Цой нашёл «золотое сечение» слова

Странная сказка Виктора Цоя. Часть вторая

0
169
Время на чтение 8 минут
Фото: Александр Чумичев, Александр Шог/ТАСС

Часть первая

***

И вот я иду и рядом со мной идут

Я смотрю на них, мне кажется это дом мод

Наверное, прошлой ночью был звездопад

Но звезды как камни упали в наш огород

Цой начинал как романтик и мечтатель. Выйдя из хулиганской свободы панка, уйдя от упадничества, найдя равновесие между разноцветными волшебными лесами-небесами БГ* и скептической обнажённой чёрно-белой землёй Майка, Цой, казалось, нашёл «золотое сечение» слова, нужного своему времени – простое, ясное, глубокое созерцание: что вижу – о том пою. Ленинград второй половины восьмидесятых – не худшее для поэта место. При этом муза его, одновременно, простая и странная, приходила словно с другого края света (лучшей точке зрения поэта) и звала в неведомые дали:

Ты видишь мою звезду

Ты веришь, что я пойду

Я слеп, я не вижу звезд

Я пьян, но я помню свой пост

Ты смотришь на Млечный Путь

Я ночь, а ты утра суть

Я сон, я миф, а ты нет

Я слеп, но я вижу свет…

В конце концов, где-то между землей и небом должна была полыхнуть озарением молния, таинственная звезда ночи должна была явить своё солнце. И если у Цоя есть свой «Пророк», то это конечно «Группа крови». Ключевая строка здесь (которую обычно не замечают) вот эта: «я никому не хочу ставить ногу на грудь».

Песню эту сегодня, где только не поют, пытаясь даже ходить под неё строем. Воинский дух, несомненно, в ней есть, пацифизмом не пахнет, но речь всё же снова идёт о другом, точнее всё о том же – о войне духовной, войне духа-личности за обретение духовной свободы. Той «святой свободы неведомой большинству людей», о которой в одной удивительной книге говорится так: «Первый симптом освобождения – нежелание властвовать над кем бы то ни было; последующая ступень – внутреннее раскрепощение от власти других над тобою» (Арх. Софроний Сахаров. Видеть Бога как Он есть).

Среди всех тогдашних нестройных воплей о свободе, эти цоевские строки были, быть может, единственно настоящим и стоящим.

«Поймите, я не пишу лозунгов. Единственное, что мне хотелось и хочется, – чтобы люди больше чувствовали себя свободными от обстоятельств, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт», - говорил Цой.

Человек, ничем внешним недетерминированный – это и есть подлинная духовная свобода. Да, доступная единицам. Но именно о ней сказано: «вы – боги». И именно ради нее (утысячерённого человека) всё громадное и громоздкое предприятие творения-эволюции было затеяно.

Три последних альбома, самые популярные и известные – это вообще одно большое тревожное предчувствие: трещина мира (проходящая, как известно, по сердцу поэта) растёт, отпущенное время стремительно тает, и нет никого вокруг, кто готов взять на себя за всё это хоть крупицу ответственности:

…Через день будет поздно

Через час будет поздно

Через миг будет – уже не встать…

И ослепительно-медленным взрывом, разметающим «бойцов за нетленную плоть» в клочья, – миг откровения, о котором и сказать-то ничего нельзя, кроме:

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить

А любовь стоит того, чтобы ждать…

Слава Богу, в отличие от многих тогда, Цой никогда не ощущал себя пророком с гитарой. Но дело его (дело поэта) было, в сущности, тем же. О чём в уже цитированной нами книге говорится так: «От отчаянного горя молитва собирается внутрь, в самую сердцевину существа нашего и принимает форму "спазмы": весь человек сжимается воедино, подобно крепко сжатому кулаку. Молитва становится воплем без слов».

Похоже чувствуя, поэт говорит иначе:

А мне приснилось – миром правит любовь

А мне приснилось – миром правит мечта

И над этим прекрасно горит звезда

Я проснулся и понял – беда…

Из той же спазмы растёт и главная его песня. (И если «Группа крови» – это «Пророк», то «Звезда», конечно – «Памятник»).

Пути земли почти необоримы и стена из «облаков-кирпичей» крепка, но высокий дух встаёт и делает шаг на перекрёсток, и освобождаясь от земных пут, поднимается туда, откуда ему открывается мировой Город в его бесконечной перспективе вековечной войны, как единственным его содержимым. Вот и вся экзистенциальная драма в её целостном обобщении у последнего барьера: мир со всей его бесконечностью-вечностью и свободный дух, прах земной отрясающий с ног – один на один.

И три ступени (три строфы), по которым ему остаётся взойти. Первая – и позади пространство, вторая – и время осталось за спиной, третья… и это уже судьба:

…Кто живет по законам другим – это законы совершенной свободы, свободы от собственной природы со всеми её вожделениями, самоутверждением и страхом. Только этой свободе доступно последнее откровение:

Он не помнит слова «да» и слова «нет»

Он не помнит ни чинов, ни имён

И способен дотянуться до звезд…

Едва ли наш поэт был знаком с аксиомами апофатической теологии, свидетельствующими, что прикоснуться к Неведомому можно лишь шаг за шагом, отстраняя от себя всё, что может быть познано, и что лишь «во мраке полного неведения», совлечённый всякое знания и всякого образа может «дотянуться до звёзд». Скорей всего, это было постигнуто интуитивно, скорей всего – это рассказ о некоем личном духовном событии.

