1.
Глинская пустынь
«Эта
обитель в течение столетий была для наших соотечественников
олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества...
Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила
общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным
университетом старческого окормления на Руси. История Глинской пустыни связана
с историей царствовавшей семьи, члены которой были благотворителями обители.
Императоры Александр I
и Николай I,
императрица Елизавета Алексеевна лично знали настоятеля Глинской пустыни
игумена Филарета, обращались к нему за советом и благословением»[1].
Достоверные предания свидетельствуют о том, что Глинская пустынь (изображение
1) была основана на том месте, где в начале XVI века местным пчеловодам
было видение на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой
Богородицы, получившей название
«Пустынно-Глинская» (изображение 2).
История явления этой иконы чудесным образом повторила обретение чудотворной Феодоровской
иконы, которой в 1613 году был
благословлен при избрании на царство Михаил Романов. По одному из древних
преданий, о повторном обретении чудотворной иконы Феодоровской, 16 августа 1239
года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону
Богородицы, на «соснове древе стоящу».
Не этим ли сходством объясняются
видения старцами Глинской пустыни Девы Марии и то, пророческое,
явившееся великому подвижнику этой
пустыни схиархимандриту Илиодору
(Голованицкому) (изображение 3).
«Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев,
13 из которых были прославлены в лике святых еще в 2008 году. В основном это
молитвенники, подвизавшиеся в обители и прославившиеся чудесами в XVIII-XIX столетиях»[2].
2. «Высокой жизни старец Илиодор»
«На юге России, - писал в 1917 г. С.А. Нилус, - еще и в наши дни, такие
скудные верою и благочестием, процветала недавно (дай ей, Боже, процветать и
теперь!), духовно окормляя своими старцами Христово словесное стадо, святая
Глинская Пустынь. Подвигом добрым подвизались в ней великие сокровенные, но
верным ведомые, рабы Божии, старцы подвижники, и в хвалебном их числе, как
солнце среди луны и звезд, сиял духовным разумом, добродетелью и прозорливостию
духовидец схиархимандрит Илиодор, почивший о Господе 28 июня 1879 года»[3].
Духовным учителем
схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) был игумен Филарет (Фома Данилевский) (изображение
4), с июня 1817 года настоятель Глинской пустыни. «Его великим деянием
стало написание устава Глинской пустыни [4],
по подобию Афонского, чем был заложен прочный духовный фундамент для монастыря
на будущее... Сама Божия Матерь
неоднократно являлась подвижнику. Один раз это было накануне празднования
Иверской иконы Пресвятой Богородицы... а в другой раз - у себя в келии, как потом
открыл своему келейнику»[5].
Долог и труден был путь Иоанна Федоровича Голованицкого, родившегося в 1795 году, сына сельского
священника, к Глинской пустыни. Окончив Киевскую духовную академию в 1813 г.
Иоанн на правах юнкера Нижегородского
ополчения участвовал в преследовании за границей бежавших из России
французов. После недолгого пребывания в
Киево-Печерской Лавре, избранной Иоанном
для поселения на послушание, он, много слышавший славного о Софрониевой пустыни, направился туда, а
вскоре, вслед за иеромонахом Филаретом, решил переселиться в Глинскую пустынь.
Там, в 1820 г. послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иоиль.
9 Марта 1823 года в день памяти 40-ка мучеников Севастийских Иоиль был облечен
в иноческий образ настоятелем Филаретом и наречен Иоанникием. По мере
усовершенствования Иоанникия в духовной жизни, усиливались искушения. Наконец
диавол воздвиг клевету - это сильное в руках диавола оружие - и Иоанникий был
изгнан из обители. После некоторых скитаний и колебаний Иоанникий решился
возвратиться снова в Глинскую пустынь и был принят по его усердным молитвам к
Божией Матери. 14 сентября 1835 года о. Иоанникий был возведен в сан игумена[6].
Указом Святейшего Синода от 6 августа 1840 года переведен на должность
настоятеля Петропавловского монастыря Черниговской епархии с возведением в сан
архимандрита.
