Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспективы

Доклад был прочитан на Региональных рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8 декабря 2015 года)

Бывший СССР 
0
837
Время на чтение 7 минут

Кряшенская духовнная миссия, как, впрочем, и православная миссия в целом, переживает глубокий системный кризис. Главная его причина - последствия атеистического диктата советского времени. Тогда не только о миссионерской работе, но даже об открытом отправлении богослужений не могло быть речи. И если верующие русские, татары хотя бы изредка, от случая к случаю посещали сохранившиеся церкви и мечети, то кряшены были лишены и этого. Одними из первых они стали жертвой сталинской национальной политики укрупнения народов, вследствие которой утратили свой этнический статус вплоть до самоназвания и возможность социально-культурного развития. Не удивительно, что в стране на протяжении полувека не функционировал ни один кряшенский культовый объект. Было полностью уничтожено всё кряшенское духовенство. Как минимум три поколения советских людей были отчуждены от церкви, от христианской культуры, духовности, нравственности.

Мало что изменило постсоветское духовное возрождение. На волне демократизации общества и ликвидации последствий  тоталитаризма все бытовавшие прежде запреты, конечно, были сняты.Но содействия в восстановлении разрушенной религиозной инфраструктуры кряшенам оказано не было. Имеющиеся ныне шесть приходов с отправлением богослужений на церковно-кряшенском языке и священнодействие 20 духовных лиц изкряшен, служащих в большинстве своём не в кряшенских приходах, появились не благодаря поддержке властей и интернациональной общественности республики, а, скорее всего, в силу реакции на её отсутствие. Даже то, что подавляющей части кряшенских священников удалось получить специальное духовное образование и что она в своей немногочисленной среде имеет кандидата богословия и доктора церковной истории, удручающего положения дел не меняет.

К этому следует добавить, что в силу сложившихся обстоятельств кряшенское духовенство не имеет над собой иерарха, который руководил бы миссионерской деятельностью с учётом этноконфессиональной специфики кряшенского населения, осуществлял наблюдение за кряшенскими приходами.  В дореволюционную бытность Казанской епархии этими вопросами  занимался викарный епископ. При наличии в Татарстанской митрополии трёх епархий сегодня такое вряд ли возможно, но потребность в специальных благочинных кряшенских приходов тем не менее ощущается.

В республике, да и в стране в целом применительно к кряшенам создалась обстановка аналогичная той, что предшествовала выходу на миссионерское поприще Николая Ильминского. Почти 90 процентов населённых пунктов с кряшенским населением не имеют культовых объектов, а, значит, и священнослужителей. Нет ни одной школы с кряшенским этноконфессиональным уклоном и, следовательно, нет пополнения духовной семинарии профессионально ориентированными абитуриентами. В силу этого там невозможно открыть кряшенское отделение, или хотя бы набрать кряшенскую группу студентов и в ближайшие годы удовлетворить потребностьв национальных кадрах священнослужителей.

С этим напрямую связана проблема обеспечения кряшенского населения религиозной литературой. При наличии периодических изданий, полиграфической базы, интернет-сайтов митрополии и духовной семинарии, ощущается голод в самых разнообразных религиозных изданиях на церковно-кряшенском языке: от Священной истории до молитвенников и популярных пособий для церковно-приходских воскресных школ.Завершение перевода Нового Заветаи редкие переиздания некоторых дореволюционных священных и молитвенных книг кардинально изменить положение не могут. Ибо суть вопроса опять-таки упирается в недостаток профессиональных авторов, переводчиков, издателей, популяризаторов, распространителей религиозной литературы.

Крайне слабо привлечена к миссии общественность. Распространённые  прежде попечительские и благотворительные общества, традиции общинного обустройства, меценатства давно утрачены. Попытка возродить в Казани Братство святителя Гурия не увенчалась успехом. Не наблюдается активности кряшенского населения, в первую очередь кряшенской интеллигенции, в восстановлении разрушенных и сооружении новых культовых объектов. Приходится констатировать, что влияние духовенства на невоцерковлённое население систематически не оказывается, воздействие на верующих не выходит за пределы паперти.

Дебаты о том, кто такие кряшены - крещёные татары, татары-кряшены, православные татары, этнографическая, конфессиональная, этноконфессиональная или субконфессиональная группа татар - ведутся давно и безрезультатно. Причина в том, что заправляют в них политики и политизированные учёные-националисты протатарской, даже промусульманской ориентации. Порой они доходят до огульных умозаключений и сомнительных утверждений, но поскольку под их контролем находятся все научные учреждения и средства массовой информации, им на протяжении многих десятилетий удаётся манипулировать общественным мнением. Если такое положение не изменится, то говорить о поступательном развитии православной миссии и Татарстане будет весьма сомнительно.

Перед подвижниками возрождения и активизации широкомасштабноймиссионерской деятельности вновь возниклиизвечные российские вопросычто делать? и с чего начать?Прежде всего, конечно, мысли концентрируются на необходимости восстановления дореволюционного статус-кво православной церкви, в начале ХХ века безраздельно владевшей душами и направлявшей помыслы кряшен. О том, что нужно для этого делать, говорилось и писалось много раз. За самым редким исключением, набор проблем и перечень задач для всех социальных институтов кряшен одинаков. Однако зачастую замалчиваются, в тени задач затушёвываются перспективная и ближайшие цели этноконфессионального возрождения.

