Открытое письмо Стивену Хокингу, или Зачем изучать религиозную культуру в школе?

Владимир Меньшиков 
Проблемы семьи и брака  Основы православной культуры  Православие и эволюционизм   Русская школа 
0
04.04.2017 830

Уважаемый профессор!

Я искренне хочу поблагодарить Вас за то, что Вы дали возможность решить важнейшую педагогическую проблему современной России - изучать или не изучать в школе религиозную культуру. Понимаю Ваше удивление, человека атеистических взглядов. И всё-таки ...

С одной стороны, религиозная культура уже вошла в российскую школу, во всяком случае она не является чужеродным предметом. Заметны и ее положительные результаты: она дает возможность духовного и нравственного развития учеников, способствует формированию традиционного мировоззрения, умственному и эстетическому развитию учащихся, сокращению детской преступности, улучшению отношений между людьми и т.д.

Но, с другой стороны, самое главное пока не состоялось: мы до сих пор так и не ответили на главный вопрос: зачем нужно в российской школе преподавание этого предмета? Мы говорим: надо изучать религиозную культуру потому, что это способствует снижению детских правонарушений, а нас спрашивают: а может, в этом случае лучше увеличить количество сотрудников полиции, курирующих вопросы детских правонарушений? Мы говорим: православие - это основа нашей культуры. Нам отвечают: а разве дети не получают сведения о религии на уроках, например, по истории и литературе? Так зачем вводить дополнительные часы, если наши дети и так перегружены?

Словом, мы, апеллируя к тем или иным частным аспектам преподавания этого предмета, так и не отвечаем на фундаментальный вопрос: зачем изучать православную культуру в школе?

Но мы не получаем основательный ответ и на противоположный вопрос: почему религиозная культура не нужна в школе? Нам говорят: у нас светское государство, поэтому Конституция России запрещает преподавать религию в школе. Но ведь закон не самая последняя инстанция в решении этого вопроса. Самая важная инстанция - истина. Поэтому, прежде чем аппелировать к закону, надо всё-таки понять, нужна ли религиозная культура в школе, а уже затем отразить это в законе. К тому же нынешняя Конституция России и не запрещает преподавание религиозной культуры в школе.

Столь же неубедителен аргумент «нельзя преподавать религиозную культуру в школе потому, что мы многоконфессиональная страна». Но ведь мы и многонациональная страна. Почему бы тогда нам не запретить преподавание русского, а затем и десятков других языков, которые сегодня изучаются в российской школе? Но если языки преподают, значит, они абсолютно необходимы в школе.

Итак, мы попали в бесконечную патовую ситуацию, которая может решаться десятилетиями. И чтобы выйти из нее, надо перевести эту проблему в плоскость чисто педагогического решения, ответить на вопрос: в чем заключается ее абсолютная педагогическая необходимость в школе? Фактически этот вопрос аналогичен вопросу: а зачем в школе изучают науку или искусство? Чисто педагогический ответ известен: науку изучают потому, что она является оптимальным содержанием умственного воспитания, а искусство - эстетического. Поэтому, отвечая на вопрос в чисто педагогической плоскости - мы можем сказать: религиозная культура нужна в школе потому, что она является оптимальным содержанием духовно-нравственного воспитания.

Однако встает следующий вопрос: а нужно ли в современной школе духовно-нравственное воспитание? Вот на этот вопрос и помогает ответить Ваше выступление в Оксфордском университете 16 ноября 2016 года.

В своем выступлении Вы сказали, что человечеству осталось жить около 1000 лет. При этом главными угрозами для человечества Вы назвали ядерную войну, генетически сконструированный ген и искусственный интеллект. В первом и втором случае человечество напоминает обезьяну с ядерной или вирусной гранатой, которую оно может взорвать в любой миг; в третьем - абсолютно злой ум, уничтожающий своего творца.

Поддерживая Вас в правильности указания на эти угрозы и разделяя Вашу тревогу, хочу всё-таки добавить, что Вы упустили еще одну реальную опасность - быструю исчерпаемость природных ресурсов Земли. И здесь человечество напоминает абсолютную саранчу, уничтожающую среду, в которой оно живет. А из истории известно, что целые цивилизации исчезли в силу уничтожения ими окружающей среды, и особенно почвы.

Безусловно, все эти угрозы очень опасны и могут в любой момент стать катастрофической реальностью. Поэтому следует существенно уточнить Ваш прогноз в том, что при сегодняшнем развитии при самых благоприятных условиях человечеству осталось жить в лучшем случае несколько сотен лет.

Но беда не только в реальности этих угроз. Беда человечества состоит в том, что оно, в том числе и правительства государств, поглощенные решением сиюминутных проблем, просто исключают из своего рассмотрения любые отдаленные угрозы. Результатом такой недальновидности в истории человечества становилась гибель государств и даже целых цивилизаций.

Возможный выход? Первое, что напрашивается - остановить научно-технический прогресс. Но если в прошлом на уровне отдельных государств (Китай XVI - XVII в.) это еще было возможно, то сегодня это нельзя сделать даже на уровне отдельных государств в силу огромной скорости научно-технического развития человечества.

