От редакции: Весьма странную статью прислал в адрес редакции наш давний автор Виктор Корн. Странную, разумеется, не потому, что он пытается полемизировать со мной, более того, пытается доказать, что нет такого понятия «трезвомыслие», что это - моя выдумка. Я никогда не пытался пресекать полемику со мной, напротив, если она носит предметный характер, я такую полемику приветствую. Но странность статьи В.Корна заключается не в этом, - она просто не имеет предмета. Не понятно, что с точки зрения содержания хочет сказать автор читателю.
Понятно только, что он пытается дискредитировать понятие «трезвомыслие», которое я часто использую, в том числе путём постановки меня в один ряд с о. Авраамием (Рейдманом) и Аркадием Малером. И даже привлекает цитату из Апостола Павла о законоучителях, которые не разумеют что говорят. Но вот чего у меня никогда не было, так стремления стать законоучителем, так что надо было автору серьезнее поработать с цитатами из Нового Завета, к чему он вроде как даже всех призывает.
Если бы автором подобной статьи был кто-то другой, я бы просто выбросил статью в урну, как не заслуживающую внимания, но, боюсь, Виктор Иванович посчитает это доказательством своей правоты и моей слабости. Он почему-то считает, что мы должны публиковать все тексты, которые он присылает для РНЛ. Не хочется обижать В.Корна, пусть читатель сам определит своё отношение к предмету (на мой взгляд, скорее, беспредметности) спора.
Из статьи можно понять, что Виктор Иванович был уязвлен моим тезисом об отсутствии (я бы скорее сказал о дефиците) у него трезвомыслия и решил воспользоваться возможностями интернета, чтобы выяснить что же означает это самое трезвомыслие. Ну что тут скажешь? Был простой выход из этой ситуации - задать мне прямой вопрос. Но Виктор Иванович не и ищет простых путей, он решил пойти трудным, обходным путём.
Ежели бы он обратился ко мне за разъяснением, то я бы разъяснил ему своё понимание трезвомыслия. Попытаюсь сделать это тут теперь уже не только для В.Корна, но и для читателей.
Итак, что же такое трезвомыслие в моём понимании? Речь, понятно, идёт о ситуации вокруг «екатеринбургских останков». Это: 1) трезвое, критическое и даже скептическое отношение к конспирологии, а особенно к нумерологии, чем, увы, увлекается наш автор; 2) подкрепление своих тезисов, а тем паче выводов фактами, а не только противоречиями в документах, подкреплять нужно именно положительными фактами и документами, ежели таких фактов и документов не имеется, то формулирование своих выводов должно производиться в предположительной стилистике (чего тоже часто не достает нашему автору); 3) трезвое, критическое отношение ко всякого рода видениям и откровениям, типа, «свидетельств» некой р.Б. Нины, которой несколько раз являлся Государь, сказав, что тела Царственных Страстотерпцев сожгли и выпили, причем, один раз Государь даже вступил в дискуссию в агитаторшей из РайОНО; 4) трезвое, критическое отношение к разного рода мифам вокруг цареубийства, напр., мифу об «отрезанных головах» и к «свидетельствам», пусть и вписывающимся в концепцию, таких «свидетелей», как Труфанов, Беседовский и т.п.
Виктор Иванович утверждает, что трезвомыслие не имеет отношения к добродетели здравомыслия, я же считаю эти слова синонимами, но мне больше нравится именно термин трезвомыслие, по мне лучше все-таки говорить о трезвости мысли, а не о здравости мысли, хотя антонимы лучше во втором случае. Трезвой мысли противостоит пьяная мысль, а здравой мысли больная мысль. Ну, а далее статья В.Корна.
***
«Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, и того, что утверждают» (1 Тим. 1: 7)
«К чему приводит отсутствие трезвомыслия», - под таким названием вышла на РНЛ (27.11.2017) cтатья Виктора Корна с комментарием Анатолия Степанова «В прелести цареборчества: идеологическая артподготовка к признанию екатеринбургских останков "царскими"»[1].