В начале 1845 года он подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь.
В 1858 году в Навечерие праздника Рождества Христова он был облечен во святую
схиму с наречением имени Илиодор.
Схиархимандриту Илиодору, незадолго
до его кончины открылось знаменательное видение, записанное в двух
повествованиях. Первое, это рассказ С.А. Нилусу одного из ближайших учеников
старца, духовника Глинской пустыни иеромонаха Домна, а второе - житие
схиархимандрита Илиодора, сохраненное
его ближайшими учениками.
«Один из ближайших учеников старца, духовник Глинской Пустыни иеромонах Домн (†
1908) рассказывал С.А. Нилусу: "Был у нас в Глинской Пустыни высокой жизни
старец Илиодор, схиархимандрит на покое,
в числе учеников которого был и аз, грешник бедный. Незадолго до блаженной его
кончины, за несколько лет до злодейского убиения Государя Александра Николаевича,
собрались мы как-то раз ученики его к нему в келью. Было это вечером; в келье
был полумрак; горели одни лампадки пред святыми иконами... Молча сидели мы при
ногу учителеву, ожидая, когда сам старец нарушит молчание.
" И вот восклонил старец голову, перекрестился, вздохнул и сказал: Видите вы
меня, чадца, скорбна... Читал я, чадца, в дни сии Апокалипсис Св. Апостола и
Тайнозрителя Иоанна Богослова. И возжелала душа моя уведать, доколе же Господу
угодно будет долготерпеть все умножающимся беззакониям мира. И был я, чадца, в
духе; и се вижу: восходит от востока на небе звезда великая и пресветлая, и
вокруг нея звезды яркия и великия. Прошла эта звезда по небосклону и склонилась
к своему западу. И был ко мне голос: "Се звезда Императора Благословенного!" -
И другую звезду, еще светлее, еще величавее увидел я восходящей на востоке и
вокруг нея звезды светлыя. Прошла и эта звезда путь свой и тоже склонилась к
своему западу. И тот же голос сказал мне: "Се звезда Императора Николая I". - И
посем взошла с востока звезда яркая; и был цвет ея, как цвет крови; вокруг же
той звезды в спутниках ея были звезды тоже цвета кровавого. И не дошла звезда
та до своего запада. Устрашилось сердце мое. И голос возвестил мне: "Се звезда
ныне царствующего Государя Александра Николаевича. Насилием сокращены будут дни
его: убит будет Царь рукой освобожденного им раба среди бела дня, на стогнах
верноподданной ему столицы". - И опять увидел я звезду восходящую с востока, и
была та звезда ярче и величественнее всех прежде виденных мною звезд. Но и этой
звезды дни сокращены будут. - "Се звезда Императора Александра III, - сказал
мне голос... И после узрел я иную звезду"...
И не кончил старец речи своей, прервал ее и заплакал. Потом, по малом времени,
восклонил старец свою главу и такое молвил великое и страшное слово: "Бдите и
молитеся чадца! нецыи от зде стоящих живыми предстанут на суд!"»[7].
В примечании С.А. Нилус пишет: «Видение схиархимандрита Илиодора никогда не
было опубликовано полностью. Князь В.Д. Жевахов, впоследствии епископ Иоасаф (†
26 мая 1922 - Сост.), - был в Глинской Пустыни уже после революции и там
получил последнюю часть видения, касающуюся царствования Императора Николая
Второго. Эта часть видения хранилась в тайне, пока не осуществилась»[8].
Последнее видение изложено С.А. Нилусом со следующей ссылкой: «В житии
схиархимандрита Илиодора († 28 июня 1879), сохраненном двумя его ближайшими
учениками иеросхимонахом Домном и игуменом Иассоном». В житии описание видения
несколько отличается от рассказа
схиархимандрита Илиодора
ученикам: вместо звезды по небу двигался
звездный овал, внутри которого были начертаны имена царей.
«После этого на востоке, бледно и туманно начертанное, явилось имя НИКОЛАЙ.
