В Салониках (Греция) прошли заседания 23-й Генеральной ассамблеи парламентариев православных стран. Генассамблею МАП открыли спикер Госдумы России Нарышкин и Глава парламента Греции Николаос Вуцис. В работе форума МАП приняли участия депутаты из 27 государств. Тема дискуссии - «Фундаментальные изменения мира - православный ответ».
По теме дискуссии выступил представитель делегации Российской Федерации, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов. Публикуем его выступление.
Где искать православный ответ на глобальные изменения? Этот вопрос сегодня обсуждает 23-я Генеральная ассамблея парламентариев православных стран. Мне как российскому парламентарию представляется, что ответ надо искать в укреплении нашей идентичности при всем стремлении к разумным переменам и противостоянии глобализации по-американски.
Брекзит показал Европе, что света в конце туннеля нет. После того, как британцы на референдуме о выходе из ЕС решили «перекрыть со своей стороны туннель под Ламаншем», Европа обречена становиться иной.
Брекзит - это не только протест против засилия брюссельской бюрократии, протит потоков переселенцев иной и часто агрессивной, судя по террористическим актам, чужой культуры.
Брекзит - это еще и голоса «за». За сохранение идентичности, за традиционные ценности. За суверенитет, не только государственный, но и духовный.
Брекзит - это реакция на проект транснациональных корпораций, прежде всего базирующихся в США, под названием Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП). Проект, предлагающий окончательное уничтожение суверенитета национальных государств в угоду транснациональным корпорациям.
Обобщая, скажу, что Брекзит - это послание всем европейским народам. Другое дело, примут ли они его только к сведению или сделают практические выводы.
Основополагающей характеристикой наших стран является приверженность наших народов традиционным ценностям, основанным на православной вере. Послание в виде Брекзит необходимо интерпретировать так: сохраним ее, веру нашу - сумеем сохранить идентичность, «лица не общее выражение», как писал русский поэт Баратынский, - останемся самими собой. А если нет... Цена поражения будет жестокой.
Три византийские составляющие нашей идентичности. Когда древние греки разрабатывали основы философии, наши пращуры мерили евразийские пространства копытами своих коней. Греки, не знавшие верховой езды, увидели всадников и в своем воображении создали образ кентавров.
Вообще, как писал Александр Блок, «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!». Кстати, писал он это зимой 1918 года, когда ему и многим другим казалось, что страна рушится, мирные переговоры в Бресте оборачиваются для России страшным унижением. Но вопреки всем катаклизмам лучшие люди России верили и несли эту уверенность: да, мы Европа, мы Азия - великая евразийская держава. А не какая-то региональная, как пытаются нам внушить заокеанские политики. Такими были, такими останемся.
Да, Россия в XXI столетии еще не предложила миру, как в начале XX века, свой альтернативный общественный проект - общество социальной справедливости. Но мы видим, что либеральный Запад, уходящий от базовых традиционных ценностей, невольно делает все, чтобы нынешняя Россия в глазах многих становилась своеобразной альтернативой. При всех наших внутренних нестроениях и несправедливостях. Ведь даже робко и не очень последовательно, защищая базовые человеческие ценности, Россия все ярче смотрится альтернативой западному разложению и расчеловечиванию. Повторюсь, несмотря на все метастазы общества потребления, насаждаемого в нашей стране.
Я бы выделил три источника из великого греческого наследия, ставшие тремя составляющими нашего менталитета, нашей государственности, нашей политики в мире. Политики, которая становится только тогда успешной, когда она соответствует интересам нашей евразийской державности.
Первая, главная составляющая - это вера православная, сформировавшая наш менталитет и национальный характер, которую мы и взяли из тогдашней великой империи - Византии.
Кстати, именно КПРФ, наш лидер Г.А.Зюганов предложили объявить Днем России - день памяти великого князя Владимира - крестителя Руси, создателя нашего первого централизованного государства, великой державы того времени. В 1453 году Византия пала под натиском турок-османов. Ее наследие в области государственности досталось Руси. Отсюда вторая составляющая нашей идентичности, что родом из Византии: отношение к ценности государственности как высшей по сравнению со всеми политическими противоречиями.
