Революция всегда приходит неожиданно. Русская революция также не стала исключением из этого правила. Всё произошло как-то вдруг. Василий Розанов, русский мыслитель и публицист,выразил это в знаменитой статье «Апокалипсис нашего времени»: «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая «Великого переселения народов». Не осталось буквально ничего». Для Розанова было очевидно, что в случившемся виноваты были все. Царь, видя, что народ, солдатчина,дворянство, правительство, купечествоотреклись от него, сам, в сущности, отрекается от такого народа. Время показало, что многие люди приняли революцию именно после того, как власти обнародовали манифест об отречении. По словам Георгия Каткова, логика этого была очевидна, раз сам государь пришел к выводу о необходимости перемен. Что могли сделать те, которые готовы были революции противодействовать? В самом деле - что же? Хотя многие радовались падению монархии, но многие - всё же не все. Вспоминая те дни, митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «Манифест об отречении Государя был прочитан в соборе, читал его протодиакон - и плакал. Среди молящихся многие рыдали. У старика городового слезы текли ручьем...» Отречение неминуемо привело к разделению общества - на тех, кто воспринимал монархическую государственность как власть, без которой Россия существовать не сможет, и на тех, кто видел в монархии препятствие к построению, как им казалось, лучшего общества. А гражданская война есть следствие отречения народа отпрежнего политического уклада.
И всё же для многих современников случившиеся февральские события были неожиданностью. Даже живший мечтой о новой революции Владимир Ленин, выступая в январе 1917 года в Цюрихе с докладом о революции 1905 года, говорил слушателям: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции». Именно отречение императора Николая II и приход к власти Временного правительства позволили большевикам во главе с Лениным и иным силам вступить в борьбу за практическое осуществление своих идей. Крушение монархии, как следствие, привело к таким переменам во внутренней структуре России, что за сравнительно короткое время страна перестала существовать как сильное и мощное государство, поскольку самодержавие не только формировало политическую систему, но и воспитывало народ.
Гражданская война стала трагедией для народов России. Погибли самые активные и лучшие люди страны, всего 8 миллионов человек. Пострадала самая незащищенная часть населения - крестьяне, интеллигенция, 2 миллиона человек были вынуждены эмигрировать.Война на долгие годы расколола общество на «белых» и «красных». В условиях гражданской войны исчезли условия, возможности для создания многопартийной системы. Сама партия большевиков сформировалась как централизованная недемократическая организация. Оформилась диктатура большевиков. В партии сложилась уверенность, что такими методами - «методом красногвардейской атаки» - можно действовать и в мирных условиях. В этом заключалась драма людей.
Против большевистской России воевала не только белая армия, но и 14 государств. Совокупность иностранных сил, которые воевали против России, естественно, была меньше, чем у Колчака, но больше, чем у армии Деникина, Врангеля или Юденича. Эта сила противников России воевала вместе со своей союзницей - белой армией на территории России, поэтому о защите какой-то там русской государственности со стороны белой армии не могло быть и речи. Так, Уинстон Черчилль писал: «Было бы ошибочно думать, что мы сражаемся за русских белогвардейцев. Напротив, русские белогвардейцы сражаются за наше дело». Среди белогвардейцев практически отсутствовали идейные монархисты. Белое движение в основном состояло из двух течений. Одни выступали за либеральную модель демократии, другие - за автократию, то есть за диктатуру как политическую модель. Однако общие взгляды на социальную, политическую и экономическую систему у различных течений белых совпадали.
