказывается о принадлежности останков: «После этого убийцы стали думать о том, как спрятать трупы. Сначала их отвезли на то место, которое сейчас известно как Ганина Яма. Потом, не сумев укрыть тела там, они, можно сказать, случайно спрятали их в так называемом Поросенковом логу, прямо на дороге. Сейчас идут споры о том, подлинные ли останки найдены там. Я думаю, скоро истина прояснится, и все удостоверятся в том, что в Петропавловском храме в Петербурге почивают подлинные останки Царской Семьи» [15].

Но, одно дело личное мнение схиархимандрита, высказанное им вопреки решению иерархов РПЦ, ставшего на путь признания останков жертв убийства в Ипатьевском доме, а иное - наличие веских доказательств этого утверждения. Известно, что в вопросе, касающимся «святых мощей», духовное лицо руководствуется иными свидетельствами, чем научные выводы и мирские соображения. Старец Николай (Гурьянов), который, якобы, по словам самого схиархимандрита Авраама (Рейдмана), благословил его на путь наставнического служения в женском монастыре, считал иначе: "Царских останков нет... Они сожжены» [16].

«В конце 2010 года на престольный праздник Святителя Николая 19 декабря в наш храм пришли мощи Святых Царских мучеников. К сожалению, мы до сих пор не осознали всей торжественности, радости и милости этого события. Наш храм один из двух в мире обладает этой великой святыней. В ковчеге находятся частицы мощей из, так называемого, первого захоронения на Поросенковом логе» [17].

Можно представить себе саркастическую усмешку масонов, узнавших эту «новость»: лже-мощи Царской Семьи пришли в Германию, в страну, начавшую, благодаря стараниям тех же масонов, Великую войну, погубившую три христианские империи; языку этой страны не обучали в Царской Семье. Теперь известно отношение Государыни Императрицы Александры Федоровны к кайзеру Германии - родственнику Царской Семьи, которого она, бывшая немецкая принцесса глубоко презирала за его недалекий ум, двуличие и лживость.

Это была кража частиц, из находящихся на хранении в Свердловском Областном Бюро судебно-медицинской экспертизы, костных останков из вскрытого в 1991 г. захоронения в Поросенковом логу; кража, оставшаяся без наказания вследствие того, что по этому факту не было, вопреки требованиям закона, открыто уголовное дело. Известен приезд в 2004, 2007, 2008 гг. в Екатеринбург штутгартского владыки епископа Агапита (Горачека), которого встречали монахини из Ново-Тихвинского монастыря; не мог он, естественно, не встречаться и с настоятелем монастыря, схиархимандритом Авраамом (Рейдманом).

«Какой ещё более тяжкий удар можно нанести церковному сознанию, чем тот, когда церковное сознание расшатывают верховные выразители его; какое ещё более сильное потрясение может быть в жизни Церкви, чем то, когда зодчие - разрушители, пастыри же - волки?» [18].

Занимаясь темой «трезвомыслия» надо не оставлять без внимания и ясно понимать, что она не может подменять собою четвертую добродетель - «здравомыслие», а обращаясь к «святым отцам - русским подвижникам благочестия XV-XIX столетий», надо помнить, что в православии были и остаются главными первоисточники - Книги Нового Завета; надо следовать тем истинам, которые изложены в них, искажению которых и борьбы с этими искажениями были посвящены едва ли не все Вселенские соборы.

 

Приложение

[1] К чему приводит отсутствие трезвомыслия 

[2] Трезвомыслие. Том 1-2. Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой. Год: 2009. Автор: Схигумен Авраам (Рейдман) (составитель). Изд. Ново-Тихвинского женского монастыря/Паломник.

[3] Русский орфографический словарь 

[4] Словарь синонимов русского языка/ https://sinonim.org/.

[5] Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / evartist.narod.ru/text15/001.htm копия.

[6] Полный церковнославянскій словарь прот. Г. Дьяченко slavdict.narod.ru копия/ с. 728.

[7] https://mission-center.com/ru/component/content/41-bibl/122-tit/. Такой же перевод, см. здесь 

[8] Церковнославянский словарь http://www.orthodic.org/cs/%D0%A2/11/.

[9] http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/poslanie-titu-tolkovanie/txt01.html/.

[10] Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт. Опубликовано 21.12.2016 в рубрике Учебные пособия и материалы » Мировая культура.

[11] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) /12 октября 2012 г. 

[12] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) http://lib.pravmir.ru/library/author/38.

[13] В.Корн. Глинская пустынь и Уральская Голгофа/ Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции Православие на Урале: Вехи истории/ Уральское Церковно-историческое общество. Екатеринбург, 2013. С. 66-73.

[14] http://orthodoxreading.livejournal.com/2271.html.

