Целью Великого поста является подготовка христианина к празднованию Пасхи Христовой через покаяние и очищение сердца. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.
Святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста». Из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», которая должна заканчиваться периодом более строгого поста - Страстной седмицей.
Что касается установления числа 40 дней поста, то решающую роль в этом сыграли и ветхозаветные примеры Моисея, Ильи. Позднее, под влиянием монашеской практики, субботы и воскресенья тоже стали постными. Православная Церковь в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом - Типиконом. Два дня в течение поста - в Вербное воскресенье и Благовещение - разрешается рыба. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вином, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино.
Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются (если не считать некоторых особо строгих монастырей) у старообрядцев, тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления, если христианин болен или престарелый.
Подготовка к Великому посту начинается за четыре седмицы до его начала, что служит цели духовно подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста - покаянию. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих... Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7, 14).
В жизни каждого христианина преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе духовно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе». Исповедь часто именуют вторым крещением, она является единственной возможностью очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным.
С чего начинается покаяние? Преподобный Пимен великий отвечает так: «Если уничижишь себя, то найдешь покой, потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях». Отсюда следует, что самоукорение - есть начало спасения христианина и восстановления его святости. Господь и ангелы на небе радуются воскресению пробудившейся от смертельной спячки души. А те, кто оправдывают себя, не видят своей скверны и падения, те отчуждают себя от покаяния. А так же вообще изгоняют из себя чувство раскаяния, если осуждают ближних.
Покаяние рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого Суда Божия, и заслуженных мук. Всякий, кто с покаянием и молением просит, в надлежащее время снова примет силу свыше и сможет получить бесстрастие. Прибегая к Богу с покаянием и слезами, христианин не должен унывать больше и отчаиваться в своем спасении. Очищение от грехов есть источник здоровья и награда за покаяние. Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7.1), если хотим иметь общение с Ним.
Цель нашего говения - приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Таин, к принятию самого Господа, Который говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6, 56). Покаяние возможно только при точном, хотя бы и простом, знании Православной веры. А благодать Божия, осеняя кающегося, разрушает в нем царство греха, освобождает из темницы и водворяет в Царство Божие. Ибо истинное покаяние есть изменение сердца и злых нравов в добрые нравы, порождает стыд и сожаление от того, что бесстыдно и бесчинно поступал. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31,5). Признание в грехах весьма способствует их исправлению, и телесные вожделения увядают скорее, чем от поста и бдения; отрицание же греха, после его совершения, становится тягчайшим из грехов.
Будем помнить, что велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души. Сердце нужно упражнять в незлобии, а тело в чистоте, и тогда соделаемся храмом Божиим.
Лучше всегда признавать себя виновным, чем всегда оправдывать. Бог только тех оправдывает, которые признают себя грешниками, а тех, которые сами себя оправдывают, оставляет их с их «правдой». Прекрасно сердечное сокрушение, оно врачует человеческие души! Внимание к себе и сокрушение духа - вот та клеть, которая дана в пристанище кающимся грешникам. Она преддверие святилища. В ней будем укрываться, и заключаться от греха. Всех вас с Великим постом!