Спустя два десятилетия,буквально всёпрояснила Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Известна статистика, связанная с тем, кто из белогвардейцев какую сторону поддержал. Около 30% мужского населения из тех, кто мог держать оружие, влились в различные немецкие структуры. Наиболее значимыми организациями, которые помогали нацистам в борьбе против Советского Союза, были «Русский охранный корпус», который действовал в Югославии, воюя против партизан Тито, «Казачий Стан», сформированный генералами Красновым и Шкуро, «Русский общевоинский союз», принимавший участие в боевых действиях на стороне Вермахта, воюя на восточном фронте, и некоторые другие белогвардейские организации. Надо отметить, что филиал «Русского общевоинского союза» (далее РОС) в настоящее время открыт в Москве. Именно РОС активно пропагандирует установление памятников и мемориальных досок белогвардейским генералам и выступает за реабилитацию генерала Власова. Именно РОС активно поддерживает идею ПАСЕ о необходимости международного осуждения коммунизма и приравнивание советского прошлого к гитлеризму, а значит, и к отрицанию Великой Победы советского народа над фашизмом. Иван Ильин свидетельствует: «Многие наивные русские эмигранты ждали от Гитлера быстрого разгрома коммунистов и освобождения России. Они рассуждали так: враг моего врага - мой естественный союзник. На самом же деле враг моего врага может быть и самым беспощадным врагом, поэтому трезвые русские патриоты не должны были строить себе иллюзий».Другие русские эмигрантские организации в войне Гитлера против Советского Союза объявили нейтралитет. Таких оказалось 60 % от общего эмигрантского состава белогвардейцев. В движении сопротивления, в том числе и в коммунистических отрядах, участвовали 1 - 1,5 % от белой эмиграции. Порядка 10 % воевали против фашистов в армиях Франции, Великобритании и США.
Нужно отметить, что раскрутка белогвардейской темы российскими либеральными идеологами в дальнейшем будет только усиливаться, а компания по декоммунизации и очернению советского прошлого - набирать обороты,формируя бездушного человека-космополита, оторванного от своих национальных корней.
Для того, чтобы адекватно реагировать на всякого рода очернение или наоборот неоправданного обеления советского прошлого, необходимо не только знание истории, но и, несмотря на многие ошибки прошлого, быть подлинным патриотом своей Родины. Так же не лишне проводить всякого рода акции, например, такие как «Бессмертный полк», объединяющий нацию. Надо ещё помнить, что всё советское встраивалось в исходную матрицу прошлого. И менталитет, и советские традиции подсознательно вытекали, прежде всего, из традицийправославия, укоренённых в жизнь простого народа, хотя при этом советами и велась жесточайшая борьба с Церковью.
Русская Православная Зарубежная Церковь (далее РПЗЦ) с самого начала называла себя "белой церковью", а ту, что осталась на Родине под гнётом красных, - "красной". А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России. После эмиграции за границу, в 1921 году,Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. Вскоре состоялся Всезарубежный Церковный Собор, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. В 1927 году, после опубликования Декларации о лояльности советской власти,подписанной митрополитом Сергием, Зарубежная Церковь и вовсе прекратила все отношения с РПЦ.
В настоящее время Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь за рубежом, разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединились. Об этом свидетельствует Акт о каноническом общении, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.
До этой даты, в 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ, гдек лику святых были причислены семья императора Николая II, а также более тысячи новомучеников российских, была принята "Социальная концепция РПЦ", где говорится: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении", вот именно эти решения Собора послужили отправной точкой сближенияобеих ветвей Церкви. По сути, именно тогда была поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на "красных" и "белых". А это значит, что теперь Россия бесспорноусиливаетсвоё значение и влияние в мире.
Разбросанная по всему миру паства РПЗЦ почувствовала себя неотъемлемой частью исторической Родины. В наше время Русская Православная Церковь насчитывает около 35 000 приходов. Половина из них - на территории России. Остальные - на территории бывших советских республик. В дальнем зарубежье - около 900 приходов, расположенных в США, Канаде, Австралии, Южной Америке, Германии, Франции, Великобритании и др.Неудивительно, что у объединения Русской Церкви нашлись и противники...
Хочется призвать всех русских людей, горячо любящих нашу многострадальную Родину, забытьвсе противоречия и обиды прошлого и простив друг друга, объединиться вокруг идеи укрепления России, с опорой на твёрдый фундамент справедливости и спасительной веры в Святую Троицу.