Травму нельзя отделить от Победы

Новости Украины  Русофобия  Новости Новороссии 
0
621
Время на чтение 6 минут

Источник: деловая газета ВЗГЛЯД

Ко Дню Победы открылся и сезон капутобесия. В день освобождения Одессы украинский русскоязычный поэт и психиатр Борис Херсонский обнародовал посвященные этой дате стихи:

Хожу согнувшись – тяжек высокопобедный груз.
В день освобожденья на мне вериги и кандалы.
В этот день к нам возвращается покойный Советский Союз,
под красными флагами из вязкой сгущенной мглы.

Май 2014 года расколол Одессу на русскую и свидомую. Понятно, что у разных граждан Украины разные политические взгляды, симпатии и антипатии. Одни хотят видеть свою страну в НАТО, другие – в союзе с Россией, третьи – независимой... О вкусах незачем спорить. Ключ к любому выбору – система ценностей, а система ценностей диктуется травмой. Чужая душа – потемки, и освещает ее разве что сам человек – своими поступками и высказываниями.

Херсонского часто обвиняют в том, в чем он не виноват. Вроде перехода на сторону фашизма. На основании, к примеру, написанного шесть лет назад по тому же поводу текста: «Города героями не бывают. Героями бывают люди, защищающие (как в случае с Одессой) или покоряющие этот город. Героическая оборона Одессы все же закончилась ее сдачей. После чего... Город жил себе, не тужил. Торговал на Привозе, пел в Оперном, учился в Университете, читал книжки, изданные в той же Одессе после долгого перерыва, Гумилева, к примеру».

Тут поэт вроде бы спорит с абсурдом: коллаборационизм противоречит героизму. Но проблема, как мне видится, в самоидентификации. В советские времена от политики он был далек: жил себе, не тужил, читал книжки, ругал, как и все мы, власть на кухнях и вряд ли задумывался о том, как обелить образ борца за украинскую независимость – гауптмана батальона «Нахтигаль» Шухевича. Интеллигентским метаморфозам посвящен убийственный памфлет Игоря Петрова, в котором жизнь под румынской оккупацией стала карикатурой на сегодняшнюю Одессу.

Фото:  Георгий Зельма/РИА Новости

Примечательно, что образ украинца в сознании советской либеральной интеллигенции с коллаборационизмом был связан напрямую (вспомнить хоть «украинские» анекдоты), и Крым, разумеется, был «наш», а его утрата (пусть даже символическая на тот момент) – коллективной травмой (потом оказалось, что даже коллективную травму можно перевернуть как стол). Украинизация (особенно в Крыму) ассоциировалась не только с ущемлением русского языка, которое тогда вызывало откровенное антисоветское возмущение, но и с антисемитизмом:

В аудиторию украинского вуза, где проходят вступительные экзамены, вбегает запыхавшийся преподаватель и спрашивает приемную комиссию:

– Скажите, а вы с фамилиями на -штейн принимаете?
– Нет, вы уже опоздали!
– А на -вич?
– Говорим же, экзамены закончились!
– Ну а на -ко?
– Ладно, давайте последнего! – вздыхает председатель.
– Коган, заходи!..

Потом все перевернулось, и Украина уже для российской либеральной интеллигенции стала символом свободы: все познается в сравнении. Казалось бы, какое мне сегодня дело до Украины и Одессы? Во мне говорят фантомные имперские боли? Но для меня «Империя» – понятие культурное, и с политикой пересекается только культурными кодами. В семидесятых Андрей Битов подарил нам свою книжку «Семь путешествий», приписав: «по Империи». Империя сегодня – это нечто среднее между римским миром Бродского и гашековской Австро-Венгрией, в зависимости от контекста.

А вот общее постсоветское пространство с его культурными кодами реально: именно о них и пишет Херсонский, именно они не дают ему покоя. Прошлое – всегда травма. Отношение к Победе для постсоветского человека – хорошая лакмусовая бумажка. Для одних это – праздник Свободы, для других – порабощения. Для одних – победы над фашизмом, для других – триумфа советской власти. Для одних – объединения, для других – размежевания. Для одних – памяти о народном подвиге, для других – торжества милитаризма. Для одних – победы народа и собственных предков, для других – кровавого коммунистического режима и лично товарища Сталина.

Сталину Херсонский как бы и вручает ключи от Одессы, ведь освобождение для него – праздник не народного подвига, а торжества тоталитаризма. Его задача – демифологизация Победы. И это его право, как и выбор отношения к истории. На Украине ее переписывание не запрещено. Национальными героями становятся не борцы с фашизмом, а коллаборационисты. Несколько лет назад Херсонский написал:

Боишься ступить на лед, чтоб не упасть.
В зеркало стыдно смотреть – стар, бородат, плешив,
но пока ты еще способен презирать неправую власть,
ты – жив.

