П.А. Федотов «Все холера виновата», 1848 г.
Бог сотворил мужчину и женщину, благословил их и сказал им: плодитесь и размножайтесь, наполняйте Землю и обладайте ею…
С тех пор население нашей планеты непрерывно растёт, однако время от времени этот рост замедляется. Происходит это во время войн и эпидемий. Вот и сейчас в мире царствует не просто эпидемия, а пандемия, что означает распространение заразной болезни на страны и материки.
Люди верующие считают, что такие мировые катастрофы не случайны, они попущены Богом как испытания для людей. Немало среди верующих и таких, кто уверен, что Господь избавит их от болезни и поэтому не боятся заразы. Эти гордецы почему-то считают, что ради них Господь нарушит им же созданные законы природы, то есть сотворит чудо. Но, как сказано в послании Иакова, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Он знает, кого оставить здоровым, кому полезно поболеть, а кому следует покинуть грешный мир.
В истории России было немало эпидемий. Особенно страшны были нашествия чумы, когда вымирали города. Здесь речь пойдёт об эпидемии холеры в 1830-х годах. Дело в том, что у меня в руках оказался дневник жителя Москвы того времени. Рукопись эта была в весьма ветхом состоянии так, что имя автора установить не удалось. Можно лишь догадаться, что автор был чиновником канцелярии московского генерал-губернатора князя Голицына.
Страницы из этого дневника, которые я предлагаю читателю, позволят взглянуть на картину эпидемии в Москве глазами очевидца и понять позицию православной Церкви того времени. Но сначала несколько слов о том, что такое холера.
В отличие от нынешней вирусной инфекции, которая передаётся воздушно-капельным путём, холера – это острое кишечное заболевание, вызываемое бактериями. Человек заражается этой болезнью через пищу, воду и через вещи больного. Симптомы заболевания – рвота и диарея, которые вызывают обезвоживание организма, что может привести к смерти.
* * *
Страницы из дневника.
16 сентября 1830 г. Сегодня гласно объявили, что в Москву пришло моровое поветрие – холера. Эта зараза шла к нам из Персии и уже в июле захватила Астрахань, Поволжье. Сейчас на улицах дым, жгут костры. Народ у нас невежествен, считает, что дым не даёт распространяться болезни.
17 сентября. Во всех храмах Москвы идут молебны об избавлении от этой напасти. В Успенском соборе служил сам митрополит Филарет. После молебна был крестный ход вокруг Кремля.
20 сентября. Храмы полны каждый день. Народ причащается святых тайн, как во время Великого поста. А у нас в канцелярии поговаривают, что причащаться из одной ложечки – значит увеличивать число заболевших.
26 сентября. Владыка Филарет прислал нашему генерал-губернатору документ, в котором пишет, что случаев заражения после причастия не замечено. Сегодня мы всей семьёй ходили причащаться.
28 сентября. Вчера в газете «Ведомости» опубликовано письмо Государя Николая Павловича к князю Голицыну: «Я приеду делить с Вами опасности и труды. Преданность воле Божией! Я одобряю все ваши меры. Поблагодарите от меня всех, кои помогают Вам своими трудами».
Сегодня вечером император приехал в Москву.
1 октября. В соседнем доме заболели дети. Мы решили своих детей на улицу не выпускать. Жене тоже наказал сидеть дома. Прислуге велел очищать воздух в доме хлорной известью.
5 октября. Сегодня воскресенье – память всех святителей Московских. Были с женой на праздничной службе в Кремле, в Успенском соборе. В алтаре присутствовал Государь. Митрополит Филарет сказал проповедь. Запомнились такие слова: «Ангел погубляющий ходит по домам, большую часть обитателей не трогает, а некоторых поражает. Скорее покайтесь и обратитесь к делам человеколюбия».
6 октября. Сегодня Государь посетил генерал-губернатора и вместе с ним и с начальником нашей канцелярии проверял состояние дел. Приказал ежедневно выпускать бюллетень и указывать в нём всю правду о наших бедствиях. Уходя, Государь зашел к нам в канцелярию и всех благодарил за работу. Вечером он уехал. Он оставил огромную сумму на открытие новых больниц.
