25 января 2017 года в Москве в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Храме святого апостола Фомы на Кантемировской прошло заседание секции (конференции) «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа». Среди ее участников был председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, кандидат исторических наук, главный редактор научного альманаха «Кряшеноведение» Аркадий Фокин. На этой конференции Фокин выступил с докладом «Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспективы», в котором отстаивал позицию кряшен (самобытного православного тюркского этноса), которые добиваются национального самоопределения в Татарстане. Однако Фокин был удивлен и поражен тому, как была представлена работа этого мероприятия после его окончания в СМИ и растиражирована в социальных сетях. По следам этих публикаций в Интернете Аркадий Фокин подготовил свое мнение, которое просит опубликовать.
В ряде СМИ и социальных сетях в Интернете появились сообщения о работе конференции «Православные татары (крещёные татары, крещены, кряшены, нагайбаки). История. Миссия. Будущее Православия среди татарского народа», состоявшейся 25 января 2017 года в Храме святого апостола Фомы на Кантемировской в Москве, с уточняющей конкретизацией темы - «Кряшенский вопрос». В сообщении указано, что проводилась она в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений, хотя в программе не значилась. Инициатива проведения конференции (представленной её организаторами также как секция миссионерского направления чтений) принадлежит общине православных татар г. Москвы, обозначившей столь некорректной формулировкой темы свои далеко идущие цели, и не совсем, мягко говоря, цивилизованные способы, средства и методы их достижения.
Повествованию предшествует интригующее название: «Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен» и пояснение: «О конфликте, возникшем в связи с проведением в рамках Рождественских чтений профильной секции».
В чём же состоит этот конфликт? Суть его предвосхитил ещё до начала работы руководитель Кряшенской духовной миссии священник Димитрий Сизов, направивший открытое обращение к православным татарам Москвы, в котором он высказал своё возмущение «наглым желанием использовать кряшен в увеличении численности православных татар».
Дело в том, что православные татары Москвы, как только они сгруппировались вокруг Храма святого апостола Фомы на Кантемировской ещё при жизни его первого настоятеля Даниила Сысоева (1974-2009), стали весьма интенсивно (порой агрессивно) рекрутировать в свои ряды всех имеющих мало-мальское отношение к татарам (точнее - к тюркам, но они этих понятий не различают). Когда, кроме принявших добровольно православие в наше время татар-мусульман, никого завербовать им не удалось, они обратили внимание на кряшен. Кавалерийская атака не принесла успеха, поскольку кряшены не причисляют себя ни к вообще татарам, ни к крещёным татарам, ни к православным татарам, а считают себя самобытным, самостоятельным этносом. В этом их поддерживают Институт этнологии и антропологии РАН, учёные ряда научных учреждений страны. Это было подтверждено заключением Удмуртского института языка, литературы, истории Уральского отделения РАН, содержащимся в сообщении на этой конференции 25 января 2017 года, представленное мною, которое не упомянуто в отчёте о конференции. (Хотя, заметим в скобках, и место и велеречивые эпитеты по поводу "заслуживающих особого внимания докладов об отношении православных христиан, особенно татарской их части, к «пророку ислама» - Мухаммаду" и т.п., там наличествуют).
Для посвящённых в проблему ничего удивительного в этом нет. Отчёт дан под рубрикой «Кряшенский вопрос», а в опубликованном опусе его и в помине нет. Суть кряшенского вопроса - предоставление кряшенам государственного статуса самостоятельного народа с самоназванием (этнонимом) «кряшены» и никаким иным. Нагайбакам - казачьему сословию кряшен - такой статус предоставлен, и уже одно это показывает некорректность заявлений устроителей конференции и многих выступавших на ней, огульно включавших нагайбаков и кряшен в целом в состав крещёных татар, вымышленных ими керешенов и православных татар. Дальше - больше: неискушённый читатель может узнать, что, оказывается, речь идёт уже о «самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам», и даже о наличии «православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания». Воистину ошеломляющий вклад в отечественную этнологию!
Но и это ещё не всё. «Православные татары - это второй народ России по численности», - ничтоже сумняшеся заявляют составители отчёта. Как это понимать? В период подготовки к конференции татарская православная миссия сумела претворить в жизнь чаяния Ивана Грозного, святителя Гурия и Луки Конашевича, а именно: христианизировать поголовно всех татар-мусульман и приумножить ряды православных татар? Или в их среде произошёл гигантский демографический взрыв, и они в геометрической прогрессии превзошли по численности мусульманское население России?! Впору было обратиться к статистике. Однако обошлось. «Мы не желаем исчезновения этого малого народа», - сказано в отчёте. Новое открытие: Православные татары - второй по численности в России и одновременно малый народ?!
К сожалению, кряшенский вопрос не получил столь же чёткого толкования. Но кряшены внимания всё-таки были удостоены. В частности, отмечено, что «кряшены - это этническая группа, субэтнос ...считают себя отдельным народом, но кряшенский язык принадлежит к тюркской группе, поэтому похож на татарский». И что из этого? Он похож на балкарский, башкирский, каракалпакский, узбекский, ряд алтайских... Им тоже откажем в самоидентификации? Так же, как в порыве любвеобилия составители отчёта включили нагайбаков, имеющих государственный статус малочисленного коренного народа, в состав православных татар. А по отношению к кряшенам ведут себя как самодуры-колонизаторы, навязывавшие покорённым народам клички, прозвища, ярлыки. И если лидеры московских православных татар не откажутся от оскорбляющей достоинство кряшен риторики («крещёные татары», «крещены», «керешены» и, тем более, - «православные татары» в качестве этнонима), то не только о возможности слияния и совместной жизнедеятельности, но и о толерантном сосуществовании говорить не придётся.
Но вряд ли это может смутить идеологов «православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания» и «процесса самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам». Не следует думать, что навязывание разных взаимоисключающих друг друга или абсурдных толкований одному и тому же народу, - досадное заблуждение или недостаточное знание сути проблемы. Наоборот, это продуманная изуверская тактика: чем больше разночтений втемяшить в головы непросвящённых людей, тем легче приучить их к использованию угодных новоиспечённым нациестроителям понятий и определений. Всё, что ими изложено в отчёте, это цветики. «Самое главное, - проговариваются они в конце концов, - существование православных татар, которые стремятся сохранить свои национальные традиции в рамках православной идентичности».
Такой провокационной, преднамеренно состряпанной путаницы в российской этнической истории, кажется, ещё не было.
Досадно, что эта ересь подвёрстана под секцию Международных Рождественских образовательных чтений.
Справка:
Кряшены - самобытный православный тюркский этнос, численность которого составляет 300 тысяч человек. Большая его часть (250 тысяч чел.) проживает на территории Татарстана, остальные - в Удмуртии, Башкортостане, Челябинской и Самарской областях. В 1996 году президент России Борис Ельцин своим указом признал этносословную группу кряшен - нагайбаков - малочисленным коренным этносом. В Татарстане в рамках этнократической концепции «единого и неделимого татарского народа» кряшенам отказывают в признании отдельным этносом, официально считая их «субэтносом татарского народа». Несмотря на оказываемое давление во время двух всероссийских переписей 2002 и 2010 годов, части кряшен удалось указать свою национальность как кряшены, а не татары. На сегодняшний день кряшены отстаивают свое право на национальное самоопределение, опираясь на 26-ю статью Конституции России («Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»).