Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях в Царские дни говорил: «Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России».
«Кто посаждает на престол царей земных? – вопрошал он. – Тот, Кто един от вечности сидит на престоле огнезрачнем, и один царствует над всем созданием – небом и землею... Царям земным от Него единого дается царская держава... посему царь, как получивший от Господа царскую державу... должен быть самодержавен».
«Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия – не Россия...»
О Царе-мученике Николае II Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
Он призывал: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к святой Церкви матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время…»
«Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: “…отымется от вас Царство Божие и дастся языку (народу), творящему плоды его”» (Матф. 21:42–43).
«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Россия без Самодержавного Царя – не Россия! Она есть некое иное государственное образование, лишь географически расположенное на территории России.
О. Иоанн дает более подробное богословское объяснение Божественной сущности и источника самодержавной царской власти. «Первоначально и существенно держава и самодержавие принадлежат единому Богу... Он един собственно самодержавен, потому что безначален, и есть Сам от Себя, и ни от кого не зависим... Создав человека на земле — царя всех тварей, Царь-Творец поставил царей и разным народам... и почтил их державою Своею и владычеством над народами и племенами – правом управления и суда над ними».
Пророк Даниил говорит: «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет» (Дан. 4, 29). Премудрый Соломон говорит всем царям: «Дана есть от Господа держава вам и сила Всевышнего».
В Священном Писание сказано: «...сердце царя – в руке Господа, куда он захочет, Он направляет его» (Притч. 21,1). Это значит, что сам Царь подчиняется Самодержавию Божию. Цари сами часто обращаются, особенно в трудных обстоятельствах, с горячей молитвой к Богу, как к Царю царей, и от Него просят и ищут мудрости и всесильной помощи...» (Слово на день коронации, 1901 г.). Заключает эту проповедь о. Иоанн таким предупреждением: «Особа Царя есть и должна быть священна и неприкосновенна, перед которою должно благоговеть всем. "Не прикасайтесь к помазанным Моим" (Пс. 104, 15)».
Небесный Царь и Небесное Отечество были всегда для о. Иоанна Первообразом земного, и потому его монархические и патриотические взгляды имели глубокий мистический, религиозный смысл. «Многоразличная земная служба наша Царю и Отечеству есть образ главного, долженствующего продолжаться вечно, служения нашего Царю Небесному... Земная служба есть испытательная, подготовительная служба к служению на небесах». И еще: «Единодержавие и самодержавие в государстве, в союзе с Церковью, необходимо и есть высочайшее благо для него, подобно как в мире – Божие единоначалие и “вседержавие”».
Соответственно, указывалось на ограничение царской власти властью Божией как на естественное и необходимое условие существования православного царства, что вытекало из православного учения о «симфонии» между троном и алтарем: «Только в государстве Царь действует самодержавно, как его глава; в Церкви православной, составляющей душу и силу государства и самого Государя, имеющей свою личную, всемогущую, праведную, непогрешимую Главу – Господа. Государь ограничен словом Божиим как вечным для всех законом и непогрешимыми и неизменными спасительными догматами веры и церковными канонами...»
По глубокому убеждению о. Иоанна, только вера во Христа и преданность Его Церкви составляли основу силы и прочности державы Российской. «Дай Бог русским людям всегда быть верными подданными своих Царей и прежде всего – верными служителями и чтителями Христа Бога, и исполнителями Его евангельского учения. Тогда благоденствие России будет прочно и могущество ее несокрушимо, ибо основанием его нерушимым будет Христос, краеугольный камень святой нашей веры и Церкви, и “врата адова не одолеют” (Мф. 16, 18) и Церковь, и Россию».
Из политических объединений батюшка поддерживал только Союз Русского Народа, целью которого была защита Престола и Алтаря от их врагов.
Будучи убежденным сторонником именно Самодержавия, как власти Богоустановленной, о. Иоанн никак не мог одобрять попытки насадить в России парламентскую кадетскую монархию и резко выступал против них: «...власть монархическая, неограниченная есть установление божественное, как самое естественное, мудрое и полезное. Нынешние беспокойные, непризнанные политики питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера русского народа, который не может быть без Царя самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии, и в злополучии, и на него одного, после Царицы Небесной, возлагает свои надежды».
Святой Иоанн Кронштадтский вообще полагал демократию опасной формой правления и предостерегал против нее: «Пагубно правление многих лиц, подверженных страстям, как доказали и доказывают это особенно иные народные заправители в чужих землях, друг другу противоречащие, подвергающие самое государство опасности гибельного безначалия и разложения… Многие разрушительные страсти обуревают и смущают падшее человечество – необходима могущественная и сильная власть Монарха, Самим Богом поставленного».
Кроткий обычно пастырь находил и более суровые выражения, когда касался этой темы: «Умолкните же вы, мечтательные конституционалисты и парламентеры, “отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16, 23), – сказал Господь Петру, предрекавшему. Отойдите и вы, противящиеся Божиему велению. Не вам распоряжаться престолами царей земных. Прочь дерзновенные, не умеющие управлять и самими собою, но препирающиеся друг с другом, и ничего существенно полезного для России не сделавшие. От Господа подается власть, сила, мужество и мудрость царю управлять своими подданными».
Неоднократно в проповедях о. Иоанна звучала мысль об идеальном характере государственного строя в России: «Единодержавие и самодержавие есть самая естественная и Богом указанная и узаконенная форма правления, всего более споспешествующая благоденствию и успехам государства и благу подданных». И на основе этого делался следующий вывод: «Русский Государь есть единственный православный Помазанник Божий и образ державы Бога на земле, первый венценосный сын Церкви». В подобных высказываниях кронштадтский батюшка стремился подчеркнуть уникальное религиозное своеобразие Русской Державы, которая одна сохраняла традиции подлинно христианской Монархии.
Игумен КИРИЛЛ (Сахаров)