Не отрицая всеобщейего стратегии для всех православных народов России, а именно: поголовного (в идеале) воцерковления ныне живущих традиционно православных людей, для кряшен Татарстана следует внести как минимум одну коррективу. При современном этноконфессиональном состоянии и отсутствии социального статуса кряшен их воцерковление должно преследовать цель сохранения самого кряшенского народа. И это должно восприниматься как предназначение православной миссии среди кряшен - в ином смысле она просто не нужна.

Достижение этой цели - чрезвычайно сложное дело. Не только с точки зрения организации, координации усилий, обеспечения единодействия всего кряшенского сообщества и солидарныхс ним сил. Первым шагом на этом пути должна стать деполитизация кряшенского вопроса. Сегодня имеются результаты этнологических исследований, характеризующих кряшен в качестве самобытного, самодостаточного, самообеспечивающегося народа. Приведу лишь один из них: «кряшены - высококонсолидированный этнос с плотными внутриэтническими связями и высоким уровнем национального самосознания, слабо подверженный ассимиляционным процессам... имеют в своём составе мощный слой культурной и управленческой элиты и способны самостоятельно решать вопросы национально-культурного развития».Спрашивается, что ещё нужно для того чтобы вернуть этому обездоленному народу его истинное самоназвание и статус полноценного этноса?!Смею заверить, что это не очередной опус перевозбуждённогоА.Фокина, как пытается уверить публику некий вездесущий этнолог-националист,  а официальное заключение Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН по итогам этносоциологического исследования кряшен Удмуртской Республики, проведённого на основе договора с Министерством национальной политики республики.

Кряшен однозначно признаёт отдельным (от татар) этносом и главное специализированное по этнонациональным проблемам учреждение страны - Институт этнологии и антропологии РАН. Казалось бы, чего ещё не хватает! Доброй воли, справедливости, честности, здравого смысла? Десяткам этнических образований, в советское время огульно включённым в состав более многочисленных народов, после распада СССР была предоставлена возможность независимого развития. Но это не коснулось кряшен, которые не менее других, как, например, сойоты в Бурятии, вепсы (весь, чудь) в Карелии, бесермяне в Удмуртии, тоджинцы в Туве, обладают всеми ресурсами собственного сомообеспечения. Мало того, из числа кряшен выделили казачью сословную группу нагайбаков и предоставили ей статус малочисленного народа. В итоге: сегодня один народ имеет два неравных этнических статуса и, значит, разные условия существования.

С такими неадекватными решениями, от кого бы они ни исходили и кем бы ни принимались, мириться нельзя. Надо действовать, изыскивать все возможные пути, средства и формы постановки, обоснования, продвижения и в конечном итоге разрешения кряшенского вопроса. Первые шаги в этом направлении сделаны: в течение последних десяти лет в федеральные органы власти и в Московскую Патриархию были направлены документы и материалы о социальном положении и религиозном состоянии кряшенского населения разных регионов страны, проведены научно-практические конференции, опубликованы солидные научные труды, созданы музеи истории и культуры кряшен, призванные сконцентрировать интеллектуальные силы кряшенского сообщества и поднять проблемы кряшен на федеральный и мировой уровень. Предпосылки к этому есть. После полувекового забвения кряшенская проблематика стала предметом научных изданий и диссертационных исследований, темой различных диспутов. Впервые после 1926 года кряшены фигурируют в переписях населения в качестве учётной категории.

Но многие кряшенские проекты, встречают противодействие со стороны татарстанских властей и протатарских общественных формирований всех уровней, и как бы это ни казалось странным,со стороны Института истории Академии наук Татарстана, в составе которого действует  Центр изучения крещёных татар (или татар-кряшен) и нагайбаков. Как это ни парадоксально звучит, кряшенский центр с момента создания был и остаётся по сути своей антикряшенским. Уже чётко выраженный эклектизм его названиясам по себе характеризует степень научной основательности и отношение местной академической элиты к такой объективной категории как этноним (самоназвание) народа, который, кстати сказать, не вправе менять никто. И выпускаемая центром научная продукция в подавляющей  степени соответствует его названию. Кряшенской общественности тягаться с государственными структурами и научными подразделениями тяжело. Но можно. Необходимо переломить ситуацию, всячески развивать кряшеноведение, активизировать национальное движение кряшен, всемерно поддерживать их религиозные и светские общественные организации.

В завершение о перспективе. Могу сказать так: либо кряшены добьются признания и продолжат своё существование как равный член многонациональной семьи российских народов, либо будут частично ассимилированы русскими и полностью утратят свою этническую сущность, и частично, что  не менее вероятно, отатарятся и пополнят ряды мусульман.  Третьего не дано.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Аркадий Васильевич Фокин
Докторская диссертация или идеологический заказ?
Отзывы на докторскую диссертацию Радика Исхакова
07.06.2018
Николай Ильминский: новый этап православной миссии в России
Доклад на региональных Рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8.12.2015 г.)
29.02.2016
Все статьи Аркадий Васильевич Фокин
Бывший СССР
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.11.2024 20:03
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
07.11.2024 19:06
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
07.11.2024 18:46
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 18:43
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Советский недобиток
07.11.2024 18:38
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Фиалковский
07.11.2024 18:35
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 17:52