12 декабря 2024 г. в Москве, в Фонде им. П.А. Столыпина, прошёл круглый стол на тему: «Актуальные вопросы государственной итоговой аттестации несовершеннолетних». Организаторы мероприятия – Экспертно-аналитический центр «VERITAS» и Фонд им. П.А. Столыпина, сообщает пресс-служба Экспертно-аналитического центра «VERITAS».
В заседании приняли участие руководители учреждений образования, преподаватели высшей школы, эксперты, общественные деятели.
Перед собравшимися выступили: Водянова Вера Владимировна, д.э.н., профессор РАНХиГС; Гуня Алексей Николаевич, д.геогр.н, проф. ПСТГУ; Минералова Ирина Георгиевна, д.филол.н., проф. Московского пед. гос. университета (дистанционно); Козлов Иван Иванович, директор центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ, советник при ректорате, к.филос.н., доцент каф. философии ин-та соц.-гуманитарного образования РГПУ; Тишков Михаил Борисович, директор прав гимназии «Радонеж»; Махонина Екатерина Вячеславовна, директор прав. гимназии во имя Иоанна Богослова; Лещева Татьяна Ивановна, директор НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» (дистанционно); иерей Евгений Шилов, Московская Духовная Академия, к.филос.н., доцент РГСУ.
Вели мероприятие Рябиченко Людмила Аркадьевна, рук. Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» и Пожигайло Павел Анатольевич, зам. пред. комиссии ОП РФ по вопросам демографии и семьи, президент Фонда им. П.А. Столыпина.
С момента введения Единого государственного экзамена в обществе идет полемика по поводу того, нужна эта форма аттестации или нет. Несмотря на различие оценок в экспертном и родительском сообществе, следует признать, что как система эта форма контроля знаний в России состоялась. Но ещё остаётся много нерешённых вопросов, обсуждению которых и была посвящена встреча.
Результаты ЕГЭ определяют статус и престиж школы, привлекают новых учеников и улучшают её финансирование. Нужна красивая статистика – школьников «натаскивают» на экзамены, создавая нездоровую атмосферу напряженной зубрежки и конкуренции. Не отстают и родители – превращают детей в «инвестиционный проект».
На фоне подготовки к ЕГЭ и постоянного стресса у многих школьников развиваются неврозы, нервное истощение, панические атаки, бунтарское поведение, расстройства настроения и даже гибель. Ребёнок не знает, как ему психологически пережить момент возможной несдачи ЕГЭ, страх так силен, что он готов калечить себя или даже уйти из жизни, лишь бы не испытывать этих чувств. И печальная статистика Следственного комитета по детским суицидам заставляет серьёзно думать и об этом.
Как система сдачи вступительных экзаменов в вузы Единый государственный экзамен, является работающей, устоявшейся и уже сложившейся формой, расширяющей возможности выпускников.
Как форма аттестации в средней школе Единый государственный экзамен в существующем виде является высокоуровневым стрессогенным фактором, разрушающим психическое здоровье выпускников, их родителей и педагогов, «вымывающим» из школы учеников в возрасте, когда самоопределение у них ещё формируется, нарушающим социальную адаптацию детей.
Отдельного разговора заслуживает содержательная сторона современного образования – например, предмет литература, по закону обязательный для получения среднего образования, практически вымывается из подготовки в старших классах, что уже грозит гуманитарной катастрофой.