Звездного овала вокруг не было; подвигалось оно по небу как бы скачками и затем
вошло в темную тучу, из которой мелькали в безпорядке отдельные его буквы.
После того наступила непроглядная тьма и мне представилось, что все рушилось
подобно карточным домам в момент кончины мира. Ужас объял меня, стоявшего в то
время на возвышении, не связанном с разрушающимся миром.
И когда старец Илиодор сказывал о видении этом ученикам своим, то в страхе, при
одном воспоминании о виденном, закрывал лицо свое руками и говорил: "Нецые от
вас, чадца, живыми предстанете на Суд"»[9].
3. Глинская пустынь в ХХ веке
«XX столетие для России - время огненных, страшных, кровавых испытаний,
время сатанинских соблазнов повелевающих умами и развращающих души миллионов
людей; время ревностных подвижников, исповедников и мучеников - бесстрашных
воинов Христовых, сберегших на Руси истину и веру вопреки всем усилиям
русофобов, богоборцев и христоненавистников»[10] - писал митрополит Иоанн Ладожский (Снычев).
Глинская пустынь закрывалась дважды: первый раз в 1922 году и во второй - в
1961 году, после возобновления работы в 1942 году, связанной с приходом немцев.
В этот период, с 1943 по 1958 год, настоятелем был Великий старец схиархимандрит Серафим (Амелин) (изображение
5), истинный последователь богомудрых настоятелей Глинской пустыни.
«Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним
благоустройством. При нем в 20 веке прославилась Глинская пустынь святыми
старцами - духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению... Он
принял настоятельство в возрасте 69 лет и был уже преисполнен благодатных
дарований. Старец во всей полноте имел дар прозрения в тайники человеческих
душ»[11].
Должность благочинного и ризничного в Глинской пустыни, после освобождения из
лагерей в 1948 году принял схииеромонах Андроник (Лукаш) (изображение 6),
который еще в 1920 году был рукоположен в рясофорные монахи в Глинской пустыни.
«Велик был духовный авторитет старца, наделенного дарами прозорливости,
утешения, молитвенности. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году
схиигумен Андроник подвизался в Тбилиси
под духовным руководством бывшего глинского насельника митрополита Зиновия
(Мажуги), который очень любил и почитал старца. С 1963-го схиархимандрит Андроник служил в храме Александра Невского
г. Тбилиси»[12].
В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь ее бывший послушник с 1910 по 1914 год, участник первой мировой войны о. Серафим (Романцов) (изображение
8). В Глинской пустыни он жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его
называли "столпником", в 1960г. он был назначен игуменом. После
закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, став в 1961 г. духовником в местном кафедральный
соборе.
В 80-х гг. XX в. постриженик Глинской пустыни
схиархимандрит Иоанн (Маслов) (изображение 7), исследовав фонды пустыни
в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл. и частично восстановил архив
пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и
подвижниках.
В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена РПЦ. 21 августа 2010 года в
ставропигиальном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни
состоялась канонизация трех новых молитвенников - схимитрополита Серафима
(Мажуга), схиархимандрита Серафима (Романцов) и схиархимандрита Андроника
(Лукаш).
Последние чадца Глинской пустыни
Последним чадцем Глинской пустыни, продолжившим традиции глинских старцев,
называют «великого светильника веры и благочестия наших дней, магистра
богословия схиархимандрита Иоанна (Маслова)»[13]. После трех лет службы
в армии Иван Маслов в 1954 г. пришел в Глинскую пустынь и после нескольких
месяцев несения общих послушаний его в 1955 году зачислили в обитель по указу,
а 8 октября 1957 г. молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн
в честь святого апостола. После закрытия пустыни отец Иоанн по благословению
старца Андроника (Лукаша) поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1962 г.
он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1963 году в сан иеромонаха. В 1969
году он закончил Московскую Духовную академию.
В его книге «Глинская пустынь», на основании документов обители и писем старцев
поведано о судьбе многих иноков пустыни после 1961года.
«После закрытия обители и старцы и молодые иноки - воспитанники Глинской
пустыни продолжили свое служение Православной Церкви и народу в самых разных
концах нашей страны.
