Визитная карточка: Галина Амировна Хизриева - старший научный сотрудник Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ), признанный эксперт по проблемам исламского экстремизма в России.
Родилась на западной Украине в 1961 г. Окончила Ботлихскую среднюю школу (Дагестан), филфак МГУ им. М.В.Ломоносова. Трудовую деятельность начинала в Узбекистане. В настоящее время заканчивает обучение на факультете теологии ДГИ (г. Махачкала).
Стояла у истоков создания мусульманских СМИ в России, включая журнал «Ислам» и сайт «Ислам.ру». В течение 2014 года вела ежепятничную передачу «Голос российской уммы» на радио «Голос России».
Принимала участие в разработке концепции мусульманского единства. Имеет широкие связи с муфтиятами регионов. Автор и научный консультант ряда документальных и художественных фильмов.
Почитательница трудов ведущего учёного-исламоведа современности Рамазана аль-Бути. Последовательница убитого террористами в августе 2012 года почитаемого мусульманами Дагестана шейха Саида Афанди Чиркейского. В 2010 году совершила Хадж.
С февраля 2012 г. занимается научной работой в РИСИ. С результатами своих наблюдений выступала в ООН. Владеет несколькими иностранными языками.
Последовательно отстаивает мусульманское наследие Российской империи. Возглавляет дагестанское отделение Всероссийского общества им. Александра III.
Сфера научных интересов: история и проблемы развития мировой и российской мусульманской общины в новейшее время; религиозная социология и конфликтология; религиоведческие аспекты социальной антропологии.
Неблагоприятный прогноз
- Галина Амировна, с нашей с Вами прошлой встречи прошло не так много времени. Мы тогда с Вами говорили об угрозе псевдоисламского экстремизма в стране. К сожалению, ситуация не улучшилась. За текущий год произошло, например, ряд нападений на сотрудников полиции в Санкт-Петербурге, Балашихе, Нижнем Новгороде. В двух случаях из трёх явно прослеживается экстремистский след, связанный с действиями запрещённой в России организацией ИГ. Чего ждать дальше?
- Я дополню Ваш перечень. По информации Национального антитеррористического комитета России не так давно была задержана целая террористическая интербригада под Тверью, так что процесс идет и его трудно не заметить, хотя его и не афишируют. И это не может не беспокоить. Скажу больше - во многих крупных городах России существуют «спящие» ячейки террористических организаций, хотя они повсеместно запрещены! Отмечу одну весьма характерную деталь: все задержанные экстремисты нисколько не скрывают свою принадлежность к ИГ и другим псевдоисламским радикальным группировкам, прекрасно осознавая, что этим они только отягощают свою участь.
- Такое ощущение, что у них есть такая задача.
- Вот именно. Они должны обозначиться, «прописаться» среди нас и заявить, как минимум, о своём постоянном незримом присутствии (что конечно должно вызвать тихую панику у населения), оказать психологическое давление, спровоцировать постоянный стресс от мысли, что мирный, привычный ход жизни может быть в любой момент дезорганизован. Можно сказать, что это их тактическая «задача-минимум». Пусть дальше их ждёт суд, тюремное заключение - генпрокурор РФ Юрий Чайка год назад заявил, если мне не изменяет память, о 650 уголовных делах, возбужденных против сторонников экстремистских идей, принимавших участие в боевых действиях на стороне сирийской оппозиции,- но свое «небольшое» дело они сделали. (Всего же по последним оценкам представителей российского МИДа, в Сирии и Ираке на стороне запрещённых организаций воюют свыше 3,2 тысячи россиян - Р.И.). Сесть в тюрьму они не боятся. Они стремятся к этому. Ведь в «зонах» они намерены продолжать вести подобную пропаганду и даже еще более успешную вербовку!
Игра с «огнём»
Противник слишком коварен и одними запретами и закрытыми судебными процессами вопрос не решить. Опыт той же толерантной Европы показывает, что, несмотря на целый ряд проведённых там террористических атак, любой участник запрещённой в России террористических организаций свободно пропагандирует свои взгляды. Европейцы, видимо, считают, что враг России не может быть врагом Европы. Боюсь, что это заблуждение.
- Т.е. учиться у европейцев методам борьбы с псевдоисламским радикализмом нам не стоит?
