Тема нашего мероприятия для всех нас очень чувствительная. Учитывая, что из этого получилось ко дню сегодняшнему, многие русины эту дату — 80-летие подписания в Москве Соглашения между СССР и Чехословакией о присоединении Подкарпатской Руси к УССР, считают очередным трагическим событием, но, увы, история не терпит сослагательного наклонения.
Если позволите, в стиле нашего президента, только немного лаконичней, для начала расскажу об исторических реалиях, в которых формировался и выживали карпаторосы, они же русины. Собственно, проблема веками была в том, что народ у нас небольшой и создать свое национальное государство мы, русины, никогда не могли. И хотя русины испокон веков хранили память о древнейшей Руси и всегда, веками, боролись за сохранение веры предков, своего языка и духовного единства со славянскими народами, входить нам приходилось постоянно в чужие гособразования. Фактически, это началось с феодальной раздробленности Киевской Руси и продолжается по сей день: Венгерское королевство, позже Австро-Венгерская империя, еще позже Чехословакия, потом Союз и вот теперь – горе-Украина. А практически, при всех властях, кроме СССР, русинское население было вынуждено бороться против насильственной ассимиляции: попыток окатоличивания, преследование за родной язык, репрессии за, как мы бы сейчас сказали пророссийские настроения и политические движения.
Кстати, если вы думаете, что такое далекое от России захолустье не участвовало в ее жизни, то это не так. Не буду перечислять всех выдающихся русин, столетиями вносивших свой вклад в развитие российской, а иногда и мировой науки и культуры, но упомяну хоть пару фамилий. Например, первого ректора Санкт-Петербургского университета Михаила Балудянского и художника, основателя реставрационного дела в России Игоря Грабаря. Кстати, культовый американский художник Энди Уорхолл тоже наш, русин-эмигрант. И да, классик украинской литературы Иван Франко тоже вовсе не украинец. В дневниках есть такая запись: «Меня сегодня кровно оскорбили, меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я – русин». Это, так сказать, чтобы вы немного лучше поняли, как на Украине работает присвоение тех, кто уже не ответит. То Франко у них «украинец», то Королев, то Сикорский).
Впрочем, увы, в истории куда больше, чем вот таких славных страниц, страниц, пропитанных кровью. Мало кто знает, но во время Первой мировой войны Австро-Венгрия создала первые в мире концентрационные лагеря именно для истребления русин – «Таллергоф» и «Терезин», в которых в 1914-1918 годы были замучены более 120 тысяч русинов. Их убивали за то, что не хотели отказываться от своей идентичности и всегда духовно и политически тянулись к России. Точно так же немецкие нацисты будут пытаться истреблять другие народы, и человечество осудит это варварство. А вот расправы над русинами до сих пор историческую оценку не получили.
Во время Второй мировой регион обитания русинов оказался под властью Венгрии, но тем не менее, тысячи моих земляков участвовали в освобождении нашей Родины. Так, именно русины составили костяк Чехословацкого армейского корпуса Людвига Свободы. И вместе с Красной Армией, в частности, освобождали Харьковщину и Киев. К примеру, первым на бульвар Шевченко в столице УССР прорвался танк русина Степана Вайды, уроженца села Дулово, получившего звание Героя Советского Союза. Конечно, вклад небольшого народа и двадцати тысяч его бойцов в войну миллионов не так велик. Но в год 80-летия Великой Победы важно подчеркнуть, что и для русинов та война была Отечественной. Наши предки в ней сражались вместе с Россией и за единство с братьями-славянами.
Надо признать, единство в тот раз наступило и именно его годовщину мы отметии на днях. Но был там важный нюанс. Тогда, в 1945-ом, представители всех кругов закарпатского общества, от простых тружеников, местных коммунистов и русофильской интеллигенции и до Съезда православных священников Подкарпатской Руси, обратились к советскому руководству с просьбой включить Подкарпатскую Русь в состав СССР на правах союзной республики, или в качестве автономии в составе РСФСР. Заметьте, не в состав Украины, от чьих националистов мои предки натерпелись и не хотели бы, так сказать, рецидивов. Но, увы, их мнение тогда было проигнорировано, Хрущев решил включить Подкарпатскую Русь в состав Советского Союза в качестве Закарпатской области УССР, а ее коренное население полагать частью украинского народа. Вот так мы и оказались, по итогу, в составе Украины.
Фактически, так же как Донбасс и Крым, не в соответствии с историческими традициями или желанием местного населения, а автоматически с распадом Союза. Уже в 1991 году русины попробовали восстановить национальную автономию в рамках нового государства и провели референдум об автономии Закарпатской области. За выступило 78% населения региона и если бы мнение людей было учтено государством, то Закарпатье имело бы в составе Украины те же права, что и Крым. Но украинская государственность изначально склонялась к националистической, а вовсе не демократической модели, поэтому итоги референдума были проигнорированы.