Вы же видите выход в том, чтобы покинуть Землю. Но ведь даже если человечество сможет создать космический корабль, который унесет его на какую-нибудь планету, схожую с Землей, то этот корабль не унесет человечество само от себя, потому что человечество, как и человек, не сможет убежать от себя, даже если улетит от Земли на миллиарды световых лет. Поэтому не трудно понять, что если человечество за сорок тысяч лет своего существования уничтожило Землю, то новую планету нынешнее человечество гарантировано исчерпает за несколько сот лет, если не десятилетий.

И что дальше? Снова на поиски новой планеты? Значит, выход состоит не в том, чтобы искать новые планеты, хотя и это делать нужно, тем более надо ускоренно осваивать космос как сферу жизнедеятельности человечества, а в том, чтобы на этой Земле создать такую систему бытия человека, которая бы позволяла ему жить бесконечно долгое время, чтобы планета была для него тем родным домом, куда бы он всегда возвращался из любой космической дали, как в свой родной дом. А для этого должен существенно измениться сам способ жизнедеятельности и хозяйствования человечества, для чего должны разрабатываться не технологии, в лучшем случае сберегающего хозяйствования, а технологии преобразующего хозяйствования. Как это сделать?

Как известно, современное хозяйствование построено на парадигме научно-технического прогресса, сложившегося в Западной Европе, начиная с эпохи Возрождения, и особенно эпохи Просвещения, согласно которому человечество и каждый человек могут достичь счастья своими силами с помощью науки и техники и отказавшись от суеверий. В суеверия при этом попала религия.

Оправдались ли надежды человечества? Да! Человечество, особенно северного полушария, много добилось в развитии науки и техники, оно создало огромную материальную мощь. Но цена успеха? Человечество реально поставлено на грань жизни и смерти.

Значит, надо найти принципиально иную парадигму развития, жизнедеятельности и хозяйствования человечества. А для этого надо понять, что в мире действуют не только физические, но и духовные законы. За их забвение человечество расплачивается не менее жестоко, чем за забвение законов физических. И это не просто слова - это исторический факт: почти все цивилизации в истории человечества погибли не в силу материальных, а в силу духовных факторов, в силу их духовно-нравственного разложения. Между тем эту опасность, более серьезную, чем материальные угрозы, современное человечество просто не замечает.

Следовательно, человечество должно создать парадигму своего развития, учитывающую не только физические, но и духовные законы, что позволит создать систему жизнедеятельности, в которой не только сохраняется, но и совершенствуется окружающий мир. И вот здесь очень важно вспомнить, что именно такую парадигму разрабатывали русские религиозные мыслители второй половины XIX - начала XX века. Парадигму, которую архиепископ Иларион (Троицкий) назвал парадигмой «преображения».

Следовательно, для преодоления современного глобального кризиса человечеству нужна полноценная духовно-нравственная жизнь общества, что, в свою очередь, требует системно организованного духовно-нравственного воспитания, подобно тому как парадигма научно-технического прогресса потребовала создания современной системы умственного воспитания. И все увеличивающаяся роль науки и техники в жизни общества ведет к тому, что умственное воспитание занимает все большее место в школе.

Однако общество должно жить не только по законам истины и красоты, но и по законам добра. И поэтому школа должна не только учить истине и красоте, но и воспитывать добрых людей.

Значит, вопрос духовно-нравственной жизни человека и общества, переход на новую парадигму своего развития - парадигму преображения и, соответственно, духовно-нравственного воспитания - это в буквальном смысле вопрос не только выживания, но и нормальной жизни человечества и человека.

Естественно, что духовно-нравственное воспитание должно быть так же системно организовано, как системно организовано в школе умственное или эстетическое воспитание. А его невозможно организовать без своего оптимального содержания. Оптимальным содержанием духовно-нравственного воспитания является религия, религиозная культура, подобно тому как для умственного воспитания оптимальным содержанием является наука, для эстетического - искусство. И ее также нельзя заменить другой культурой, как нельзя в умственном воспитании заменить науку искусством. Соответственно, альтернативы религиозной культуре как содержанию духовно-нравственного воспитания нет.

Отсюда вовсе не следует, что в духовно-нравственном воспитании должна использоваться только религиозная культура. Как и в других направлениях воспитания, должны использоваться понятия, истины, ценности разных форм культуры, в том числе и науки, и искусства, и народной мудрости, и народной культуры.

Таким образом, осознание абсолютной необходимости жизнедеятельности человечества не только в соответствии с материальными, но и духовными законами требует не только его интеллектуального, научного, технического развития, но и духовно-нравственного. Вот, наверное, главный вывод, который можно сделать из Вашего доклада, уважаемый профессор. И я глубоко благодарю Вас за то, что Вы помогли сделать этот вывод.

Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор Курского госуниверситета, и.о. декана факультета теологии и религиоведения, заведующий кафедрой теологии и религиоведения

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., рудовский:

В статье написана какая-то ерунда, кстати:Оптимальным содержанием духовно-нравственного воспитания является религия. Да,оптимальным содержанием духовно-нравственного воспитания является религия. Но разве не это доказывает автор делая верные акценты и устанавливает чёткие ориентиры, во многом новые?

