I. Зададимся вопросом: часто ли мы отдаем себе отчет в том, что время – одна из величайших загадок мироздания? Но ведь это несомненно! Ведь очевидно, что время, как минимум, парадоксально: оно как бы есть, мы наблюдаем его ход, но вместе с тем оно не имеет физического воплощения, нематериально, его нельзя потрогать руками, увидеть[1].
Отсюда вполне резонный вопрос: является ли вообще время по своей природе объективной субстанцией? Он далеко не праздный, поскольку время, как творение Божие, подчиняется домостроительству спасения и своими границами имеет начало и конец нашего мира. Ни до начала, ни после конца света его не было и не будет. Какой смысл спрашивать, что было «тогда», до появления времени, когда не было и самого «тогда»? В будущей веке, согласно христианскому вероучению, времени, измеряемого Солнцем, тоже не будет, но будет вечная жизнь, превосходящая временное исчисление. Как видим, время – великая тайна мироздания, которую нам, по всей видимости, никогда не удастся разгадать[2].
Тем не менее, время не безлико. И, переходя к его характеристикам, нельзя не согласиться с тем, что оно в известной степени субъективно, поскольку время – это понятие, мысль, составившаяся в сознании человека от впечатления, произведенного переменами явлений в природе[3]. Это «наше», «человеческое время», но это не означает, что Вселенная живет по его лекалам. Вместе с тем, время объективно, поскольку наблюдаемые процессы – не фантомы, они происходят не только у нас в сознании, но и на самом деле, в реальности, вовне.
Время не однородно и неоднотипно и напрямую зависит от субъекта своего изучения. Оно, другое, «неподвижное», есть у Ангелов; есть у них и свое «пространство», столь же недоступное человеку, как и «Ангельское время»[4]. Поскольку они были сотворены Создателем во вневременных в нашем понимании условиях, Ангелы не могут впадать в грех, их «прилепленность» к Богу или отвращение от Него свершились мгновенно и навечно в самый момент их сотворения[5].
Есть «свое» время у животных, растений, органических соединений. Иначе говоря, все сотворенное Богом имеет свое время. Мы не замечаем или даже целенаправленно игнорируем данный факт, поскольку бытие вокруг нас антропоцентрично: обычно человек меряет его и оценивает, исходя из собственных представлений. Человек настолько выделил себя из Вселенной, настолько в мыслях подчинил ее себе, что осознанно или нет, прямо или косвенно, меряет все своей меркой.
Поэтому обычно нас не волнует история прошлого (т.е. время!), в котором нет человеческих персонажей. В результате мы живем словно вне времени. Все, что не связано с нами, как бы не существует во времени, как, например, архипелаг Шпицберген, непоколебимый и неизменчивый в своем вечном ледяном одеянии. Или, тем более, Антарктида. Такого рода отрицание времени, основанное на скрытом человеческом тщеславии, весьма распространено. Стоит ли говорить, что неприятие времени «без меня» затуманивает человеческое мышление на личном и общественном уровне?![6]
Очевидно, такой подход носит односторонний характер, обусловленный именно нашими органами чувств и способностями познавать мир. Как некие низшие микроорганизмы не замечают высшие процессы, происходящие вокруг нас и нами познаваемые, так и мы не можем видеть и познать те, которые происходят не с нами. А если и познаем, то по-своему; чужое сознание нам неведомо, в лучшем случае мы можем предполагать, как мыслит изучаемый нами объект, но не осознавать мир аутентично ему.
Таким образом, время можно определить, как совокупность объективных явлений, сопровождаюших жизнь того или иного существа и всех их вместе, познаваемых каждой тварью в силу дарованных ей Богом способностей, и ее субъективных переживаний, вызванных ими. В целом, время – это невообразимая, беспредельная по своему многообразию совокупность субъективно-объективных явлений и переживаний, органично соединенных в Божественном разуме и в Нем реально существующая.
Мир всегда находится в процессе создания его Богом. Можно даже сказать, что мир пребывает «в середине Бога». В каждый миг своего развития мир меняется, то уменьшаясь, то увеличиваясь, так что может стать больше или меньше любой пространственно-временной величины. Отсюда следует, что и время никак не может быть определено в качестве величины-константы[7]. Время без событий, пространство без вещей и и мир без человека такие же априорные понятия, как «идеальный газ». «абсолютно твердое тело» и т.п.
Время меняется в силу различных причин: сжимается, расширяется, улетучивается, останавливается. Причем, продолжительность времени напрямую зависит от нравственного состояния общества и его отдельных индивидов. Если общество развращено и отравлено злом, скорость событийного ряда невероятно возрастает; время убыстряется. Однако для благочестивого человека, живущего иной жизнью, время, касающееся его событий, течет медленнее. Известно множество примеров на этот счет. Возможны и другие реакции: для жителей Содома и Гоморры оно остановилось (Быт. 19), для Ниневеи – продлилось (Иона 3)[8].
