Бессмертный подвиг советской школы в годы Великой Отечественной войны

Советское образование в годы войны, будучи неразрывной частью страны, по-настоящему выполнило свой долг перед народом

Новости Германии  Бывший СССР  Великая Отечественная война (1941-1945)  Иосиф Сталин 
0
95
Время на чтение 11 минут
Фото: Из личного архива автора

Аннотация. В статье показывается, что советское образование в годы Великой Отечественной войны, будучи неразрывной частью страны, по-настоящему выполнило свой долг перед народом, потому что оно воспитало человека, который сумел победить фашизм. Советское образование выполнило свой долг и потому, что даже в годы войны оно сохранялось и продолжало развиваться, дав возможность нашей стране победить невиданного в истории человечества врага и позволив ей успешно развиваться после войны.

Ключевые слова: советская школа, советская система образования, советское воспитание, немецкая система образования, фашистское воспитание, духовное развитие, нравственное развитие, интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, сохранение и развитие российского образования.

Понятие бессмертие, как и большинство понятий, несёт в себе много разных значений. Мы говорим о бессмертии, имея в виду живое существо, способное жить бесконечно долгое время. Мы говорим о бессмертии чего-то или кого-то, имея в виду, что память об этом событии или этом человеке будет сохраняться очень долгое время – вспомним всероссийское, а теперь уже всемирное движение «Бессмертный полк». Ещё одно значение бессмертия – это воин, который выживает, в любых условиях. 

Понятие бессмертие заключается и в том, что страна, народ, государство, не только сохраняются в каком-то тяжелейшем испытании, но и укрепляются, получив новый импульс и потенциал своего развития. Такой стала наша страна в годы Великой Отечественной войны. И такой же великий подвиг совершила советская школа в годы Великой Отечественной войны. 

Конечно, советская школа в годы Великой Отечественной войны изучалась. И изучается. Но в этой статье хотелось бы не просто описать то, как существовала наше образование во время войны в стране или в её отдельных регионах, а показать то главное, что было сделано им, благодаря чему оно совершило по-настоящему бессмертный подвиг. 

Чтобы понять это, вспомним, что в девяностые годы российской либеральной интеллигенцией, люто ненавидевшей свою страну, нашему народу усиленно навязывалась идея, что Советский Союз победил Германию только потому, что злобное советское руководство и тупые генералы-«мясники», и первым среди них считался маршал Г.К. Жуков, во главе с тираном Сталиным забросали немецкую армию трупами. 

Чтобы понять всю чудовищную ложь этих обвинений, достаточно просто спросить: да, в принципе, можно забросать трупами окопы и пулемётные дзоты врага. Но как можно победить, противника забросав трупами его артиллерию, танки, флот, авиацию? И если победу одержала именно наша армия, то значит, она победила в силу каких-то иных факторов. 

Размышляя об этих факторах, следует признать, что мы победили Германию почти со всей Западной Европой, воевавшей на стороне Германии потому, что наша страна превзошла немецкую не только на поле боя, но и в целом, и в каждой своей жизненной сфере. Невероятный подвиг тыла состоит в том, что большей частью женщины, старики и подростки дали нашей армии большие оружия и всего необходимого, чем Германии со всей Западной Европой. Напомню, что последний танк сошёл с конвейера танкового завода Праги 9 мая 1945 года. Вдумаемся, какой ценой далось нам это превосходство над врагом и какого уровня подвиг был совершён советским народом в тылу.

И каждая наша сфера общества превосходила аналогичную сферу Германии буквально во всём. Мы превосходили немцев в области здравоохранения. Советские госпитали возвращали в строй намного больше воинов, чем немецкие. 

Мы превосходили немцев в культуре – немцы во время войны даже близкие не создали что-то, равное советской культуре. Что осталось человечеству от фашистской культуры? А советская военная культура и до сих пор остаётся бесценным достоянием.

И столь же великий подвиг совершило наше образование. Чтобы по-настоящему понять то, что было совершено нашим образованием, мы должны осознать с какой армией пришлось воевать нам. 

Немецкая армия представляла собой несокрушимую чудовищную сатанинскую силу. Слова советской песни: «Вставай страна огромная, / Вставай на смертный бой, / С фашистской силой тёмною, / С проклятою ордой» – это, в буквальном смысле точные слова. В своей песне В.И. Лебедев-Кумач выразил абсолютно точно сущность немецко-фашистской армии. Это была армия духовно сформированная на оккультизме восточного типа, символом чего и стала свастика. Насколько этот символ был значим и реален для фашистов, свидетельствует то, что они, отступая из Киева, не взорвали Софийский собор только потому, что в нём были кресты в виде свастики. 