Так, автор узнал об отсутствии у него «трезвомыслия», что подвигло его на желание познать: что же означает такое громкое на Руси, слитное сложное слово- «трезвомыслие»?
Первым уловом в сети оказался серьезный источник: двухтомник издания Ново-Тихвинского женского монастыря «Трезвомыслие» [2], в аннотациях к которому на многочисленных сайтах не раскрывается суть этого громкого названия, как это, казалось бы, должно быть.
Попытка найти определение слова «трезвомыслие» в толковых словарях русского языка окончилась неудачей, что в немалой степени смутило автора: как, вообще, в таком случае стал возможен выбор названия двухтомника для православного издательства «Паломник»? Теперь уже возникло естественное желание показать людям, которые используют слово «трезвомыслие»: а правильно ли они понимают его смысл? Тем более, когда упрек в отсутствии «трезвомыслия» прозвучал на той самой РНЛ, на которой было опубликовано более 60-ти статей только по теме Царского Дела, пишущего эти строки автора, не обладающим, как оказалось, этим самым...«трезвомыслием».
Такое серьезное обвинение поставило под сомнение все то, что было написано автором за восемь лет и было опубликовано на РНЛ. Правда, возможен и иной вердикт: сам главный редактор РНЛ до конца не разобрался в таком понятии, как «трезвомыслие», возможно, не найдя его в толковых словарях. Подтверждением тому служит название одной из статей А.Д. Степанова Добродетель трезвомыслия. О «екатеринбургских останках» в жанре публичной исповеди/ РНЛ 06.07.2017.
Трезвомыслие не может быть добродетелью: ни по философским понятиям в Древней Греции, где добродетель - мудрость, мужество, справедливость, умеренность, ни, тем более, по христианским, когда добродетель - вера, надежда, любовь. Представляется более верным путем, при рассмотрении аспектов Царского Дела, придерживаться понятий христианских добродетелей, а при выходе за их границы - философским понятием в Древней Греции.
Русский орфографический словарь[3] и Словарь синонимов русского языка [4] приводят, весьма спорные, синонимы: «трезвомыслие: здравомыслие, разумность». После знакомства, в том же словаре [4], с синонимами слова «разумность: основательность, толковость», оно вполне может быть исключено из синонимов слова «трезвомыслие».
Если же исходить из того, что широко известное старинное русское слово «здравомыслие» (способность правильно, разумно мыслить, рассуждать) не содержит в себе такого состояния человека, как «трезвомыслие», то последнее, на наш взгляд, не может быть синонимом «здравомыслия». Но в этом нам еще предстоит разобраться, изучая первую составную часть слова «трезвомыслие» и ее корни.
«ТРЕЗВЫЙ Индоевропейское - ter- (делаться бесчувственным).
Общеславянское - terzvъ (болеющий после состояния опьянения).
В русском языке слово употребляется с XI в. Однако убедительной теории появления этого слова в языке не существует. Одним из допустимых вариантов считается происхождение слова из церковнославянского. Существительное «трезвость» появилось значительно позже. Производные: трезвость, трезво, вытрезвитель» [5].
Обратимся за помощью к церковнославянскому языку: «Трезвенный = воздержный (совр.: «умеющий ограничивать свои потребности в еде; в оценках, суждениях» - В.К.). Старциемъ трезвеннымъ быти (Тит. 2: 2)... - собственно значит трезвый, воздержный. Но апостол Павел говорит здесь о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечением, пристрастию и прочим склонностям и когда, напротив, руководится в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость приобретается опытом и продолжительною жизнию и есть наилучшее украшение старости. Благодаря трезвости пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни» [6].
Полный церковнославянскій словарь прот. Г. Дьяченко издания начала 20-го века, привел перевод стиха Тит. 2. 2, сделанный Святителем Феофаном Затворником. Таким образом, мы пришли к первоисточнику: послание апостола Павла к Титу (Тит), Глава 2, стих 1, 2: «1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» [7].
