К 35-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена

«Едино просих от Господа, то взыщу…»

0
140
Время на чтение 7 минут

Сергей Извеков, 4 мая 1925 годаИсточник: Православие.ру

 

Сергей Извеков, 4 мая 1925 года

Святейший Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Калужской губернии в благочестивой православной семье Извековых – Михаила и Пелагии (урожденной Ивановой). В семье будущего Патриарха после рождения первого ребенка – дочери Марии – все последующие дети умирали в младенчестве. Когда появился на свет сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу.

С юных лет Сергей отличался любовью к церковному пению и хорошими вокальными данными. В детские и отроческие годы читал и пел на клиросе в Богоявленском соборе Богородска. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

В 1925 году Сергей Извеков окончил среднюю школу и уже 4 декабря того же года принял постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 года в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в мантию с именем Пимен. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего Первосвятителя Церкви Русской. В 1928 году в Дорогомиловском Богоявленском соборе Москвы отец Пимен возглавил хор, впоследствии нес послушание регента в московском храме во имя преподобного Пимена Великого, своего Небесного покровителя. 16 июля 1930 года монах Пимен был рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском храме Москвы, и там же 25 января 1931 года была совершена его хиротония в сан иеромонаха, после сдачи экстерном экзаменов за курс Духовной семинарии. Отец Пимен управлял хором Богоявленского собора, а также церковными хорами в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов. В эти годы он дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен.

Монах Пимен. 1929 годМонах Пимен. 1929 год

В 1932 году молодой иеромонах был призван на два года для несения срочной службы в Красной армии в одной из частей в Белоруссии; в 1937 году был снова арестован и осужден на три года лишения свободы. Отбывал срок в Дмитровском исправительно-трудовом лагере на строительстве канала Москва-Волга на территории нынешнего города Химки Московской области. Во время заключения был вторично осужден за «утрату, умышленную порчу… патронов и лошади». В 1938 году, когда Дмитровлаг был ликвидирован в связи с завершением строительства канала, отца Пимена выслали в город Андижан Узбекской ССР, где он работал на строительстве Большого Ферганского канала. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: «Тяжело было. Слава Богу, что все прошло». Как-то на вопрос, откуда он знает узбекский язык, ответил: «Да… пришлось… Я там ведь работал, рыл каналы». В начале 1940 года срок высылки истек, и иеромонаху Пимену удалось поступить в Андижанский учительский институт на факультет русского языка и литературы. Одновременно он работал преподавателем русского языка в средней школе.

Старший лейтенант РККА С. М. ИзвековСтарший лейтенант РККА С. М. Извеков

9 августа 1941 года ушел добровольцем на фронт. В 1942 году окончил Фрунзенское пехотное училище. Воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах. Однажды подразделение, к которому принадлежал иеромонах Пимен, попало в окружение. Спасение пришло, по словам будущего Патриарха, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: «Идите прямо по этой тропе и спасетесь». Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету, и воины действительно вышли из окружения. Весной 1943 года лейтенант С. М. Извеков был контужен, 30 сентября 1943 года в боях под Харьковом тяжело ранен, спасен санитарами и отправлен в московский госпиталь, выписавшись из которого, стал заштатным клириком и проживал в Москве без прописки.

В ноябре 1944 года был арестован и осужден на десять лет лишения свободы. Наказание отбывал на комбинате «Воркута-уголь» за Северным полярным кругом. 18 сентября 1945 года амнистирован.

20 марта 1946 года назначен настоятелем Благовещенского собора в Муроме. С августа 1946 года продолжил священнослужение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. В 1948 году перешел в клир Ростовской епархии.

Осенью 1949 года архимандрит Пимен был поставлен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, в январе 1954 года – Троице-Сергиевой лавры. Его усилиями в лавре были осуществлены большие реставрационные и строительные работы.

Встреча нового Патриарха – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. 3 июня 1971 годаВстреча нового Патриарха – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. 3 июня 1971 года

17 ноября 1957 года в Одессе Патриарх Алексий I (Симанский) совершил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского. Вскоре епископ Пимен был переведен на Дмитровскую кафедру и назначен управляющим делами Московской Патриархии. С 16 марта по 14 ноября 1961 года – архиепископ Тульский и Белевский. 14 ноября 1961 года возглавил Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита Ленинградского и Ладожского. С 1963 года – митрополит Крутицкий и Коломенский. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский) буквально за день до своей кончины возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения. После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью.