Это были идейно-закалённые люди – основой их идеологии была книга «Майн кампф» А. Гитлера (запрещена в РФ). И, вся фашистская идеология, фашистская культура и первоклассная пропаганда.

Это были люди, нравственно ожесточённые, вплоть до презрения своей собственной жизни. А если они презирали свою жизнь, что ясно, что жизнь других людей для них и вовсе ничего не стоила. Поэтому это были люди, ненавидевшие другие народы и людей, беспощадные к людям любой страны, которую они оккупировали, вплоть до полного уничтожения отдельных народов.

В целом немецкая армия действительно была в буквальном смысле сатанинской силой и ордой, которая играючи, в несколько дней громила равные, и то превосходящие её по силе армии, например, Польши или Франции. 

Какая же армия могла победить эту, скажем прямо, сатанинскую орду? Только армия святой духовности и высочайшей нравственности, более высокого патриотизма, непоколебимого разумного мужества и более высокого интеллекта. 

И если мы посмотрим на советскую армию, то увидим, что всем этим требованиям и отвечали её воины. Они превосходили фашистов духовно. Большинство наших воинов в душе были люди верующие. Вспомним, что маршал Жуков всю войну возил с собой икону Казанской Божьей Матери. И многие солдаты признавались, что они тайно молились Богу и надеялись на Бога. С начала войны в стране стали открываться храмы. А самое главное, храмом была каждая городская квартира и каждая деревенская хата. Наверное, не было советских женщин, которые не молились бы о своих родных и близких, воюющих на фронте. И их молитвы в буквальном смысле спасали наших воинов. Все знают легендарного генерала Чуйкова. Как верующий человек он носил с собой в партбилете крестик, которым благословила его на войну мать. Когда в Сталинграде ему предложили уйти на более безопасный левый берег Волги, то он сказал: «Если я уйду на левый берег, то вечером там будут все командиры, вплоть до командиров взводов». 

Немцы знали, что он находится в Сталинграде, и вели за ним настоящую охоту. Однажды они узнали дом, в котором он был, подвергли его бомбардировке и обрушили на него шквал артиллерийского огня. И он, зная, что спасти его может только Бог, молился. И чудо произошло. Весь дом был разрушен, а стена, за которой он стоял, сохранилась и спасла ему жизнь. 

После войны, все семь братьев Чуйковых вернулись домой в один день. Они рассказывали о своих подвигах и тех страшных случаях, в которых они чудом выжили. И мать сказала им: «Вы что думаете, это вы сами выжили. Это я вас всех отмолила». И эта светлая православная вера была бесконечно сильнее чёрного оккультизма солдат «тёмной силы», солдат «проклятой орды».

Советские воины превосходили немецкую армию нравственно. Об этом свидетельствуют тысячи и тысячи фактов. Вспомним только рассказ К.Д. Воробьёва «Сашка», в котором рассказывается о том, что советский солдат, вчерашний школьник, захвативший в плен фашиста, своего ровесника, отводит его в штаб. Ему приказывают расстрелять немца. Но он отказывается убивать немецкого пленного, хотя за невыполнение приказа ему в условиях военного времени самому грозит расстрел. А миллионы героических подвигов, требующих высшей нравственности, было совершено советскими воинами? Они были их повседневной нормой и жизнью.

О величайшем уровне нравственности советской армии свидетельствует то, что сразу же после освобождения восточных европейских государств, Советский Союз стал поставлять туда продовольствие. И буквально в первые дни после освобождения Германии Советский Союз стал снабжать её продовольствием. Это в условиях, когда в нашей стране царил голод. Можно ли было представить такое со стороны фашистской армии?

Высокая духовность и нравственность стали основой непоколебимого разумного мужества советских солдат. Да, нельзя не признать смелость немецких солдат. Всем известно, с каким бесстрашием шли в атаки немецкие солдаты, особенно эсэсовцы. Но это была слепая смелость, основанная на презрении к жизни. Советские воины противопоставили ему непоколебимое мужество воинов, призванных спасти саму жизнь. Вспомним удивительно точные слова из поэмы «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского: «Смертный бой идёт, кровавый… Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». И это выражалось в массовых подвигах наших воинов, которые фашисты не проявили даже в отдельных случаях. Так наши лётчики совершили сотни воздушных таранов, на который не решился ни один немец. И наши воины превосходили врага своим мужеством во многих боях – вплоть до рукопашных схваток. 

Победить немецкую военную машину могли только воины, которые превосходили противника интеллектуально. И мы можем сказать, что советская армия и советские воины превзошли фашистов интеллектуально на всех уровнях: от стратегического: Жуков, Василевский, Антонов; полководческого – не было у немцев полководцев равных Рокоссовскому, Ватутину, Коневу, Толбухину, Мерецкову, Черняховскому, Баграмяну и до рядовых солдат. Вспомним, что в артиллерийских, авиационных, танковых, снайперских и других дуэлях советские воины гораздо и гораздо чаще выходили победителями.