- Абсолютно не стоит. Они сами со своими либеральными ценностями, с которыми носятся, как с писаной торбой, словно дети против жёстко структурированного и идеологически глубоко обоснованного антизападного по сути псевдоисламского радикального движения. А «детям» лучше не играть с такими «спичками» во избежание большой беды! Европейцам самим необходимо многому учиться, в т.ч. и у нас. Прежде всего, им предстоит переосмысливать свои взгляды на обозначенную проблему, которая никак не вписывается в модель секулярного либерализма, принятую странами ЕС. Им надо понять, что игра в толерантность, излишняя «гуманизация» проблемы и вместе с тем принятие антирелигиозных законов, например, запреты на ношение хиджабов или обрезание, а то и исполнение азана (громкого призыва к молитве в любое время суток - Р.И.) - не лучшие инструменты в борьбе с сильным и сплочённым противником, действующим безжалостно и ставящего своей целью уничтожение этого общества. Ведь «задача максимум» для исламистских радикалов - построения халифата на территории в «серой зоне», то есть в Европе.
Сегодня именно Россия находится на переднем крае борьбы с псевдоисламским экстремизмом и накопленный нами опыт бесценен, хотя и не везде он реализуется на практике. Хочется надеяться - это лишь вопрос времени. Нам надо чётко осознавать, что как бы не развивались события в Сирии и Ираке - удачно для нас или нет, - нам не избежать притока «ветеранов боевых действий» в Россию, поскольку мы для них такая же желанная цель - нас тоже хотят «осчастливить» халифатом.
Чужие среди своих
Поэтому фильтр должен работать на полную мощь, дабы не засорять наш дом инородным элементом. Но есть тенденции к взращиванию радикалов и внутри страны.
- В чём их суть? Поясните.
- Поясню. Не так давно в Грозном прошло очень важное мероприятие - Всемирная исламская конференция, где при стечении многих уважаемых богословов, представителей исламского духовенства и лидеров ряда государств исламского мира была принята фетва - обладающий правом закона документ для мусульман страны. Фетва была направлена против распространения в России деструктивной псевдоисламской идеологии. (Об этом важном событии мы упоминали в одном из номеров нашей газеты). Сделана была серьёзная попытка осудить радикальные течения в Исламе, отмежеваться от исламистов и псевдоисламских радикалов, были выработаны критерии: кого считать лояльным мусульманином, а кого - «экстремистом-сектантом». Многими участниками этот важный документ был подписан. К сожалению, в их числе не оказалось представителя довольно влиятельного мусульманского сообщества - «Союза муфтиев России», возглавляемого муфтием Равилем Гайнутдином. Это весьма тревожный сигнал, показывающий то, что кому-то важно провоцировать и поддерживать состояние раскола среди российских мусульман. И эти силы избирают уважаемые организации для этой цели. А в уважаемых организациях нет сил (не хотелось бы думать, что там нет желания) сопротивляться этому. Что характерно, интерес к этому событию проявили и ряд правозащитных организаций, устроивших ряд акций, чтобы привлечь к чисто российскому явлению международных «арбитров».
Они стремились показать отсутствие единомыслия по данному вопросу в российской умме в надежде, что «шум» помешает законодателю удовлетворить чаяния российских мусульман и встать на защиту интересов мусульманского большинства. Таким образом, была предпринята попытка создать лазейку, позволяющую продолжать распространять на территории России идеи насильственного экстремизма. Оказалось гораздо проще запретить экстремистские организации, которые сразу после запрета легко возрождаются под новыми именами, чем саму экстремистскую, псевдорелигиозную идеологию. Но именно идеология - стержень любого серьёзного общественно-политического явления. Пока «стержень» не сокрушён, говорить о победах над «надстройкой» рано.
Смертельно-опасные соседи
- Галина Амировна, а что в данных условиях делать, например, сотрудникам правоохранительных органов, работающим «на земле»: участковым оперуполномоченным, инспекторам ДПС. Ведь уже есть случаи, когда на них просто нападают с топорами?
- Ну, наверное, овладевать приёмами самообороны с учетом того, что смысл борьбы террористов - борьба с теми, кто охраняет мир и законность и борется за него. А если серьёзно, то полицейские, особенно работающие «на земле» должны разбираться и знать хотя бы основные приметы и отличия традиционных мусульман от пришлых, импортируемых или завербованных неофитов. Сегодня из-за известных событий на Ближнем Востоке наблюдается наплыв в Россию уроженцев тех стран. Мы еще на нашем родном постсоветском пространстве не со всеми своими мусульманами разобрались, а тут ещё и гости из дальнего зарубежья пожаловали. К сожалению, пока наши сотрудники полиции плохо себе представляют эти отличия. Мне приходилось наблюдать, как, например, возле мечети начинается потасовка между прихожанами разных групп, а полицейские не спешат вмешиваться. Пусть, мол, пусть сами разберутся между собой. Но ведь демонстрация разумной силы на стороне традиционной модели религии - очень важный момент! Оперативникам, участковым уполномоченным надо очень чётко отслеживать всех прихожан мечетей, обращая внимание на новичков, включая более закрытые т.н. «домашние мечети» и небольшие молельные дома, где часто собираются верующие нетрадиционных взглядов.
