На сайте «Киевская Русь», возглавляемом «оранжевым» протоиереем-обновленцем Андреем Дудченко, было опубликованы выдержки из интервью протодиакона Андрея Кураева, которое он дал телеканалу «Дождь». Приведу отрывок:
«Протодиакон Андрей Кураев также прокомментировал назначение настоятелем в церковь Троицы на Воробьевых горах рядом с высотным зданием МГУ в Москве беглого священника из Одессы прот. Андрея Новикова, который, по словам протодиакона Андрея Кураева, "крайне политизирован, поэтому для него на Украине уже места нет". Новый настоятель назначил главным миссионером в свой храм печально известного Кирилла Фролова. "Очевидно, полагается такими силами компенсировать мое отсутствие в МГУ. Но сильно сомневаюсь, что студентов университета привлечет такой политизированной идеологией под видом православия", - сказал о. А. Кураев. В то же время сегодня в РПЦ, по словам о. Андрея, есть "реально запуганное духовенство, которое боится общения с журналистами. Есть отец Георгий Митрофанов или Петр Мещеринов, которым патриархия запретила общаться с прессой"»[1].
К сожалению, у меня не было возможности ознакомиться с этим интервью полностью, но и то, что передал нам сайт «Киевская Русь», навело меня на определенные размышления. Что можно сказать по поводу этого интервью? Прежде всего, мне стало жутко интересно, чем же так запугали о.о. Георгия Митрофанова и Петра Мещеринова? Неужто церковные начальники в случае нарушения запрета общаться с журналистами грозили их поместить в застенки ФСБ? Я так понимаю, что «реально запуганное духовенство» - это в первую очередь они? Или всё православное духовенство запугано и боится общения с журналистами?
Вот у протоиерея Андрея Новикова были основания бояться. Об обстоятельствах своего «бегства» он сообщает в своем интервью Сергею Ларину: «Что касается меня, в Одессе изначально я не боялся духовно окормлять всех верующих, в том числе, лидеров и участников Антимайдана, при этом, сам я не принимал участия в митингах, собраниях и т. п. Затем начались аресты священства, не поддерживающего хунту, вызовы на допрос со спецназом и обысками. Все уже прекрасно знали, что к так называемым "политическим" в заключении украинские спецслужбы применяют запрещенные методы допроса (например, накачка наркотиками, чтобы ослабить сознание). Когда меня вызвали на допрос в киевское СБУ, я испросил благословение священноначалия, как мне поступить, и во исполнение этого благословения приехал в Россию»[2]. У меня нет оснований не верить ему, особенно после известных событий в Одессе, да и многих других. Неужели это о. Андрею Кураеву представляется менее серьезным, чем запрет о. Георгию Митрофанову и о. Петру Мещеринову общаться с журналистами?
Да, у прот. Андрея Новикова есть определенные взгляды, которые не устраивают нынешние власти Украины. Его защита идеи Русского мира, способной вкупе с Православной верой, объединить разрозненные части русского народа - великороссов, малороссов и белорусов, для украинских самостийников очень опасна. Да, о. Андрей Кураев прав в том, что прот. Андрей Новиков вполне ужился бы с новой властью, если бы не был «политизирован». Ему было бы проще, если бы он думал так же, как «аполитичный» игумен Петр (Мещеринов): «Бог с ней, с Россией. В конце концов, мне до неё (как, впрочем, и до всех других стран) особого дела нет - ведь у меня, как у христианина, Вид_на_Жительство в Небесном Царстве»[3]. И не только ему. Тем сгоревшим в Одессе в Доме Профсоюзов тоже не оказалось места на Украине по причине их «политизированности».
О. Андрей Кураев противопоставил прот. Андрея Новикова «реально запуганным» прот. Георгию Митрофанову и игумену Петру (Мещеринову), явно отдавая предпочтению последним двум. Эти фигуры действительно во многом противоположны, даже диаметрально противоположны. Потому что один из них, прот. Георгий Митрофанов, известен в России как апологет предателя ген. Власова (и игумен Петр (Мещеринов) в этом его поддержал). Другой же, прот. Андрей Новиков, известен на Украине как борец с апологией другого предателя - Мазепы, и вообще как апологет Православия и Русского мира.