Нет времени только для Бога – ни прошлого, ни будущего: все, чему надлежит совершиться, предстоит уже совершившимся перед Ним. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8). Для Бога ничего не возникает, все предвечно уже есть[9]. Премудрости Божией не требуется время для действий, поскольку она движется не в пространстве и не во времени: «То, что ныне медленно, тогда было сотворено без промедлений; даже сами века были созданы мгновенно, а не так, как проходят они теперь»[10]. Он – Творец времени и пространства. До творения не было смены явлений, т.е. той подвижной изменчивости материи, которую измеряют временем. Поэтому, до сотворения Им мира не было ни времени, ни пространства[11].
II. Сказанное напрямую касается понимания «Шестоднева», творения мира Богом за шесть дней, как оно изложено в Библии. Бессмысленно искать здесь полного и подробного описания событий, не говоря уже о технологии этого чуда. Блаженный Августин некогда говорил: как проходили времена после первого создания вещей и как происходило управление тварями, изначально сотворенными и законченными в шестой день, сказано далеко не все, «но лишь столько, сколько посчитал нужным сообщить Дух, присущий бытописателю; ибо написано лишь то, что имело значение как для познания сущих вещей, так и для предизображения вещей будущего»[12].
Поэтому для нас главное – поверить и принять тот факт, что мир сотворен Богом, а не узнать и описать во всех деталях механизм творения. Если человек верит в это, то «технологические» знания ему излиши, не говоря уже о том, что понять все эти процессы едва ли кто-то вообще сможет. А если не верит, то самые глубокие познания сами по себе цельной и полной картины не создадут. Обесценив, как следствие, и совокупность разрозненных опытных данных, которые, сколь бы ни были они объективны, сами по себе в механической совокупности или в случайных причинно-следственных закономерностях бессмысленны.
Обратим внимание на то, что последовательность «Шестоднева» исключает всякую возможность гипотезы о «самопроизвольном» создании Вселенной. Ведь, как повествуется в Книге Бытия, вначале Творец создал свет днем и и тьму ночью, затем растительность и плодовые деревья, и лишь на четвертый день (!) Солнце, Луну и звезды (Быт. 1:3-18). В это можно верить или нет, но Библия излагает события именно так, а не иначе. Что же (или, вернее, Кто) являлось источником света? Очевидно, Святая Троица, Которая после обновления мира также будет освещать Новый Иерусалим: «Город не имеет нужды ни в Солнце, ни в Луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23). Это было и будет явлением «не привязанного» к небесным телам Света[13].
Но и приняв «Шестоднев» без сомнений и интерпретаций, мы не избавимся от проблем в части определения времени минувших событий. Действительно, в «Книге Бытия» говорится, что мир и человек были созданы в течение шести дней. Но о каких «днях» говорит бытописатель? О привычных нам сегодняшних сутках, насчитывающих 24 часа? Или словом «день» обозначено какое-то цельное, законченное событие, имеющее свое начало и конец, но не стандартизированное по количеству часов? Как, например, при описании творений второго дня: «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1:7,8).
Общеизвестно, что еврейское слово «йом» («yom»), которым определялся день, означает неопределенный период времени (Лев. 7:35; Втор. 9:24; Иер. 46:10; Рим.2:5; Мф. 10:15 и т.д.). И, конечно же, Моисей, бытописатель «Книги Бытия», никак не мог обозначить словом «день» первые три периода творения, поскольку светила – Луна и Солнце – поставлены Творцом для управления днем и ночью только на четвертый «день» (Быт. 1:14). Скорее всего, как считается, применение термина «день» обусловлено его желанием изобразить их прообразом дней недели. История творения, разделенная на шесть отдельных периодов, заканчивающаяся «днем покоя», должна была глубже запечатлеть в евреях религиозный долг свято соблюдать субботу. Поэтому, следует согласиться с тем мнением, что буквальное толкование «Шестоднева» едва ли правильно. «Какого рода эти дни, – говорил блаженный Августин, – представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно, а тем более невозможно говорить о том»[14].
Вместе с тем, в еврейском языке присутствует специальное слово «et», обозначающее время, как сугубо конкретное явление: «Время рождаться и время умирать» (Еккл. 3:1-8), «время благоприятное» (Ис. 49:8), «от времени до времени» (1 Пар. 9:25) и т.п. И какое значение времени использовано в тексте можно понять лишь из его контекста.
С другой стороны, признание той гипотезы, что все дни творения могли иметь продолжительность весьма и весьма значительную в нашем понимании, а не «суточную», никоим образом не ставит под сомнение ни сам текст Священного Писания, ни излагаемые в нем события[15]. Если Господь пожелает, Он создаст в одно мгновение новое небо и новую землю, как это сказано в пророчестве о последних дня нашего мира: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).
Это вовсе не метафора, поскольку, по толкованию блаженного Августина, огонь Апокалипсиса уничтожит в планетарном пожаре те свойства стихий, которые соответствуют сейчас нашим тленным телам, и новый мир будет приспособлен к бессмертным людям, обновившимся после воскресения плотью; «и ночи уже не будет» (Откр.21:25)[16]. И потому нет ничего невозможного в предположении, что так некогда уже было. Правда, с той же вероятностью Господь может просто «запустить» механизм творения, установив для него физические законы.
