Невольно вспоминается, что А.Ф. Лосев как-то сказал: «Я последний русский мужик, который слышал полную монастырскую литургию». Какое отчаяние в словах великого мыслителя! Сегодня многие из нас находятся в не менее отчаянном положении. И, видимо, не мне одному приходит мысль: а что если ты при всей своей убогости, греховности и немощи и есть тот «последний русский мужик», которого услышит государство? Что бы ты сказал ему?
Думаю, что, как и многие другие, я сказал бы государству следующее. Сегодня необъятное море бед и неразрешимых проблем обрушилось на наш народ. А неразрешимые проблемы порождают всё новые и новые беды. И самой главной бедой-проблемой для нас является отсутствие общенародной идеологии, потому что именно идеология определяет смыслы и способы жизни страны, государства, народа, общества, каждого человека. Народ же, равно как и человек, потерявший смысл своей жизни, не зная, зачем и ради чего он живет, погибает. И это особенно относится к русскому народу. Дайте великую идею и подлинный смысл жизни русскому человеку, и он будет творить чудеса. Отнимите смысл, и он в лучшем случае будет прозябать. И поэтому главной проблемой для всей России сегодня является проблема разработки и принятия общенародной идеологии, формирования общенациональной идеи.
Казалось бы, это известно всем. Об этом пишут не только тысячи и тысячи интеллектуалов, об этом говорят миллионы и миллионы простых людей. А общенародной идеологии по-прежнему нет. В чем причина этого?
Думается, что самая главная причина в том, что идеология, как совершенно правильно сказал митрополит Псковский и Порховский Тихон, не может быть идеологией, высосанной из пальца. Идеология, чтобы стать жизненной, общенародной идеологией, чтобы стать программой действия, должна дать ответы на самые глобальные вызовы, перед которыми стоит современное человечество и российский народ.
Чтобы понять эти вызовы, достаточно осмыслить состояние современного человека в системе трех его главных отношений: человек – природа; человек – общество; человек – Бог.
Первое отношение: человек – природа. Как хорошо известно всем, сегодня человечество вошло в глобальную смертельно опасную ситуацию грядущей полной исчерпанности природы в уже обозримой перспективе. Причем надвигающийся кризис имеет всесторонне глобальный масштаб, в отличие от прежних больших экологических кризисов, которые переживало человечество и которые нередко становились фатальными, но носили односторонний характер.
Первый великий кризис, который в науке иногда называется мезолитическим, был связан с тем, что человеческое сообщество, еще находясь в среднем каменном веке – мезолите, «выбивало» крупных животных. На разных материках это происходило в разное время. И это приводило к тотальному голоду, когда значительная часть населения вымирала.
Выходом из этого кризиса стала неолитическая революция, когда люди переходили к скотоводству, но прежде всего земледелию, которое и стало основой современной цивилизации. Однако и земледелие не являлось гарантированным спасением цивилизаций: целый ряд цивилизаций – от Америки до Азии – погиб. Это происходило в том случае, если они нарушали баланс с почвой, то есть, проще говоря, губили землю, которая их кормила.
Сегодня же человечество неуклонно движется к полной исчерпанности природы – от чистого воздуха до полезных ископаемых. К этому добавляется и стремительный рост болезней, в том числе и рукотворных.
Настоящего же выхода из этого кризиса пока не видно. Да, сегодня человечество и западный мир реализуют какие-то меры, направленные на преодоление экологического кризиса. Но пока максимум, что предлагается – экономное расходование всех ресурсов. И реализуемые меры либо не останавливают кризис, либо его усугубляют и часто ведут к уничтожению людей – достаточно задуматься о многочисленных программах сокращения народонаселения.
Второе отношение: человек – общество. И здесь происходит свой, ещё более тяжелый кризис. И это понятно. Гораздо большую опасность для человечества на протяжении всей его истории имеет не природное, а социальное неблагополучие, ведь сами люди уничтожили людей гораздо больше, чем все природные причины и факторы вместе взятые. А сегодня человечество находится в состоянии непрекращающихся войн и реально входит в ситуации термоядерной войны. К тому же создается и уже созданы еще более страшные средства массового уничтожения людей, например, биологическое оружие. А если сюда добавить и внутренние причины социального неблагополучия, например, рост преступности, неустроенность людей, выбрасывание их из нормальных условий жизни, полную неопределенность их жизни, то становится понятным, какой глобальный социальный кризис переживает современное человечество и как стремительно он расширяется.