Про протоиерея Георгия Митрофанова у нас знают очень многие. Именно его книга «Трагедия России: "запретные" темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике», вышедшая в 2008 году, в которой он выступил с апологией предателя генерала Власова, вызвала очень жаркие дискуссии. Ведь для него Власов - не предатель, а всего лишь человек, достойный сострадания. [Ничего не имею против сострадания, но почему это предателя лишают вполне заслуженного им звания, мне невдомек]. Таким образом, прот. Георгий стал главным «церковным власовцем». Понимаю, что большинство читателей хорошо знают об этом, но для непосвященных я приведу отрывок из беседы о. Георгия с Александром Архангельским:
«Я все-таки возвращаю к своему вопросу: нацизм - зло?
- Безусловно, зло.- Генерал Власов, использующий нацизм, участвует в этом зле?
- Я опять обращаюсь к Александру Солженицыну. В "Архипелаге ГУЛАГ" он написал: "Ничего бы не стоил русский человек, если бы, получив оружие из рук Сталина, он не попытался бы обратить его против Сталина". Да, трагедия генерала Власова оказалась в том, что у него не было союзника, который по существу отличался от Сталина. Гитлер и Сталин - это братья-близнецы. И победа той или другой силы должна означать очередное поражение русского народа. Мы сейчас не будем говорить о планах Власова и его сторонников, связанных с тем, что возможный конфликт западных союзников со Сталиным дал бы им возможность, уже после разгрома Германии, продолжить свою борьбу»[4].
Очень «умилила» меня мысль о «планах Власова и его сторонников, связанных с тем, что возможный конфликт западных союзников со Сталиным дал бы им возможность, уже после разгрома Германии, продолжить свою борьбу». Тут он прав на все сто. После поражения хозяина, Гитлера, его холуям нужен был другой хозяин. И, кстати, многие из гитлеровских пособников действительно нашли себе службу у новых хозяев. Впрочем, для вождей власовского движения эта радость не наступила - союзнички охотно сдали их Советам.
А цитата Солженицына, приведенная о. Георгием - просто «шедевр мысли». Хотя процитировал ее о. Георгий неточно. У Солженицына более художественно: «...да ничего бы не стоил наш народ, был бы народом безнадёжных холопов, если б в эту войну упустил хоть издали потрясти винтовкой сталинскому правительству, упустил бы хоть замахнуться да матюгнуться на Отца родного»[5]. Впрочем, я придираюсь. Смысл о. Георгий нисколько не исказил. В любом случае из этих слов следует, что не власовцы для него - гитлеровские холуи, а советские защитники Родины - холопы Сталина. И только подвиг власовцев, издали погрозивших винтовкой сталинскому правительству, спас русский народ от презрения и позора.
Сам о. Андрей Кураев апологию предателя Власова не поддержал, а напротив резко отозвался об этом. Поддержали некоторые другие, в том числе упомянутый им «аполитичный» игумен Петр (Мещеринов), сказавший на презентации провласовской книги ныне «запуганного» прот. Георгия Митрофанова следующие слова: «О. Георгий Митрофанов - смелый человек. И смелость его - не какое-то безрассудное лихачество или наплевательское отчаяние. Нет, это подлинно христианская смелость. О. Георгий услышал призыв нашего Господа - "не бойтесь", и последовал ему. Сегодня презентация смелой книги»[6]. Но, разумеется, «церковные власовцы» оказались в нашей Церкви в меньшинстве, и получили отпор со стороны целого ряда православных публицистов.
На самом деле апология власовства - это самая настоящая политика, и она явно поддерживается определенными политическими кругами на Западе, и у нас. Я абсолютно убежден, что прославление Бандеры и Шухевича (а также «героев» дивизии СС «Галичина») на Западной Украине, прославление эсэсовцев в Прибалтике, усташей в Хорватии и апология Власова в России - суть звенья одной цепи. Я вовсе не обвиняю о. Георгия в том, что он на кого-то работает, и вполне верю в то, что он искренне заблуждается, однако он сыграл этим политикам на руку.
В то же самое время, когда у нас ломали копья на тему предательства Власова, на Украине шла полемика вокруг имени другого предателя - гетмана Мазепы, бывшего любимца Петра Великого (как и ген. Власов - Сталина), переметнувшегося на сторону Карла XII во время Северной войны.
