Кряшенский вопрос в Татарстане

Выступление на круглом столе «Откуда исходит угроза православию в Татарстане»

Бывший СССР  Новости Москвы  Кряшенский вопрос 
0
530
Время на чтение 8 минут

Выступление на круглом столе «Откуда исходит угроза православию в Татарстане» (23 декабря 2013 года), организованного Правозащитным центром Всемирного русского народного собора

***

Заявлением о том, что кряшенский вопрос существует, и что его никто не хочет решать, сегодня никого не удивишь. Тем не менее, многие политики и политизированные учёные Татарстана пытаются всячески снять этот вопрос, объявляют его надуманным, искусственно раздуваемым и т.д. и т.п.

А как всё обстоит на самом деле? Кряшенский вопрос не придуман кряшенами. Решение кряшенского вопроса не затрагивает ничьих интересов. Удовлетворение этноконфессиональных притязаний кряшен не выходит за рамки существующей государственной, социальной, религиозной практики. Возрождение этнокультурного уклада жизни кряшен не требует дополнительных финансовых и материальных средств. Следовательно, объективных препятствий для обеспечения нормальных условий существования и развития кряшенского населения Татарстана и России, обустройства его на уровне других народов нет. Тем не менее, кряшены - изгои на своей исторической родине. Почему так произошло?

Ряд исторических событий до сих пор воспринимается как национальная трагедия в сознании татарского народа. Падение Казани, утеря государственности, христианизация народов края, в том числе части татар, стали незаживаемой психической травмой, ущербно влияющей на менталитет татар и служащей основой ложных умозаключений. Татарские политики и историки пытаются замолчать, что Казань пала не потому, что Москва была агрессивна, а потому, что ханская власть и мощь ханства ослабли из-за постоянных раздоров правящей верхушки. Казань была не менее агрессивна, решался извечный вопрос «кто - кого». Москва оказалась удачливей, она действовала на опережение. Тем не менее, Ивана Грозного, Москву и русских татарский истиблишмент обвиняет во всех тяжких грехах.

Уязвлённое самолюбие татар нашло выход в бичевании кряшен. Их ни много, ни мало обвинили в предательстве, продаже веры отцов. И снова, мягко говоря, за истину выдавали собственные измышления, призванные заглушить боль за недостойные действия и поведение своих сородичей. Ведь веру отцов предавали не кряшены (в своём подавляющем большинстве они никогда не исповедовали ислам, были язычниками), а татары-мусульмане, польстившиеся на льготы или убоявшиеся принуждения. То есть те, которых позднее обозвали крещёными татарами, подразделив на старокрещёных и новокрещёных. Вот они-то действительно променяли веру отцов. Но клеймить их, значит, клеймить самих себя - ведь блудные сыны вернулись и находятся среди них. Чего не сделаешь, ради сохранения благопристойного престижа своего народа.

До поры до времени дискриминации были подвергнуты крещёные татары, и наблюдалась она на бытовом и местном уровнях в форме подстрекательства к возвращению в ислам. Это нашло своё выражение в движении отступничества, отпадении крещёных татар от православия. В пореформенный период, годы трёх российских революций, японской, первой мировой и гражданской войн принудительно крещёные татары воссоединились со своими единоверцами-мусульманами, а кряшены остались в православии. Но шлейф грехопадения вероотступники-татары пристегнули к неповинным кряшенам, и он до сих пор тянется за ними.

После революции и в первые годы советской власти в дело вмешались государственные органы. Кряшен было решено просто-напросто уничтожить как этнический субъект. Началась длительная кампания по слиянию кряшен с татарами, в результате которой к 30-м годам кряшены лишились всей своей инфраструктуры: государственных учреждений, учебных заведений вплоть до сельских школ, книжного издательства и периодических изданий, театра и, в конечном счёте, родного языка (только алфавит меняли три раза), этнонима и статуса народности. Кампания не имела успеха. Даже сплошная атеизация населения в советский период этноконфессиональной идентификации кряшен не изменила. Ассимилировать кряшен татары даже при государственной поддержке сталинскими методами не смогли, но их непрязнь к кряшенам ещё более возросла.

Постсоветское время мало что изменило в отношении государства и общества к кряшенам. Как на республиканском, так и на федеральном уровнях. Краткий период эйфории, которую породил невиданный подъём демократического, национального движения, с надеждами на мгновенное справедливое разрешение всего клубка накопленных в советское время проблем, быстро прошёл. Кряшены вновь остались наедине со своими бедами.

