Сегодня мы – после большого перерыва – возобновляем публикации бесед с американским профессором-славистом из Браунского университета Владимиром Гольштейном.
Павел Тихомиров: Уважаемый Владимир, расскажите, пожалуйста, как простые американцы воспринимают причуды вновь избранного президента Трампа? Не нужно статистики, цифирей, интересна общая картина
Владимир Гольштейн: Как и любая империя, Американская империя постоянно наталкивается на противостояния, противоречия, и препятствия. Как внутреннего, так и внешнего толка.
Многие из этих противоречий давно известны, но Американцы в большинстве своем люди оптимистичные, довольные положением вещей, и посему предпочитающие действовать по принципу, не чини, пока не поломается. (If it ain’t broke, don’t fix it).
Да, статистика протестует, да, проблемы нарастают, но как мы решали проблемы раньше, так будем это делать и впредь. Или говоря по-русски, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Но вот мужик, он же Трамп, решил перекреститься, еще до того, как грянул гром. В основном гром из Китая, который крутыми темпами догоняет и перегоняет Америку, но и гром изнутри, ибо Америка, чью силу и энергию всегда составлял средний класс, крепко сидящий на месте, производящий детей, протестантскую этику труда, и разные другие принципы, которые сделали Америку великой, этот средний класс почувствовал что почва уходит из под его ног.
Да, банкиры и прочие айтишники процветают. Да, культура, выдвигает новых кумиров, да страна по-прежнему производит изобретателей и визионеров, типа Маска. Но тем не менее, факт на лицо, богатые богатеют, бедные беднеют, а средний класс, буфер этого общества расслаивается и исчезает.
Мне кажется, все кто так или иначе не доволен этим положением вещей, этим уходом почвы из-под ног, они все и начали возлагать надежды на Трампа.
Понимает ли он, что превратился в этакий миф, в мечту, в ангела-хранителя для этих людей?
На культурном уровне, он вполне это осознает. Его постоянные темы против вокизма, настаивание на том, что Американцы должны праздновать Рождество, День Благодарения, или другие свои праздники без оглядки на бесконечных критиков, настаивание на том, что у нас два пола, а не столько сколько вздумается разным радикалам, всё это говорит, что он прислушивается к срединной Америке, к её трудовой этике, к её уважению к закону, справедливости и т.д.
Но одно дело, видеть проблемы, другое дело, видеть решения. Русские мыслители тоже видели проблемы Российской империи. И Блок, и Чехов, и Достоевский. Но если Достоевский понимал, что многие решения, предлагаемые как радикалами, так и консерваторами, могут оказаться ещё хуже болезни, то, как раз разного рода радикалы, которых он часто высмеивал, этого не видели. Дайте России Советы и электричество, и все будет в порядке.
Пока что, революционер Трамп предлагает и даже пытается воплотить разные кажущиеся утопическими решения, будь то тарифы, или присоединение Гренландии и Панамы, или закрытие разных государственных инициатив.
Но насколько продуманы все эти решения, и не приведут ли они к противоположным результатам, пока не ясно. Например, его намеки, на то, что он заставит Путина и Зеленского помириться, иначе санкции совсем доконают Россию, вред ли свидетельствуют, что Трамп понимает экзистенциальные угрозы, которые представляет из себя враждебная Украина на границе с Россией. Он недоволен НАТО, но не тем, что НАТО, несмотря на все обещания данные Горбачеву, продолжает расширяться, а тем, что Америка платит больше за НАТО чем Европа. Но по большому счёту, НАТО больше нужно Америке, а не Европе. Так что даже тут вызывают сомнения уровень понимания у Трампа.
На данный момент он серьёзно и энергично занялся внутренними проблемами. Те, кто за него голосовал, а их, по определению большинство, совершенно не имеют претензий к его культурной программе. Как изобилие нелегальных преступников, так и бесконечные государственные программы, которые тратят деньги американцев на разные сомнительные цели как дома, так и заграницей, так и разнузданность всяких радикалов, придумывающих бесконечное количество «критических теорий», которые переворачивают традиционные ценности с ног на голову, всё это давно раздражало, и посему пока что дикая активность Трампа вызывает у многих уважение. Но сможет ли он решить экономические проблемы? Остановит ли он процесс экономического расслоения, сумеет ли он снова вернуть Америку на передовые линии научного технического прогресса.
Да, американцам не трудно конкурировать с Европой, где бюрократизм и традиционализм останавливает разные интересные начинания. Или с Россией, где жулики типа Чубайса, действуют в стиле Остапа Бендера, а не государственных мужей, озабоченных ростом своей страны. Но вот что насчет Китая, который двигается вперед семимильными шагами. Неужели тарифы – это та волшебная палочка, которая вдруг остановит Китай и его нацеленность на мировое господство? У меня это вызывает очень сильные сомнения.
П.Т.: Владимир, я бы хотел остановиться на том, что сделало Трампа надеждой консерваторов всего мира. Потому что его борьба против «вокизма» – это ведь воспринимается ни много – ни мало, как некая консервативная контрреволюция.
И вот тут я вижу как раз главную опасность Трампа. Не в том, что он сгоряча напортачит, а в том, что во имя некоего «традиционализма» может быть навязан религиозный консерватизм, но консерватизм нехристианский.
Второе восшествие Трампа на «престол» Америки у нас в некоторых кругах воспринимается как начало новой эры в мировой политике.
Как возвращение в реальную политику религиозной мотивации.
Не в том смысле, что некие чисто экономические вещи будут прикрываться религиозной риторикой – как они могли прикрываться риторикой либерально-демократической. А в том, что политика будет мотивирована религиозным мировоззрением тех, у кого в руках реальные рычаги воздействия на ситуацию.
И пока дело сводится к запрету наиболее оголтелых форм «вокизма» - это одно, это приветствуется консерваторами всего Запада, включая и православными. Но ведь мы прекрасно понимаем, что специфика американского христианства такова, что для пуритан актуален такой эсхатологический контекст, который с точки зрения православной мысли является крайне опасным.
Не знаю, насколько у вас там за Океаном – при всей безусловной религиозности американцев – политкорректно рассуждать о вопросах эсхатологии, но мне бы хотелось обсудить эту опасность.
Не случайно я употребляю слово «религиозность», а не «вера». Об этом очень сильно рассуждал в своё время нелюбимый в наших краях прот. Александр Шмеман. О разнице между религиозностью и верой во Христа-Спасителя.
Религиозность – это не только пресловутые «скрепы», то есть основа того, что у нас называется «миссией Москвы – Третьего Рима», а у вас, за океаном, «христианским национализмом». Религиозность – это ещё и искренняя нравственность, искренняя борьба с мелкими бесами вокизма.
Но это ещё не вера, это ещё не встреча со Христом. А если религиозный человек не будет иметь опыта встречи со Христом, то он непременно встретиться с антихристом.
Потому что тот персонаж тоже будет говорить о грехе с гневом, тоже будет за два пола и против разного рода безбожия и извращений.
Я вчера дочитал роман популярного испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Кожа для барабана» (1995). В романе описывается интересный конфликт между циничными представителями банковского бизнеса и умирающей «чёрной аристократией», между священниками: католиком старой закалки, служащим латинскую мессу, – и чиновником из Ватикана. Роман написан на хорошем уровне, во всяком случае, в том переводе, который мне попался.
Но на страницах книги о римских священниках я не встретил веры Христианской. Было много о религиозности, о «вере вообще», но для лирического героя что Богородица, что, прости за кощунство, Астарта – всё едино. И вот как раз в такого рода религиозности я и вижу «веру антихристову». Не в «вокизме» и «содомитстве», а именно в такой вот «религии без Христа-Спасителя».
И очень боюсь, что на волне борьбы с мелкими бесами «вокизма» знаменем консервативной контрреволюции Трампа может стать именно нехристианский традиционализм. И люди, напуганные беснованиями «содомитов», согласятся и на это.
В.Г.: Еще Достоевский в своем «Подростке» описывал кошмар Версилова, когда люди, попытаются воссоздать Золотой век, но без Христа. И поймут, что они оказались в золотой клетке, а отнюдь не в золотом веке.
Иначе говоря, с «вокизмом» связаны две серьёзные проблемы. На одну из них Вы указали. На то, что под овечьей шкурой симпатии к ближнему, а ведь в идеале, «вокизм» построен на такой симпатии, к нам проникают разные мелкие и крупные бесы. Именно эти бесы стараются перепутать все ценности, забивают нам голову историями реальных и вымышленных страданий далеких от нас людей, и таким образом отвлекают от любви к ближнему, практикуя которую, мы и совершенствуем свою душу и приближаемся к Христу. Ужас «вокизма» и его пропаганды именно в том и заключается: «Мы современные люди. Мы сами сумеем устроиться без Христа. Мы думаем и заботимся, а не Христос, который проповедовал там что-то абстрактное о душе. Христос был не прав, а вот мы правы. Мы не хотим терпеть, мы не хотим думать о душе, когда палестинцы и прочие меньшинства страдают. Кстати, именно так думали радикальные студенты в России в 19 веке: «причем тут Христос, когда народ страдает?»
Другая проблема заключается в том, что «вокизм» собирается узаконить нравственность. Вместо борьбы с собой, вместо сострадания, вместо человеческой симпатии, нас – с помощью разных законов - заставляют нанимать на работу того или другого представителя разных меньшинств и т.д. Таким образом, вся внутренняя работа того что называется 'подражанием Христу' заменяется поверхностными законами. От этого, как предупреждал Достоевский, человек не совершенствуется, а превращается в жующее животное.
А теперь о тех, кто под знаменем Трампа, борется с «вокизмом.».
Думаю, Вы правы, у них может быть религиозность, но не вера. Помните, как у апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.»
То есть, если сторонники Трампа надеются решить все проблемы, тем, что в свою очередь будут узаконивать нравственность, вводя законы против «вокизма», то они далеко не уедут.
Но. Тут есть большое «но.» На каком-то уровне, восхождение к Христу, должен проделывать сам человек. Это его задача. Задача правительств, судей и других официальных лиц, дать ему такую возможность. Если правительство Трампа освободит нас от мелких демонов, несущих соблазны, и отвлекающих нас от поиска дороги, то это уже большая заслуга.
Подниматься на гору, наша задача. Как это делал Данте в «Божественной Комедии.» Но сначала надо, чтобы кто-то убрал с дороги рысь, волка и льва, которые эту дорогу преграждают.
П.Т. Уважаемый Владимир, большое спасибо за беседу, надеюсь, в самом скором будущем продолжим обмен мнениями!