Это наследие было получено в качестве византийского приданого. В 1472 году в Успенском соборе Московского кремля великий князь Иван обвенчался с византийской царевной Зоей - Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. Так византийка София Палеолог (1455 - 1503) стала супругой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного. В Россию она привезла богатое приданое - книги, ставшие основой библиотеки Ивана Грозного, герб Палеологов двуглавого орла, ставший позже государственным символом Российского государства. Не без ее вдохновенного и ностальгического влияния в титулатуре великих князей московских появился новый титул - «самодержец», а это калька византийского «автократор». Супруг византийки был собирателем русских земель, противостоял противникам России с Востока и Запада, в эпоху его правления зарождаются те идеи, которые позже составят идеологию Русского государства, возникнет концепция «Москва - Третий Рим», окончательно сформулированная монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем уже при их сыне Василии III.
Византия пала, а мы обещали миру стать «Третьим Римом» - стержнем и опорой и Европы, и Азии. Как могли, справлялись. Наша духовная родина Византия перекачала в нас, в Россию, свою задушенную государственную энергию.
Мы питаем особую признательность вашему городу, Солуни, как называли его в древности наши предки. Отсюда родом Солунские братья, ставшие Святыми Равноапостольными Кириллом и Мефодием. Они принесли на славянские земли огонь просвещения, дав воплощенное в письменности Слово. Это третья составляющая нашей идентичности, что родом из Византии
Имена Кирилла и Мефодия объединяют первую и третью составляющую греческого вклада в наше существование в том виде, в котором мы есть. Поэтому мы, коммунисты, так решительно сражаемся за сохранения русского языка, русского Слова. Именно по нашей инициативе день рождения великого национального поэта Александра Пушкина объявлен президентом России памятным праздничным днем. Без сохранения и развития русского языка, великой литературы не может быть нашей идентичности в век глобальных перемен.
В ХХ веке государственное, духовное и языковое наследие, перекачанное в Россию из Византии, объединилось с достижениями советского имперского периода. А память о великой победе в мае 1945 года создала новый сплав для нашей идентичности, из которого современная Российская Федерация черпает ответы на новые глобальные вызовы.
Не потерять душу. Еще один православный ответ на глобальные вызовы: не потерять душу. В XIII веке Русь подверглась ударам с двух сторон - католического Запада и Ордынцев (тогде ещё не мусульман, а поликонфессиональных) с Востока.
Когда перед Александром Ярославичем тогдашним великим князем Киевским и князем Новгородским, встал выбор Восток или Запад, Орда или тевтонцы, римская вера либо сохранение своей, православной, он отправился в Орду и побратался с сыном хана Батыя Сартаком (А Сартак был христианином-несторианцем).
Александр предпочел платить дань Орде нежели изменить вере. Веру православную Александр Невский называл душой народа русского. Святой Благоверный князь Александр Невский, талантливый полководец и дипломат, заключив мир с наиболее сильным, но при этом более веротерпимым соседом - Золотой Ордой, отразил натиск с Запада, защитив православие от католической экспансии. Через два века наша духовная родина Византия пала под натиском с Востока, турок-османов, которые вовсе не были веротерпимыми. Византийские греки, те, кто остался в живых, предпочли уйти, но сохранить веру.
Душа наших народов - вера православная. Главное для нас в эпоху крутых ломок и перемен - не потерять душу.
Необходимость сохранения единства православных народов. Странными, зеркальными алгоритмами, идут процессы в мире. Европа дезинтегрируется, Восток - интегрируется. Начало дезинтеграции Европы произошло накануне попытки США включить ее в трансатлантическую орбиту под своим диктатом. Интеграция Востока идет. И не только вокруг единственного евразийского государства России, предлагающей сотрудничество на основе равенства и взаимного уважения. Здесь и БРИКС, и Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский союз.
Но вот что печально. Мы говорим о сохранении единства православия, а на Крите недавно прошел в секретной атмосфере съезд иерархов, в совокупности представляющих меньшую часть православных в мире. Теперь наши недруги говорят о расколе в православном мире. Тоже вызов времени - попытки ввести в дела церковные интересы политической конъюнктуры. Будем надеяться, что сокрытое противостояние не коснулось вопросов вероучительских и догматических. Иначе - это РАСКОЛ на вечные времена. Пока многие политики в православных странах рассматривают «собор десяти», как спор за номера кресел.
Лишь бы не привело это к утверждению «кресла №0». Ведь так и до папизма посохом дотянуться захочется. А это уже вопрос вероучительный, а значит разделения навсегда...
