Сергей Извеков, 4 мая 1925 года
Святейший Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 года в селе Кобылино Калужской губернии в благочестивой православной семье Извековых – Михаила и Пелагии (урожденной Ивановой). В семье будущего Патриарха после рождения первого ребенка – дочери Марии – все последующие дети умирали в младенчестве. Когда появился на свет сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу.
С юных лет Сергей отличался любовью к церковному пению и хорошими вокальными данными. В детские и отроческие годы читал и пел на клиросе в Богоявленском соборе Богородска. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
В 1925 году Сергей Извеков окончил среднюю школу и уже 4 декабря того же года принял постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 года в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в мантию с именем Пимен. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего Первосвятителя Церкви Русской. В 1928 году в Дорогомиловском Богоявленском соборе Москвы отец Пимен возглавил хор, впоследствии нес послушание регента в московском храме во имя преподобного Пимена Великого, своего Небесного покровителя. 16 июля 1930 года монах Пимен был рукоположен в сан иеродиакона в Богоявленском храме Москвы, и там же 25 января 1931 года была совершена его хиротония в сан иеромонаха, после сдачи экстерном экзаменов за курс Духовной семинарии. Отец Пимен управлял хором Богоявленского собора, а также церковными хорами в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов. В эти годы он дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского «Реквиема» (известного еще под названием «Русь уходящая») особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен.
Монах Пимен. 1929 год
В 1932 году молодой иеромонах был призван на два года для несения срочной службы в Красной армии в одной из частей в Белоруссии; в 1937 году был снова арестован и осужден на три года лишения свободы. Отбывал срок в Дмитровском исправительно-трудовом лагере на строительстве канала Москва-Волга на территории нынешнего города Химки Московской области. Во время заключения был вторично осужден за «утрату, умышленную порчу… патронов и лошади». В 1938 году, когда Дмитровлаг был ликвидирован в связи с завершением строительства канала, отца Пимена выслали в город Андижан Узбекской ССР, где он работал на строительстве Большого Ферганского канала. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: «Тяжело было. Слава Богу, что все прошло». Как-то на вопрос, откуда он знает узбекский язык, ответил: «Да… пришлось… Я там ведь работал, рыл каналы». В начале 1940 года срок высылки истек, и иеромонаху Пимену удалось поступить в Андижанский учительский институт на факультет русского языка и литературы. Одновременно он работал преподавателем русского языка в средней школе.
Старший лейтенант РККА С. М. Извеков
9 августа 1941 года ушел добровольцем на фронт. В 1942 году окончил Фрунзенское пехотное училище. Воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах. Однажды подразделение, к которому принадлежал иеромонах Пимен, попало в окружение. Спасение пришло, по словам будущего Патриарха, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: «Идите прямо по этой тропе и спасетесь». Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету, и воины действительно вышли из окружения. Весной 1943 года лейтенант С. М. Извеков был контужен, 30 сентября 1943 года в боях под Харьковом тяжело ранен, спасен санитарами и отправлен в московский госпиталь, выписавшись из которого, стал заштатным клириком и проживал в Москве без прописки.
В ноябре 1944 года был арестован и осужден на десять лет лишения свободы. Наказание отбывал на комбинате «Воркута-уголь» за Северным полярным кругом. 18 сентября 1945 года амнистирован.
20 марта 1946 года назначен настоятелем Благовещенского собора в Муроме. С августа 1946 года продолжил священнослужение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. В 1948 году перешел в клир Ростовской епархии.
Осенью 1949 года архимандрит Пимен был поставлен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, в январе 1954 года – Троице-Сергиевой лавры. Его усилиями в лавре были осуществлены большие реставрационные и строительные работы.
Встреча нового Патриарха – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. 3 июня 1971 года
17 ноября 1957 года в Одессе Патриарх Алексий I (Симанский) совершил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского. Вскоре епископ Пимен был переведен на Дмитровскую кафедру и назначен управляющим делами Московской Патриархии. С 16 марта по 14 ноября 1961 года – архиепископ Тульский и Белевский. 14 ноября 1961 года возглавил Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита Ленинградского и Ладожского. С 1963 года – митрополит Крутицкий и Коломенский. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский) буквально за день до своей кончины возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения. После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью.
Молебен перед началом работы Поместного Собора. 30 мая 1971 года
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. В преддверии голосования за нового Предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему Первосвятителю:
«Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало».
Лавра встречает вновь избранного Патриарха. Празднование Пресвятой Троицы. 5 июня 1971 года
3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Святейшего Патриарха Пимена отличали строгая верность Православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, величественное служение. Всем православным москвичам памятны истовые службы Святейшего Пимена в московском Елоховском соборе, его проникновенное и строго молитвенное чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского навсегда останется высокодуховным образцом совершения богослужения. В его лице видели настоящего отца и заботливого пастыря, молитвенника о душах людей и хранителя церковных канонов и традиций. В патриаршество Святейшего Пимена со стороны советской власти уже не было прежних массовых репрессий духовенства или верующих мирян, однако государство продолжало осуществлять жесткий, тотальный контроль над Церковью. Даже маршрут своих поездок Первосвятителю приходилось согласовывать с властями. Более половины населения страны на момент начала патриаршества Святейшего Пимена составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви. Тем не менее через десять лет положение уже изменилось в лучшую сторону – к Богу обращались люди, выросшие в атеистических семьях, возросло число крещений взрослых людей. Ключевым моментом стало празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 году – этот юбилей привлек внимание к Православию всей общественности. На Русскую Православную Церковь, на ее Патриарха, вообще на веру в Бога стали смотреть совершенно иначе. С этого момента взаимоотношения Церкви и государства кардинально изменились. Святейший Пимен не дожил до окончательного торжества Православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению.
Могила патриарха Пимена в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Фото: ru.wikipedia.org
Летом 1988 года врачи диагностировали, что Патриарх Пимен серьезно болен и нуждается в срочной операции. Однако он отказался, сказав: «На все воля Божия». Ему пророчили смерть через несколько месяцев, а он прожил еще почти два года и скончался 3 мая 1990 года. Святейший Патриарх Пимен погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Верность воле Божией и в жизни, и в смерти, и в своей церковной политике, и во взаимоотношениях с окружающими людьми – вот что отличало Святейшего Патриарха Пимена. Архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года, в день интронизации на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II, донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна:
«…И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников, и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.
Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль – Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.
Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.
Третье. Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу.
Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах – семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».
Во всей биографии Святейшего Патриарха Пимена нашли отражение сокровенные слова великого псалмопевца Давида:
«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его» (Пс. 26: 4).
1.