В этом тексте стиха Тит. 2. 2 нет слова «трезвеннымъ», Апостол Павел говорит не о нем, посему обратимся к оригиналу - древнегреческому языку, на котором есть слово «софросюнэ» - «целомудрие», в синодальном переводе Библии - «здравый смысл», то есть, «здравомыслие». Целомудрием - σωφροσύνη (от σωος - целый, здравый, и φρονειν) называется здравое состояние ума: например, Софро́н - мужское имя греческого происхождения, состоящее из частей «сос» - цельный, неповреждённый и «фрон» - дух, разум. В переводе с древнегреческого языка имя означает «благоразумный», «здравомыслящий», «мудрый», «разумный» человек. Это имя носят несколько святых. К тому же, на древнегреческом слово «трезвый» звучит как «мετάφραση», следовательно, целомудрие - σωφροσύνη никоим образом не может быть переведено, как быть «трезвеннымъ».
Существует и несколько иное, чем в словаре Г. Дьяченко («трезвенный - трезвый, воздержный») определение слова «трeзвенный»: «воздержный; трезвенник - трезвый, бодрствующий; трезвение - трезвость, бодрствование» [8].Синонимом слова «бодрствование»(активный уровень психической деятельности человеческого организма) является такое, широко известное и у православного народа понятие, как «бдение».
Рассмотрим толкование святителя Феофана Затворника на послание святого апостола Павла к Титу Глава 2, стих 2: «Старцем трезвенным быти, честным, целомудренным, здравствующим верою, любовию, терпением», которое, видимо, сыграло одну из ведущих ролей в выборе названия для двухтомника «Трезвомыслие».
«Старец здесь не пресвитер, а престарелый летами. Сему престарелому подобает быть, во-первых, трезвенным. Трезвенность или трезвение есть трудом и опытом стяжанное внимание ума к тому, что происходит внутри, и к тому, как текут дела вовне, то и другое пред лицем Божиим, - внимание, сопровождаемое бодренностию, неослабным напряжением сил, в готовности ко всякому должному делу. Как кормчий на корабле зорко смотрит и вперед, и по сторонам, чтоб как должно направлять корабль, так и трезвенный острозорок ко всему, что внутри и вовне, чтоб как должно направлять свою духовную жизнь. Трезвение установляется не вдруг, а долгим трудом, и уже после того, как улягутся страсти. Как у старцев и естественно улегаются многие страсти, то и порядок естества требует, чтоб они были трезвенны. Однако ж это не всегда бывает; не бывает, коль скоро предшествовавшая жизнь не была исправною. Потому в сей заповеди, старцам, скрыта заповедь и мужам - упражняться в трезвении, чтоб в старости эту добродетель иметь неотъемлемым качеством. Противоположно трезвенности невнимание к себе и делам своим, рассеяние мыслей, разленение и опущенность. Блаженный Феодорит пишет: трезвенность требует -"всегда бодрствовать и трезвиться и иметь приличное возрасту благоразумие". Святой Златоуст говорит: "и старость имеет недостатки; ей свойственны небрежность, леность, забывчивость, тупость и неподвижность. Посему Апостол и заповедует старцем трезвенным быти. Ибо человека в этом возрасте многое располагает быть не трезвенным, и наипаче то, о чем сказал я, то есть притупление всех чувств, медлительность и нелегкодвижность". Но кто себе внимает, тот всегда может быть трезвенным, то есть "бодренным и готовым на все должное" (блаженный Феофилакт)» [9]. Здесь, «на все должное», скорее всего, означает личный выбор, в данном случае для каждого отдельного старца.
Вспомним, что несколько иное - краткое, содержательное, вычленяя самое главное - наставление дает Титу апостол Павел, поучая его: «2.1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» [7]. Мы видим здесь христианские добродетели!