Егоргий / 06.04.2017 10:09

2. Re: Открытое письмо Стивену Хокингу, или Зачем изучать религиозную культуру в школе?

рБ Борис он не американский - он английский. Впрочем, кого и когда на РНЛ интересовали факты?.. *** В статье написана какая-то ерунда, кстати: Оптимальным содержанием духовно-нравственного воспитания является религия, религиозная культура (с) Ну вот с какого перепуга не искать оптимум в мусульманской или зороастрийской культуре??? *** Кстати, какой смысл публиковать письмо для Хокинга на русском языке?

рудовский / 05.04.2017 19:08

1. Re: Открытое письмо Стивену Хокингу, или Зачем изучать религиозную культуру в школе?

Бедный профессор Хокинг. Здесь как раз тот случай, когда человек является приговором своим собственным заблуждениям, грехам своего рода, не осознанным и не отринутым. Когда богоборец — пышущий здоровьем молодой джиголо, это ещё можно как-то понять. Но воинствующая в атеизме, извините, «голова профессора Доуэля», это уже просто верх нелепости и безумия. Просто жалко человека. У нас идея бегства на другие планеты даже школьника, наверно, рассмешит. А тут целый американский профессор бредит всерьёз на подобную тему, традиционно пытаясь найти решение проблем вовне себя. Вся американская цивилизация — это верх нелепости и безумия, глухой тупик. Как это объяснить тем нашим руководителям, которые остервенело пытаются втянуть Россию в западное «цивилизационное» поле, пытаются учиться у них жизни. Прошу прощения за резкость суждения, наболело, дальше некуда.

рБ Борис / 05.04.2017 16:56
Загрузка...
Владимир Меньшиков
Как создать и принять идеологию России?
Открытое письмо главному редактору портала «Русская народная линия» А.Д.Степанову
16.04.2021
Можно ли и как создать современную общенародную идеологию России?
Размышления учёного на актуальную тему
09.04.2021
Размышления об исторических уроках России
К столетнему юбилею принятия сана священника выдающимся русским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким
15.02.2021
Четвёртая информационная революция
Как не превратить её в очередное «кидалово» российского образования?
22.06.2020
Все статьи Владимир Меньшиков
Проблемы семьи и брака
ЕГЭ – путь в никуда
Мнение педагога и ученого
26.07.2021
Шаг к дехристианизации и десуверенизации России
Об отмене обязательного штампа о браке и детях в паспорте
26.07.2021
«Не всякая цифровизация полезна и оправдана»
Паспорт и сейчас продолжает быть идеологическим документом, и здесь здоровый консерватизм как нельзя кстати
23.07.2021
«В современном обществе больше нет былого пиетета перед браком»
О решении правительства отменить обязательный штамп в паспорте о браке
23.07.2021
«Чем больше детей — тем выше размер выплат на каждого ребенка»
Х Общецерковный съезд по социальному служению предложил увеличить поддержку многодетных семей
22.07.2021
Все статьи темы
Основы православной культуры
Наши дети могут забыть, кто они: мужчины или женщины
О новых тревожных тенденциях в образовании
29.06.2021
Из рабов греха можно превратиться в рабов захватчиков
В Подмосковье вожатая зарезала свою коллегу в споре, кто из них лучше справляется со школьниками
23.06.2021
«Всё должно идти на благо Церкви и спасения людей»
Состоялось заседание архиерейского совета Санкт-Петербургской митрополии
03.06.2021
«Был пройден непростой, но важный путь»
В Москве состоялась церемония закрытия XXIХ Международных образовательных чтений
21.05.2021
Сон веры рождает чудовищ
Галявиев — доморощенное порождение современной российской системы образования и воспитания, либеральной по своей сути
18.05.2021
Все статьи темы
Православие и эволюционизм
Крайности эволюционизма
Странные рассуждения о науке и вере в одной статье на сайте «Богослов.ру»
18.02.2021
Природы совершенство
Творение и эволюция
21.01.2021
«Нет другого нравственного закона, кроме данного нам от Бога»
Беседа с генеральным директором Международного Фонда славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) о либеральном фашизме
07.12.2020
Крылья падших ангелов
Кого на сайте «Богослов.ру» не устраивает святоотеческое предание?
29.07.2020
Все статьи темы
Русская школа
Покровители православной семьи и брака
Святые Пётр и Февронья
07.07.2021
О многолетней работе над учебником истории для российских
школ и о связанных с этим проблемах. Продолжение беседы
05.07.2021
Идти своим путём
О прошедшей в Новосибирске научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России
24.06.2021
Падение в пропасть только началось…
Президент РАН Александр Сергеев встревожен падением уровня знаний выпускников российских вузов
18.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему социализм — это утопия
Новый комментарий от В.Р.
29.07.2021 13:45
Великая ложь «Белого дела»
Новый комментарий от Туляк
29.07.2021 11:05
«Это был настоящий советский человек»
Новый комментарий от Советский недобиток
29.07.2021 10:09
О помощи Церкви в период эпидемии
Новый комментарий от Сант
29.07.2021 09:20