Бывший канонарх Глинской пустыни Иван Гудимов (в монашестве Леонтий) стал
митрополитом Одесским и Херсонским, иеродиакон обители о. Исаия (в миру Яков
Маркович Коровай) - архимандритом Коренной пустыни в Курской епархии,
просфорник Андрей [14] (в миру Анатолий
Алексеевич Машков) - игуменом, духовником женской обители села Александровка,
бывший повар Глинской пустыни Вениамин (в миру Виктор Александрович
Селиванов) - игуменом, служит в Тбилиси...
»[15]
Трое последних после закрытия Глинской пустыни последовали, вслед за
старцами Андроником (Лукаш) и Серафимом (Романцов), на Кавказ и обитали там,
ведя отшельнический образ жизни в горах Абхазии в окрестностях села Ажары. На
фотографии того времени в горах Кавказа «У келии пустынников»[16] изображены слева направо:
монах Иоанн (Маслов), иеродиакон Исаия (Коровай), монах Андрей (Машков).
Первая публикация в Интернете, посвященная личности игумена Андрея (Машкова)
появилась в 2001 г. на сайте библиотеки
«Православие и мир»[17]. В следующей публикации
(03.10.2007): «Сестры посетили места подвигов глинских старцев»[18] в разделе «Мудрый
послушник» кратко рассказано об игумене Андрее (Машков) - «одном из духовных
чад отца Андроника (Лукаша)». Наиболее полно, правда в свободной литературной
форме, биография «одного из последних
пострижеников Глинской пустыни» была изложена (11.12. 2009) в статье Полины
Тимаковой «Вы есте соль земли» (Мф. 5: 13) Памяти игумена Андрея (Машкова)»[19].
Во всех этих публикациях, отсутствуют ссылки на какие-либо источники, есть
вымыслы и расхождения в датах, но более существенным является то, что в них не
отражен период пребывания Андрея (Машкова) в Свято-Успенском мужском монастыре
на окраине Одессы. Известно, что именно здесь, в 1970 году митрополит Одесский
и Херсонский Сергий (Петров) рукоположил Андрея (Машкова) в сан иеромонаха.
Именно к этому периоду времени относится эта выдержка: «В беседах и проповедях
отец Авраам часто упоминает о своем духовнике - игумене Андрее (Машкове) (изображение
8)»[20]*.
Игумена Андрея[21]
своим духовником называет также и архимандрит Гедеон (Харон, 1960 г.р.), со
старших классов школы несший послушание пономаря в храме Рождества Пресвятой
Богородицы села Усатово. «Потом, когда я
стал совершеннолетним (1978 г. - В.Корн), я должен был пойти в армию. Мы
тогда уже не могли ездить в Усатово, потому что ужесточился контроль, и потому
стали ходить в Успенский собор. У нас появился духовник - игумен Андрей
(Машков)... У отца Андрея я был на послушании до ухода в армию»[22].
25 января 1978 г. о. Андрей подает
прошение Владыке Сергию:
«Состояние
моего здоровья тяжелое и мне необходимо лечиться и так как здесь нет условий
прошу отпустить меня из монастыря. По состоянию здоровья не могу нести
монастырское послушание и вынужден искать место лечения»[23]. Нет
сведений о том, что в Одесском Свято-Успенском кафедральном соборе нес
послушание иеромонах Андрей. Иметь же в те годы приходящих в монастырь
«чад», было опасно - могли быть
неприятности, вплоть до тюремного наказания. Особенно это касалось, протекающей
на виду, монашеской жизни и, как рассказывают насельники монастыря со стажем,
о. Андрей не раз пытался избавиться от одного, особенно назойливого,
«чада», даже облив его однажды
чернилами.
В 1978 году иеромонаха Андрея (Машкова) перевели в Свято-Рождество-Богородичный
женский монастырь в селе Александровка Болградского района Одесская области, где он
«нес пастырское послушание»[24] (в сане игумена с 1979
г.) до кончины в 1994 году.