Представляется, что поучение «...сообразно с здравым учением» будет более понятно для поучаемого, чем размытое, многоликое «трезвение» с его высокой требовательностью, которую не всегда может выполнить «престарелый летами», имеющий «медлительность и нелегкодвижность»: «внимание, сопровождаемое бодренностию, неослабным напряжением сил, в готовности ко всякому должному делу».
Тем более непонятен выбор названия двухтомника «Трезвомыслие», если вспомнить его основное предназначение, приведенное в аннотации: «...сборник творений русских подвижников благочестия XV-XIX столетий подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве». Да и сами монахини-сестры переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря, далеки от поучаемых «старцев» (Тит. 2: 2): «Старцем трезвенным быти...», - в переводе Святителя Феофана Затворника.
Отсутствие слова «трезвомыслие» во всех толковых словарях русского языка, невольно позволяет считать его «новым», относящимся к тому «новоязу», о котором писал Джордж Оруэлл в романе «1984», чуть не дотянувшем, по годам, до горбачевской «перестройки».
А есть кто-то еще, кроме схиархимандрита Авраама (Рейдмана), кто сейчас трезвонит о «трезвомыслии»? Об этом говорит А.М. Малер в докладе «Христианское трезвомыслие и преодоление Постмодерна».
В аннотации к публикации доклада А.М. Малера, говорится: «С точки зрения современной конвенциональной культурологии (каково закручено? - В.К.) текущая историческая эпоха определяется как эпоха Постмодерна. Возможно ли нам, детям этой эпохи, выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания? И как в этом может помочь христианское трезвомыслие? Об этом пишет Аркадий Маркович Малер в данной публикации, являющейся докладом, представленным на конференции "Антикризисный потенциал Евангельской культуры" в Курской православной духовной семинарии, прошедшей в декабре 2015 года» [10].
«Православное христианство - это единственная религия, которая никогда не призывает человека входить в экстатические, измененные состояния сознания и всегда требует от него укрепляться в своем трезвомыслии (σωφροσύνη). Софросюнэ - это специфическое древнегреческое понятие, одна из четырех добродетелей Платона (наряду с мудростью, мужеством и справедливостью) [Платон. Государство / Собр. соч. в 4 т. Т.1. М., 1994] и интеллектуальная (дианоэтическая) добродетель Аристотеля, переведенное в церковно-славянском языке как "целомудрие", а в синодальном переводе Библии как "здравый смысл" (здравомыслие). Так, апостол Павел говорит прокуратору Фесту: "я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла" (Деян. 26: 25)» [10].
Если др. греч. σωφροσύνη - софросюнэ, как выше сказано, означает "целомудрие"... "здравый смысл (здравомыслие)" - то на каком основании, а главное - почему, уважаемый А.М. Малер переводит его как «трезвомыслие»? Напомним, что производным от его первой составляющей - слова «здраво» являются слова «трезвенние, трезвенный = воздержный». Чем, в таком случае, «воздержность» поможет нам, «детям эпохи Постмодерна... выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Поможет, вероятно, только в том случае, если «трезвомыслие» приравняем, как это сделал А.М. Малер, к «здравомыслию». Но, так и просится вопрос: «А почему бы нам, православным не добавить к нашей мудрости, мужеству и справедливости четвертой добродетели - здравомыслия и «выйти за пределы постмодерной парадигмы сознания»? Тем более, что обладание только одним здравомыслием, без первых трех добродетелей, явно будет недостаточно в борьбе с одной из составляющей всемирного зла, запрятанной за вывеской - «постмодерная парадигма».