[15] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг» /16 июля, 2010

[16] Свидетельсто старца Николая (Гурьянова): царских останков нет. Они сожжены 

[17] Архитекторы ковчега «штутгартских мощей». Как останки из Поросенкова Лога оказались в Никольском храме Штутгарта 

[18] Епископ Триадицкий Фотий «Кризис в православном церковном сознании сегодня - возможна ли в Православии категория «внешней правильности»? 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. про конференцию

Кто знает, научная Конференция 22 апреля была или нет? В новостях информации нет. Может что пропустила?
Избицкая Е.Н. / 22.04.2018, 19:51

14. чистякова

вот именно в день рождения ленина, о котором вообще зачем впоминать-то? ………

И то верно, зачем вспоминать главного обвиняемого по царскому делу ? Или он еще не обвиняемый? Вспоминать Ленина будут дикторы из телеэкранов параллельно с темой убийства царской семьи. Как это будет выглядеть со стороны, не сложно представить. Другой вопрос, что нового мы услышим на конференции? Очередное отбеливание имени именинника или название имен истинных убийц царской семьи? Вопрос идентификации останков не решает вопроса истинных обстоятельств убийства или спасения членов царской семьи и лиц из их окружения. Про судьбу Великого Князя Михаила Романова ни на одной из конференций ничего нового сообщено не было, хотя уголовное дело открыто и по факту его убийства тоже.
Избицкая Е.Н. / 21.04.2018, 05:21

13. Ответ на 12., Lucia:

Наука чем хороша? Ей, что велят, то она и докажет.

Вот если даже не учитывать эту составляющую, всё равно все научно-исследовательские методы имеют погрешность. Для технаря это очевидные вещи. Гуманитарии этого никак не могут понять.
М.Яблоков / 21.04.2018, 04:58

12. Ответ на 6., М.Яблоков:

Это у них логика такая. Если Собор засвидетельствовал, а ученые доказали, что мощи - те самые, то, следовательно, чудес не требуется.Лукаво все это. Только Вселенский Собор обладает непогрешимостью, а не Архиерейский, тем более, не мнение ученых )) А Своих угодников только Бог прославляет!На Афоне эту подделку не признают.

Наука чем хороша? Ей, что велят, то она и докажет.
Lucia / 20.04.2018, 21:45

11. Re: Еще раз о трезвомыслии

вот именно в день рождения ленина, о котором вообще зачем впоминать-то? И займёмся делом, которое он и его сподвижники считали оконченным и забытым. нам надо помнить, что это день жён-мироносиц, а не всяких бесноватых.
чистякова / 20.04.2018, 20:18

10. Re: Еще раз о трезвомыслии

Для большинства день рождения Ленина 22 апреля.
Избицкая Е.Н. / 20.04.2018, 19:52

9. Ответ на 7., Избицкая Е.Н. :

Сложно понять, у кого трезвомыслия больше - у авторов и редакторов РНЛ или у тех, кто в очередной день рождения царейбийцы Ульянова ( Ленина) назначает конференцию, посвященную 100 летней трагедии царской семьи? Создается впечатление, что происходит всеобщее помешательство , чем ближе к годовщине трагедии, тем меньше не только трезвозти, но и разума.

Вообще-то Ленин родился 10 апреля, т.е. ныне 23 апреля, это в советское время празновали 22-го, так что пальцем в небо.

8. Ответ на 5., Lucia:

«Трезвомыслие» означает - не верить православным людям никаким ученым, а только Богу. Бог прославляется Своих угодников! А не человеки. Поэтому только чудеса от мощей Царственных Мучеников, зафиксированные канонической церковной властью, будут свидетельствовать об их подлинности. Это у них логика такая. Если Собор засвидетельствовал, а ученые доказали, что мощи - те самые, то, следовательно, чудес не требуется.

Не тупи, Лукия! С вашей "царебожнической" деревянной логикой лучше вообще помолчать. "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения ..." Про вас можно сказать: ... требует знамения. Поняла ли, голубушка? :)
М.Е. / 20.04.2018, 13:17

7. к вопросу о трезвомыслии

Сложно понять, у кого трезвомыслия больше - у авторов и редакторов РНЛ или у тех, кто в очередной день рождения царейбийцы Ульянова ( Ленина) назначает конференцию, посвященную 100 летней трагедии царской семьи? Создается впечатление, что происходит всеобщее помешательство , чем ближе к годовщине трагедии, тем меньше не только трезвозти, но и разума.
Избицкая Е.Н. / 20.04.2018, 13:07

6. Ответ на 5., Luc

Это у них логика такая. Если Собор засвидетельствовал, а ученые доказали, что мощи - те самые, то, следовательно, чудес не требуется.

Лукаво все это. Только Вселенский Собор обладает непогрешимостью, а не Архиерейский, тем более, не мнение ученых )) А Своих угодников только Бог прославляет! На Афоне эту подделку не признают.
М.Яблоков / 20.04.2018, 12:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Виктор Корн
Право на Приказ…
Кто отдал приказ на «расстрел Романовых»
02.10.2018
Глинская пустынь и Уральская Голгофа*
В свете современных изысканий
25.09.2018
Будет ли проведена историческая экспертиза Царского Дела?
Зачем СК РФ торопится признать «Царскими» «Екатеринбургские останки»
17.09.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора С.В.Мироненко. Окончание
29.08.2018
Оправдание умыслов неправдой
Виктор Корн о лекции в МГУ профессора истории С.В.Мироненко
20.08.2018
Все статьи Виктор Корн
Екатеринбургские останки
«Фантом Поросёнкова лога»
ДНК-экспертиза в деле «екатеринбургских останков». Её особенности
13.11.2024
В православии истина не большинством утверждается
О «Екатеринбургских останках» и Василии Бойко-Великом
07.11.2024
Разговор со стеной
Ответ архимандрита Тихона (Затёкина) В.В. Бойко-Великому на его слова о "покаянии"
08.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34