Настоящая статья посвящена одной из петербургских правомонархических газет - "Гроза". Она издавалась с 1 октября 1909 г. по ноябрь 1917 г. (с перерывами) как "ежедневная литературно-политическая и общественная" газета национально-патриотической направленности.
Первым редактором-издателем и учредителем "Грозы" был Николай Иванович Большаков (Артамонов-Большаков), который был широко известен как редактор-издатель журналов "Кронштадтский Маяк", "Свет России" и как автор книг о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Первые два номера газеты, а также N 10 были посвящены деятельности иоаннитов (Иоанновского братства), которое "Гроза" полностью поддерживала. В период с 8 ноября 1909 года (N 33 "Грозы") по 4 июля 1910 года (N 34 "Грозы") выпуск газеты был приостановлен без указания причины Санкт-Петербургским градоначальником. 2 января 1910 года Большаков скоропостижно скончался, и новым издателем газеты стал известный деятель правомонархического движения Николай Николаевич Жеденов. Для того чтобы понять концепцию газеты после 1910 года, сущность ее идеологического направления и политические предпочтения, необходимо обратиться к биографии ее издателя Н.Н.Жеденова, внесшего решающий вклад в ее идейное становление.
К сожалению, нам точно неизвестны дата рождения и смерти этого талантливого публициста, много потрудившегося на ниве национального просвещения Русского народа. Разнообразной была деятельность Жеденова: он являлся чиновником, публицистом, педагогом, издателем, активным деятелем монархического движения.
Потомственный дворянин, Н.Н.Жеденов принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему из Курской губернии. В 1890-е годы он служил земским начальником в Камышинском уезде Саратовской губернии, внедрял различные новшества в своем хозяйстве. В частности, он создавал сельские пожарные команды, устраивал ясли для крестьянских детей. Профессионально занимался вопросами социальной адаптации беспризорников и сирот.
Д.А.Линев (Далин) оставил нам воспоминания о деятельности Н.Н.Жеденова на педагогическом поприще: "Я видел хорошего человека [Жеденова Н.Н.] и несколько часов подряд слушал его хорошие речи. Он говорил о деревенских сиротах, о необходимости призреть их, образовать и воспитать, говорил, что из них следует приготовить пионеров в деле распространения в деревне сельскохозяйственных знаний и больше всего горячо убеждал, что все это не только должно сделать, но и можно... без гроша денег <...> Это было в вольно-экономическом обществе. За длинным столом, за которым могли бы поместиться сорок, пятьдесят человек, сидело всего человек десять членов этого почтенного учреждения. Две дамы, один офицер, один студент и два журналиста составляли "публику". Именно перед этой очень уж небольшой аудиторией и говорил хороший человек [Жеденов Н.Н.]. Он говорил, имея перед собой целую кипу тетрадей и записок, говорил лихорадочно, то и дело перебегал от одной тетради к другой, и, очевидно, тщетно старался быть кратким. Он явился в вольно-экономическое общество из Саратовской губернии, явился с результатом своих многолетних дум и однолетнего практического опыта, явился с верой и надеждой...".
Следует отметить, что Н.Н.Жеденов обладал вспыльчивым и неуравновешенным характером. 20 марта 1896 года он вызвал известного публициста М.О.Меньшикова на дуэль в связи с оскорблениями, нанесенными ему в "Неделе" В.П.Гайдебурова (Меньшиков в тот день замещал редактора). Однако Меньшиков отказался решать вопрос столь "варварским" способом. Поэтому Жеденов в порыве гнева выстрелил в него, ранил, по разным источникам, в грудь или в руку. Так или иначе, Жеденов попал под суд.
