Аннотация. В статье показывается, что советское образование в годы Великой Отечественной войны, будучи неразрывной частью страны, по-настоящему выполнило свой долг перед народом, потому что оно воспитало человека, который сумел победить фашизм. Советское образование выполнило свой долг и потому, что даже в годы войны оно сохранялось и продолжало развиваться, дав возможность нашей стране победить невиданного в истории человечества врага и позволив ей успешно развиваться после войны.
Ключевые слова: советская школа, советская система образования, советское воспитание, немецкая система образования, фашистское воспитание, духовное развитие, нравственное развитие, интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, сохранение и развитие российского образования.
Понятие бессмертие, как и большинство понятий, несёт в себе много разных значений. Мы говорим о бессмертии, имея в виду живое существо, способное жить бесконечно долгое время. Мы говорим о бессмертии чего-то или кого-то, имея в виду, что память об этом событии или этом человеке будет сохраняться очень долгое время – вспомним всероссийское, а теперь уже всемирное движение «Бессмертный полк». Ещё одно значение бессмертия – это воин, который выживает, в любых условиях.
Понятие бессмертие заключается и в том, что страна, народ, государство, не только сохраняются в каком-то тяжелейшем испытании, но и укрепляются, получив новый импульс и потенциал своего развития. Такой стала наша страна в годы Великой Отечественной войны. И такой же великий подвиг совершила советская школа в годы Великой Отечественной войны.
Конечно, советская школа в годы Великой Отечественной войны изучалась. И изучается. Но в этой статье хотелось бы не просто описать то, как существовала наше образование во время войны в стране или в её отдельных регионах, а показать то главное, что было сделано им, благодаря чему оно совершило по-настоящему бессмертный подвиг.
Чтобы понять это, вспомним, что в девяностые годы российской либеральной интеллигенцией, люто ненавидевшей свою страну, нашему народу усиленно навязывалась идея, что Советский Союз победил Германию только потому, что злобное советское руководство и тупые генералы-«мясники», и первым среди них считался маршал Г.К. Жуков, во главе с тираном Сталиным забросали немецкую армию трупами.
Чтобы понять всю чудовищную ложь этих обвинений, достаточно просто спросить: да, в принципе, можно забросать трупами окопы и пулемётные дзоты врага. Но как можно победить, противника забросав трупами его артиллерию, танки, флот, авиацию? И если победу одержала именно наша армия, то значит, она победила в силу каких-то иных факторов.
Размышляя об этих факторах, следует признать, что мы победили Германию почти со всей Западной Европой, воевавшей на стороне Германии потому, что наша страна превзошла немецкую не только на поле боя, но и в целом, и в каждой своей жизненной сфере. Невероятный подвиг тыла состоит в том, что большей частью женщины, старики и подростки дали нашей армии большие оружия и всего необходимого, чем Германии со всей Западной Европой. Напомню, что последний танк сошёл с конвейера танкового завода Праги 9 мая 1945 года. Вдумаемся, какой ценой далось нам это превосходство над врагом и какого уровня подвиг был совершён советским народом в тылу.
И каждая наша сфера общества превосходила аналогичную сферу Германии буквально во всём. Мы превосходили немцев в области здравоохранения. Советские госпитали возвращали в строй намного больше воинов, чем немецкие.
Мы превосходили немцев в культуре – немцы во время войны даже близкие не создали что-то, равное советской культуре. Что осталось человечеству от фашистской культуры? А советская военная культура и до сих пор остаётся бесценным достоянием.
И столь же великий подвиг совершило наше образование. Чтобы по-настоящему понять то, что было совершено нашим образованием, мы должны осознать с какой армией пришлось воевать нам.
Немецкая армия представляла собой несокрушимую чудовищную сатанинскую силу. Слова советской песни: «Вставай страна огромная, / Вставай на смертный бой, / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой» – это, в буквальном смысле точные слова. В своей песне В.И. Лебедев-Кумач выразил абсолютно точно сущность немецко-фашистской армии. Это была армия духовно сформированная на оккультизме восточного типа, символом чего и стала свастика. Насколько этот символ был значим и реален для фашистов, свидетельствует то, что они, отступая из Киева, не взорвали Софийский собор только потому, что в нём были кресты в виде свастики.