Но не удивительно то, что энергия этих слов жива и сегодня. Ибо энергия, заключённая в них, далеко превосходит всё, что мы видим вокруг – возню клириков, миссионеров, имамов, борцов за свободное искусство и свободу от всякого искусства, марши согласных со всем и со всем несогласных, красных и белых, либералов и консерваторов, генералов и пацифистов, молодых и старых, больных и здоровых, тверезых и пьяных. В книге, которую мы избрали в качестве путеводителя по космосу духа, говорится об этом так:

«Перед нашим ипостасным личным духом в пределах земли стоит задание: пробить стену времени и преодолеть порог пространственности. Сему духовному событию в данной нам повседневности имеем некоторую аналогию: авион, переходящий на сверхзвуковую скорость, производит потрясение атмосферы, подобное взрыву. Так дух человека, вступающий в мир Божией вечности, бывает потрясён величием открывшегося ему видения. Вселенная при этом переживает некое изменение в своих судьбах: "Человек родился в мир" – это событие, сообщившее всему мирозданию новую, непреходящую ценность».

В эссе «Искусство при свете совести» Цветаева выводит следующую иерархию поэтов: большой поэт, великий поэт, высокий поэт. В этой иерархии Цой – типичный высокий поэт, которым, по Цветаевой, может быть (в отличии от большого и великого) «и совсем небольшой поэт, носитель самого скромного дара… Немного меньше – получился бы просто герой (то есть безмерно больше)».

«Высота – как единственный признак существования». Так, нет поэта больше Гёте, но есть поэты – выше, например, его младший современник Гёльдерлин, «поэт несравненно беднейший, но горец тех высот, где Гёте – только гость».

Так и «несравненно беднейший» Цой – горец тех вершин, на которые не дано было ступить, скажем, тому же Бродскому при всей метафизической глубине его переживаний. Ну а как удавалось этому юноше покорять свои головокружительные высоты – это ведомо одному Богу, который, как известно, любит скрывать Себя от «мудрого мира» и открывать младенцам...

Несколько десятков песен, тоненькая ученическая тетрадка стихов – вот и всё, что дано было ему сказать. Не так уж и мало. И сегодня на Богословском кладбище Санкт-Петербурга всё так же шумят ели, где-то проносятся электрички, дежурят поклонники.

И в подземных переходах новые поколения тянут на плохо настроенных гитарах «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце». А на вопрос «почему» отвечают: «он честный». Вот так: шквал музыки на любой вкус, всемирный потоп информации, а настоящего – всё та же щепотка. Но тому, кто понял, что всё находится в нас, большего и не надо.

«Перед нашими глазами совершается невыразимо великое чудо творения мира, творения богов, которое ещё не завершилось. "Завершение" обетовано в грядущем веке. Но и теперь уже, когда нетварный свет нисходит на нас, сей духовный процесс вызывает в недрах нашего духа восхищение, возносит мысль в обетованное нам Царство», - говорится в упомянутой выше книге.

И ещё один стишок из ученической тетрадки напоследок:

Пой свои песни, пей свои вина, герой

Ты опять видишь сон о том, что всё впереди

Стоя на крыше, ты тянешь руку к звезде

И вот она бьётся в руке, как сердце в груди

 

Что теперь делать с птицей далёких небес

Ты смотришь сквозь пальцы,

но свет слишком ярок и чист

И звезда говорит тебе - «полетим со мной»

Ты делаешь шаг, но она летит вверх, а ты вниз

 

Но однажды тебе вдруг удастся подняться вверх

И ты сам станешь одной из бесчисленных звёзд

И кто-то снова протянет тебе ладонь

А когда ты умрешь, он примет твой пост…

Владимир Ильич Можегов, православный публицист

Впервые опубликовано в газете «Завтра»

БГ* - Борис Гребенщиков - иноагент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
«Трампистская революция» в России?
Размышления о возможности Консервативной революции
13.10.2025
«Мысль поэзии – это парящая мысль»
Пушкинская философия жизни и Христианское откровение
23.09.2025
Пушкинская философия жизни и Христианское откровение
В центре духовного мира Пушкина незыблемо сияет мысль
17.09.2025
Странная сказка Виктора Цоя
Почему зумеры поют Цоя?
15.08.2025
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Последние комментарии
Заветы Владимира Николаевича Осипова
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.11.2025 07:39
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Апографъ
28.11.2025 06:18
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
28.11.2025 05:16
Онтология и эсхатология мирового порядка
Новый комментарий от Антон Головин
28.11.2025 04:43
Необходимо заняться лесовосстановлением
Новый комментарий от Тюменец
28.11.2025 04:21
Суровый человек с нежным сердцем
Новый комментарий от Константин В.
28.11.2025 01:05