Безусловно, что до сотворения человека процессы образования планет, галактик, словом – жизни также происходили во времени. В каком? – естественный вопрос. Не в нашем, «человеческом», поскольку человек еще не был создан, а в ином времени, «времени творения», которое нам недоступно для понимания. Кто сможет предметно раскрыть для нас смысл такой, к примеру, фразы: «Что Бог намерен был сотворить, Он творил не во времени, хотя созданное Им и было временным»[17]?
Проблема понимания времени в Священном Писании усугубляется еще и тем, что как «Книга Бытия», так и практически все пророческие книги написаны так, словно бытописатель прошлые и будущие события видел непосредственно и в реальности. Для бытописателя «Пятикнижия» и пророков все и происходит, как в настоящем времени. Так, например, творение мира не могло, естественно, иметь свидетелей из числа людей. Однако «Книга Бытия» написана как бы от лица свидетеля – Моисея. Вообще для многих библейских книг характерна размытость времени: прошлое, настоящее и будущее соотносятся между собой не в строгой, привычной последовательности, теряют свою длительность и в физическом смысле слова нарушают непрерывность. В целом понятие времени раскрывается в Ветхом Завете Священного Писания через исторический опыт древних евреев, который был их опытом веры[18].
Также ни для кого не является секретом то обстоятельство, что в тексте Библии не только время творения, и другие хронологические сроки, нередко недостаточно определены или вообще указаны ошибочно – по крайней мере, в нашем понимании. Так, в переводе семидесяти толковников неверно указаны годы рождения и смерти Мафусаила, отца Ноя, и при буквальном прочтении выходит, что тот прожил после Великого Потопа еще 14 лет, но в ковчег забран не был (Быт. 5:25-27)[19]. Конечно, это выглядит совсем непоследовательно и нарушает внутреннюю логику событий. По этой причине, в частности, в русский перевод Священного Писания была внесена соответствующая корректура. Но от противоречий не спасает ни одна из сохранившихся редакций Священного Писания. И, преодолев какие-то расхождения при помощи одной из версий текста, мы неизбежно порождаем другие; и так без конца.
Так, приняв за образец еврейскую версию, мы вычислим, что от Потопа до рождения Авраама прошло 423 года (Арфаксад жил с 2264 по 2626 гг. от Сотворения Мира, Каинан с 2299 по 2832 гг., Сала с 2429 по 2862 гг., Эвер с 2459 по 2923 гг., Фалек с 2493 по 2732 гг., Рагав с 2523 по 2765 гг., Серух с 2558 по 2788 гг., Нахор с 2588 по 2736 гг., Фара с 2617 по 2822 гг., Аврам родился в 2687 г., т.е. в 2821 г. до Р.Х., и умер в возрасте 175 лет, т.е. в 2862 г. от Сотворения Мира или в 2646 г. до Р.Х.). Получается, что, как и утверждал преподобный Ефрем Сирин, Авраам мог благословляться у Сима (Мелхиседека), царя Салимского. Тому в то время было «всего» 525 лет.
Более того, Сим, по его мнению, дожил даже до Иакова и Исава и умер в 2864 г. от Сотворения Мира. «Этот Мелхиседек был Сим; он по величию своему был царем, как родоначальник четырнадцати племен, но также и первосвященником, потому что по преемству приял священство от отца своего Ноя. Сим жил не только до времен Аврама, как говорит Писание, но даже до Иакова и Исава, сынов Аврамова сына. Его ходила вопрошать Ревекка, и Сим сказал ей, что два народа во чреве ее, и старший поработает младшему (Быт. 25:22, 23)»[20].
По греческой же версии мы получим другие числовые показатели: Арфаксад жил с 2264 по 2729 гг. от Сотворения Мира, Каинан с 2399 по 2859гг., Сала с 2529 по 2989 гг., Эвер с 2659 по 3163 гг., Фалек с 2793 по 3132 гг., Рагав с 2923 по 3262 гг., Серух с 3055 по 3385 гг., Нахор с 3185 по 3464 гг., Фара родился в 3264 г., а Авраам 3334 г. от Сотворения Мира или в 2175 г. до Р.Х., и умер в возрасте 175 лет, т.е. в 3509 г. от Сотворения Мира или в 2000 г. до Р.Х.
Следовательно, от Потопа до рождения Авраама прошло 1072 года. Однако Сим прожил после рождения Арфаксада 500 лет и умер в 2764 г. от Сотворения Мира или в 2745 г. до Р.Х. (Быт.11:11). Таким образом, от смерти Сима до рождения Авраама прошло 570 лет (3334-2764=570). И, конечно, Авраам не мог благословлять у Сима, как царя Мелхиседека.
Как считается, Нимрод, уведомленный бесами о том, кем по прошествие лет станет младенец Авраам (тогда еще просто Аврам) в глазах Господа, предлагал его отцу Фарре громадные сокровища, лишь бы тот отдал ему младенца. Разумеется, для того, чтобы убить в процессе ритуального жертвоприношения. Но этого не произошло: Авраам Божьей милостью избег «огня вавилонского». А после этого удалился в Ханаан[21]. Однако, если Авраам жил с 3334 по 3509 гг. от Сотворения Мира (или с 2175 по 2000 гг. до Р.Х.), то он никак не мог быть подвергнут гонениям во времена Нимрода по греческой версии: их разделяло более 200 лет (3537-3334=203 г.).
По Преданию, Эвер был рожден в годы строительства Вавилонской башни, откуда и его имя, означающее в переводе «разделение»[22]. Следовательно, он был современником Нимрода, который жил 400 лет. И если Нимрод начал царствовать, как полагают, в 1972 г. до Р.Х. (в 3537 г. от Сотворения Мира) и строить в это время Вавилонскую башню, то по греческой версии он не мог быть современником Эвера (2659 по 3163 гг. от Сотворения Мира или 2850-2346 гг. до Р.Х.). Их разделяет 878 лет (3537-2659 =878).
Но при анализе других версий этот вывод не является безусловным. Эвер был четвертым потомком Ноя. От Потопа его отделяют 397 лет по греческой версии. Нимрод был внуком Хама, сыном Хуша, т.е. потомком Ноя в третьем поколении. В принципе, время его жизни и Эвера должны почти совпадать, поскольку люди в то время еще отличались долгожительством.
Наконец, не менее популярна гипотеза, согласно которой строительство Вавилонской башни началось сразу после смерти Ноя, который прожил после Потопа еще 350 лет (Быт. 9:28). В этом случае сроки также сдвигаются.
Однако и еврейская версия Священного Писания далеко не безупречна. Например, при перечислении послепотопных патриархов пропущен Каинан, и говорится, что «Арфаксад родил Салу», хотя по свидетельству Евангелиста Луки Сала приходился внуком Арфаксаду и сыном Каинану (Лк. 3:36). Присутствуют и понятия весьма неопределенные по содержанию, как, в частности, в тех местах, где Христос именуется «сыном Давидовым», чего, конечно, на самом деле никак не могло быть. Лаван в «Книге Бытия» назван «сыном Нахоровым», но в действительности он приходился ему внуком через Вафуила (Быт. 24:15,29)[23]. В целом, и это общеустоявшееся мнение исследователей, библейская хронология не может быть определена с безусловной точностью[24].
III. Но и попытка растянуть «дни» творения на миллионы и миллиарды лет лишена каких-либо научных и фактических предпосылок. Например, Моисей употребляет одно и то же понятие «день» как применительно к «Шестодневу», так и к Потопу. Но едва ли библейские стихи: «И продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода» (Быт. 7:17) и «вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт.7:24) можно понимать, как «миллионолетья». Конечно же, речь шла о куда более кратких временных периодах.
Обычно для доказательства того, что жизнь на Земле, равно как и весь процесс творения, развивался совсем не в те сроки, которые указывает Священное Писание, а миллиарды или, как минимум, десятки миллионов лет, указывают на данные геологических исследований, а также всевозможные методы, позволяющие определить хронологию событий. Но что касается последних, то практически все они уже давно поставлены под сомнение[25].
Сказанное справедливо не только для геологии, но и генетики. Общеизвестно, что генетическая датировка основывается на предположении (опять гипотеза!), что мутации происходят с регулярной частотой, создавая «молекулярные часы». Но возникает закономерный вопрос: насколько быстро эти «часы» идут? Казалось бы, все проблемы решаются за счет применения метода «генеалогической скорости», т.е. числа мутаций целых геномов «троицы»: папа, мама, ребенок. Но как только ученый начинает вдаваться в детали, выясняется, что он погружается в зыбучий песок весьма неожиданных выводов.
В частности, как известно, ориентировочные датировки разнятся в зависимости от того, какие генетические локусы используются – некоторые мутируют быстрее, чем другие, «генетическая скорость» разнится в зависимости от оценки количества лет между поколениями, и т.п. Да, конечно, среднее число можно высчитать из генеалогических свидетельств, но остается неясным другое – насколько это соответствует дальнему прошлому, когда продолжительность жизни была короче? Кроме того, у мужчин поколение может быть длиннее, и намного, чем у женщин, поскольку женщины перестают рожать после менопаузы. В результате, одна оценка скорости мутации для Y-хромосомы (т.е. мужчины) производит неожиданно поздние датировки в некоторых популяциях, что вынуждает пересмотреть «эволюционную скорость»[26].
Самый факт того, что исследователи, приналежащие к различным научным школам (т.е. исповедующие разную философию творения, попросту говоря), весьма произвольно изменяют временные величины вперед или назад, ссылаясь на свои методологии, признают человека далеких эпох, чьи останки обнаружены, современником то одного века, то совсем другого, позволяет усомниться в наличие объективного и неподвластного субъективизму арбитра под именем «научно определенное время». Например, при самых точных генетических подсчетах эволюционисты получают временной диапазон жизни Адама от 40 тыс до 140 тыс лет до Р.Х., определяя в качестве наиболее вероятного 59 тыс лет[27]. И это называется «наукой»…
Но, желая раз и навсегда развеять «религиозный дурман», нередко в качестве аргумента в пользу эволюции приводят тот довод, что допотопные фауна и флора, уничтоженные Потопом, должны были иметь время для восстановления, на что ушли многие миллионы, десятки или даже сотни миллионов лет («кайнозойская эра»). Поскольку – и это очевидно для материалистов – в более краткие сроки такой результат был бы невозможным. Выходит, исходя из их философии, что простейшие амебы, червеподобные ящерицы и т.п. стали предками всего современного животного мира[28].
Однако потребность в миллионах лет отпадает сама собой, если принять, как это и предлагается библейским текстом, что Ной взял с собой в ковчег представителей всего животного мира, которые могли погибнуть в водах Потопа или вследствие последующих катаклизмов. Расчеты показывают, что из чуть более 1 млн видов живых организмов в спасении нуждалось не более 30 тысяч животных, которые заполнили ковчег (это точно подсчитано), исходя из его параметров, не более чем на четверть. Рыбы, молюски, простейшие живые организмы, кишечнополостные, членистоногие, черви, иглокожие и т.п. могли спастись самостоятельно[29].
И потому для восстановления старой жизни не потребовались «миллионолетия»: выйдя на сушу через год после Потопа, все спасенные живые существа имели естественную возможность восстановить свои популяции. Господь так и сказал Ною по окончании Потопа: «Выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле» (Быт.8:17).
Трудности хронологии на этом не кончаются. Евреи не знали деления дня на 24 часа и обозначали этим понятием некую протяженность от вечера до вечера: «От вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32). Только после Рождества Христова у них вошло в обыкновение делить день на 12 часов, считавшихся от восхода солнца до заката, но и это разделение имело условный характер. Семь дней составляли неделю (Быт. 29:27, 28), и последний, суббота, посвящался Богу.
Движением Луны определялся месяц (Сир. 43:6-8), и соотношение их с нашим имеет весьма отдаленную схожесть: поскольку месяцы были лунными, то в соответствии с вращением Луны они насчитывали 29,5 дней, отсюда деление месяцев на «неполные» (в 29 дней) и «полные» (30 дней). Во время Вавилонского пленения израильтяне усвоили халдейские названия и летоисчисление, установив в году 12 месяцев и введя раз в три года, чтобы уравнять лунный день с солнечным, еще один месяц, тринадцатый, который называли «Веадар», состоящий из 29 дней.
Библейское слово «год» также не следует понимать в нашем, современном исчислении, поскольку он не являлся в те века стандартной величиной. Евреи разделяли года на «священные» и «гражданские». По первому, бравшему свои истоки от времени исхода израильтян из Египта, распределялись все религиозные праздники. Они исчислялись с месяца «Нисан», по нашему календарю нечто среднее между мартом и апрелем. Второй использовался в обыденной жизни и начинал свое исчисление с сентября[30].
Несложно понять, что при применении этих терминов нужно быть чрезвычайно аккуратным, чтобы невольно не подменить «священный» год «гражданским» и не породить предпосылки для хронологических ошибок. Однако и это еще не все. Если времена года возникли, как полагают при буквальном прочтении библейского текста, лишь после Потопа (Быт. 8:22), то как определялся «год» в допотопное время?! По всей видимости, ответа на этот вопрос мы никогда не получим.
Все это, разумеется, создает многие трудности. Однако в отличие от эволюционистов, мы располагаем важным критерием-подсказкой для определения как сроков тех или иных библейских событий, так и их хронологии. Это – родословие Христа, перечень патриархов и их потомства. Так, в Евангелие от Матфея указано, что «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. (Мф. 1:17).
Из «Книги Бытия» мы знаем, что Ной являлся десятым потомком Адама. А Каин дожил до своего праправнука Ламеха, т.е. видел шесть, как минимум, поколений, если не семь – наверняка дети Ламеха были рождены еще при жизни первого изгоя рода человеческого (об этом мы будем говорить дальше).
Много ведется споров относительно продолжительности жизни праотцов: некоторые считают, что срок жизни в девятьсот и более лет был физически невозможен ни в какой из периодов существования человечества. И потому летоисчисление Адама, Сифа и других допотопных патриархов либо основано на другой системе подсчета, либо время было иным по своей продолжительности. Но, как мы знаем, «жил Ной после Потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9:28-29). Как видим, бытописатель оперировал одной и той же системой летоисчисления, и время осталось для него таким же, что и раньше.
Более того, продолжая повествование о его потомстве, Моисей без каких-либо оговорок приводит сроки жизни сыновей, внуков, правнуков и т.п., вполне сопоставимых с теми, какие были у людей до Потопа. Так, в частности:
- Симу, сыну Ноя, было сто лет, когда он Арфаксада, всего он прожил пятьсот лет и умер.
- Арфаксад жил тридцать пять (135 лет по греческой версии) и родил Каинана. По рождении Каинана Арфаксад жил триста тридцать лет и умер.
- Каинан жил сто тридцать лет, и родил Салу. По рождении Салы Каинан жил четыреста три года (330 лет) и умер.
- Сала жил тридцать лет (130 лет) и родил Евера. По рождении Евера Сала жил четыреста три года (330 лет) и умер.
- Евер жил тридцать четыре года (134 года) и родил Фалека. По рождении Фалека Евер жил четыреста тридцать (370 лет) и умер.
- Фалек жил тридцать лет (130 лет) и родил Рагава. По рождении Рагава Фалек жил двести девять лет и умер.
- Рагав жил тридцать два года (132 года) и родил Серуха. По рождении Серуха Рагав жил двести семь лет и умер.
- Серух жил тридцать лет (130 лет) и родил Нахора. По рождении Нахора Серух жил двести лет и умер.
- Нахор жил двадцать девять лет (79 лет) и родил Фарру. По рождении Фарры Нахор жил сто девятнадцать лет (129 лет) и умер.
- Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Он прожил двести пять лет и умер.
- Аврам жил сто семьдесят девять лет и умер (Быт. 11:10-30).
Поэтому, отдавая себе отчет в том, что библейское летоисчисление не знает точных правил (или же, как минимум, они нам неизвестны), в своем изложении мы все же будем руководствоваться древней традицией, согласно которой мир со творения человека существует 7533 года, на 2262 году от его начала наступил Великий Потоп, через 3247 года после которого пришла «радость всему миру» – Рождество Христов. Из чего следует, что от Сотворения Мира до Рождества Христова прошло 5509 лет, а от Рождества Христова до нашего времени – 2024 года.
Этот шаг никак не противоречит сказанному выше относительно исчисления «дней» «Шестоднева», поскольку то время не касалось человека и не являлось в буквальном смысле слова «субъективным»; бытописатель вполне мог обойтись общим словом «день», как неопределенно-законченным событием. Однако относительно того, что касалось человека, тем более допотопных патриархов, «день» и «год» приобрели у Моисея близкие к нашему времени значения.
Алексей Михайлович Величко, доктор юридических наук
[1]Тёрни Крис. Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло. М., 2018. С.11.
[2]Соколов Сергий, диакон, А.И.М. Время // Православная энциклопедия. Т.IX. М., 2005. С.517, 519, 522.
[3]Святитель Игнатий (Брянчанинов). Судьбы Божии // Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. В 2 т. Т.2. М., 1993. С.85.
[4]Булгаков Сергий, протоиерей. Лестница Иаковля. Об Ангелах // Булгаков Сергий, протоиерей. Малая трилогия. М., 2008. С.409, 458, 460, 461.
[5]Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. Киев, 2004. С.134.
[6]Бьорнеруд Маршия. Осознание времени. Прошлое и будущее Земли глазами геолога. М., 2021. С.19-21.
[7]Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992. С.133, 134.
[8]Буфеев С. Почему православный не может быть эволюционистом? // «Шестоднев» против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении/сб.ст. под ред. диакона Даниила Сысоева. М., 2000. С.274, 275.
[9]Булгаков Сергий, протоиерей. Неопалимая купина // Булгаков Сергий, протоиерей. Малая трилогия. М., 2008. С.69.
[10]Блаженный Августин. О Книге Бытия. Книга 4. Глава XXXIII. СПб.-Киев, 1998. С.417.
[11]Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 11. Глава VI // Блаженый Августин. О граде Божьем. В 4 т. Т.2. М., 1994. С.182, 183.
[12]Блаженный Августин. Толкование на Книгу Бытия. Книга V. Глава VIII // Блаженный Августин. Творения. В 2 т. Т.2. СПб. - Киев, 1998. С.431.
[13]Сидаш Т.Г. Первые русские катехизисы в контексте современного им европейского богословия // Митрополит Петр (Могила). Труды.СПб., 2022. С.89.
[14]Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 11. Глава VI // Блаженый Августин. О граде Божьем. В 4 т. Т.2. М., 1994. С.183.
[15]Лопухин А.П. Толковая Библия. Ветхий и Новый Заветы. М., 2016. С.291, 292.
[16]Блаженный Августин. О Граде Божьем. Книга XX, глава 16 // Блаженный Августин. О Граде Божьем. В 4 т. Т.4. М., 1994. С.201.
[17]Блаженный Августин. Толкование на Книгу Бытия. Книга IV. Глава XXXV. С.419.
[18]Соколов Сергий, диакон, А.И.М. Время. С.518-520.
[19]Блаженный Августин. О граде Божьем. Книга 15. Глава XI // Блаженный Августин. О граде Божьем. В 4 т. Т.3. М., 1994. С.89.
[20]Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия. Глава 14.
[21]Святой Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия, глава 12.
[22]Святитель Дмитрий Ростовский. Жития святых. Октябрь. Книга 2. М., 1904. С.212.
[23]Лопухин А.П. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. М., 2008. С.570, 571.
[24]Лопухин А.П. Толковая Библия. Ветхий и Новый Заветы. М., 2016. С.293, 294.
[25]Сысоев Даниил, священник. Летопись начала. М., 2003. С.55-63; Тёрни Крис. Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло. М., 2018.С.107-113.
[26]Манко Джин. Как заселялась Европа. От первых людей до викингов. М., 2019. С.39, 40.
[27]Уэллс Спенсер. Генетическая одиссея человека. М., 2022. С.81.
[28]Фланнери Тим. Европа. Естественная история. М., 2023. С.71-76.
[29]Вертьянов С. Происхождение жизни. Факты, гипотезы, доказательства. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С.104.
[30]Лопухин А.П. Толковая Библия. Ветхий и Новый Заветы. М., 2016. С.305, 306.
15.
Постмодерн - фарс Истории. И, если мы не поймем двадцатый век в опыте России как единый оплот Истории, то мы непременно окажемся в фарсе. Впрочем, мы его уже видим. Фарс как подмена всеобщего и единичного. Здесь имя "традиция" ничего не решает. Мы либо понимаем Историю, либо услышим ее хохот. История, Всемирная история - термин гораздо сильнее, чем термин "традиция". Мы можем возвращаться в Историю, во Всемирную историю, но без единичного мы не поймем ничего в особенном, а значит и во всеобщем Истории. Такое возвращение в Историю может быть ее хохотом над нами.
14. Ответ на 13, РомКа:
Можете яснее сказать - строители коммунизма по Вашему - отвергают, что мир во грехе, искажен грехом, а считают его вполне нормальным, "от Бога" и потому пытаются построить коммунизм, т.е. просто навести порядок и улучшить так сказать мир? То, что коммунизм и святость - это не пересекающиеся понятия - это так, да. И грех, и святость - это не понятия коммунизма.
И строителям коммунизма и православной религии не хватает знаний, которые требует История в своем особенном. Таких знаний нет в мире ни у кого. Поэтому это время - время от Ленина до Путина (до сегодня), в России и в мире, можно охарактеризовать как время Антихриста или, по-другому, но с тем же смыслом - онтологическая хитрость (хитрость бытия).
Но, заметим, эти знания есть в Библии. В этом смысле можно говорить о "библейской технологии" извлечения исторического знания, нужного для осмысления особенного Истории, осмысления хитрости бытия. Эти библейские "технологии" и могут и должны преобразовать Культуру (прежде всего Западно-европейскую) так, чтобы в ней открыть уста Истории - Духом Божиим. Эти же "уста божественной Культуры Истории" должны исповедовать единство всех правителей России , от Ленина до Путина (до сегодня), как оплот Третьего Рима.
И строители коммунизма и православная религия - одного духа - православной исторической России. Однако знаний нет ни у кого, чтобы можно было ими охарактеризовать и осмыслить Историю в ее особенном, в двадцатом веке. Ни у кого в мире, вообще. Потому, что в особенном Истории произошла встреча единичного со всеобщим. А что такое единичное Истории, это - до Потопа. Поэтому таких знаний нет ни у кого. Даже в Науке. Повторю, что такие знания есть лишь в Библии и в содержании Культуры, начиная от Древней Греции, до сегодня. Также этот опыт, но без знаний, есть в России в периоде от Ленина до Путина сегодня.
Надо совместить эти знания с этим опытом.
13. Ответ на 10, Игорь Бондарев:
Видим, что коммунизму недостает понятие святости. Но совмещать коммунизм и святость, значит повторять то же, что делают те, кто отождествляют грех, хищничество за него и любовь Божию в одно целое.
Поэтому Апостол говорит: сочти число зверя, ибо это число человеческое. В слове "сочти" мы слышим, прежде всего, рациональное значение. Здесь же и законы Всемирной истории. Но это тема отдельная, большая.
Можете яснее сказать - строители коммунизма по Вашему - отвергают, что мир во грехе, искажен грехом, а считают его вполне нормальным, "от Бога" и потому пытаются построить коммунизм, т.е. просто навести порядок и улучшить так сказать мир? То, что коммунизм и святость - это не пересекающиеся понятия - это так, да. И грех, и святость - это не понятия коммунизма.
12. Ответ на 11, Игорь Бондарев:
Россия - православная страна. То есть духом. А Революция (и февраль и октябрь) - привели к духу СССР. Дух СССР - православный дух России. Одно но. Дух православия не узнал в своей стране православную религию. Не узнал. Почему, как так? Потому, что в начале двадцатого века История сделала скачок. Исторический переход количества в качество. Единичное и всеобщее Истории соединились в особенное Истории.
То есть, в Православии просто не оказалось тех знаний, которые потребовал скачок Истории из всеобщего в особенное. Но не только в Православии таких знаний не оказалось, - таких знаний не оказалось ни у кого в мире, вообще. Потому что знание единичного было так давно, что его перекрыло с лихвой всеобщее Всеобщей истории. А вот в двадцатом веке, в начале, такое знание оказалось необходимым, в особенном Истории, и его ни у кого в мире не было. А сегодня мы можем говорить об этом только потому, что особенное повторяется в своем фарсе, как невыученная История. Говоря о фарсе Истории, можно говорить о "граблях Истории", на которые мы постоянно наступаем. Поэтому сегодня мы все можем рассуждать о знаниях, которые были закрыты в начале двадцатого века, и которые открылись вместе с завершением скачка особенного Истории, во время которого мы сегодня живем.
11. Ответ на 9, РомКа:
Россия - православная страна. То есть духом. А Революция (и февраль и октябрь) - привели к духу СССР. Дух СССР - православный дух России. Одно но. Дух православия не узнал в своей стране православную религию. Не узнал. Почему, как так? Потому, что в начале двадцатого века История сделала скачок. Исторический переход количества в качество. Единичное и всеобщее Истории соединились в особенное Истории. Вся Всемирная история проявилась в особенном, начало которого и связано с Революцией. К этому времени поднялась и ложь Истории. И они встретились в особенном - История встретилась со своим добром и злом.