Это были идейно-закалённые люди – основой их идеологии была книга «Майн кампф» А. Гитлера (запрещена в РФ). И, вся фашистская идеология, фашистская культура и первоклассная пропаганда.
Это были люди, нравственно ожесточённые, вплоть до презрения своей собственной жизни. А если они презирали свою жизнь, что ясно, что жизнь других людей для них и вовсе ничего не стоила. Поэтому это были люди, ненавидевшие другие народы и людей, беспощадные к людям любой страны, которую они оккупировали, вплоть до полного уничтожения отдельных народов.
В целом немецкая армия действительно была в буквальном смысле сатанинской силой и ордой, которая играючи, в несколько дней громила равные, и то превосходящие её по силе армии, например, Польши или Франции.
Какая же армия могла победить эту, скажем прямо, сатанинскую орду? Только армия святой духовности и высочайшей нравственности, более высокого патриотизма, непоколебимого разумного мужества и более высокого интеллекта.
И если мы посмотрим на советскую армию, то увидим, что всем этим требованиям и отвечали её воины. Они превосходили фашистов духовно. Большинство наших воинов в душе были люди верующие. Вспомним, что маршал Жуков всю войну возил с собой икону Казанской Божьей Матери. И многие солдаты признавались, что они тайно молились Богу и надеялись на Бога. С начала войны в стране стали открываться храмы. А самое главное, храмом была каждая городская квартира и каждая деревенская хата. Наверное, не было советских женщин, которые не молились бы о своих родных и близких, воюющих на фронте. И их молитвы в буквальном смысле спасали наших воинов. Все знают легендарного генерала Чуйкова. Как верующий человек он носил с собой в партбилете крестик, которым благословила его на войну мать. Когда в Сталинграде ему предложили уйти на более безопасный левый берег Волги, то он сказал: «Если я уйду на левый берег, то вечером там будут все командиры, вплоть до командиров взводов».
Немцы знали, что он находится в Сталинграде, и вели за ним настоящую охоту. Однажды они узнали дом, в котором он был, подвергли его бомбардировке и обрушили на него шквал артиллерийского огня. И он, зная, что спасти его может только Бог, молился. И чудо произошло. Весь дом был разрушен, а стена, за которой он стоял, сохранилась и спасла ему жизнь.
После войны, все семь братьев Чуйковых вернулись домой в один день. Они рассказывали о своих подвигах и тех страшных случаях, в которых они чудом выжили. И мать сказала им: «Вы что думаете, это вы сами выжили. Это я вас всех отмолила». И эта светлая православная вера была бесконечно сильнее чёрного оккультизма солдат «тёмной силы», солдат «проклятой орды».
Советские воины превосходили немецкую армию нравственно. Об этом свидетельствуют тысячи и тысячи фактов. Вспомним только рассказ К.Д. Воробьёва «Сашка», в котором рассказывается о том, что советский солдат, вчерашний школьник, захвативший в плен фашиста, своего ровесника, отводит его в штаб. Ему приказывают расстрелять немца. Но он отказывается убивать немецкого пленного, хотя за невыполнение приказа ему в условиях военного времени самому грозит расстрел. А миллионы героических подвигов, требующих высшей нравственности, было совершено советскими воинами? Они были их повседневной нормой и жизнью.
О величайшем уровне нравственности советской армии свидетельствует то, что сразу же после освобождения восточных европейских государств, Советский Союз стал поставлять туда продовольствие. И буквально в первые дни после освобождения Германии Советский Союз стал снабжать её продовольствием. Это в условиях, когда в нашей стране царил голод. Можно ли было представить такое со стороны фашистской армии?