В 1904 году, за два месяца до своей трагической гибели, министр внутренних дел В.К.Плеве по рекомендации видного правого деятеля А.С.Стишинского назначил Н.Н.Жеденова чиновником особых поручений в Западную Сибирь по устройству хлебохранилищ для выдачи ссуд крестьянам. Позже он перевелся в Уфу к губернатору Соколовскому, однако того вскоре ранили революционеры-террористы, а заменивший его Б.Цехановецкий разделял либеральные убеждения. Вследствие этого, 20 октября 1905 года Н.Н.Жеденов написал Государю донесение об измене в верности Уфимского губернатора и был вынужден уехать из Уфы. Он перевелся в Тамбов, где служил вице-губернатором Николай Евгеньевич Богданович, сын известного покровителя черносотенцев, пламенного публициста, издателя "кафедры Исаакиевского собора", основателя крупнейшего правомонархического салона Евгения Васильевича Богдановича. Однако Н.Е.Богданович вскоре трагически погиб от рук террориста-убийцы (17 декабря 1905 года он скончался от ран).
Евгений Васильевич знал Жеденова еще тогда, когда последний был земским начальником, и в данной ситуации оказал ему поддержку. В 1905-1907 годах по рекомендации Богдановича Жеденов служил делопроизводителем канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер Лауница. Однако 21 декабря 1906 года последний также трагически погиб от пули убийцы-революционера. Новым градоначальником стал Д.В.Драчевский. 3 февраля 1907 года Жеденов передал через флигель-адьютанта князя Долгорукова письмо на имя Царя о засилии в Градоначальстве поляков и евреев, которые при попустительстве нового градоначальника готовят заговор. А 5 февраля 1907 года Жеденов был принят дворцовым комендантом генерал-адъютантом В.А.Дедюлиным. Реакция Драчевского была незамедлительной. Уже 19 февраля 1907 года Жеденов был уволен со службы. По жалобе на несправедливое увольнение Сенат 30 апреля назначил дознание, которое установило факты растрат, поборов и связей с революционерами. В декабре 1908 года управляющий канцелярией еврей Никифоров, польский еврей Калиш, поляк Галле и еще несколько чиновников были уволены и отданы под суд, а также было сделано представление о предании суду Драчевского, которое, впрочем, не состоялось.
После увольнения с государственной службы Н.Н.Жеденов целиком и полностью посвятил свою жизнь общественной работе. Он был членом Русского собрания и как специалист по крестьянскому вопросу 21 января 1908 года читал в Собрании доклад на тему "Разрушение крестьянской общины - разложение России". В том же году он возглавил издательский комитет Союза Русского Народа, начал сотрудничать в крупнейшей черносотенной газете "Русское знамя". В 1909 году он стал членом редакционной комиссии "Книги Русской скорби". Примерно тогда же происходит сближение Жеденова с руководителем Союза Русского Народа А.И.Дубровиным. Жеденов становится одним из последовательных его сторонников. 6 августа 1910 года он опубликовал в "Русском знамени" открытое письмо Н.Е.Маркову и В.М.Пуришкевичу, в котором обвинил их в том, что они утверждают, подобно кадетам, будто депутаты Государственной Думы - "народные представители", хотя, на самом деле, они - только "советчики Государя".
Во время раскола в Союзе Русского Народа Жеденов, как и следовало ожидать, решительно встал на сторону А.И.Дубровина. Он стал делегатом Пятого Всероссийского Съезда Союза Русского Народа в Москве 21 ноября - 1 декабря 1911 года от Василеостровского отдела Союза Русского Народа в Петербурге. На съезде Жеденов был председателем первой секции, которая рассматривала ситуацию внутри Союза. Тогда же он был избран почетным членом этой организации с зачислением в число членов-учредителей и членом Главного Совета Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа.
Н.Н.Жеденов принял активное участие в конфликте между другим членом Главного Совета Дубровинского Союза Русского Народа приват-доцентом римского права Б.В.Никольским и ярым противником Дубровина Н.Е.Марковым в стенах Русского Собрания. За это 12 апреля 1912 года Жеденов был исключен из рядов этой организации вместе с Б.В.Никольским и Н.И.Еремченко. Он также был известен и как активный сторонник трезвеннического движения и лично поддерживал деятельность "братца Иоанна Чурикова", из-за чего у него произошел конфликт с игуменом Арсением по поводу отзыва на книгу Чурикова. Н.Н.Жеденов активно участвовал в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26-28 ноября 1915 года (так называемое Нижегородское совещание), где выступал с докладом.