В 2009 году как раз было 300-летие Полтавского сражения, и украинские националисты всеми правдами и неправдами старались не допустить этого празднования на Украине. Зато Мазепе устанавливали памятники. Вот интересный репортаж того года, в котором фигурирует один из нынешних вождей революции, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок:
«История противостояния украинцев во главе с Иваном Мазепой московскому деспоту Петру Первому, что завершилась трагедией Батурина и пленом на несколько столетий Украины Московией, вынуждает помнить причины и уроки этого исторического события. Не сила московского оружия, а ссору украинцев, предательство части казацкой старшины привели к украинскому поражению», - заявил лидер националистов Олег Тягнибок. Тем не менее, по его словам «Мазепа победил». «Кто посмеет сказать обратное? На смену ему пришли целые поколения мазеповцев, - пояснил Тягнибок. - Мы все, все, кто хочет Украины украинской, кто помнит заповедь дедов, кто готов бороться и побеждать - мазепинцы, петлюровцы и бандеровцы», - заключил лидер "Свободы"»[7]. Очевидно, в представлении Тягнибока Россия в Северной войне воевала не со Швецией, а с украинским народом. Хотя на самом деле украинский народ в целом Мазепу не поддержал. Виктор Анисимов в работе «Геноцид от союзников» сообщает: «История свидетельствует, что лишь одно село Атюша (под Кролевцом) встретило шведов и Мазепу хлебом-солью, все остальные закрывали ворота и ожесточенно сопротивлялись»[8]. На Гетманщине и Слобожанщине малороссы развернули против шведов партизанскую войну. О партизанских действиях сторонников гетмана против москалей история умалчивает. Видимо, Тягнибок считает украинским народом предателей, пошедших за Мазепой, а основная масса Малороссии для него никакие не украинцы.
Вообще пересмотр исторической роли Мазепы начался сразу же после появления независимой украинской государственности. Но особенно ярко это обозначилось во время правления «оранжевого» президента Ющенко. Он вообще поднял на знамя известных на Украине плохишей. Бандере и Шухевичу он присвоил звание героев Украины, а честь Мазепы так и вовсе ввел государственную награду - Крест Мазепы. Этим Крестом он наградил, в числе прочих, «патриарха Филарета» Денисенко (неканонический Киевский патриархат) «за выдающийся личный вклад в духовное обогащение украинского народа, многолетнюю плодотворную церковную деятельность»[9]. Тот самый случай, когда награда нашла своего героя. Я бы еще наградил этого лжепатриарха Денисенко орденом Иуды, который Петр Великий для Мазепы приказал изготовить.
Для Киевского Патриархата Мазепа, безусловно, герой. Хотя на самом деле никаким украинским патриотом он не был. Человек боролся за свои интересы, и ради них стал холуем шведского короля. С малороссийских крестьян он драл по три шкуры. Но с Киевским Патриархатом все ясно. Он все более превращается в аналог «немецкой национальной Церкви» времен Адольфа Гитлера.
Но ведь и в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата нашлись апологеты Мазепы! Причем, судя по всему, позиции «церковных мазепинцев» оказались более сильны, чем позиции «церковных власовцев» в России, что вполне объяснимо - у них была мощная поддержка в государственной власти.
Вот, к примеру, архимандрит Кирилл (Говорун), перу которого, кстати, принадлежит статья с громким, программным названием: «Богословие Майдана». Этот «оранжевый богослов» отметился поддержкой идеи о снятии с Мазепы анафемы. Читаем о нем:
«С гетмана Ивана Мазепы может быть снята анафема, если вокруг этого вопроса закончатся политические споры. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил глава Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) архимандрит Кирилл, ранее также заявлявший о поддержке украинизации и "проекта Украина", сообщает "Новый Регион".
"Еще митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий в начале XX века говорил, что, скорее всего, гетман Мазепа был предан анафеме по политическим мотивам", - сказал архимандрит Кирилл»[10].
Как видим, тот же аргумент, который приводят апологеты Власова, оспаривая правомочность Архиерейского Собора, осудившего изменников Отечеству (см. об этом в моей статье «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма».
Митрополит Антоний, конечно, яркая (хотя и неоднозначная) фигура в Русской Церкви, но тут уместно вспомнить, что в 1919 году другой выдающийся церковный деятель, архиепископ Феофан Полтавский, в ответ на требование петлюровцев отслужить торжественную панихиду по Мазепе, ответил отказом. За это владыка Феофан был заключен самостийниками в тюрьму, откуда вышел с приходом Добровольческой армии.