Третье глобальное отношение: человек и Бог. Именно здесь сегодня развивается еще более опасный, чем два первых, кризис, который прежде всего выражается в массовом уходе людей от Бога. Да, в Новое время редко кто из людей задумывается об этом кризисе, разве только святые или мыслители уровня Ф.М. Достоевского, который, предупреждая о катастрофичности для человека и народа ухода от Бога, писал: «Если великий народ не верует, <…> то он тотчас же перестает быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ». Или: «Кто теряет эту веру, тот уже не народ».
Конечно, на первый взгляд, это пустые бессодержательные слова. А если они где-то и находят свое подтверждение, то только в Библии, в Ветхом Завете, где описывается гибель человечества во Всемирном потопе или история еврейского народа, постоянно уходившего от Бога, оказывавшегося из-за этого в очередной страшной катастрофе и обретавшего нормальную жизнь только после возвращения к Богу. Но ведь сама Библия сегодня многими людьми воспринимается не более чем миф, то есть просто как выдумка.
Но если мы посмотрим на историю всех больших погибших цивилизаций, то увидим, что большинство из них, в том числе и Римская империя, погибли в силу этноцида, то есть духовно-нравственного разложения общества, духовно-нравственной деградации людей. Так, в древнеримском обществе, фактически уже в I веке н. э., когда Римская империя еще находилась на пике своего могущества, начался этноцид, который и привел в V веке к ее гибели.
Нетрудно понять, что подобный этноцид, который прежде всего охватил Западный мир, переживает и современное человечество. Его начало можно обозначить концом 60-х годов XX века, когда Запад заявил о построении потребительского общества. Сегодня этот кризис выражается во всем – от уничтожения традиционной нравственности и традиционной семьи до искусственно созданных эпидемий, в том числе и эпидемии ковида. И это все расширяющийся процесс, который неизбежно и неуклонно ведет западную цивилизацию, а вслед за ней, возможно, и все человечество, к самоуничтожению.
При этом Россия, хотим или не хотим мы это признавать, – это тоже европейская цивилизация. И в силу этого она разделяет и достижения европейской цивилизации, и ее бедствия. Правда, отличие России от западных стран состоит в том, что, будучи охвачена этим самым бедствием, она хотя бы в какой-то мере осознает катастрофичность происходящего и говорит об этом. Запад уже наказывает и изолирует тех, кто даже говорит об этом.
Конечно, кто-то скажет: а какое отношение ко мне лично имеет этот глобальный кризис? Самое что ни на есть прямое. И выражается он в словах, которые нередко повторяет каждый из нас: «Чем дышим? Что пьем? Что едим?». А разве не верны слова классика: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества»? Но не менее верны и слова святого: «Нельзя жить так, будто бы Бога нет». Так что этот кризис прямо и непосредственно относится к каждому из нас, это каждодневная проблема каждого из нас.
Если же мы осознаем всю совокупность смертельных угроз – от природных до духовных, перед которыми стоит человечество и каждый человек, то, естественно, возникнет вопрос: а можно ли преодолеть этот глобальный и всё расширяющийся кризис?
Да, преодолеть любое неблагополучие, если только оно не обрело необратимый характер, можно. Но для этого надо знать сущность явления, охваченного неблагополучием, и причины его неблагополучия.
Современное же неблагополучие человечества вызвано целым набором причин. Но в основе их лежит деформация отношений человека с Богом, которая, в свою очередь, влечет за собой деформацию отношений человека с природой и обществом.
Когда и с чего начался современный глобальный кризис? Думается, его начало восходит к идеологии эпохи Возрождения, а по-настоящему эпохи Просвещения. Именно эпоха Просвещения сформировала идеологию современного человечества, в основе которой лежит идея научно-технического прогресса как главного средства достижения человеческого счастья. Сущность этой идеологии состоит в том, чтобы, познав законы природы и законы своей собственной природы и отбросив суеверия, так просветители называли религию, посредством развития науки и техники покорить природу и обеспечить счастье человека. Решить эту задачу можно только путем всестороннего просвещения людей, соответствующего образования. И отсюда само название эпохи – эпоха Просвещения. Богу же в этой парадигме места не оставалось, хотя и указывалось, что религия в обществе должна продолжать существовать до полного просвещения людей.