В связи с вышесказанным, следует возвратиться к книге «Трезвомыслие» и вспомнить, что по этой теме говорит автор-составитель схиархимандрит Авраам (Рейдман): «Ничего нового я сказать не могу. Всё это уже известно и сказано жившими прежде нас. Когда я пытался в молодости своей изобрести что-то такое особенное в духовной жизни, чтобы можно было быстрее совершенствоваться, на всякую мою выдумку мой духовник, глинский постриженик игумен Андрей (Машков), отвечал: "Петр (так звали меня в миру), всё уже придумано. Молись, и всё". Поэтому обратимся к святым отцам: и духовники, и игумены, и игумении, и, конечно же, пасомые ими духовные чада и насельники монастырей» [11].
«В 1970-90-х годах отец Авраам был духовным чадом игумена Андрея (Машкова), одного из последних насельников прославленной Глинской пустыни» [12].
В докладе «Глинская пустынь и Уральская Голгофа» [13] приведены результаты исследования архивов Одесской и Измаильской епархии, по которым было установлено, что Анатолий Алексеевич Машков (род. 17.02.1925) в 1955-1961 годах находился в числе братии Глинской Пустыни (монах Андрей с 1958 г.); просфорник Андрей (Машков), с 1968 г. иеродиакон, с 1970 г. иеромонах Свято-Успенского мужского монастыря под Одессой; в 1978 году он был переведен в Свято-Рождество Богородничный женский монастырь под Измаилом; в 1979 году, там же был рукоположен в сан игумена и до кончины в 1994 году находился в этом монастыре.
Тяжелая жизнь отшельников -монахов Глинской пустыни, ушедших после ее закрытия в 1961 г. в горы Абхазии, отразилась на здоровье Андрея (Машкова), проводившего все отпуска на лечении на Кавказе. Нет ни одного его заявления на разрешение для поездки «к отцу Николаю (Гурьянову), отцу Кириллу (Павлову), отцу Иоанну (Крестьянкину)», как говорится на сайте «Игумен Андрей (Машков)»: «Нередко ездил к ним, и они всегда принимали его как родного»[14]. С «отцом Иоанном (Масловым)», тогда монахом Глинской Пустыни, монах Андрей (Машков) делил трудности жизни отшельников в горах Абхазии (есть их общая фотография тех лет).
Живший с просфорником Андреем (Машковым) в одной келье монах Свято-Успенского монастыре рассказал об их трудной жизни в монастыре в те годы, когда об их «чадах» не могло быть никакой речи. Не подтверждают архивы и службу в православных храмах Одессы Петра Исааковича Рейдмана (род. 1953), также, как и его учебу в Одесском нефтяном техникуме.
Чего нельзя признать за истину, руководствуясь в своих суждениях здравым смыслом - здравомыслием, то, наверное, можно принять за таковую, исходя из «трезвого» взгляда на существующие проблемы и вызовы времени, призвав на помощь «новояз» - трезвомыслие.
Известна работа схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг» (2010) , в которой он совершенно определенно высказывается о принадлежности останков: «После этого убийцы стали думать о том, как спрятать трупы. Сначала их отвезли на то место, которое сейчас известно как Ганина Яма. Потом, не сумев укрыть тела там, они, можно сказать, случайно спрятали их в так называемом Поросенковом логу, прямо на дороге. Сейчас идут споры о том, подлинные ли останки найдены там. Я думаю, скоро истина прояснится, и все удостоверятся в том, что в Петропавловском храме в Петербурге почивают подлинные останки Царской Семьи» [15].
Но, одно дело личное мнение схиархимандрита, высказанное им вопреки решению иерархов РПЦ, ставшего на путь признания останков жертв убийства в Ипатьевском доме, а иное - наличие веских доказательств этого утверждения. Известно, что в вопросе, касающимся «святых мощей», духовное лицо руководствуется иными свидетельствами, чем научные выводы и мирские соображения. Старец Николай (Гурьянов), который, якобы, по словам самого схиархимандрита Авраама (Рейдмана), благословил его на путь наставнического служения в женском монастыре, считал иначе: "Царских останков нет... Они сожжены» [16].