Как только Н.Н.Жеденов стал редактором-издателем "Грозы", стиль издания резко изменился - газета стала более едкой и беспощадной в критике политических противников. Принимая активное участие во внутримонархических распрях, издание Жеденова едко называло Пуришкевича и его сторонников "маргариновыми монархистами", подчеркивая тем самым разницу между ними и монархистами "истинными" к коим он, несомненно, причислял и себя самого. А в 1912 году в "Грозе" появилась публикация, в которой В.М.Пуришкевич назывался государственным преступником, за то что последний, по сведениям Жеденова, в одном приличном доме произнес хулу на Государя. В ответ Пуришкевич подал в суд, обвинив лично Жеденова и редактора "Грозы" Н.И.Щеглова в клевете. В суде Жеденов не смог доказать основательность своих обвинений, и 15 декабря 1912 года суд вынес приговор: Жеденов получил 7 месяцев тюрьмы, Н.И.Щеглов, напечатавший материал, был осужден на 2 месяца, а Еремченко (опубликовавший в "Русском знамени" аналогичный материал) оказался за решеткой сроком на 6 месяцев.
Это отнюдь не единственный случай судебного преследования газеты. Причем некоторые из них даже заканчивались трагически. Так, один из редакторов газеты отставной штабс-капитан Н.А.Яцынин 22 февраля 1913 года скончался на другой день после выхода из тюрьмы, где он отбывал двухмесячное заключение. Характерно, что за 1912 год в газете сменилось 13 (!) редакторов из 19, редактировавших издание за весь период его существования, причем некоторые из них успевали выпустить только по несколько номеров газеты и оказывались либо в тюрьме, либо подвергались денежному штрафу.
Сторонники Н.Е.Маркова и В.М.Пуришкевича называли газету не иначе как "сектантско-хулиганской", хотя в ней работали известные в правых кругах журналисты: М.П.Петров (одно время он возглавлял "Русское Знамя"), А.М.Гашков, И.Л.Степанов, Н.Д.Швено-Дунин-Барковский, Н.Г.Политов (последний редактор газеты, возглавлявший ее в 1915-1917 гг.). Кроме того, следует особо отметить, что сразу после того, как Н.Н.Жеденов стал издателем газеты, резко изменилась ее направленность в сторону критики иудаизма. На ее страницах можно было встретить стихи такого содержания, подписанные псевдонимом "Заноза":
ЖИД
Длинный нос, такие ж уши,
Плутоватый в общем вид.
На него, кто ни посмотрит,
Всякий скажет - это жид.
А попристальней вглядитесь
В выражение лица,
Вы найдете наглость, злобу,
Гелд, гешефты - без конца.
Тем не менее, нельзя сказать, что сотрудники "Грозы" обвиняли лишь евреев во всех бедах, обрушившихся на Русский народ в начале ХХ века. Так, в N 70 от 21 декабря 1910 года было опубликовано очередное стихотворение напечатанное под тем же псевдонимом:
Раздаются всюду стоны:
Недалеко до беды.
Виноваты в том масоны,
Бюрократы и жиды.
В 1914 году Н.Н.Жеденов организовал и возглавил "Общество изучения иудейского племени" (Устав утвержден 14 августа 1914 г.), и газета стала фактически печатным органом этого Общества, публикуя статьи по еврейскому вопросу. При Обществе также издавалась специальная серия брошюр под названием "Библиотека Общества изучения иудейского племени". Кроме Н.Н.Жеденова, активное участие в деятельности этой организации принимал известный деятель патриотического движения художник Л.Т.Злотников (печатался под псевдонимом Л.Зло). В октябре 1915 года обществом была открыта Русская книжная лавка в Петрограде по адресу Пушкинская,16, в которой, согласно рекламе, был представлен огромный выбор книг, журналов, картин и открыток, посвященных еврейскому вопросу.