Что еще важно помнить участковому, так это то, что борьба эта будет долгой и от нее никуда не уйти. Эта война догонит вас и на краю света. Второе, что важно помнить, что пощады не будет, потому что эта идеология наступательная и террористическая. Они появились здесь именно для того, что чтобы сеять страх и ужас и с ними не удастся договориться, переубедить их не получится, потому что для них все представители органов кяфирской власти - смертельные враги. Третье, что нужно хорошо понимать, что для убийства им вовсе не нужен повод, а лишь удобный случай. Поверьте, что они не имеют никакой другой цели, кроме как, воспользовавшись случаем, просто убивать неверных, коими являемся все мы, независимо от нашей религиозной принадлежности. Мусульмане на службе государства им особенно противны.
Юберменьши - ваххабиты
- Ну, прямо, как фашисты!
- Именно так. Их идеологию вполне можно сравнить с нацистской. Такая же зацикленность на своём избранничестве, такое же презрение ко всем остальным - недочеловекам. Недаром многие бывшие нацисты, скрывшиеся от Нюрнберга, «всплывали» потом советниками у правителей ряда стран Ближнего Востока и Персидского залива и доживали там до глубокой старости. В Латакии в 2010 году умер известный нацистский преступник, которого сирийские власти многие годы не выдавали французским властям. Между идеологией национал-социализма и ультраисламизма есть немало общих точек соприкосновения, недаром в годы Второй Мировой войны муфтий Иерусалима, по сути ваххабит Xаж Амин аль-Хусейн объявил Гитлера своим другом и покровителем всех правоверных, почувствовав в нём союзника. Есть данные, свидетельствующие о том, что на идеологию одной из старейших исламистских партий «Аль-Ихван аль-Муслимун» («Братья мусульмане») повлияли бывшие нацисты, проникшие в руководство партии и принявшие ислам. Под их влиянием идеология партии начала мутировать, превратившись со временем в ударное идейно-политическое крыло радикалов арабо-мусульманского мира. Известно, что нацисты особо пристально изучали ваххабизм и стремились в Саудовскую Аравию, а многие там в конце концов и осели. Ваххабизм, как радикальное течение, был близок нацистам, которые оседлав антиколониальную риторику, использовали ваххабизм. Даже Иран не избежал вируса «ариезации». Некоторое время и там были популярны идеи нацизма.
В чём-то, проповедуемая «салафитами» доктрина даже сильнее нацизма, поскольку имеет традиционную религиозную основу - веру в рай, святых, в загробную награду. Для не сильно образованных последователей такого учения, этого вполне достаточно. Очень часто людьми движет вполне религиозное чувство, но чувство это суть гордыня. К сожалению, говоря на такие темы трудно отказаться от использования религиозной терминологии, которая плохо воспринимается светскими людьми. Но тут уж ничего не поделаешь! Надо учиться понимать мотивы, которые движут возгордившимися верующими. Без этого чисто религиозного термина здесь не обойтись, потому что именно гордыня - состояние внутренней обольщённости, переоценки своего «я» и уверенности в несправедливости этого мира в отношении великой личности», какой являешься «ты - любимый» постепенно приводит человека к оправданию терроризма, насилия против других людей. И вот, в своих глазах и глазах подобных тебе, ты уже не банальный убийца, не террорист, но божий избранник, карающий «меч Аллаха» и тебе Им лично поручена миссия - освобождать землю от неугодных Ему, восстанавливая попранную справедливость. Ты можешь напрямую обратиться ко Всевышнему и получить от него «добро» на... смерть, а тебе за это обещана слава, деньги и женщины на земле и вечное блаженство в «раю». Ты более «не тварь дрожащая», но «право имеешь». Это - обычный ход мыслей религиозного сектанта.
Переступая страх
- Можно ли победить такую страшную идеологию?