В связи с предложениями записать в итоговые документы 23-й Ассамблеи МАП оценки прошедшего на Крите «собора десяти», или как его называют «критского собора», или «критской встречи первоиерархов», хочу призвать коллег воздержаться от этих намерений. Ряд Поместных Церквей, в том числе Русская Православная церковь, представляющих большинство православных, в «критском соборе» не участвовали. Пока официально не высказали эти Церкви ни своего отношения к критскому собранию первоиерархов, ни к его документам.
В такой ситуации просто неуместно давать какие-либо оценки «критскому собору». Давайте отложим вопрос до того, как будет найден всеправославный консенсус по этим вопросам. Или хотя бы будет определена позиция Поместных церквей, представляющих бóльшую половину православных планеты.
Не бомбить, а строить. Россию, СССР недруги поносили за имперскость. Но в этой империи не исчез ни один народ, все народы сохранили свою веру. Считается также, что СССР был не просто империей, а «внешней империей», имея в виду распространение влияния СССР на развивающиеся страны. Там, в Африке, Азии СССР строил стадионы, больницы, школы, предприятия, предоставляющие местному населению возможность трудиться и растить детей.
Кстати, многочисленные рассуждения о том, что делать с потоками беженцев как-то игнорируют реальный опыт России. Ведь после киевского переворота в феврале 2014 года в Россию хлынула волна из полутора миллионов беженцев. Заметьте, мы их обустроили, обеспечили работой, а детям дали возможность учиться.
Нынешний миграционный кризис в Европе можно было не допустить, если бы новая империя - совокупный Запад, не вмешивался во внутренние дела многих стран таким - военно-оранжевым способом. Его, кризис, можно было остановить, если бы Запад бросил свои силы не на «цветные революции» и бомбежки, покровительство радикальному псевдоисламу или фашиствующим силам, а на помощь этим странам, развивая местную инфраструктуру, и по средствам это было бы выгодней для европейских налогоплательщиков.
Мечеть Парижской Богоматери. «Мечеть Парижской Богоматери», вышедший в 2005 году роман-антиутопия российской писательницы Елены Чудиновой, описывает события 2048 года во Франции, власть в которой захватили мусульманские иммигранты, превратившие Нотр Дам де Пари в мечеть.
На нашей встрече много говорят о международной миграции как факторе фундаментальных изменений в Европе. Главный удар пришелся на «колыбель европейской цивилизации» Грецию, ставшую «проходным двором» для нескончаемого миграционного потока. Когда другие государства Европы последуют примеру Великобритании и закроются заборами, расхлебывать заваренную НАТО кашу и противостоять турецкому шантажу придется тем, кто на границе Запада и Востока. А именно Греции, славянским балканским государствам, нашим братьям по вере. Да, у вас всех есть горький опыт многовекового существования в Османской империи. И вряд ли вы желаете его повторения.
В столице Кипра Никозии, там, где город делится на две части, есть контрольно-пропускной пункт, Отсюда можно видеть вдали выложенный на холмах крашеными камнями турецкий флаг. Можно подойти к подзорной трубе и увидеть на той, турецкой стороне, христианские храмы, превращенные в мечети.
В Стамбуле находится храм Святой Софии, в котором наши предки более тысячи лет назад выбрали веру, и рассказывали князю Владимиру: «Не знали - на небе мы или на земле, ибо нет на земле красоты такой... Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Вот и нам бы не забыть красоты нашей веры, но уже теперь постараться остаться прежними.
Теперь Святая София превращена в мечеть, по стенам полумесяцы, а христианам отвели темный уголок и часы для молитвы. Не хотелось бы, чтобы и Греция стала такой, чтобы смотреть на ее храмы, превращенные в мечети, можно было только в подзорную трубу.
Но чтобы этого не произошло, нужен ВСЕправославный ответ на вызовы времени. В свете критского собрания десяти первоиерархов с этим большая проблема. Ситуация настолько сложная, что пока кажется, что все надежды сохранить дух православия зависят от молитв насельников Святой Горы.
Кстати, а ведь три тысячи лет тому назад из Критского кошмара один известный мифологический персонаж благополучно выбрался. Будем и мы надеяться, что участники «собора десяти» найдут все же спасительную нить Ариадны и они ею воспользуются, чтобы их не забодал и не сожрал сын быка и нетрадиционно ориентированной царицы Парсифаи (жены царя Миноса и дочери Гелиоса).
Но вот опять я напоминаю о традиционных ценностях и сохранении идентичности...