Высокая духовность и нравственность стали основой непоколебимого разумного мужества советских солдат. Да, нельзя не признать смелость немецких солдат. Всем известно, с каким бесстрашием шли в атаки немецкие солдаты, особенно эсэсовцы. Но это была слепая смелость, основанная на презрении к жизни. Советские воины противопоставили ему непоколебимое мужество воинов, призванных спасти саму жизнь. Вспомним удивительно точные слова из поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского: «Смертный бой идёт, кровавый… Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». И это выражалось в массовых подвигах наших воинов, которые фашисты не проявили даже в отдельных случаях. Так наши лётчики совершили сотни воздушных таранов, на который не решился ни один немец. И наши воины превосходили врага своим мужеством во многих боях – вплоть до рукопашных схваток.
Победить немецкую военную машину могли только воины, которые превосходили противника интеллектуально. И мы можем сказать, что советская армия и советские воины превзошли фашистов интеллектуально на всех уровнях: от стратегического: Жуков, Василевский, Антонов; полководческого – не было у немцев полководцев равных Рокоссовскому, Ватутину, Коневу, Толбухину, Мерецкову, Черняховскому, Баграмяну и до рядовых солдат. Вспомним, что в артиллерийских, авиационных, танковых, снайперских и других дуэлях советские воины гораздо и гораздо чаще выходили победителями.
Превзошли советские воины фашистов идейно и патриотически. Немецкому патриотизму расового превосходства они противопоставили идеологию защиты своего Отечества, своей земли, безграничную любовь к своему народу и своему отечеству, любовь к жизни, любовь ко всему человечеству, даже врагам – вспомним отношение нашей армии к населению Германии.
И размышляя об основе этого превосходства советских воинов, советских людей, нельзя не признать, что его во многом сформировала советская школа! А чтобы понять секрет этого превосходства, мы должны понять, насколько разным было обучение и воспитание в немецкой и советской школах.
Придя к власти в Германии, Гитлер перестроил образование и воспитание страны на подготовку армии, пред которой должен был содрогнуться весь мир. В результате он опустил немецкое обучение до уровня подготовки солдат, которым думать не положено.
Ещё более заточенным на формирование фашистов или «истинных арийцев», как это официально говорилось и писалось, фашистского сознания и мировоззрения было воспитание немецкой молодёжи. Приведу только один пример такого воспитания. Все немецкие подростки проходило через систему лагерей гитлерюгенда. И вот одним из воспитательных мероприятий в этих лагерях было то, что каждый человек должен был кормить и ухаживать за своим кроликом. А в последний день пребывания в лагере он должен был зарезать своего кролика и съесть. Понятно, каких извергов готовило фашистское воспитание. И воспитанные таким образом с малых лет фашисты действительно не останавливались не перед какими преступлениями.
Иным было обучение и воспитание в советской школе. В самом начале 30-х годов советская школа вернулось к дореволюционной, то есть классической системе образования. И каждый советский ребёнок стал получать это идеальное образование, «аристократическое», по слову И.В. Сталина. И в 30-е годы в Советском Союзе впервые в истории человечества каждому ребёнку давалось классическое образование. И поэтому советская школа, безусловно, давала каждому советскому ученику более высокий образовательный уровень, чем немецкая. Вспомним и то, что в 1940 году в советских вузах студентов училось больше, чем во всей Западной Европе. И поэтому по числу людей с высшим образованием мы превосходили Германию со всеми странами Западной Европы.
А это обеспечивало огромное интеллектуальное превосходство нашего народа в войне. Не только на поле боя. Но и в тылу. И в науке, технике, технологиях. Немцы так и не создали что-то подобное автомату ППШ, танку Т-34, штурмовику ИЛ-2, катюше, нашим артиллерийским орудиям. Более того, немцы копировали наши тридцать четвёрки и штурмовики. Но скопированные танки почему-то не ехали, а самолёты не взлетали. И значит мы, вопреки тотальной лжи и клевете либералов, не трупами забросали немцев, а интеллектом.