Учитывая это, созданная в феврале 1990 года общественная организация кряшен объявила своей целью этноконфессиональное возрождение кряшен. Позже, 12 апреля 1992 года, конференция местных кряшенских организаций приняла резолюции:

- О воссоздании средств массовой пропаганды,

- О возрождении национального театра кряшен,

- О восстановлении православных храмов и о богослужении кряшен на родном языке,

- О возвращении главного здания центральной крещёно-татарской школы,

- О всекряшенском джиине (съезде).

Они были озвучены на первом съезде народов Татарстана, доведены до соответствующих официальных органов, подкреплены гарантиями кряшенской общественности содействовать их практической реализации. Кряшены были в числе инициаторов создания Ассоциации национально-культурных обществ республики, вошли в неё на правах коллективного члена. Но всё было тщетно. Их даже лишили возможности создать свою национально-культурную автономию.

Между тем процесс демократизации российского общества набирал обороты. Постепенно решались и национальные вопросы: продолжалась реабилитация незаконно репрессированных народов, ряду этнических субъектов возвратили их статус, наделили политическими и юридическими правами, открыли возможность самостоятельного развития. Так, после распада СССР бесермяне Удмуртии были признаны малочисленным народом и получили реальный шанс этносоциального возрождения. Для вепсов (бывшая чудь) Карелии, ввиду их малочисленности и невозможности создать традиционное административное образование, учредили специальную национальную волость с необходимыми полномочиями и отдельным бюджетом.

Только через десять лет решения конференции местных организаций стали предметом обсуждения на встрече Президента Татарстана с лидерами кряшенских организаций, по итогам которой был составлен протокол поручений. Он в частности предписывал:

- составить целевую программу комплексного развития социально-культурной сферы жизни и деятельности кряшен;

- содействовать реализации гражданских прав и участию кряшен в государственной, хозяйственной и общественной деятельности;

- рассмотреть возможности и внести предложения по информационному обеспечению кряшен периодической печатью и электронными средствами;

- организовать профессиональную подготовку культработников кряшенских населенных пунктов с учётом культурных традиций кряшен;

- разработать программы факультативных курсов по краеведению, народным художественным промыслам и ремеслам, обычаям, обрядам, фольклору и традициям кряшен для школ в местах компактного их проживания;

- предусмотреть подготовку учителей краеведения, музыки и труда для школ в кряшенских населенных пунктах с учётом народных традиций, обрядов, обычаев и хозяйственно-бытового уклада жизни кряшен;

- улучшить взаимодействие кряшенских общественных организаций с государственными и муниципальными органами в вопросах развития национально-культурного движения республики.

Протокол был подписан 16 апреля 2002 года. А воз пытался было сдвинуться с места, но и поныне там.

В одном из многочисленных разговоров по ходу выполнения поручений руководитель департамента внутренней политики аппарата Президента заявил, что в отсутствии положительных сдвигов виноваты сами кряшены: плохо работают. И невдомёк высокопоставленному чиновнику, что поручения адресованы не общественным организациям, и не кряшенскому населению, а государственным службам, одну из которых возглавляет он сам.

Хуже того, даже когда намечается решение вопроса на общественных началах, силами общественности властные структуры не только не оказывают никакой поддержки, но зачастую попустительствуют произволу должностных лиц. В 1993 году общественная организация кряшен г. Казани оформила необходимые документы и добилась включения в реестр памятников истории республиканского значения главного здания бывшей центральной крещёно-татарской школы, которая была учреждена Николаем Ильминским на правах частного учебного заведения в 1864 году. Это единственный сохранившийся объект из учебного комплекса, положившего начало разветвлённой сети инородческого образования восточных провинций Российской империи. В нём располагалась домовая церковь, где был рукоположен в сан, а затем начал и долгие годы отправлял богослужения на церковно-кряшенском языке первый священник из кряшен В.Т.Тимофеев.

Одновременно было возбуждено ходатайство о передаче здания кряшенской общине города для оборудования в нём национально-культурного центра. По просьбе правления организации Министерство культуры республики направило ректору академии ветеринарной медицины, на балансе которой после преобразования кряшенских учебных заведений в татарские оказалось это здание, письмо о запрете на перепрофилирование и продажу памятника. Однако всё, вплоть до существовавшего в то время законодательства, было проигнорировано. Здание было продано коммерческой организации, которая его надстроила, перестроила, приспособила под торгово-сервисный комплекс. Когда об этом на встрече сообщили президенту Шаймиеву, он лишь развёл руками.