Еще более определенно высказался митрополит Черкасский Софроний: «Я лично склоняюсь перед гетманом Иваном Мазепой. Я считаю его одной из наиболее значительных личностей в истории Украины. И прежде, чем поднимать шум вокруг анафематствования, мы должны поставить себе вопрос: а кто является автором этой анафемы? Кого она касалась? Потому что анафему провозглашали не человеку - государственному деятелю, выдающемуся меценату и полководцу, а чучелу. Это чучело, которое должно было изображать Мазепу, пронесли по всем улицам Кролевца, поносили его, плевали на него, надеясь хотя бы таким способом унизить гетмана. А кто был инициатором провозглашения анафемы? Император Петр I - человек, который отдал приказ вырезать, уничтожить все население города Батурин, от грудного младенца до самого ветхого старика. А это, задумаемся на минутку, почти 23 тысячи человек. Имеет ли право человек, который столь по-звериному жесток, не побоюсь этого слова, преступник, предавать анафеме даже простолюдина? А тут речь идет о Мазепе - государственном деятеле, который стремился к лучшей, достойной доле для своего народа, своего отечества»[11].
Кстати, насчет 23 тысяч человек митрополит сильно напутал. Непонятно, откуда он вообще взял эту цифру. Даже антирусски настроенные историки приводят меньшие цифры. Для тех, кто интересуется этой проблемой, могу порекомендовать статью кандидата исторических наук Владимира Артамонова «Правда о Батурине и Мазепе». В этой статье называются несколько иные цифры: «Большинство авторов начала ХVIII в., писавших о Батуринской трагедии, называют цифру погибших - 5-6 тысяч погибших»[12]. Безусловно, это тоже немало. К тому же действительно, погибли не только мазепинцы, но и мирные жители, совсем непричастные к измене. Но таковы были реалии того времени (увы, черных страниц в истории нашего Отечества, как и в истории других народов, немало). Почему-то трагедия в Батурине не оттолкнула от России украинский народ, не заставила его перейти на сторону шведов.
Кстати, апологеты Мазепы, муссируя трагедию Батурина, умалчивают не только о том, что украинский народ во многих местах развернул против шведов партизанскую войну, но и о том, что шведы за это провели карательные операции против украинцев, в чем поучаствовали и мазепинцы. Опять процитирую Артамонова: «Шведские карательные акции 1708 года против украинских казаков и крестьян начались сразу после вторжения на Гетманщину. Как заурядное событие описал полковник К. Поссе резню и сожжение заживо шведскими драгунами и мазепинцами 1.600 украинцев, не считая женщин и детей, подполковником Т. Функом в Тернах. Шведы испепелили городки Смелое, Веприк. Колонтаев, Краснокутск, Коломак, Рублевку, Городню, Мурафу, Хухры, Каплуновку, Лутище, Котельву. Если провести подсчет убитых шведами в этих истребленных городах, то их число значительно превысит количество жертв в Батурине»[13]. Подробнее о шведско-мазепинских карательных операциях против украинского народа можно узнать из работы Виктора Анисимова «Геноцид от союзников», в которой автор справедливо заявил: «Карл XII предвосхитил Гитлера, а Мазепа - Романа Шухевича»[14].
И приказа об уничтожении населения города Петр I не издавал. И предал анафеме Мазепу вовсе не Петр I (у него и полномочий таких не было). Анафема впервые прозвучала в его присутствии 9 ноября 1708 года в Троицком соборе Глухова, и произнес её митрополит Киевский, Галицкий и Малыя России Иоасаф (Кроковский), родом из Львова, в сослужении других украинских архиереев: святого архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Иоанна (Максимовича), и епископа Переяславского Захарии (Корниловича). Как видим, среди этих трех епископов - ни одного москаля. А один из них к тому же - канонизированный святой, и у меня нет никаких оснований полагать, что святитель Иоанн Тобольский (Максимович) участвовал в этом отлучении Мазепы «страха ради иудейска». На самом деле святитель был искренним русским патриотом. Это хорошо иллюстрирует следующее событие из его жития: «Позже Иоанн Максимович напечатает в черниговской типографии "Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою". Эту книгу торжественно читали в церквах во время благодарственного молебна, проходившего в память славной победы русского оружия. Победа под Полтавой сравнивается автором с победой Давида над Голиафом. И хотя произведение прозаическое, в конце его в стихотворной форме высмеивается бегство изменника Мазепы к османам»[15].
Анафема в Глухове не была единственной. 12 ноября в Успенском соборе Москвы в присутствии царевича Алексея Петровича другой сын малороссийского народа, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), в сослужении собора архиереев также провозгласил анафему Мазепе.