Превзошли советские воины фашистов идейно и патриотически. Немецкому патриотизму расового превосходства они противопоставили идеологию защиты своего Отечества, своей земли, безграничную любовь к своему народу и своему отечеству, любовь к жизни, любовь ко всему человечеству, даже врагам – вспомним отношение нашей армии к населению Германии.

И размышляя об основе этого превосходства советских воинов, советских людей, нельзя не признать, что его во многом сформировала советская школа! А чтобы понять секрет этого превосходства, мы должны понять, насколько разным было обучение и воспитание в немецкой и советской школах. 

Придя к власти в Германии, Гитлер перестроил образование и воспитание страны на подготовку армии, пред которой должен был содрогнуться весь мир. В результате он опустил немецкое обучение до уровня подготовки солдат, которым думать не положено.

Ещё более заточенным на формирование фашистов или «истинных арийцев», как это официально говорилось и писалось, фашистского сознания и мировоззрения было воспитание немецкой молодёжи. Приведу только один пример такого воспитания. Все немецкие подростки проходило через систему лагерей гитлерюгенда. И вот одним из воспитательных мероприятий в этих лагерях было то, что каждый человек должен был кормить и ухаживать за своим кроликом. А в последний день пребывания в лагере он должен был зарезать своего кролика и съесть. Понятно, каких извергов готовило фашистское воспитание. И воспитанные таким образом с малых лет фашисты действительно не останавливались не перед какими преступлениями.

Иным было обучение и воспитание в советской школе. В самом начале 30-х годов советская школа вернулось к дореволюционной, то есть классической системе образования. И каждый советский ребёнок стал получать это идеальное образование, «аристократическое», по слову И.В. Сталина. И в 30-е годы в Советском Союзе впервые в истории человечества каждому ребёнку давалось классическое образование. И поэтому советская школа, безусловно, давала каждому советскому ученику более высокий образовательный уровень, чем немецкая. Вспомним и то, что в 1940 году в советских вузах студентов училось больше, чем во всей Западной Европе. И поэтому по числу людей с высшим образованием мы превосходили Германию со всеми странами Западной Европы.

А это обеспечивало огромное интеллектуальное превосходство нашего народа в войне. Не только на поле боя. Но и в тылу. И в науке, технике, технологиях. Немцы так и не создали что-то подобное автомату ППШ, танку Т-34, штурмовику ИЛ-2, катюше, нашим артиллерийским орудиям. Более того, немцы копировали наши тридцать четвёрки и штурмовики. Но скопированные танки почему-то не ехали, а самолёты не взлетали. И значит мы, вопреки тотальной лжи и клевете либералов, не трупами забросали немцев, а интеллектом.

И мы превзошли Германию и в воспитании своих детей. В основе советского воспитания, и это в полном соответствии с духом христианства, прежде всего, лежало формирование любви к своей Родине и всем бедным людям земли, а это огромнейшее число людей, а не жуткие установки слепой ненависти ко всему роду человеческому. В наших детях с малых лет воспитывались добро и справедливость. И поэтому наша школа, и безусловно семья, воспитали не захватчиков жизненного пространства путём порабощения и уничтожения других народов, а непоколебимых защитников своей земли, своей родины, и, конечно же, всех людей в мире. 

В результате даже в самом страшном для нас сорок первом году мы выстояли. Да, понеся огромные потери. Но факт есть – факт. Благодаря невиданному мужеству и патриотизму советских воинов, советская армия совершила в сорок первом году подвиг, на который была не способна никакая армия в мире. И мы не только выдержали. Но и нанесли немцам стратегическое поражение под Москвой. Какая ещё армия в мире была способна на такой подвиг в таких условиях? 

Советское образование, как и все сферы страны, работало на победу и в годы войны. Оно оказалось способным решать те тяжелейшие задачи, которые выпали на его долю. И поэтому не только сохранилось и выжило с великим перенапряжением всех сил, но и развивалось даже в эти страшные годы. 

Самым тяжёлым периодом в её истории был 1941 и 1942 годы, когда школа, в буквальном смысле, выживала. И она, как и страна, выстояла. Да, на значительной временно оккупированной территории школы прекратили свою работу. Но как только они освобождались, школы возобновляли свою работу. И даже в блокадном Ленинграде школы продолжили свою работу. И в районах, освобождённых партизанами, снова открывались школы. И, конечно, все школы действовали на территориях, свободных от врагов. 