В 1916 году, когда редактором газеты являлся Н.Г.Политов, а издателем - Н.Н.Жеденов, на страницах "Грозы" подробно освещалась деятельность "Общества изучения иудейского племени". К примеру, в номере 4 (756) от 6 января 1916 года можно прочитать, что общество на своем заседании постановило: "Ныне всякому ясно, что жидовство - не племя инородческое, но всосавшийся в государственный организм элемент распада государственности и национальности Русской".
С другой стороны, в "Грозе" широко освещалась также деятельность проеврейских организаций и обществ. Так, в N 7 (759) от 10 января 1916 года находим информацию о работе так называемого Русского общества для изучения еврейской жизни, заседание которого проводилось, в частности, 12 декабря 1915 года в помещении Русского географического общества. На нем присутствовали: граф И.И.Толстой, академик Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.В.Карташев. С лекцией о целях и задачах общества выступил Максим Горький. Естественно, деятельность подобных организаций подвергалась в "Грозе" ожесточенной и едкой критике.
Однако самое пристальное внимание в "Грозе" все-таки уделялось работе организаций, критиковавших иудаизм и масонство. К примеру, в N 11 (763) от 16 января 1916 года была опубликована новая статья, посвященная деятельности Общества. Обсуждался очередной доклад, посвященный караимам. Было особо отмечено, что "с 60-х годов XIX века караимы стали сближаться с жидами-талмудистами на почве мистической, причем у караимов появились духовные лица в виде цадиков, а у талмудистов-цадики". Решили: "Признать это наблюдение за постепенным приближением караимов к жидам-талмудистам весьма важным и подтверждающимся гонением на иеромонаха Серапиона в Феодосии со стороны караимов за его обличение жидовской религии в изуверстве".
После Февральского переворота газета "Гроза" была закрыта (последний номер перед закрытием вышел 26 февраля 1917 года, N 3 (891)), однако издание было возобновлено уже 26 марта 1917 года (N 4 (892)), но выходило теперь всего раз в неделю. Сам Жеденов вскоре подвергся репрессиям от новой власти. В ночь на 15 июля он был арестован и препровожден в Кресты, где встретил редактора газеты "Земщина" С.К.Глинку-Янчевского, сотрудника газет "Земщина" и "Вече" художника Л.Т.Злотникова и тибетского врача, организатора одного из правомонархических салонов П.А.Бадмаева. Их обвиняли в существовании тайного общества, якобы группировавшегося вокруг газеты "Гроза". Продержав в заключении 18 дней, всех четверых отпустили за отсутствием состава преступления. Жеденову вновь удалось наладить выпуск "Грозы", в которой он остался редактором. Уже 15 августа 1917 года в "Грозе" была напечатана статья под названием "Жидовский подвох", посвященная аресту Жеденова, Злотникова, Глинки-Янчевского и Бадмаева. Как значится в публикации, "жид Николай Стембо обвинил их в монархическом контрреволюционном заговоре, но за отсутствием состава преступления 1 августа они были освобождены".
На страницах издания Жеденов продолжил борьбу с захватившими власть либерально-масонскими деятелями, отстаивал национальные интересы Русского народа. Публицист, в отличие от других правых, видел своим союзником в борьбе против либералов народные массы; поэтому порою своей риторикой "Гроза" была похожа на большевистскую прессу. Так, к примеру, в ней говорилось, что продолжать войну - безумие и преступление, ставящее всю Россию на край пропасти; что война ведется ради интересов евреев, инородцев и западных союзников; что русские войска обречены на поражение, после которого все равно будет заключен сепаратный мир, однако уже на позорных условиях. Газета обвиняла Временное правительство в том, что оно "напустило голод", что раньше народ питался только "чечевицей с рыбой да хлебом вдосталь", а ныне "не достает у него и хлеба". Хотя забастовки и осуждались как грех, однако особо отмечалось, что рабочий "голоден, бос и оборвался". Газета выступала за решительное наведение порядка в стране, замечая, что главные деятели "великой русской революции" совершенно не способны навести порядок, всякая власть исчезла, общественная безопасность под угрозой. Предпочтительной формой правления для России называлась монархия. Справедливо отмечалось, что власть Временного правительства ответа перед Богом не несет; к тому же при Царе безбожники православных святынь не трогали, а теперь торжествует "явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры". Кроме того, газета много писала о тех проблемах, которые волновали народ.