В 1971 г. о. Андрей просит дать ему отпуск для поездки к «моему духовному
старцу схиархимандриту Андронику в Тбилиси»[25], а в 1973 г. в прошении
пишет: «В конце отпуска имею духовную необходимость навестить моего старца по
Глинской пустыни - схиархимандрита
Андроника и Владыку Зиновия»[26]*. Неправомерно называть и
о. Андрея Глинским старцем, как это проскальзывает в иных публикациях. Но, уже
одно то, как поступил 36-летний
«просфорник Андрей» после закрытия Глинской пустыни, последовав за своим
старцем Андроником на Кавказ и ведя там, в горах, тяжелую и опасную жизнь
отшельника можно считать монашеским подвигом, верностью служения Православной
Церкви.
Нельзя называть «чадами» о. Андрея (Машкова) тех, кто самовольно так считает, не неся тогда ежедневного
«послушания», как это было принято, под бдительным оком своего старца, а лишь
на основании кратких, время от времени общений, да и то, на основании, ни кем
не подтвержденных, их собственных слов**.
В правдивости слов одного из этих «чад» заставляет усомниться ложное сообщение из его биографии: «После окончания
средней школы обучался в нефтяном техникуме»[27]***.
В дальнейшем пересеклись в Сибири, там, откуда начался последний путь на
Уральскую Голгофу Царской Семьи, пути
тех двух людей, одесситов, которые считают себя «чадами» игумена Андрея
(Машкова): «...настоятелем храма в честь Всех Святых (г. Тюмень) и наместником
Свято-Знаменского Абалакского мужского монастыря (г. Тобольск)»[28] в 1969 г. был о. Гедеон
(Харон). Именно оттуда в эти годы «иеромонах Авраам, насельник Знаменского
Абалакского монастыря согласно поданному прошению переходит в Екатеринбургскую
епархию»[29].
Таким, непростым, путем завершилось пересечение этих, памятных для нашего
сообщества, тем Глинской пустыни и Уральской Голгофы. Завершилось ли? Не
услышим ли мы нечто, «поведанное» о. Андреем (Машковым) своим «чадцам», с их
слов, разумеется? Ведь узнали же мы из написанного о. Авраамом (Рейдманом) «О
мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг», в которой он, не раскрывая источник информации,
высказывается о принадлежности останков: «Я думаю, скоро истина прояснится, и
все удостоверятся в том, что в Петропавловском храме в Петербурге почивают
подлинные останки Царской Семьи»[30].
30 декабря 2012 года.
Приложение: 8 файлов с изображениями по тексту.
1. Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Литография XIX века
(изображение 1).
2. Икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская»,
первая половина XVI века (изображение 2).
3. Глинский старец схиархимандрит Илиодор (Голованицкий), настоятель,
(1795-1879) (изображение 3).
4. Игумен Филарет (Фома Данилевский), (1777-1841) (изображение 4).
5. Глинский старец Схиархимандрит
Серафим (Амелин), настоятель, (1874-1958) (изображение 5).
6. Глинский старец Схиархимандрит Андроник (Лукаш), (1889-1974) (изображение
6).
7. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), (1932- 1991) (изображение 7).
8. Игумен Андрей (Машков), (1925-1994) (изображение 8).
П.с.
Полтавщина, энциклопедичный довiдник
1992 г.
Лексада Мансурктанович 1430 г. будущий князь Александр Глинский.
Его внучка (?) О.В. Глинская вышла замуж за Василия III, стала матерью Ивана Грозного.
1482 г. Полтавская Крепость до 1537 г. село Глинское.
В.И. Корненко (Виктор Корн), писатель,
исследователь
* Полный вариант доклада, прочитанный 26 января 2013
г. на 2-ой межрегиональной конференции УЦИО, г Екатеринбург (опубликован в сб.
Православие на Урале: вехи истории, Екатеринбург 2013. Курсивом выделены места,
не вошедшие в зачитанный доклад.
[1]
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Глинская пустынь. М. 1992 г. - С. 5.