Молебен перед началом работы Поместного Собора. 30 мая 1971 годаМолебен перед началом работы Поместного Собора. 30 мая 1971 года

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. В преддверии голосования за нового Предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему Первосвятителю:

«Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало».

Лавра встречает вновь избранного Патриарха. Празднование Пресвятой Троицы. 5 июня 1971 годаЛавра встречает вновь избранного Патриарха. Празднование Пресвятой Троицы. 5 июня 1971 года

3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

 

Святейшего Патриарха Пимена отличали строгая верность Православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, величественное служение. Всем православным москвичам памятны истовые службы Святейшего Пимена в московском Елоховском соборе, его проникновенное и строго молитвенное чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского навсегда останется высокодуховным образцом совершения богослужения. В его лице видели настоящего отца и заботливого пастыря, молитвенника о душах людей и хранителя церковных канонов и традиций. В патриаршество Святейшего Пимена со стороны советской власти уже не было прежних массовых репрессий духовенства или верующих мирян, однако государство продолжало осуществлять жесткий, тотальный контроль над Церковью. Даже маршрут своих поездок Первосвятителю приходилось согласовывать с властями. Более половины населения страны на момент начала патриаршества Святейшего Пимена составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви. Тем не менее через десять лет положение уже изменилось в лучшую сторону – к Богу обращались люди, выросшие в атеистических семьях, возросло число крещений взрослых людей. Ключевым моментом стало празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – этот юбилей привлек внимание к Православию всей общественности. На Русскую Православную Церковь, на ее Патриарха, вообще на веру в Бога стали смотреть совершенно иначе. С этого момента взаимоотношения Церкви и государства кардинально изменились. Святейший Пимен не дожил до окончательного торжества Православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению.

Могила патриарха Пимена в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Фото: ru.wikipedia.orgМогила патриарха Пимена в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Фото: ru.wikipedia.org

Летом 1988 года врачи диагностировали, что Патриарх Пимен серьезно болен и нуждается в срочной операции. Однако он отказался, сказав: «На все воля Божия». Ему пророчили смерть через несколько месяцев, а он прожил еще почти два года и скончался 3 мая 1990 года. Святейший Патриарх Пимен погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Верность воле Божией и в жизни, и в смерти, и в своей церковной политике, и во взаимоотношениях с окружающими людьми – вот что отличало Святейшего Патриарха Пимена. Архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года, в день интронизации на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II, донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна:

«…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников, и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

 

Третье. Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».

Во всей биографии Святейшего Патриарха Пимена нашли отражение сокровенные слова великого псалмопевца Давида:

«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26: 4).

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.

И последнее. Полагаю, что ст. лейтенант Извеков, адъютант комдива, допущенный к совсекретным документам, был членом ВКП(б).

4.

А в разгар «перестройки» Первоиерарх заявил: «Чада Русской Пра-вославной Церкви, являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого, по нашему мнению, действительно высокогуманна и тем близка христианским идеа-лам… Законы советского общества, гарантирующие права граждан на об-разование, труд и отдых, открывают широкие возможности для свободно-го и творческого развития каждой личности… Служение и свидетельство Церкви происходит в условиях социалистического общества, которое предоставило все необходимое для нормального течения духовной жизни своих граждан» .
Экзарх Московской Патриархии в США митр. Иоанн (Вендланд) го-ворил: «Я верующий, но я совершенно искренне считаю, что коммунизм – это самая лучшая социальная система» .

3.