Более того, Украина более 30 лет отказывается даже признавать существование русинского народа. Об этом неоднократно просили власти общественники, в 2007 году депутаты Закарпатского облсовета признали этническую группу русинов национальностью. Обращались к Верховной раде с аналогичной просьбой, но и она была проигнорирована. В 2021 году, уже при президенте Зеленском, на Украине был принят закон о коренных народах. Делалось это, в первую очередь, для ограничения прав русского населения страны, которое, несмотря на многомиллионную численность, коренным в документе не признано. Но и русины к таковым тоже не отнесены. Таким образом, по сей день на Украине исконные жители Закарпатья у себя дома не считаются ни коренным народом, ни нацменьшинством. Соответственно, не имея прав на защиту и развитие своего языка и культуры.
Хотя во многих странах мира, в том числе и в России, а также в США и европейских странах, где проживают самые крупные диаспоры – в Венгрии, Словакии, Румынии, Чехии, Сербии, Хорватии и Польше, русины признаны. Всего в мире русинов насчитывается до 4 миллионов человек, и значительная часть остается гражданами Украины. И сейчас они сталкиваются с преследованиями. Сотни людей подверглись давлению через уголовные дела, развязанный киевским режимом политический и религиозный террор в Закарпатье приобрел и национальный подтекст. Я тоже была вынуждена бежать из Украины в связи с угрозами СБУ за как пророссийскую, так и прорусинскую деятельность, и заочно приговорена к 15 годам заключения. Но речь не обо мне. Сотни людей подверглись давлению через уголовные дела, множество людей были насильно мобилизованы в ВСУ. В частности, насильно мобилизовали 58-летнего, не пригодного к службе русинского активиста Ивана Данацко. Силой отправить на смерть пытались 69-летнего протоиерея Димитрия Сидора – духовного наставника русинской общины Закарпатья.
Первопричина такого прессинга региона не только в том, что небогатое Закарпатье не может массово откупаться от военкомов. Как и в прошлом, и в позапрошлом веках, русины в массе своей сохраняют верность канонической Украинской православной церкви, не разделяют идей неонацизма и не поддерживают принудительную украинизацию.
Впрочем, судьба русинского народа – из века в век, не меняя региона обитания, переходить из одного государственного образования в другое. Возможно, а с учетом текущих геополитических изменений, и вероятно, что Украина для русинов через какое-то время станет таким же прошлым, как Австро-Венгрия или Чехословакия. Мы сто лет назад хотели быть с Россией и хотим этого сейчас. Тем более, что провал второй украинской республики уже очевиден, и между долговой кабалой украинства и перспективой нормального развития под российским протекторатом здравомыслящие люди выберут именно Россию. Считаю, что референдум 1991 года дает если не правовые, то как минимум моральные основания просить Россию принять более активное участие в защите прав исконно православного, русофильского народа в Закарпатье.
Да, я знаю, что в медиапространстве популярны мифы об огромном влиянии венгров в Закарпатье и потенциальном присоединении региона к этой стране. Но это скорее пиар, нежели реальность. Дело в том, что венгерская община действительно достаточно многочисленная и сплочённая, власти Будапешта действительно создали условия для сохранения их идентичности и поддержания связей с исторической родиной. Плюс, будем честны, тот же Виктор Орбан умело разыгрывает карту венгерской диаспоры в торгах с Киевом. Но по факту венгров в Закарпатье всего около 15%. Стоит ли их спрашивать о будущем региона? Безусловно, они тоже живут тут столетиями. Имеют ли они «золотую акцию»? Нет. Все жители региона, как русины, так и венгерская община, должны иметь право на самоопределение согласно уставу ООН, так же, как это было в Крыму, Донбассе и Новороссии.
Впрочем, я понимаю, что это вопрос не сегодняшнего дня. А пока мы, патриотическая общественность России и наше русинское землячество на Большой Родине можем и должны сосредоточиться на восстановлении и развитии нарушенных в последние годы связей с нашими общинами за рубежом. Значительная часть русин, проживающая в странах Восточной Европы, сейчас подвергается давлению из-за того, что они занимают в основном нейтральную или пророссийскую позицию, а власти этих стран – проукраинскую. Так, например, один из наших активистов в Чехии – простите, не буду называть имя, чтобы не подвергать человека дополнительной опасности – сейчас попал под прессинг властей и боится даже выходить на связь. Помочь человеку в недружественной стране в текущих обстоятельствах сложно, как и вести культурно-массовую или просветительскую работу. И тем не менее, это не значит, что надо сбрасывать со счетов инструменты нашей мягкой силы. Там, где есть русинская община – там всегда есть русский дух и стремление к общим корням.
Кроме того, хочется верить, что еще наше поколение застанет этот день и просить дипломатов о содействии в восстановлении исторической справедливости в отношении тайного геноцида русин Австро-Венгрией. Безусловно, процесс постконфликтного урегулирования в бывшей УССР будет многоплановым и сложным. Но в конечном итоге восстановление исторической справедливости, в том числе в отношении русинского народа, просто неизбежно. И мы, дорогие коллеги, должны приложить к этому максимум усилий.
Татьяна Ивановна Поп, журналистка, общественная деятельница