В воскресенье 19 мая, в день тезоименитства Святого Царя Страстотерпца Николая II, в Санкт-Петербургском православном драматическом театре «Странник» на заводе АТИ состоялась церемония закрытия XVII Пасхального театрального фестиваля.
В последний день проведения фестиваля при неизменном внимании со стороны многочисленных зрителей были показаны следующие спектакли:
Н. Садур, «Ехай» (Театр-клуб «Зерна», Санкт-Петербург»);
Н. Сухинина, «Не зарекайся» (Православный театр «Радуйся», Санкт-Петербург);
Ф.М. Достоевский, «Восточный вопрос» (театр «Странник», Санкт-Петербург).
После показа спектаклей состоялся творческий вечер известного поэта и режиссера, автора РНЛ Андрея Вадимовича Грунтовского. Состоялась презентация его новых книг «Русский бой», «Калевала», «Драматургия». Грунтовский исполнил под гитару собственные песни.
Затем художественный руководитель театра «Странник» Владимир Николаевич Уваров объявил итоги фестиваля.
Диплома в номинации «Современная драматургия» удостоился театр «Артель» (Спектакль «Сёстры», В.Балеева) «за дерзновенную попытку нравственного осмысления действительности»;
Диплома в номинации «Детский театр» удостоен Православный театр «Божии люди» (Спектакль «Заступница усердная рода христианского») «за воплощение христианской тематики через детские сердца»;
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Виктор Чупров (Спектакль театра «Странник» «Восточный вопрос», Ф.М.Достоевский) «за содержательное, ёмкое и ироничное раскрытие образа»;
Диплома в номинации «Русская классика» удостоено Творческое объединение «Образ» (Спектакль «Вишневый сад», А.П.Чехов) «за слаженный актерский ансамбль, за бережное отношение к автору»;
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Денис Овчинников (Спектакль «Женитьба», Н.В.Гоголь) «за яркое актёрское воплощение» (роль – Иван Павлович Яичница);
Диплома в номинации «Моноспектакль» удостоен Независимый камерный театр «Другая комната» (Спектакль «Дети, которые живут в моей голове») «за трепетное раскрытие темы детства»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена Екатерина Шульгина (Спектакль театра «Странник» «Восточный вопрос») «за музыкальность и внутреннюю красоту женского образа»;
Диплома в номинации «Советская классика» удостоен Театр-клуб «Зерна» (Спектакль «Ехай» Н.Садур) «за духовное прочтение советской драматургии»;
Диплома в номинации «Современная драматургия» удостоен драматург Игорь Косицын за пьесу «Проповедник», поставленную в Омском театре «Мир»;
Диплома в номинации «Русская классика» удостоен Театр-студия «Карна» (Спектакль «Доктор Че») «за нестандартное прочтение русской классики»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена Ксения Пореш (Спектакль «Блокадные дневники») «за пронзительное исполнение роли»;
Диплома в номинации «Русская классика» удостоен Актёрский курс заслуженного артиста РФ М.К. Лавровой (Спектакль «Униженные и оскорблённые», Ф.М. Достоевский) «за пронзительное прочтение литературного материала и бережное отношение к слову автора»;
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Максим Мяленков (Спектакль «Униженные и оскорблённые», Ф.М. Достоевский) «за психологическую точность в создании образа» (роль – Иван Петрович);
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Максим Чопчиян (Спектакль «Восточный вопрос», Ф.М.Достоевский) «за внутреннюю правду в раскрытии характера персонажа»;
Диплома в номинации «Моноспектакль» удостоен Александр Тихонов (Православный театр «Мир», спектакль «Проповедник») «за проникновенное исполнение роли в спектакле на православную тематику»;
Диплома в номинации «Моноспектакль» удостоен Театр драматических импровизаций (Спектакль «Мой муж – Федор Достоевский», А.Г. Достоевская) «за проникновенное и личностное прочтение образа жены великого русского классика»;
Диплома в номинации «Художественная публицистика» удостоен Театр-студия «Мы» (Спектакль «Блокадные дневники») «за сценическое воплощение редкого исторического материала»;
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Никита Куманьков (Спектакль «Женитьба», Н.В. Гоголь) «за яркое актёрское воплощение» (роль – Илья Фомич Кочкарёв);
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена Нурия Сулейменова (Спектакль «Униженные и оскорблённые», Ф.М. Достоевский) «за создание яркого характера» (роль – Наталья Николаевна Ихменева);
Диплома в номинации «Детский театр» удостоен Православный театр «О Тропос» (Спектакль «Неразменный рубль», Н.С. Лесков) «за воплощение нравственной темы устами детей»;
Диплома в номинации «Зарубежная классика» удостоен Театр «Педсовет» (Спектакль «Чудо святого Антония», М. Метерлинк) «за интересное сценическое решение и актерское воплощение»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоен Камерный театр «Площадка на Грибоедова» «за слаженный актерский дуэт» Полины Руновской и Ольги Ермаковой в спектакле «Другие берега. Набоков»;
Диплома в номинации «Русская классика» удостоен Камерный театр «Площадка на Грибоедова» «за создание атмосферы» в спектакле «Другие берега. Набоков»;
Диплома в номинации «Художественная публицистика» удостоен Православный театр «Радуйся» (Спектакль «Не зарекайся», Н. Сухинина) «за пронзительное раскрытие женских судеб;
Диплома в номинации «Советская классика» удостоен Театр «С миру по нитке» (Спектакль «Тень», Е.И. Шварц) «за смелые и неожиданные режиссерские и актерские находки»;