Последний номер "Грозы" вышел уже после большевистского переворота, 5 ноября 1917 года (N 28 (916)). В нем особо оговаривалось, что "Гроза" находится в оппозиции духовенству, официальной Церкви. Рассказывалось о том, как Керенский переоделся сестрой милосердия и съехал из Петрограда. При этом на первой странице последнего номера "Грозы" была помещена заметка о положении в Петрограде после прихода к власти большевиков, выражающая, как это ни покажется странным, симпатию их политике: "Порядок в Петрограде за 8 дней правления большевиков прекрасный: ни грабежей, ни насилий. Офицеры от помощи большевикам отчасти уклонились". Мало того, на второй странице можно прочитать буквально следующее: "Большевики имеют врагов в лице жидовского кагала, предателей и изменников из помещиков, генералов, купцов и чиновников. В войске против них лишь солдаты, проникшие в комитеты и заразившиеся властью. В уездах к ним повсюду присоединяются. В Москве противники большевиков - городская дума с купцами, жидами и юнкерами, образовали комитет спасения. Сперва их победили и заняли Кремль, а потом большевики стали брать верх и ведут правильную осаду Кремля. Несколько тысяч уже убитых среди солдат и народа. Между войсками на фронте также идут схватки. В Виннице убито 1500. В Петрограде жидовский комитет спасения под руководством жида Гоца тайно передал 28 октября жидам в юнкерских училищах приказ Керенского сопротивляться начавшемуся отобранию оружия, с обещанием его вступить в столицу на другой день. Жидов послушали латыши и армяне, а русские многие уклонились. <...> Руководители социалистов-меньшевиков, состоящие лазутчиками среди социалистов от кагала, Гоц, Дан и другие - подверглись при аресте их за устройство комитета спасения, занявшегося избиением большевиков, со стороны матросов и солдат побоям и брани с угрозою: "вскоре уберем всех жидов"".
Сегодня трудно сказать, чем мотивировала редакция газеты такой подход к освещению октябрьских событий - страхом и заискиванием перед большевистской властью или искренней позицией. Так или иначе, но в ноябре 1917 года газета была закрыта окончательно. Судьба Н.Н.Жеденова после Октябрьского переворота нам не известна. В заключении остается лишь отметить, что газета "Гроза", наряду с "Русским знаменем", "Земщиной" и другими периодическими изданиями, сыграла в свое время значительную роль в деле популяризации правой идеологии в русском обществе.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи. СПб. 1896.
2. Жеденов Н.Н. Еврей, Израиль, иудей, жид (происхождение слова "жид"). СПб., 1914.
3. Жеденов Н.Н. Маргариновые монархисты. Предвыборное воззвание "Союза Михаила Архангела". (Критический разбор). СПб., 1912.
4. [Жеденов. Н.Н.] Общественное призрение в связи с вопросом о сельскохозяйственном и кустарном образовании. Доклад Н.Н.Жеденова в Собрании 1-го Отделения Императорского Вольно-Экономического Общества, 27-го января 1894 года. Оттиск из Трудов Вольного экономического общества. СПб., 1894.
5. Жеденов Н.Н. Тайна крови. Историческая повесть. СПб., 1914.
6. Беседа Дворцового коменданта генерал-майора Дедюлина с правым деятелем, делопроизводителем канцелярии СПб градоначальника потомственным дворянином Николаем Николаевичем Жеденовым в связи с его Всеподданнейшим письмом о грозящей Николаю II опасности. Публ. Ю.И.Кирьянова // Отечественный архив. 2000. N 1.
7. Линев Д.А. (Далин). Не сказки. СПб 1895.
8. Правые партии. 1905 - 1917. Сборник документов и материалов. В 2-х томах /Сост., вст. сл., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998.
9. Чхартишвили П.Ш. Черносотенцы в 1917 году // Вопросы истории. 1997. N
Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат исторических наук (Санкт-Петербург)