Православный театр невозможен

Закон О культуре в России  Александр Сергеевич Пушкин  Русская цивилизация 
0
2302
Время на чтение 9 минут

Источник: Студия русской культуры Катитолины Кокшеневой

 

Знание – сила, поэтому продолжаем наши размышления о НЕМХАТе и спектакле-КОТЛЕТЕ.

Мы остановились на том, что оценка британской The Guardian, использовалась НЕМХАТОМ как «медаль за заслуги» для продвижения спектакля ЛАВР. Сейчас нам очень важно понять, что в русской высокой (то есть национальной) культуре не было до XXI века такой формулы как «православный роман» или «православный театр», а тем более не было «духовного театра» и «духовной сцены». Вот в Европе да, был такой жанр как «католический роман» (Ж. Бернанос, Ф. Мориак, Г.Грин и др.). А у нас – ни-ни.

Православие и Пушкин. Православие и Достоевский. Православие и актеры. Православие и «Мастер и Маргарита».

Все дело в этом замечательном союзе И – который целомудренно и соединяет, и решительно разделяет одновременно. И указывает на то, что между православием И писателем, артистом, режиссером отношения могут быть самыми разными. Союз предупреждает и требует осторожного внимания.

Я не случайно назвала Достоевского и Булгакова (хотя их произведения и их мировоззрение не из одного ряда), – назвала потому, что худойрук Бояков полюбил нынче выстраивать религиозные ряды. Помню, как во время «Екатеринбургского пульса» (организации концепции развития всей культуры города) в один культурный ряд, через запятую, у него попал частный театр, Ельцин-центр и царственные мученики. Нынче у него он такой: Достоевский с «Братьями Карамазовыми» (по подсказке The Guardian), «Мастер и Маргарита» и «великий роман Водолазкина».

Кажется, самого Водолазкина спектакль НЕМХАТа тоже сильно распалил, так как он теперь уже уверен, что писал юродский роман, и авторская позиция в нем – тоже юродская.
Но, как всё на нашей земле и в нашей истории – юродство тоже бывает Христа ради, а бывает себя ради. То, что роман ЛАВР написан себя-ради, это понятно, как понятно и то, что он обрастает версиями-смыслами, которых автор и не закладывал. Но когда в руках «себя ради юродивого» оказывается огромный театр и огромные материальные ресурсы, то конечно, масштаб проблемы совершенно меняется.

Юродивый в веночке и модном пальтишке н.а. РФ М. Кабанов. «Лавр». 2020.

 

Что же зрители увидели в «Лавре» нережиссера Боякова?

Большинство публики, судя по всему, увидели то, что предварительно заложил сам театр и Бояков в их головы массированной пиар-кампанией (интервью, реклама, ролики, релизы, объяснения, информация в сетях, афиши).

А заложили они вот что.

Премьера Лавра ими самими («командой») заранее была названа «исторической» (не бывало, де, такого в истории русского театра и всё тут!). Перед нами усиленное повторение всего набора определений, отвечающих за новизну: «первый религиозный роман», «первая постановка», «впервые» в русском театре, «исторический», «невероятный», «сложнейший» спектакль. И далее: «мы на острие актуальности», только мы единственные «даем национальную повестку», «мы совершили квантовый скачок», только мы можем себе позволить «невероятный уровень» (технический).

А можно ещё и так воздействовать на публику. Корреспондент «Комсомолки» задает вопрос:

- Вы не думаете, что МХАТ НАЗОВУТ ПРАВОСЛАВНЫМ после премьеры?

Далее не дается худымруком прямого ответа. Вопрос обойден молчанием. Ответ будет где-то рядом. Но сам вопрос остается в памяти, сам вопрос закладывает в головы читателя и уже содержит положительный ответ, которого так жаждет русское общество: Да, да, да! – звенит в голове у читателя! Наш, православный, свой, родной с историей о «положительно-прекрасном человеке» (Достоевским снова пригодился, так как его слова размещены в информационных материалах о ЛАВРЕ).

Да – единственный. Да – только «Я и моя команда» (вспоминается Тимур и его команда) способны это сегодня сделать, – тихо вторит Бояков.

Всюду, всюду ставятся слова-метки…

Идет охота на публику. Идет охота.

Выставлены «красные флажки» – определено «пространство восприятия», работают новые технологии не только на сцене, но и в публичном пространстве.

Старец Никандр – н. а. РФ Леонид Якубович (благословение)

ТАК создается корпоративное мнение. И вот уже посетители вип-премьеры согласно кивают. «Высокий, умный, интеллигентный спектакль» – высказывается писатель Алексей Варламов, и о «каких-то» важных «смыслах и мыслях» говорит телеведущая Екатерина Шугаева. Но ни одного доказательства «ума» и «интеллигентности», конечно, не приводится. Как ни один смысл не называется. Зачем напрягаться? Бояков ведь давно всё всем объяснил!