И вот сегодня становится очевидным, что эта фактически господствующая в современном мире идеология, трансформировавшаяся в последние десятилетия в либеральную идеологию, сумев вывести человечество на высочайший, невиданный в истории человечества уровень его развития, вместе с тем поставила человечество перед реальным фактом его полной гибели.
И главной причиной этого процесса является то, что современное общество все стремительнее уходит от Бога. А сам научно-технический прогресс служит в этом случае только все большему расширению зла, все большей устремленности ко злу. Об том архиепископ Иларион Верейский писал: «Что, в самом деле, прогрессирует быстрее всего? Несравненно быстрее культурных удобств жизни прогрессируют орудия войны, то есть орудия уничтожения и человеческой культуры, и самой человеческой жизни». И он поясняет это утверждение: «Десять лет назад мы еще не знали слова "аэроплан", а теперь уже читаем о войне в воздухе. Жизнь еще не получила пользы от аэропланов, а смерть без них уж не может обойтись на кровавых полях брани».
Но если мы осознаем, что гибель человечества заложена в самой идеологии развития современного общества, то, значит, самое первое, что надо сделать – это предложить новую идеологию и, благодаря этому, попытаться перенаправить траекторию развития нашей страны, увести наш народ от пропасти.
Есть ли такая идеология? Или ее нужно создавать заново? Думается, что такая идеология есть. И она в полном соответствии с евангельскими словами: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57), создана в нашем отечестве и нашем доме. И она содержится в культурном наследии Древней и Средневековой Руси, России Нового времени. Она прежде всего содержится в самом духе, менталитете русского народа, о котором В.М. Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту». И эта идеология оформлена, возведена в ранг высочайших истин гениями и святыми русского народа Нового времени: от русской литературы, начиная с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, русской науки, начиная с М.В. Ломоносова, русской религиозной философии, начиная со славянофилов и В.С. Соловьева, и, безусловно, русской богословской мысли, начиная со святителя Тихона Задонского и преподобного Серафима Саровского.
Эту идеологию лучше всего определить категорией преображения, о которой архиепископ Иларион Верейский писал: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение». Суть же этой идеологии опять же лучше всего можно выразить словами самого святителя: «Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу. В своем кратком итоге Новый Завет гласит: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48)».
Отсюда кардинальная смена стратегии отношений человека с миром. Она должна начинаться не с покорения природы, а с преображения себя в общении с Богом. А уже далее преображения природы. Потому что, только преобразив себя, человек может преобразить природу, создав для этого соответствующие средства. И в этом случае и сам научно-технический прогресс будет служить средством преображения человека, а уже затем преображения природы. В противном же случае научно-технический прогресс, если не во всем, то чаще всего будет служить злу, нежели добру; разрушению, а не созиданию.
Заметим, современная парадигма отношения к природе – в лучшем случае ее сохранение. Но нельзя сохранить природу, только сохраняя ее. Об этом свидетельствуют предшествующие экологические кризисы. Подлинное сохранение природы возможно только путем ее преображения в соответствии с ее сущностью.
Но преобразить внешнюю природу нельзя, не преобразив свою собственную природу. Не сделав этого, человек будет все равно губить природу, потому что природа – это периферия самого человека. И если человек разрушает самого себя, то он будет губить и природу, чаще всего не осознавая своих разрушительных действий в силу того внутреннего зла, которое человек совершенно бессознательно несет в себе. При этом прежде всего человек будет губить самого себя. Об этом святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым».
Началом же преображения человеком самого себя должно стать обращение человека к Богу. Это по-настоящему возможно в Православной церкви, потому что Церковь есть тот институт, тот Богочеловеческий организм, который по-настоящему связывает человека (а слово религия в переводе с латыни означает «связь») с Богом.
А уже преображенный человек, в соответствии со словом Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), может преобразить и окружающий мир, создав для этого соответствующие средства. Но эти средства, в том числе и техника, будут служить средством преображения природы, а не ее гибели.