Но, как видим, отношение митр. Софрония (как и других «церковных мазепинцев) к гетману Мазепе - иное, и весьма напоминает отношение о. Георгия Митрофанова к ген. Власову. И аналог Сталина налицо - Петр Великий (кстати, действительно, во многом противоречивая личность, и у Церкви есть претензии к нему). Митр. Софроний ныне также известен своим «патриотизмом» (См. «Митрополит Черкасский Софроний благословил головорезов "Правого сектора" на борьбу с "непрошенными гостями"»).
Как в России «церковные власовцы» получили отпор от ряда православных публицистов, так и на Украине нашлись историки и публицисты, давшие отпор «церковным мазепинцам» (еще раз повторю, все это происходило в одно время). И одним из этих публицистов был «политизированный» прот. Андрей Новиков, которому, по словам протодиакона Андрея Кураева, «на Украине уже места нет». Перу протоиерея принадлежат статьи «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы» и «Мазепинское» богословие». Причем в этих статьях прот. Андрея Новикова - не столько апология Русского мира, сколько апология Православной Церкви, что следует из его же слов: «Анафема Мазепе была справедливо провозглашена всеми архипастырями Русской Православной Церкви и стала частью ее предания. Не наша святая мать Русская Православная Церковь ошибается, но горстка националистов и раскольников, тщетно пытающихся ее дискредитировать»[16]. И эти «политические» статьи вполне в русле публицистики о. Андрея Новикова, в которой он защищает Православие.
В свете этих обстоятельств лично мне прот. Андрей Новиков импонирует больше, чем «реально запуганное духовенство, которое боится общения с журналистами». Я понимаю, что идеи и взгляды того же прот. Георгия Митрофанова не следует сводить исключительно к его апологии предателя ген. Власова. Однако в контексте последних событий я посчитал необходимым указать именно на пункт о коллаборационизме, в котором протоиерей Андрей Новиков - с одной стороны, и протоиерей Георгий Митрофанов, а также поддержавший его игумен Петр Мещеринов - с другой, заняли совершенно противоположные позиции. Протодиакону Андрею Кураеву, в свое время не поддержавшему апологию предателя, следовало бы хорошенько поразмыслить над этим обстоятельством, прежде чем столь пренебрежительно отзываться о священнике, который был вынужден бежать в Россию от преследований победивших на Украине «мазепинцев», «петлюровцев» и «бандеровцев».
----------------------------
[1] Диакон Андрей Кураев. Дайте свободу слова священникам! http://www.kiev-orthodox.org/site/events/5394/
[2] Сергей Ларин. Интервью с одним из предстоятелей межсоборного присутствия РПЦ МП прот. Андреем Новиковым. http://sergeylarin.livejournal.com/388603.html
[3] Игумен Петр (Мещеринов): К власти в России придут фашисты. http://www.parafia.org.ua/biblioteka/statti/yhumen-petr-mescherynov-osoznat-vsyo-eto/
[4] Отец Георгий Митрофанов: генерал Власов - человек, достойный сострадания. http://ricolor.org/history/rsv/mitrofanov/19_05_09/12_09_2009/; http://www.parafia.org.ua/biblioteka/statti/yhumen-petr-mescherynov-osoznat-vsyo-eto/
[5] Александр Солженицын. Архипелаг ГУЛаг. Том 3. Часть пятая «Каторга». Гл. 1 «Обреченные». http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/gulag3.txt[6] Игумен Петр (Мещеринов). Выступление на презентации книги церковного историка, профессора СПбДА, члена Синодальной комиссии по канонизации протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века» (СПб., издательство «Ладан», 2009) 19 мая в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. http://kategorii.livejournal.com/10147.html
[7] «Мазепа победил!»: Украинские националисты провели свои мероприятия по поводу 300-летия Полтавской битвы (ФОТО). Суббота, 27 июня 2009 г. http://russiaregionpress.ru/archives/11357
[8] Указ Президента Украины № 52/2010 от 20 января 2010 года «О награждении знаком отличия Президента Украины - Крест Ивана Мазепы». http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/52/2010
[9] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm[10] С гетмана Мазепы могут снять анафему. http://newsru.com/religy/30apr2009/mazepa.html
[11] http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=70673 [12] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm [13] Владимир Артамонов. «Правда о Батурине и Мазепе». http://www.otechestvo.org.ua/main/20087/2425.htm [14] Виктор Анисимов. «Геноцид от союзников». http://russian.sumy.ua/news/soyuznik/[15] Виталий Топчий. Святитель Иоанн Максимович - митрополит Тобольский. http://proza.ru/2011/10/27/1018
[16] Прот. Андрей Новиков. «Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы». http://www.pravoslavie.ru/analit/5185.htm
Благодатный Огонь