Диплома в номинации «Мужская роль» удостоен Сергей Фёдоров (Спектакль «Женитьба», Н.В. Гоголь) «за яркое актёрское воплощение» (роль – Иван Кузьмич Подколёсин);
Диплома в номинации «Русская классика» удостоен Смоленский камерный театр (Спектакль «Женитьба», Н.В. Гоголь) «за сохранение великих традиций русского классического театра и развитие его в современных реалиях»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена София Харлапенкова-Гедимина (Спектакль театра «Странник» «Восточный вопрос») «за проникновенное раскрытие детского характера»;
Диплома в номинации «Художественная публицистика» удостоен Драматический театр «Странник» (Спектакль «Восточный вопрос», Ф.М. Достоевский) «за пронзительное и современное звучание русской классики в наши дни»;
Диплома в номинации «Художественная публицистика» удостоено АртПространство Лист (Спектакль «Татьяна Гримблит») «за раскрытие темы христианской нравственности в условиях гонений»;
Диплома в номинации «Детский театр» удостоена режиссер Татьяна Королькова (Спектакль «Заступница усердная рода христианского») «за создание спектакля в традициях русского духовного театра»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена Юлия Копылова (Спектакль «Татьяна Гримблит») «за убедительное раскрытие нравственной силы главного женского образа»;
Диплома в номинации «Женская роль» удостоена Юлия Силантьева (Спектакль «Дети, которые живут в моей голове») «за талантливое триединство: автор, режиссер и актриса».
Затем на сцене театра были подведены итоги викторины, организованной театром «Странник», на написание четверостишия, посвященного театру.
В заключение фестиваля организаторы, члены жюри и участники фестиваля (режиссеры и актеры) сделали совместное фото на сцене театра «Странник».
Ранее, комментируя в интервью итоги фестиваля, В.Н. Уваров отметил:
«Фестиваль дорог своей изменяющейся жизнью. Он живёт самостоятельно помимо нас. Театральные коллективы стекаются на фестиваль стихийно. Мы уже много лет никого специально не ищем. Театры сами стремятся участвовать в фестивале. В этом году был очень большой наплыв участников, из 30 заявок мы выбрали 18. Отсматривали видеоматериалы и отбирали лучшие спектакли. Тяжело отказывать людям, но мы отбрасываем откровенно слабые работы. 18 спектаклей – это очень много для любого, даже самого масштабного фестиваля, это трудно осилить. Но мы решили все же выставить именно такое количество спектаклей. Каждый раз на нашем фестивале случается много открытий. Как-то председатель жюри Мария Кирилловна Лаврова обмолвилась, что она здесь отдыхает душой, сказав, что даже в прославленных государственных театрах не найти того, что вдруг открывается здесь. А это связано с искренностью, с непосредственностью. У нас ведь наряду с профессиональными участвуют и любительские театры. Я не люблю самодеятельный театр, но любительский театр – это совсем другое дело. Там без любви делать нечего. А в профессиональных театрах актеры и режиссеры порой часто выгорают, теряется любовь к делу, появляется формализм, опускается идейное содержание и идет бесконечный поиск формы.
В любительских же спектаклях другой минус: там часто встречается слабая форма. Но зато, как правило, присутствует попытка наполнить спектакль содержанием. Особенно, если это касается театров христианского направления. Но все же, я считаю, и любительские театры должны стремиться к хорошему профессиональному исполнению. И среди любительских коллективов такие театры, слава Богу, есть. Они понимают, что христианские театры не дают индульгенции на слабое художественное воплощение. И на нашем фестивале иной раз не понимаешь, кто перед тобою – любители или профессионалы. Так хорошо порой работают любительские театры. Вот пример – творческое объединение "Образ", все актёры прихожане Спасо-Парголовского храма. И вдруг перед нами предстает целое соцветие актёров-любителей профессионального уровня, и молодые, и постарше. В спектакле "Вишневый сад" А.П. Чехова коллективу театра удалось создать пронзительную атмосферу, чеховскую. А это дорогого стоит, создать атмосферу в спектакле дело очень непростое. Удивительно!
Из любительских коллективов хотелось бы отметить и Детский православный театр "Божии люди" из Барнаула, который представил нам спектакль "Заступница усердная рода христианского". Занятые в постановке дети, как ангельские светильники озаряют пространство сцены и несут свет небесный в зрительный зал.
Из профессиональных театров, необходимо отметить Смоленский камерный театр. Спектакль "Женитьба" навсегда покорил сердца питерских зрителей, мастерский передав дух и смыслы гоголевской пьесы. Пример того, когда режиссер не подминает под себя материал, а стремиться постигнуть автора. А это в нынешнее время не так уж часто и встречается. Ради таких открытий, собственно, и стоит продолжать развивать Пасхальный театральный фестиваль. Фестиваль театров и спектаклей духовно-нравственной направленности».
Напомним, что «Русская линия», а затем «Русская народная линия» оказывали и оказывают информационную поддержку Пасхальному театральному фестивалю практически с момента его создания.
Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н., доцент, выпускающий редактор «Русской народной линии»
А.В. Грунтовский
В.Н. Уваров