Итак, можно утверждать, что общенародная идеология нашего народа уже есть, она сформирована всем нашим народом на протяжении всей его истории.
Однако верно и другое – идеология народа в каждое новое время должна быть новой идеологией, определяющей развитие народа в данное время. И поэтому мы, опираясь на многовековой опыт наших предков, должны создать идеологию сегодняшней жизни, сегодняшнего дела. А для этого надо создать текст, равный по своему духовному, нравственному, интеллектуальному потенциалу «Слову о Законе и Благодати».
Конечно, возможен вопрос: а в состоянии ли страна подготовить такой текст? Невольно хочется сказать следующее. Разве не создала наша страна идеологию уже в первые десятилетия после принятия христианства? Разве уже с XVI века (вспомним Стоглавый собор) не создает наша страна важные документы развития страны? Так неужели к XXI веку страна полностью выродилась, перестала думать и поэтому не может подготовить документ, определяющий ее успешное развитие? В это не хочется верить!
Самое же трудное в его создании состоит в том, что стать организатором написания идеологии сегодня в России может только государство, собрав воедино духовный и интеллектуальный потенциал России. И в этой работе важны все формы мысли: и философская, и научная, и художественная, и технологическая, и практическая. И важнейшую роль здесь должно иметь богословие, которое занимается осмыслением всех этих проблем через решение главной проблемы: отношения человека с Богом и в этом контексте с миром. Но создать такую идеологию наши мыслители смогут только в том случае, если они отразят чаяния всего народа, размышления всего народа.
Если трудно создать такую идеологию, то еще труднее ее реализовать. И сегодня опять же в России эту задачу может решить только государство, потому что объективно именно оно выражает общенациональные интересы. Но оно это сможет сделать в той мере, в какой мере оно сможет объединить в ее реализации весь наш народ и все наше общество: партии, конфессии, организации, всех людей.
Огромное значение в освоении этой задачи будет иметь и просвещение в самом широком смысле этого слова. Здесь прежде всего важна вся наша культура – от философии до музыки, если она по-настоящему осознает свое призвание в реализации общенародной идеологии и, по крайней мере, не будет служить ее разрушению.
Этому должно служить и образование. Нетрудно понять (а для этого не надо большого ума – достаточно посмотреть школьный учебный план, где две трети, если не больше, школьных учебных предметов – это предметы научного цикла), что современное образование «заточено» под идеологию научно-технического прогресса. И фактически едва ли не все образование работает на задачу развития научно-технического прогресса. Соответственно, должна быть создана система образования, направленная на реализацию идеологии преображения. Думается, что такой системой может стать система всестороннего инновационного непрерывного образования, органично продолжающее развитие традиционной классической системы российского образования, где приоритетом должно стать духовно-нравственное воспитание, содержательной основой которого должна быть православная культура в единстве со всей традиционной культурой, созданной всем российским народом, всеми его народами. И уже на этой основе должны даваться все другие направления образования: и умственное, и эстетическое, и физическое, и трудовое.
И эта система призвана не просто сформировать человека трудящегося и творческого. В образовании как величайшая истина с эпохи Возрождения повторяется: формирование человека творческого, творческого, творческого. Правда, в эпоху Возрождения и Просвещения говорили: не творческого, а человека самостоятельного. Но мы забываем, что дело не в творчестве самом по себе, а в том, какое содержание несет в себе творчество. Творчество должно быть не разрушительным, каковым является сегодня массовая культура (и кому нужно такое творчество?), а созидательным. И если это так, то и целью образования должно быть не формирование творческого человека самого по себе, потому что творческий разрушитель – это настоящее бедствие, а формирование доброго созидательного творческого человека.
Таким образом, если говорить о возможности переосмысления современного все расширяющегося глобального кризиса человечества, то началом его преодоления и должно стать создание новой российской народной идеологии, в основе которой должна лежать традиционная российская идеология – идеология преображения. Да поможет нам в этом Бог.
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета
2. 2
Россия должна идти СТАЛИНСКИЙ путем - возрождать науку, промышленность, проводить индустриализацию, развивать профтехобразование. Иначе погибель.
1. Тоска по Правде.