Предстоятель Московского Патриархата Пимен (Извеков) перед па-нихидой в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве 14 ноября 1982 г. молвил: «Ушел из жизни выдающийся государственный деятель современ-ности – Леонид Ильич Брежнев… Мы собрались ныне, чтобы отдать свой религиозный долг близкому каждому из нас человеку, чьи заслуги перед нашим народом и Отечеством неизмеримы… Мы знаем, сколь самозаб-венно Леонид Ильич отдавался служению насущным интересам нашего народа, заботе о его благе, о росте могущества нашей Отчизны. Он вдох-новлял и придавал силу каждому советскому человеку трудиться на поль-зу своей Родины… Мы знаем, сколь трудным, но и подлинно героическим был жизненный путь Леонида Ильича. Это был путь человека, о котором по справедливости можно сказать, что он – плоть от плоти своего наро-да… Этот исключительный жизненный опыт, умноженный на доброту его души, освященный действенной любовью к ближнему, какой было испол-нено его сердце, позволял ему с глубоким пониманием относиться к нуж-дам и чаяниям каждого человека…Под вдохновляющим руководством Леонида Ильича была создана новая Конституция нашей страны, явивша-яся завершением большого исторического периода в развитии нашего об-щества. Этот Основной Закон провозглашает и гарантирует свободу сове-сти для всех граждан Советской страны. Он определяет положение Церкви в нашем государстве, характеризующееся подлинно нормальными отно-шениями между Церковью и Государством. Мы с сердечной признатель-ностью всегда будем помнить, что, будучи Главой Советского государ-ства, Леонид Ильич с благожелательным пониманием относился к нуждам Русской Православной Церкви. Он высоко ценил наше церковное патрио-тическое и миротворческое служение. Чада Русской православной Церкви разделяют скорбь в связи с его кончиной со всем народом нашей многона-циональной Отчизны. Для каждого из нас это тяжелая потеря… Провожая усопшего в последний путь, мы горячо молимся о нем и верим в силу нашей молитвы. Образ дорогого Леонида Ильича Брежнева, человека и гражданина, посвятившего свою жизнь служению своему народу, неуто-мимого борца за всеобщий и справедливый мир, навсегда останется в наших благодарных сердцах. Вознесем же, дорогие мои, наши усердные молитвы о новопреставленном Леониде и возгласим ему «вечную па-мять» .
Святейший Патриарх в телеграмме Первому заместителю Председа-теля Президиума Верховного Совета СССР В. В. Кузнецову 29 декабря 1982 г. охарактеризовал образование Союза Советских Социалистических Республик, как «выдающееся историческое событие», представляющее «собой поистине торжество тех высоких гуманных принципов, на которых благоуспешно созидается совместная жизнь множества наций и народно-стей, населяющих нашу страну и осуществляющих подлинно братское плодотворное сотрудничество» .

2.

Патриарх Русской Православной Церкви Пимен (Извеков) в «за-стойный» период в интервью корреспонденту Агентства печати «Новости» высказал такие мысли: «Советское законодательство предусматривает строгую ответственность за какое бы то ни было ущемление гражданских прав верующей части населения, в том числе и духовенства. Верующие люди всех религий, как и священнослужители, – полноправные граждане Советского государства, и они активно участвуют в политической, эконо-мической и общественной жизни страны» .
Он же в интервью московскому корреспонденту Берлинского изда-тельства «Фрайе Вельт» 29 ноября 1977 г. произнёс такие слова: «Русская Православная Церковь объединяет значительную часть верующего насе-ления СССР. В осуществлении своей религиозной жизни чада Русской Православной Церкви руководствуются евангельским учением Господа нашего Иисуса Христа, в том его раскрытии, которое определилось в про-цессе почти двух тысячелетий бытия Православия. В своей же обществен-ной и трудовой деятельности православные христиане нашей страны, как и все верующие Советского Союза, следуют тем идеалам, которые были провозглашены шестьдесят лет назад при установлении Советской власти в России, в соответствии с которыми самоотверженным трудом народа наша страна стала высокоразвитой державой, в СССР был создан спра-ведливый общественный строй, обеспечивший свободное и всестороннее развитие и благосостояние всех его граждан. Мы считаем такие задачи со-циалистического общества, как например, благо всего народа и мир на Земле, созвучными христианскому вероучению» .

1.

Думаю, что по молитвам патриарха Пимена так широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси в 1988 году.
Человек / 04.05.2025, 22:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Все статьи Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Последние комментарии
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от Апографъ
31.05.2025 19:31
Философия идеологического безвременья
Новый комментарий от Бузина Олесь
31.05.2025 19:11
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от учитель
31.05.2025 19:02
Как мы воспитываем детей?
Новый комментарий от Владимир С.М.
31.05.2025 19:01
Женихи перевелись?
Новый комментарий от Могилев на Днепре
31.05.2025 18:57
Ну, приматы – что возьмёшь!
Новый комментарий от Русский Иван
31.05.2025 16:48
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Тимофеев Александр
31.05.2025 15:37