Правота – понятие относительное, у каждого человека и каждого народа она своя. Когда одно государство разделяется на два, происходит и размежевание правоты. Но не сразу, а когда эти государства кто-то стравливает между собой. Поэзия и правда находятся в сложных отношениях. Особенно когда поэзия начинает обслуживать правоту. Драматургию ангажированность убивает, но у просодии есть гипнотическая сущность. Скажем, пропаганда убила не поэзию Маяковского, а самого поэта.

Задача пропаганды – не разрушение мифов, а замена одних мифов другими. Истории без мифа не существует. В рамках плановой демифологизации Победы встретил перепост старого текста на известную тему: нехорошо одевать детей в военную форму. «Военная форма это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать ее самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги». Так абсурд прикрывается гуманизмом (когда на Украине детей наряжают бандеровцами – это совсем другое дело).

Детство – и подготовка ко взрослой жизни (чем еще является воспитание?), и ее имитация. Мы и полвека назад воевали с фрицами в песочницах, бегали с автоматами и фотографировались в бескозырках. Образ медсестры в принципе не имеет ничего общего с героизацией войны, а связан с пониманием реальности страданий, которые война приносит. И только роль женщины героизирует. А игра в войну создает модель поведения мужчины-защитника.

Зато виктимная культура воспитания (избегания травм) подразумевает эскапизм: зарывание головы в песок и выставление взамен ее задницы. Так в советские времена с детьми было не принято обсуждать деньги (кроме их отсутствия). В результате получили поколения инфантилов, которые перевоспитывались в момент перехода к рынку и поделились на овец и волков. Игнорирование реальности – очень интересный механизм. Безусловно, у него есть интересанты, но авторы подобных текстов, скорее всего, искренне хотят лучшего. Для этого большого ума не надо.

Любопытно, что применительно к частной жизни любой психолог учит побеждать: преодолевать и изживать травмы. Великая Отечественная была и осталась тяжелейшей травмой нашего народа. Того советского народа, который включал в себя народы всех республик нашей страны. Но мы победили. И празднуем это – точно так же, как американцы празднуют независимость, французы – взятие Бастилии, а евреи – исход из египетского рабства.

Но почему-то именно нам предлагают сконцентрироваться на травме. Разумеется, это манипуляция чистой воды: никто не забыт и ничто не забыто. Праздник со слезами на глазах – не день покорения человеком космоса. Но чтобы заставить нас чувствовать себя не победителями, а жертвами, все средства хороши.

О цели, которая эти средства оправдывает, прогрессивная интеллигенция разговаривать не любит. Хотя что происходит с людьми, которых пожирает их травма, известно любому дураку. Что происходит в подобной ситуации с народами, и не все умные задумываются. У любой медали есть обратная сторона, и даже помня об этом, человек всегда будет выбирать между светлой и темной. Травму нельзя отделить от Победы. Травма – это цена, которую пришлось за нее заплатить.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алешковский
Почему для меня важен Донбасс?
О качестве русской общественной мысли скорбел еще академик Павлов.
23.03.2023
О жутком искажении культурной среды, которую принесла свобода
Правда ссорит людей и порождает конфликты
10.03.2023
Все статьи Алексей Алешковский
Новости Украины
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Два клоуна предопределили кровавый путь Украины
Мемуары Бориса Джонсона свидетельствуют о его подлой сущности и примитивных подходах к решению конфликтов
03.10.2024
Кому Церковь не мать…
О гонимых исповедниках Православия на Украине
01.10.2024
Байден недоволен планом «победа», предложенным Зеленским
По словам источника в администрации США, предложения украинской стороны ограничиваются очередными просьбами о поставках вооружений и повторными призывами разрешить запуск ракет большой дальности по территории России
28.09.2024
Все статьи темы
Русофобия
«Деколонизаторы» внутри страны
Почему до сих пор чувствует себя вольготно Антон Вальковский?
01.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
Смертельное объятие «анаконды»
Она стягивает свои кольца вокруг Православной Церкви
30.09.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.10.2024 22:46
Серьёзное предупреждение Западу
Новый комментарий от Агафон
03.10.2024 20:56
Политическая шпана пришла к власти! // Радикалы
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.10.2024 20:31
Подвиг под покровом Алексея, человека Божия
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.10.2024 17:54
«Это сильный побудительный мотив для сохранения семьи»
Новый комментарий от Тов Зеленый
03.10.2024 17:31
Регионы против абортов
Новый комментарий от Сергей
03.10.2024 14:58