«В конце 2010 года на престольный праздник Святителя Николая 19 декабря в наш храм пришли мощи Святых Царских мучеников. К сожалению, мы до сих пор не осознали всей торжественности, радости и милости этого события. Наш храм один из двух в мире обладает этой великой святыней. В ковчеге находятся частицы мощей из, так называемого, первого захоронения на Поросенковом логе» [17].
Можно представить себе саркастическую усмешку масонов, узнавших эту «новость»: лже-мощи Царской Семьи пришли в Германию, в страну, начавшую, благодаря стараниям тех же масонов, Великую войну, погубившую три христианские империи; языку этой страны не обучали в Царской Семье. Теперь известно отношение Государыни Императрицы Александры Федоровны к кайзеру Германии - родственнику Царской Семьи, которого она, бывшая немецкая принцесса глубоко презирала за его недалекий ум, двуличие и лживость.
Это была кража частиц, из находящихся на хранении в Свердловском Областном Бюро судебно-медицинской экспертизы, костных останков из вскрытого в 1991 г. захоронения в Поросенковом логу; кража, оставшаяся без наказания вследствие того, что по этому факту не было, вопреки требованиям закона, открыто уголовное дело. Известен приезд в 2004, 2007, 2008 гг. в Екатеринбург штутгартского владыки епископа Агапита (Горачека), которого встречали монахини из Ново-Тихвинского монастыря; не мог он, естественно, не встречаться и с настоятелем монастыря, схиархимандритом Авраамом (Рейдманом).
«Какой ещё более тяжкий удар можно нанести церковному сознанию, чем тот, когда церковное сознание расшатывают верховные выразители его; какое ещё более сильное потрясение может быть в жизни Церкви, чем то, когда зодчие - разрушители, пастыри же - волки?» [18].
Занимаясь темой «трезвомыслия» надо не оставлять без внимания и ясно понимать, что она не может подменять собою четвертую добродетель - «здравомыслие», а обращаясь к «святым отцам - русским подвижникам благочестия XV-XIX столетий», надо помнить, что в православии были и остаются главными первоисточники - Книги Нового Завета; надо следовать тем истинам, которые изложены в них, искажению которых и борьбы с этими искажениями были посвящены едва ли не все Вселенские соборы.
Приложение
[1] К чему приводит отсутствие трезвомыслия
[2] Трезвомыслие. Том 1-2. Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой. Год: 2009. Автор: Схигумен Авраам (Рейдман) (составитель). Изд. Ново-Тихвинского женского монастыря/Паломник.
[3] Русский орфографический словарь
[4] Словарь синонимов русского языка/ https://sinonim.org/.
[5] Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка / evartist.narod.ru/text15/001.htm копия.
[6] Полный церковнославянскій словарь прот. Г. Дьяченко slavdict.narod.ru копия/ с. 728.
[7] https://mission-center.com/ru/component/content/41-bibl/122-tit/. Такой же перевод, см. здесь
[8] Церковнославянский словарь http://www.orthodic.org/cs/%D0%A2/11/.
[9] http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/poslanie-titu-tolkovanie/txt01.html/.
[11] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) /12 октября 2012 г.
[12] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) http://lib.pravmir.ru/library/author/38.
[13] В.Корн. Глинская пустынь и Уральская Голгофа/ Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции Православие на Урале: Вехи истории/ Уральское Церковно-историческое общество. Екатеринбург, 2013. С. 66-73.
[14] http://orthodoxreading.livejournal.com/2271.html.
[16] Свидетельсто старца Николая (Гурьянова): царских останков нет. Они сожжены
15. про конференцию
14. чистякова
13. Ответ на 12., Lucia:
12. Ответ на 6., М.Яблоков:
11. Re: Еще раз о трезвомыслии
10. Re: Еще раз о трезвомыслии
9. Ответ на 7., Избицкая Е.Н. :
8. Ответ на 5., Lucia:
7. к вопросу о трезвомыслии
6. Ответ на 5., Luc