Но заложниками корпоративного мнения могут оказаться и счастливые смертные – православные. Православные смотрят спектакль и вкладывают в него себя – как Анна Каренина у Толстого в роман, который читала. И тут работает простой психологический закон – мы видим то, что УЖЕ содержит наш внутренний душевно-культурный опыт, его доминанты. А потому и узрели некоторые православные «гармонию надмирного пространства»: «Спасибо всем, кто трудился над этим замечательным действом, эстетически великолепным, не превращённом в лубок и не погрязшем в скучном морализаторстве на религиозную тему» (надеюсь, что этот текст сочинили не в пресс-службе НЕМХАТа).

И вот уже за «приобщение» к «Лавру» (за чечевичную похлебку) готовы терпеть сценическое причащение?!

Свою целевую аудиторию, которая понесет дальше миф о «православном» спектакле, худойрук называет прямо: «…Слушатели радио «Вера», зрители телеканала «Спас», мои родственники, поклонники Водолазкина, интеллигентные зрители-любители постмодернизма, а это роман постмодернистский абсолютно по всем формальным характеристикам, и при этом – суперконсервативно-традиционалистский. Нет, спектакль не для кого-то конкретно, он для всех. Он для тех, кто знает: театр может дать какой-то урок, возможность промониторить себя – на каком этапе жизни я сейчас нахожусь?».

Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Алипий – Александр Карпенко

В этой речёвке есть всё, чтобы зацепить разные социокультурные группы. Широко раскинуты сети ловца душ. Необыкновенно широк охват – от постмодернистов до консерваторов. Он умеет угодить всем своим спектаклем-котлетой! Да и сам спектакль преподноситься чуть ли не как лакмусовая бумажка духовности каждого из нас. Так сказать, спектакль-тест на «тела духовности»!

А мне весь этот постмодернистки#супер#консервативно#традиционалисткий монстр попросту напомнил, как Леонид Андреев рисовал более ста лет тому назад голову человека о двух лицах – Христа и Иуды одновременно.

Сколько не стараюсь, но никакого подвига первооткрывателя у НЕМХАТа не нахожу, кроме как усугубления в расчесывании «старых ран» прежних интеллигентских ересей.

Итак, мы слышим, что никогда, мол, в русском театре, до явления в нём Боякова (его не назвали еще великим русским режиссером? Нет?), – до появления Боякова не было в России такого инновационного спектакля, сочетающего «подлинную религиозность» с новейшей «невероятной» технологичностью. Православие и современность наконец-то встретятся на сцене! Православные, наконец-то (сколько веков страдали!) получили «свой» театр, а то ютились всё где-то без всякого театра по храмам, да по соборам. Православные и «активные миряне» наконец-то поймут, что православие и современное искусство не антагонисты, а могут работать в полнейшей симфонии. И наступит у нас всеобщее счастье! И Бояков будет формировать нам культурную, национальную и государственную повестку… Только мы хорошо помним, ЧЕМ закончилось это формирование в 1917 году.

«Симфония» от Боякова явилась в таком обличье: «оттолкнулись» от иконостаса. Это и славно – ничего придумывать не надо. Но это и символично: ведь Бояков еще в 2016 году «предсказал», что появится «поколение православных семиотических бойцов». А тут – такая семиотика! Ведь иконостас есть преграда, отделяющая алтарную священную часть от остального церковного пространства…Об иконостасе знает каждый. А если не знает – худойрук просветит: «Действительно и иконостас, и особенно средневековые иконы, клейма — они рисовались в жанре буквально, если использовать сегодняшний язык — это комиксы. Это такой набор сюжетов, картинок, которые люди, надо понимать, что сколько было процентов, знающих грамоту — очень немного. И поэтому люди по этим картинкам мыслили свою жизнь».

Заглавный герой – теперь в схиме, Д. Певцов.

В общем в ПЕРЕВОДЕ НА СОВРЕМЕННОСТЬ все будет выглядеть так: иконостас адаптируется под технологичную панель для демонстрации комиксов из разных эпох. Житие как литературный жанр прямо переносится на спектакль (спектакль-житие – это же круто!). Артистов одевает в модную дизайнерскую одежду – дорогие костюмы и дорогое «средневековье» (я так поняла, что «средневековье» представляли мужики в вязаных свитерах и с клочными бородами). На сцене ИМИТИРУЮТ церковные обряды: ПОКАЯНИЕ, ИСПОВЕДЬ происходит вслух, на сцене, ПУБЛИЧНО (исповедь о ночных полюциях, например). До такого, что исповедь могла быть публичной, даже большевики не додумались. Впрочем, комсомольские публичные клятвы и раскаяния – это и была, очевидна, форма той самой «публичной исповеди», которую представили нам как «новую форму» в НЕМХАТе. А уж имитация ПРИЧАЩЕНИЯ на сцене (то есть самого сакрального центра литургии, сочетования с Господом Иисусом Христом) – имитация причащения это, на мой взгляд, ничуть не лучше, чем пролетарские туалеты в алтаре. Имитируются священнические одежды, имитируется (или берутся подлинные?) монашеская схима… Монах в схиме – в этом же пространстве девушка с сигареткой. И тут же главный герой совершенно обнажен, и тут же интимная сцена между мужем и женой…Всё в куче. Все в куче… Секс и сияние  одном сценическом пространстве (в церковном обряде охраняется тайна исповеди и уважение к образу Божию в человеке).