25 октября. Холера усиливается. Открыты холерные больницы – на Ордынке и на Басманной. Однако каждый день умирает полторы сотни человек. А в богатых домах устраивают балы, веселятся. Правда, пожертвования нуждающимся от богачей идут не малые. По требованию владыки поступают пожертвования и от монастырей.
27 октября. Вчера князь Голицын объявил карантин. На всех дорогах к Москве выставлены кордоны солдат. Возле домов, где появились холерные больные, стоят полицейские, никого не пропускают. Бывает так, что приходят родственники проведать больных и пытаются прорваться. Начинается склока. Собираются люди со всей улицы и нападают на полицейских. Это настоящий бунт.
1 ноября. Карантин многим не нравится. Некоторые карантинный билет называют печатью антихриста, кричат о наступлении Страшного Суда, о том, что лечиться нельзя, а надо положиться на волю Божию. Таких излишне ревностных христиан много среди старообрядцев. Наш владыка выпустил воззвание против таких настроений. Он человек вполне разумный. Ещё в сентябре он велел перевести учащихся духовной академии и семинарии на домашнее обучение. Сам давал советы, как очищать воздух в домах с помощью хлорной извести, причем, зная о вредном действии хлорки, указывал, как всё это делать с осторожностью.
Владыка пишет, что эту губительную болезнь Бог послал нам в наказание за наши грехи, но это не значит, что больного нельзя лечить. Человек в болезни искупает свои грехи, а медицина помогает ему в деле спасения.
15 ноября. Холера в Москве пошла на убыль!
Был на службе в Чудовом монастыре. Владыка Филарет в своей проповеди назвал холеру розгой в руке Божией. С радостью сказал, что великий град выздоравливает. Кто-то из женщин, всхлипывая, спросил его, почему Господь вместе с грешниками наказывает смертью невинных младенцев. Владыка ответил, что наказываются не младенцы, а их родители, сами же младенцы сподобляются приобрести жизнь вечную.
7 декабря. Холера в Москве закончилась, пошла дальше на запад и на север. Карантин, наконец, сняли. Москва теперь открыта для всех.
В канцелярии говорят, что вчера в Москву приехал известный сочинитель Пушкин. Собирается жениться на Наталье Гончаровой, хотя всем известно, что это семейство на грани разорения. Оказывается, он почти три месяца сидел в своей деревне в Нижегородской губернии, не мог вырваться из карантина к своей невесте. Говорят, привёз с собой чемодан с новыми рукописями, собирается издавать.
* * *
Эти странички дневника говорят о том, что всеобщее покаяние, медицинская помощь и окруживший город карантинный кордон позволили довольно быстро подавить эпидемию холеры в Москве.
Сейчас такой важной мерой, как карантинный кордон, пренебрегают. Современным людям нужна свобода передвижения, как в пределах России, так и за границу. Обычно этого жаждут люди состоятельные, которым нужно развлекаться и устраивать свои дела. Свобода эта мнимая, она требует много хлопот, волнений и нередко оборачивается больничной койкой или могилой. Вспомним, как Пушкин описывает тягу к путешествию у своего скучающего героя:
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест.
Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест.
А сам Пушкин в своём болдинском заточении сидел в деревенском доме за письменным столом, но его ум путешествовал по всему миру. Бродил по улицам Вены вместе с Моцартом. В Мадриде убегал от грозного каменного командора. В Лондоне пировал в кампании беззаботных друзей, когда вокруг свирепствовала чума. Оказавшись в средневековой Европе, удивлялся далёким от христианства нравам рыцарей. Промёрзлой ночью в Петербурге плакал вместе с кротким старичком, обиженным любимой дочерью. Скакал на коне по родным полям и вдруг увидел барышню, дворянскую дочь, идущую на свидание в крестьянской одежде. Стоял с пистолетом на дуэли и целился в своего противника, который беспечно ел вишни. С трудом пробираясь в непроглядной метели, вёз на дрожках жениха на венчание.
Из этого трёхмесячного «путешествия» Пушкин привёз шедевры прозы: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель» и, кроме этого, немало замечательных стихотворений.
Мы видим, что свобода передвижения в пространстве совсем не главное для человека. Важнее свобода духа, когда сердце и ум свободны от соблазнов нашего мира.
Вологда, ноябрь 2020 г.