Как бы ни позиционировал себя Татарстан в качестве ассоциированного члена федерации, татарстанской элите приходится считаться с общественным мнением, демонстрировать благопристойность при осуществлении дискриминационных мер и акций. Для этого используется обширный арсенал средств, начиная от псевдодемократических преобразований общественных организаций до шельмования и административного воздействия на инакомыслящих. К числу таковых относится произведённое шесть лет назад преобразование Ассоциации национально-культурных организаций в Ассамблею народов Татарстана, которое, кроме дальнейшей бюрократизации демократических институтов, ничего существенного в многонациональное движение не привнесло.

По отношению к кряшенам такой акцией стало учреждение взамен созданного демократическим путём и работавшего на общественных началах Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана новой проправительственной Общественной организации кряшен Республики Татарстан. Всё бы ничего, если бы это произошло не за счёт выдавливания из национального движения ранее действовавших организаций, а было целенаправленно настроено на консолидацию всех сил и средств, в конечном счёте, на решение кряшенского вопроса. Конечно, надо отдать должное проводимой работе новой республиканской организации, особенно по вовлечению молодёжи в процесс этнокультурного возрождения своего народа. С её помощью удалось разрешить тянувшиеся полтора десятилетия проволочки по поводу создания Государственного фольклорного ансамбля кряшен и Центра по изучению кряшен (крещёных татар) и нагайбаков при Институте истории Академии наук Республики Татарстан. Но, к сожалению, пока ещё вся её работа не выходит за рамки популярного культурничества. И всё более явственной становится завуалированная цель новой организации - продолжение советской политики по ассимиляции кряшен татарской средой. Ибо для кряшен в Татарстане не остаётся места. Последний съезд Всемирного конгресса татар однозначно резюмировал, что татары - это мусульмане. Участвовавший в работе съезда и избранный в состав исполкома Всемирного конгресса татар руководитель Общественной организации кряшен, тем самым вольно или невольно признал себя татарином и как член исполкома обязан проводить в жизнь установку съезда. Так что опасения кряшен за своё этноконфессональное благополучие не лишены оснований.

Своё выступление я ограничил внутриреспубликанскими проблемами. Но кряшенский вопрос давно перерос региональные рамки и требует вмешательства федерального центра. Однако он по российской далеко не лучшей традиции ждёт, по всей вероятности, когда гром грянет. После того, как первый Президент России удовлетворил просьбу нагайбаков о возвращении им этнонима и статуса малочисленного народа, кряшены Казани направили ему аналогичное письмо, а вслед за ним с просьбой поддержать данное ходатайство обратились к министру по делам национальностей России, руководителям Башкортостана и Удмуртии, Красноярского края, Иркутской, Кировской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей. Там разъяснялось, что налицо недоразумение, ибо нагайбаки те же кряшены, записанные в казачье сословие, и именуются так по названию крепости, где первоначально служили. Сами они этого не отрицают и от кряшен себя не отделяют. В итоге скороспешного решения один российский этнос имеет два официальных этнонима и носит два статуса: малочисленный народ - нагайбаки и этнографическая группа казанских татар - кряшены. Будь это в разных странах, можно было бы принять. Но для одной страны - нонсенс.

В заключение хочу напомнить, что этноконфессиональная идентификация граждан, согласно Конституции страны является личным делом каждого не поражённого в правах человека. Поэтому пора убрать бюрократические рогатки и силой того же основного закона обеспечить гарантии соблюдения прав человека всем кряшенам, независимо от того, кто и кем их считает, какие нелепицы им приписывает.

Аркадий Васильевич Фокин, председатель Совета ветеранов кряшенского движения г. Казани, кандидат исторических наук, автор книги «Кряшены - судьба моя» (2013)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Фокин
Докторская диссертация или идеологический заказ?
Отзывы на докторскую диссертацию Радика Исхакова
07.06.2018
Николай Ильминский: новый этап православной миссии в России
Доклад на региональных Рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8.12.2015 г.)
29.02.2016
Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспективы
Доклад был прочитан на Региональных рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8 декабря 2015 года)
13.02.2016
Все статьи Аркадий Фокин
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Кряшенский вопрос
Россия — наследница Византии и Золотой Орды
В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках
19.03.2024
«Матильда» из Татарстана
Почему кряшены объединились против этого фильма
09.10.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28