[2] Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь / ttp://glinskaya.orthodoxy.org.ua/ru/node
[3] "СУДЬБА ЦАРЯ - СУДЬБА РОССИИ" http://pravosl.narod.ru/Html/Ru/10.htm
[4] Прп. Филарет составил также уставы для 8 жен. мон-рей, в т. ч. екатеринбургского в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
[5] Схиархим. Иоанн (Маслов) Глинский патерик. М.1997/ http://glinskaya.orthodoxy.org.ua/uk/node/80
[6] Игумен Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.
[7] "СУДЬБА ЦАРЯ - СУДЬБА РОССИИ" http://pravosl.narod.ru/Html/Ru/10.htm
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». Выпуск 15.
[11] По материалам сайта Схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943-1958) http://glinskaya.orthodoxy.org.ua/ru/node/56
[12] Русский православный календарь//Схиархимандрит Андроник (Лукаш) (1889 - 1974) http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/6896.
[13] Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Глинская пустынь. М. 1992 г. - С. 5.
[14] Настоятелем Глинской пустыни архимандритом Феогеном в 1958 г. был пострижен в монашество.
[15] Там же. С.157.
[16] Послушник N Схиархимандрит Исаия (Коровай) Плач о духовной жизни. Киев. ГКУ, 2012, после с.96.
[17] Схиархимандрит Авраам (Рейдман)/Благая часть. Беседы с монашествующими/Приложение. Об игумене Андрее (Машкове). http://lib.pravmir.ru/library/readbook/154#part_675
[18] Ново-Тихвинский женский монастырь. http://www.sestry.ru/church/content/life/events/50.
[19] http://www.pravoslavie.ru/put/33115.htm
[20] Схиархимандрит Авраам
(Рейдман)/Благая часть. Беседы с монашествующими... Указ. соч.
* К сожалению, нигде - ни в беседах о. Авраама (Рейдмана, 1953 г.р.), ни в публикациях о нем не названы ни место, ни
годы, когда его духовником был игумен Андрей (Машков).
[21] Игуменство присвоено в 1979 году митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петров).
[22] Архимандрит Гедеон (Харон): человек, который восстанавливал монастыри и храмы в Сибири, Калифорнии, Сан-Франциско и... в Киеве 29 June 2011 16:39 http://orthodoxy.org.ua/content/arkhimandrit-gedeon-kharon-chelovek-kotoryi-vosstanavlival-monastyri-i-khramy-v-sibiri-kalifornii-san-frantsisko-i-v-kie.
[23] Послужной список иеромонаха Андрея/Архив Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
[24] Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь. Село Александровка. 2006/ http://bg-ua.org/?name=jenmonastir.
[25] Схиархимандрит Андроник (Лукаш) нес службу в тбилисском храме св. Александра Невского.
[26] Послужной список иеромонаха
Андрея/Архив Одесского Свято-Успенского мужского монастыря.
* Митрополит Тетрицкаройский Зиновий
(Мажуга), бывший монах Глинской пустыни до 1922 г.
** Игумен Андрей (Машков), человек честный и прямой, не мог говорить, что «сам
воевал, рассказывал много чудес», как об этом говорил архимандрит Гедеон (Харон), нет этого и в автобиографии
«старца».
[27] Авраам
(Рейдман), схииг. / http://lib.cerkov.ru/authors/793
*** Письмо Одесского
техникума газовой и нефтяной
промышленности № 413 от 28.12.12 р.
[28] Архимандрит Гедеон (Харон): человек, который восстанавливал монастыри ... Указ. соч.
[29] Авраам (Рейдман), схииг. / http://lib.cerkov.ru/authors/793
[30] Схиархимандрит Авраам (Рейдман) О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг. 16 июля, 2010. http://www.pravmir.ru/o-muchenicheskoj-konchine-carskoj-semi-i-ix-vernyx-slug
8. послание автору
7. Пройдет много времени, прежде чем русский народ сможет искоренить бездушное
6. Поздравление автора
5. Ответ на 4., Виктор Корн:
4. Полтавщина - святая православная земля
3. к №1, видеоматериал
2. К N1
1. Послание к автору