Для детей, оставшихся сиротами, по всей стране открывались детские дома. Стране в годы Великой Отечественной войны удалось решить судьбу миллионов советских детей, оставшихся сиротами. Сотни тысяч детей во время войны были переправляли в Сибирь, в Среднеазиатские республики. И в эти годы в нашей стране были солдаты – подлинная гордость советского образования и суворовские и нахимовские училища. Многие вузы были эвакуированы вглубь страны, но продолжили свою работу там. А как только советские территории освобождались, вузы возвращались на свои прежние места. 

Начиная с 1943 года, наша школа начинает развиваться, что выразилось в открытии новых вузов и общеобразовательных школ.

Во время войны успешно развивалась психолого-педагогическая наука. Заметим, что психологи не только вели теоретические исследования, но и непосредственно работали в военных госпиталях. Учёные-педагоги вели научную деятельность и работали в различных образовательных учреждениях. Результатом стало то, что в 1943 Совнаркомом СССР было принято решение об открытии Академии педагогических наук РСФСР. В 1944 году она была открыта. Но определяющее значение имело решение об её открытии – а это событие произошло в очень тяжёлом сорок третьем году, буквально сразу после завершения Курской битвы. И это ещё одно свидетельство того, что страна даже в эти годы заботилась о своих детях, их хорошем образовании и воспитании, потому что успешным может быть только образование и воспитание, опирающееся на науку.

То, что стране удалось в годы войны развивать своё образование, имело важнейшее и даже определяющее значение для успешного развития страны после войны – это стало основой решения советскими людьми тех грандиозных и невероятно сложных задач, которые стране предстояло решать после войны: восстановить и продолжить развитие нашей страны.

Следовательно, говоря же в целом о подвиге советской школы, можно сказать следующее, в математике есть аксиома: бесконечное подмножество равно бесконечному множеству. Наше образование успешно выполнило все задачи, которые история поставила перед ним. Советская школа, будучи органичной частью всей нашей страны, совершила такой же бессмертный подвиг, как и вся наша страна, её армия и тыл, наша церковь и здравоохранение, культура и наука, государственные и силовые структуры. И поэтому подвиг нашего образования в годы Великой Отечественной войны также бессмертен, как и подвиг всей советской страны. 

Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Михайлович Меньшиков
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Традиционная российская идеология – идеология преображения
Когда же государство поймёт, что народу нужна народная идеология?
04.01.2023
Что самое главное для современного российского образования?
Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны
29.07.2022
Все статьи Владимир Михайлович Меньшиков
Новости Германии
Специальная военная операция: три года тысячелетней войны
СВО призвана остановить монстра, надвигающегося на Восточную Европу, на весь Евразийский континент, на славянский мир, в котором становится всё больше «немцев»
25.03.2025
Хроники полураспада Европы
Великобритания всегда разделяла и стравливала между собой континентальные державы, не давая им объединиться
22.03.2025
«Удивительное рядом» или «Бунт на корабле»?
Зеленский больше не священная корова не только для США, но и для Европы
19.03.2025
Германия начинает путь гитлеровской НСДАП, либо горбачёвской «перестройки»
Немцы переходят к чудовищной милитаризации страны
06.03.2025
«Антитрамписты в поисках выхода будут склонны к масштабным провокациям»
Хаос, начавшийся с перепалки в Овальном кабинете, распространяется по миру, повышая риски для всех
04.03.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
«Наша сила в единстве»
Из выступления на 12-х «Калязинских чтениях» на тему «Не в силе Бог, а в Правде! В чем наша сила и наша победа?»
25.03.2025
«Зажжённый майданом украинский пожар сам не потухнет»
Несмотря на приближающуюся агонию, киевский режим всё равно будет организовывать провокации и продолжит воевать до последнего украинца в надежде на чудо, которого не будет
25.03.2025
Каким видится наше будущее чиновникам и народом
Настоящая солидарность возникает не через навязывание «сверху», а через осознанное объединение вокруг значимых для народа ценностей и целей, то есть «снизу»
25.03.2025
Прощай, великолепная Лариса…
Светлой памяти Ларисы Голубкиной
25.03.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Не повторять ошибок прошлого
Нельзя больше уступать бандеровской и западной сволочи
24.03.2025
День памяти русского мыслителя и государственного деятеля К.П.Победоносцева
Сегодня мы также вспоминаем архитектора А.Ф.Кокоринова, графа П.А.Шувалова, писательницу Е.Н.Водовозову, подводника Я.К.Иосселиани и летчика Г.У.Дольникова
23.03.2025
Об амнистии бандеровцев
Заложенная почти 80 лет назад бомба Никиты Хрущёва сработала на все 100%
21.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
25.03.2025 18:59
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.03.2025 18:47
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.03.2025 17:56
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.03.2025 17:39