И мы превзошли Германию и в воспитании своих детей. В основе советского воспитания, и это в полном соответствии с духом христианства, прежде всего, лежало формирование любви к своей Родине и всем бедным людям земли, а это огромнейшее число людей, а не жуткие установки слепой ненависти ко всему роду человеческому. В наших детях с малых лет воспитывались добро и справедливость. И поэтому наша школа, и безусловно семья, воспитали не захватчиков жизненного пространства путём порабощения и уничтожения других народов, а непоколебимых защитников своей земли, своей родины, и, конечно же, всех людей в мире.
В результате даже в самом страшном для нас сорок первом году мы выстояли. Да, понеся огромные потери. Но факт есть – факт. Благодаря невиданному мужеству и патриотизму советских воинов, советская армия совершила в сорок первом году подвиг, на который была не способна никакая армия в мире. И мы не только выдержали. Но и нанесли немцам стратегическое поражение под Москвой. Какая ещё армия в мире была способна на такой подвиг в таких условиях?
Советское образование, как и все сферы страны, работало на победу и в годы войны. Оно оказалось способным решать те тяжелейшие задачи, которые выпали на его долю. И поэтому не только сохранилось и выжило с великим перенапряжением всех сил, но и развивалось даже в эти страшные годы.
Самым тяжёлым периодом в её истории был 1941 и 1942 годы, когда школа, в буквальном смысле, выживала. И она, как и страна, выстояла. Да, на значительной временно оккупированной территории школы прекратили свою работу. Но как только они освобождались, школы возобновляли свою работу. И даже в блокадном Ленинграде школы продолжили свою работу. И в районах, освобождённых партизанами, снова открывались школы. И, конечно, все школы действовали на территориях, свободных от врагов.
Для детей, оставшихся сиротами, по всей стране открывались детские дома. Стране в годы Великой Отечественной войны удалось решить судьбу миллионов советских детей, оставшихся сиротами. Сотни тысяч детей во время войны были переправляли в Сибирь, в Среднеазиатские республики. И в эти годы в нашей стране были солдаты – подлинная гордость советского образования и суворовские и нахимовские училища. Многие вузы были эвакуированы вглубь страны, но продолжили свою работу там. А как только советские территории освобождались, вузы возвращались на свои прежние места.
Начиная с 1943 года, наша школа начинает развиваться, что выразилось в открытии новых вузов и общеобразовательных школ.
Во время войны успешно развивалась психолого-педагогическая наука. Заметим, что психологи не только вели теоретические исследования, но и непосредственно работали в военных госпиталях. Учёные-педагоги вели научную деятельность и работали в различных образовательных учреждениях. Результатом стало то, что в 1943 Совнаркомом СССР было принято решение об открытии Академии педагогических наук РСФСР. В 1944 году она была открыта. Но определяющее значение имело решение об её открытии – а это событие произошло в очень тяжёлом сорок третьем году, буквально сразу после завершения Курской битвы. И это ещё одно свидетельство того, что страна даже в эти годы заботилась о своих детях, их хорошем образовании и воспитании, потому что успешным может быть только образование и воспитание, опирающееся на науку.
То, что стране удалось в годы войны развивать своё образование, имело важнейшее и даже определяющее значение для успешного развития страны после войны – это стало основой решения советскими людьми тех грандиозных и невероятно сложных задач, которые стране предстояло решать после войны: восстановить и продолжить развитие нашей страны.
Следовательно, говоря же в целом о подвиге советской школы, можно сказать следующее, в математике есть аксиома: бесконечное подмножество равно бесконечному множеству. Наше образование успешно выполнило все задачи, которые история поставила перед ним. Советская школа, будучи органичной частью всей нашей страны, совершила такой же бессмертный подвиг, как и вся наша страна, её армия и тыл, наша церковь и здравоохранение, культура и наука, государственные и силовые структуры. И поэтому подвиг нашего образования в годы Великой Отечественной войны также бессмертен, как и подвиг всей советской страны.
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета