Монархия – совершенная форма власти

25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство

300-летие Российской Империи  1150-летие Российской государственности 
0
276
Время на чтение 6 минут

Из книги "Возвращение Империи"

25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство. Конечно, и до венчания Иоанна IV на Руси был формально монархический строй. Иоанна III уже можно назвать полноценным русским монархом. Однако сам Иоанн III на царство не венчался. Не был коронован на русское царство и преемник Иоанна Василий III.

Полный чин коронования по византийскому обряду, принесенному на Русь, вероятно, Софьей Палеолог, женой Иоанна III, был произведен только над Иоанном Грозным. Таким образом, мы имеем полное право назвать 25 января 1547 года днем рожденья полноценной русской монархии.

Иоанн Грозный до сих пор остается в нашей истории фигурой неоднозначной: он был не только полноправным государем, но и самодержавным тираном. Но будем справедливы к первому русскому царю. Само его время было слишком неоднозначно. По всей Европе гремели бури Реформации, обрушивающей алтари и троны. До пределов Руси Реформация докатилась даже раньше, в виде так называемой ереси жидовствующих, занесенной в Новгород неким жидовином Захарией Скарой в 1470 году, которая была не столько ересью, сколько разветвленным антиправительственным заговором, грозившим государственным переворотом и полным сломом идейно-нравственной парадигмы Руси.

Иными словами, Иоанну IV было чего опасаться. Саму идею «Третьего Рима», принятую Грозным, а затем Борисом Годуновым в качестве государственной идеологии, опрометчиво было бы назвать манифестацией национальной гордыни.

Нет, в ней звучала тревога за судьбы самого христианства, Христианского мира. Поскольку первый и второй Рим (Византия) не удержали возложенную на них миссию хранителей христианской идеи, постольку эстафету последнего истинного, христианского, православного царства приходится брать на себя Руси, наследнице Византии.

Третий Рим – это, таким образом, знак великой ответственности, последней твердыни истины, со всех сторон уже одолеваемой атаками врага… Вот в чём грозная подоплека времени Иоанна IV и причина его трагических срывов: чрезмерной величины задача, чрезмерная ноша, поднятая на свои плечи, что вообще свойственно Руси-России во все времена… И конечно, эти трагические срывы никак не могут дискредитировать саму идею монархии.

Для Платона и Аристотеля монархия – лучшая форма правления. Платон в «Государстве» описывает ряд постепенной деградации государственных форм правления от века золотого к веку железному, от истинной монархии к последнему разложению демократии…

Более рациональный и отвлеченный Аристотель в трактате «Политика» описывает логические полярные пары благих форм правления и их «искажений»: так, добронравной монархии противополагается искажение тирании (власть беззаконика-себялюбца), власти аристократии, сословия лучших и благороднейших людей (вероятно, от индоевропейского корня «арья» – благородный) – искажение олигархии (шайки самых богатых), наконец, политии, власти полноправных, прошедших строгий отбор ценза, граждан, противостоит не ограниченная ничем демократия. Позднее эта пара получит новые имена: демократия – охлократия (от «охлос» – толпа), т.е. демократия в крайней форме своего разложения…

Ничего иного человечество с тех пор так и не придумало. Все попытки найти или описать «четвертую форму власти» кончались ничем. Ничего нового не придумали ни Маркс, ни Локк, ни иные «гении» Нового времени. И коммунистические и либеральные режимы, что бы они о себе ни говорили, катались взад-вперед по тем же рельсам трех форм власти – между охлократией и тиранией.

Вероятно, единственное достойное развитие идей Аристотеля принадлежит греческому историку Полибию (ок. 200 до н.э. – ок. 120 до н.э.), согласно взглядам которого совершенная система власти должна содержать элементы всех трех её видов: монархии, аристократии и политии. Такую совершенную форму правления Полибий увидел в Риме.

В самом деле, Рим предлагал по-своему идеальные соотношения власти: диктатор (позднее император) – монархический элемент, Сенат – элемент аристократический, народное собрание под председательством народных трибунов – элемент демократический. Как показала история, государства, соответствующие схеме Полибия, оказывались наиболее гармоничными, устойчивыми и жизнеспособными…

По полибиевой схеме жил не только республиканский, а затем и имперский Рим, но и древнегреческие города-полисы (царь, аристократия и народное собрание); персидская империя Ахеменидов; Древнеассирийское царство; государство Хеттов (XVI-XII в до н.э.). Наконец, ту же схему воспроизводили средневековые королевства Европы и княжества Древней Руси: князь, бояре, вече…

Свои демократические представительства – Земские соборы – Русь оформила даже раньше, чем Англия. Первый Земский собор на Руси был созван более чем на полстолетия раньше английского парламента, в 1211 году великим Владимирским князем Всеволодом III. Вообще, в XII – начале XIII в. Русь была одним из самых развитых, передовых и культурных государств Европы. Татарское нашествие надолго прервало её государственное творчество. Однако низовые формы демократической власти сохранялись и в эти тёмные времена. Крестьянская община (мир) никогда не теряла своих патриархальных форм самоуправления, сохранялись слободские, волостные формы…

Иоанн III, всерьез взявшись за воссоздание государственного строя Руси, первым делом возродил древнюю русскую аристократию: при нём боярская дума получает новый, достойный аристократии уже не вотчинный, а всегосударственный статус. Наконец, к середине XVI века возрождается традиция Земских соборов. Во времена Николая II и Столыпина полибиева схема обрела в России вполне современную форму с демократическим (Госдума) и аристократическим (Госсовет) элементом.

От сегодняшней либеральной теории «разделения властей» эта схема отличается стройностью, единством и способностью к развитию. Если при «разделении властей» каждая ветвь власти следит за другой, имея целью сохранение статус-кво, которое обеспечивало бы свободное движение капитала, то полибиева схема даёт нечто иное: надежность и гармоничность общественного строя и способность общества расти к идеалу.

Наиболее убедительные доводы в пользу полибиевой формы власти принадлежат, вероятно, Пушкину. В советские годы нас убеждали, что Пушкин был демократом. Это, конечно, не так. Современную ему демократию (французского и американского образца) Пушкин глубоко презирал, обвиняя её в «отвратительном цинизме», «жестоких предрассудках» и «нестерпимом тиранстве»:

«Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству… Большинство, нагло притесняющее общество… талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму» – такой представлялась Пушкину американская демократия (статья «Джон Теннер», 1836).

И это понятно. Демократия отрицает естественную иерархию мира, следовательно, отрицает культуру – всегда иерархичную по своей природе. По той же причине Пушкин высоко ценил аристократию, которая является хранителем независимой свободной мысли и благородства: «Зачем обществу нужно дворянство? Затем же, зачем ему нужны благородство, независимость, честь и свобода. Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству, чести вообще…» («О дворянстве»).

Наконец, только монархия, согласно Пушкину, утверждает подлинную свободу и самостоянье личности. Гоголь следующим образом передаёт мысль Пушкина о монархии: «Зачем нужно… чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполненьем закона недалеко уйдешь; нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха – автомат».

Итак, милосердие выше справедливости, личность выше закона – вот суть обоснования Пушкиным института монархии.

Общественно-политический идеал Пушкина предстает нам, таким образом, в следующем виде. На вершине общественной пирамиды – монарх, который «выше закона», следовательно абсолютно свободен и способен проявлять милосердие. Поддержкой трона и защитой всего благородного, высокого и свободного в государстве является аристократия, на которой лежит обязанность «с улыбкой правду говорить царям», но также и обязанность просвещения народа…

Эти мысли и сегодня сохраняют свою актуальность. Конечно, сегодня возвращение той монархии, которая когда-то у нас была, уже невозможно. Нет у нас уже ни той свободной, благородной аристократии, ни того крестьянина, о котором Пушкин мог сказать: «есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи?» («Путешествие из Москвы в Петербург»). Они безвозвратно сгинули в бесконечных геноцидах мировых войн и революций последних ста лет.

С другой стороны, та олигархическая система, которую знает современный капиталистический мир, едва ли способна к какому-то действительному культурному росту, она ведёт лишь к деградации, разложению и распаду, которые и так уже нарастают слишком стремительно. Следовательно, если мы действительно настроены на совершение цивилизационного прыжка, поиск новых политических форм и настоящее государственное творчество являются насущнейшей нашей задачей. И здесь нам прежде всего поможет обращение к традиции.

Итак, не будем смотреть на монархию как на нечто, безвозвратно от нас ушедшее. Возможно, именно здесь залог нашего лучшего будущего? Пусть не царя, но, во всяком случае, некую сверхидею, с которой было бы не стыдно войти в новый век и которая стоила бы того, чтобы за нее бороться, «венчать на царство» нам так или иначе, рано или поздно всё же придётся.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 5, Александр Волков:

Vladislav:
«Совершенная форма власти -это теократия.»
/////////////////////
А в Ватикане -что?

У католиков замаскированный гуманизм т.к.они придумади, что их папа -наместник Христа на земле, поэтому они и катятся с прочими гуманистами в преисподнюю, ибо всякий человек-ложь
Vladislav / 27.01.2024, 11:30

6.

Владимир Можегов
«Итак, не будем смотреть на монархию как на нечто, безвозвратно от нас ушедшее. Возможно, именно здесь залог нашего лучшего будущего?»
////////////////

Ну, так вот «домашнее задание» с примерным названием следующей публикации -«Техническое задание на почти идеального управителя России»... С каких требований «начнем»: – «характер нордический, выдержанный», «не состоял, не участвовал… в порочащих связях – не замечен… предпочтительное место рождения - «положим, Рязанская область», окрестности «д. Селезневки»?

5.

Vladislav:
«Совершенная форма власти -это теократия.»
/////////////////////
А в Ватикане -что?

4.

Нет у нас уже ни той свободной, благородной аристократии, ни того крестьянина, о котором Пушкин мог сказать: «есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи?» («Путешествие из Москвы в Петербург»). Они безвозвратно сгинули в бесконечных геноцидах мировых войн и революций последних ста лет.

Эти тупые отсылки к "генетке", потерянной в результате "геноцида", обличают постыдное невежество автора. Автор, почитайте научно-популярную литературу по генетике. Возможно, что-нибудь поймёте, и тогда Вам будет чрезвычайно стыдно за то, что Вы написали.

3. Монархия – совершенная форма власти?

Совершенная форма власти -это теократия. Всякое богоборчество, хоть и под прикрытием монархии не может быть соверешнной формой власти. Другое дело, царская власть была богоустановлена, в отличии от народовластия. Ни конституционная ни республиканская форма правления не являются богоустановленными, ибо та и другая власть представляют собою результат ниспровержения богоустановленной царской самодержавной власти и поэтому не могут почитаться властью, установленной от Бога. Пророк Самуил обличал старейшин за их желание царя не потому что монархия была плохой формой, а потому что они согрешили богоотступничеством. Их желание царя было результатом неверия, отвержения веры в Бога. Прежде чем у нас в стране говорить о монархии и царе, надо говорить о Боге и вере в Него и Ему. А у нас в государстве слово Бог стало и остаётся табу, поставленное вождями богоборцами. Верующему же русскому народу остаётся опять теократия. Будем слушать патриарха и мудрых духовных священников, которые в церкви всё таки есть и никогда не переводились. Кесарю кесарево ,а Богу Богово. Но царь богоборец русскому народу не нужен. Хватит нам уже и языческого и советского идолопоклонничества и богоборчества.
Vladislav / 26.01.2024, 22:37

2. "Во времена Николая Второго и Столыпина..." (с)

Дуалистическая думская монархия, возникшая после Манифеста 17 октября 1905 года и закреплëнная в Основных Законах Российской Империи от 23 апреля 1906 года, которые являются первой российской октроированной Конституцией, просуществовала всего чуть более 10 (десяти) лет (для сравнения, столь нещадно критикуемая некоторыми Советская Власть, в различных её вариациях, худо-бедно просуществовала 70 лет), и рухнула за три дня, по меткому выражению одного современника тех событий, поэтому не стоит её излишне идеализировать. К тому же, не стоит забывать т.н. "Третьеиюньский переворот" 1907 года и роль ГосДумы в событиях Февраля 1917-го года.

1. Автору

Ничего совершенного в этом грешном падшем мире быть не может. У монархии, как и у любой другой земной формы правления, есть как свои плюсы и достоинства, так и свои минусы и недостатки. Не стоит забывать, что древним евреям монархия была дана не в награду, но в наказание за то, что они не захотели напрямую подчиняться Богу, а пожелали иметь над собой земного правителя. А сколько зла принесла Православию Исаврийская династия ромейских императоров василевсов-иконоборцев. Да и наша эпоха дворцовых переворотов XVIII века тоже явно не является украшением монархии, когда каждый последующий монарх свергал и либо убивал, либо бросал в темницу предыдущего монарха. Да и грядущий антихрист тоже ведь будет не президентом, не премьер-министром и не генсеком, а всемирным монархом, восседающем на троне с золотой короной на голове. И многие монархисты не по разуму окажутся обмануты этими внешними монархическими атрибутами, не сумев разглядеть за этой внешней монархической формой внутреннего антихристова содержания.

Что касается излюбленного приёма воинствующих монархистов, любящих ссылаться на сроки существования того или иного государства (особенно в сравнении 70-летнего СССР и 200-летней Российской Империи, хотя по меркам ХХ века 70 лет для государства- это огромный срок), то я могу привести другие примеры, доказывающие, что и республики могут существовать не меньше, а то и дольше монархий. Например, Российская Империя просуществовала 196 лет (1721-1917гг.), а Новгородская Республика просуществовала 342 года (1136-1478гг.), да и республиканские США уже существуют дольше, чем просуществовала монархическая Российская Империя.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Психопат, самозванец, колдун, чернокнижник…
Есть все основания считать Джордано Бруно зловещим магом эпохи Ренессанса
14.10.2024
Революция против Царства
Миф об Исходе в свете политической теологии и метафизики истории
30.09.2024
Что осталось в Стамбуле от Константинополя?
В поисках утраченной столицы
30.08.2024
Вудсток: эпитафия шестидесятых
Прощальный салют эпохи
26.08.2024
Все статьи Владимир Ильич Можегов
300-летие Российской Империи
Секретные комитеты по униатскому вопросу
Характер деятельности и результаты
23.05.2024
О народном просвещении в Российской Империи
Новозыбков. Первые библиотеки и публичные чтения
14.03.2024
Памяти великой трагедии казачества
Поклонникам искажения истории к 105-й годовщине декрета о расказачивании
26.01.2024
Все статьи темы
1150-летие Российской государственности
Россия обречена на мощную, тяжелую государственность
Господа-товарищи, не надейтесь превратить московского царя в ночного сторожа!
24.10.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Картины русского гения Павла Рыженко под угрозой
Спасти национальное достояние!
17.06.2023
Давайте не будем путать Власть и Управление
Отклик на статью Владимира Блинова
16.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.11.2024 00:46