- Я считаю, что можно. Первое правило - не бояться их, как не испугался Герой России лейтенант Магомед Нурбагандов, который перед лицом смерти призвал коллег бить бандитов и дальше; или как солдат Евгений Родионов, которого боевики в плену заставляли отречься от веры, снять нательный крест, что он сделать отказался. Оба они были убиты, но разве не нанесли они этим поражение своим убийцам, которые почувствовали всё своё ничтожество? Второе правило - не быть как они. Их гордыне, необузданности и распущенности надо противопоставить смирение, сдержанность и самоограничение. «Непобедимы себя победившие» - говорил великий Суворов, который достигал невиданных побед, благодаря этим развитым в себе качествам. Наши общие предки умели побеждать и турецких янычар, и фанатичных головорезов - башибузуков, и нацистов, обретших после покорения Европы небывалую мощь.
Если все эти нынешние служители культа смерти считают себя поборниками высшей справедливости, адъютантами самого «Господа Бога», то никакие уговоры и разговоры не смогут их остановить. Только пуля. Для верующего сотрудника или воина картина мира понимается так - раз Творец создал мир многообразным, то покушаться на это - значит богоборствовать! То есть, вступая на путь борьбы с сектантами, мусульманин отстаивает естественный миропорядок, выступая исповедником Всевышнего и защитником Родины.
Нужно быть готовым действовать не только словом, но и делом. Победить столь сильную идеологию невозможно без столь же сильного идеологического обоснования своей деятельности. Каждый сотрудник полиции, каждый боец спецназа должен отдавать себе отчёт, сколь коварен противник, который не намерен давать пощады никому и все, кто проявляет нерешительность, сомневается в исключительно силовом решении вопроса, будут им побеждены и уничтожены.
Работа над ошибками
- Давайте закончим эту беседу на оптимистичной ноте. Что уже сделано в России, чтобы она не превратилась в Ближний Восток или даже Европу, где сегодня очень неспокойно?
- Сделано и, правда, очень много. Во-первых, восстановлена в целом система традиционного для России мусульманского образования. Это очень серьёзный вопрос, потому что он решает проблему воспроизводства мусульманской элиты страны. Пусть не так пока, как хотелось бы, но надо понимать с чего мы начинали. Не просто с пустого места, а с глубокой воронки.
Очень хорошо поставлена работа по противодействию пропаганде экстремизма в соцсетях. Она совершенствуется, улучшается и даёт свой результат. Сегодня этот канал вербовки своих адептов перекрыт.
Проведена реорганизация структур в СКФО, отвечающих за борьбу с терроризмом, произошла смена руководства в силовом блоке этого самого беспокойного региона. Нынешние руководители нацелены на более гибкие методы работы с более широким привлечением к сотрудничеству духовенства.
Пришло, наконец, понимание, что нужно менять пенитенциарную систему по отношению к осужденным экстремистам. На самом высоком уровне признано, что их целесообразно изолировать от других заключенных, дабы не способствовать распространению их идеологии.
Далее, как я уже упоминала в самом начале - большой прорыв на фронте борьбы с псевдоисламским экстремизмом достигнут благодаря грозненской фетве - инструменту, позволяющему вносить поправки в антиэкстремистское законодательство, влиять на умму. Теперь чётче стали видны «островки» раскола, к кому они примыкают. Есть маркер отношения к проблеме. Самое ценное для меня лично это то, что, наконец, на самом высоком уровне признан тот факт, что имеющий идеологию сильнее того, кто её не имеет. Это должно подтолкнуть руководство страны к важным стратегическим решениям.
Наконец, государство пришло к пониманию, что наше законодательство надо синхронизировать с законодательством стран СНГ и изучить интересные законопроекты других стран в области противодействия насильственному экстремизму. А еще недавно мы даже термин этот не воспринимали! Что это означает? Например, в Таджикистане запрещён ваххабизм. В Узбекистане представители этого движения ограничены в правах. Идёт работа в этом направлении и в Казахстане. Значит и нам надлежит принимать аналогичные поправки к законам, чтобы уже завтра нежеланные гости не перекочевали к нам.
И последнее. Меньше всего хотелось бы, чтобы ваши читатели подумали, что главная цель законодательства это совершенствование рестриктивных мер. Вопрос состоит не в том, чтобы всех переловить и пересажать, а в том, как создать такое антиэкстремистское законодательство, которое бы канализировало пассионарные проявления религиозного чувства у наших мусульман в конструктивное русло; и чтобы всякое действие во благо страны и соотечественников воспринималось бы верующим не предательством интересов мусульман, как говорят проповедники ваххабизма, а богоугодным деянием, каковым оно и является на самом деле.
Беседовал Роман Илющенко, религиовед
P.S. Пока готовился материал стало известно о ликвидации спецназом ФСБ «спящих ячеек» террористов ИГИЛ в Москве, Ростове на Дону, под Самарой...