А то, почему православная религия оказалась не узнанная Духом православной России, то здесь секрета нет. Буквально. И именно поэтому. Был бы секрет, мы бы знали о нем. А секрет в том, что религия оказалась без знания о том, что есть такой секрет мира - хитрость греха. Весь секрет греха в хитрости бытия. Даже Наука не может о нем сказать ни слова. И религия не может сказать о хитрости бытия - ни слова. О грехе - да, о добре и зле - да, но о том, что нельзя есть с древа познания добра и зла - об этом религия не может говорить. Это хитрость бытия и открывается в особенном Истории. Если не нравится слово хитрость бытия, замените на слово Антихрист, - которому все поклонятся.
Религия не узнала Дух Истории в начале двадцатого века по одной причине - по незнанию. По незнанию большевики взяли Власть в России, ибо они не имели понятия, что эта их Власть, по правильному - православная. Но и религия не смогла их поправить и сказать, что Власть Революции вызвана Духом Истории, истина которого принадлежит, прежде всего православию.
10. Ответ на 9, РомКа:
Видим, что коммунизму недостает понятие святости. Но совмещать коммунизм и святость, значит повторять то же, что делают те, кто отождествляют грех, хищничество за него и любовь Божию в одно целое.
Поэтому Апостол говорит: сочти число зверя, ибо это число человеческое. В слове "сочти" мы слышим, прежде всего, рациональное значение. Здесь же и законы Всемирной истории. Но это тема отдельная, большая.
9. Ответ на 7, Игорь Бондарев:
...
Но именно этот вопрос тесно связан с Потопом и с началом двадцатого века, как особенным Всемирной истории. С Революцией и ее пониманием. С пониманием духа советского общества и его идеи. В этом законе суть Истории как оси развития, то, вокруг чего все крутится.
Не могу понять смысла Ваших вопросов. Бог есть любовь. Он создал мир, где львы не рвали зубами ягнят для пропитания и не нападали на человека. Вероятно, благодать Божия усмиряла хищников и/или защищала прочих животных. Также, мир не был подвержен тлению, болезням. Вероятно не столько по природе, сколько по благодати (не буду ничего утверждать, не силен в философии, теологии). После грехопадения человека мир изменился. Возможно, отошла благодать, удерживавшая мир от падения к нынешнему состоянию, или та самая "проклятость" Земли за грех Адама поразила его и он стал стремиться к тлению, энтропии и принципу "умри ты сегодня, а я завтра". Но факт остается фактом - до грехопадения смерти
не было - так утверждает Писание. Как не было и мучения (и соответственно страданий терзаемых хищником животных и страха перед хищниками у первых людей).
В чем польза, что "мир стал жестоким, а волк пожирает зайца". Во-первых, в данном случае уже, как ни печально, но встает вопрос "почему", а не только "зачем". Правда, же? Но и над"зачем" можно порассуждать. Скажем, до грехопадения (а возможно в каком-то смысле и после преображения мира, в Небесном Царстве) сильный был выше слабого, руководствовал им, может в каком-то смысле подчинял своей власти. Но одни проявления это имело в мире, где всё и все живут по воле Божией, а другое - в мире, подпавшим под проклятие. Такие мысли приходят как ответ на Ваши вопросы.
Но я, признаться, не пойму - какое отношение эти Ваши вопросы (наши с Вами рассуждения) имеют к октябрьской "революции"? Про дни творения понимаю - Вы, видимо считаете, что там были миллионы лет, а потому вполне себе "естественный отбор", "пожирание"... (хотя это и противоречит Писанию, убежён)
8. Так, модель...
Впрочем, гравитацию тоже...
7. Ответ на 6, РомКа:
Ответ на этот вопрос не противоречит тому, что Бог есть любовь и что этот закон служит спасению человека. Но наша цивилизация и культура пропитана не ответом на этот вопрос, согласным с тем, что этот закон служит спасению в любви , от Бога, а - ровно наоборот. Этот закон хищничества используют для обвинения Бога в жестокости, в том, что Бог суров. Или, что нет никакого Бога, а есть природа с ее жестокой необходимостью выжить.
Но именно этот вопрос тесно связан с Потопом и с началом двадцатого века, как особенным Всемирной истории. С Революцией и ее пониманием. С пониманием духа советского общества и его идеи. В этом законе суть Истории как оси развития, то, вокруг чего все крутится.
6. Ответ на 4, Игорь Бондарев:
Простой вопрос: закон хищничества в природе - закон или нет, и если закон, то - от Бога или нет?
Да, закон хищничества в природе, по которому животные пожирают друг друга - все же от БогаМне думается, что хотя закон этот и от Бога (кто же другой может быть законодателем?). Но этот закон Бог положил только после грехопадения человека. Соответственно, в раю и, говоря шире, до грехопадения такого закона не было. Смерть вошла в мир после грехопадения человека. разве Писание не об этом говорит?