В НЕМХАТе можно всё…Но то, что даже описывается в книге не имеет такой силы воздействия, как в театре, придающем объем слову, жесту, позе.

…И выбегают на поклоны священники, старцы… И скачет рядом с ними в плясе народ-хоровод, в ритмах, противоположных церковному пению. Спектакль о юродстве и старчестве как итоге жизни – о крайней степени аскетизма – играется с небывалой жирной роскошью в мильённых декорациях!

Какую наглую подмену производит Бояков: он попросту СТИРАЕТ границу между настоящим сакральным пространством литургии и театральной сценой!

Он объявляет, что надо «относиться к пространству театра как к сакральному месту, которое требует жертв и служения».

Грех мысли убеждает нас, что театр может быть сакральным местом!

Лжет.

Грех мысли убеждает нас, что худойрук и актеры служат, как служит священство.

Лжет.

Ньюправославный Бояков продемонстрировал нам этапы искушения и греха: сначала появляется помысел о ЛАВРЕ, потом втягиваются в работу актеры и все, кто делает спектакль, многие из которых просто могут не знать всей картины целиком, потом происходит услаждение избранностью, особенностью (только мы, никто кроме нас нигде и никогда!), потом происходит пленение (усиленная работы, экстаз творчества), далее разжжение переходит на телесный уровень (физическое мизансценирование, добавление сильных аффектов музыки, света, экранов, гаджетов, видеоряда), наконец происходит долгожданное падение (сама премьера), и совращение публики (многих других), которое готовилось заранее и описано мной выше. Ну и потом всеобщее торжество по поводу совместного греха: Мы это сделали! Ну да. Наделали. Православный, конечно, свист на поклонах поставил жирную точку…

Я специально описала так – один и тот же творческий процесс имеет совершенно разные внутренние состояния в «православном» театре (и православном самоощущении) и в «просто» театре.

Неужели в театре так искусно изготовили панагии?

Православный театр попросту строго говоря не возможен. Не надо нам литургию представлять на сцене. Не нужны нам ряженые священники. Не нужна нам фальшивая симфония сакрального и сценического.

Этого не должно быть никогда, потому что должно что-то оставаться в нашем мире на своем месте, стоять вечным столпом, как столпники и святые стояли в вере.

Православный театр не нужен. Нужен живой русский театр, который так хорошо знал когда-то о своих границах в размышлении о природе человеке и не переступал опасную черту, нагло пытаясь спектакль сделать двойником литургии, а пространство сцены – двойником церковного.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации

1.

Невозможен не только православный театр, но и православная беллетристика, что прекрасно показал Виктор Острецов - https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9E/ostrecov-viktor-mitrofanovich/statji-raznih-let/3 Тем ни менее, возможна художественная литература в рамках национальной культуры, опирающейся на Православие (в России или на католичество в Испании). Так же и театр. Театр - не церковь, спектакль - не богослужение, а повесть Пушкина "Выстрел" - не молитвенник. Тем ни менее глупо и вредно запретить православным мирянам читать Пушкина или Достоевского или глядеть спектакли в театре. С другой стороны - спектакли и повести есть более, а есть менее душеполезны зрителям. И задача православных критиков - выявлеть степень увода от молитвенности действа и доносить это до потенциальных зрителей. Я вот не видел спектакль Лавр, но никакой спекталь не могу приравнять к участию в богослужению, однако с большой долей вероятности смею предположить, что она душеполезнее, чем "Преступление и наказание" в постановке Богомолова или спектакль Максима Диденко "Норма" с поеданием д***ма.
Юрганов / 17.12.2020, 09:03
1
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Администрация президента США об ужесточении санкций
Весной произойдут ограничения в списках на выдачу ипотеки
Кабаева на публичном мероприятии показала кто ее любовь: СМИ
Сегодня был убит многим известный Демьян Ганул

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Антоновна Кокшенева
Все статьи Капитолина Антоновна Кокшенева
Закон О культуре в России
Опера или политика?
Болезни интеллигенции
22.01.2025
«Подобные изображения "демонических" существ неприемлемы»
Православные общественники Самары обратились к Президенту России по поводу «шишиг-летунов»
03.01.2025
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Попытка деятелей культуры и журналистов защитить «шишиг-летунов» остро ставит вопрос о необходимости вернуть культуру под контроль государства
28.12.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Солоневич против Пушкина
Великий поэт, безусловно, был патриотом России, даже в свой первый, «революционный», антимонархический период
07.03.2025
День памяти русского путешественника адмирала Юрия Лисянского
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.А.Полевого, композитора А.А.Алябьева, генерал-адъютанта Д.Г.Бибикова, сенатора А.А.Нарышкина, философа А.И.Введенского, радиотехника М.А.Бонч-Бруевича, философа М.М.Бахтина и конструктора Д.И.Козлова
07.03.2025
С кем вы, мастера халтуры?
Оскорблённая Натали, оклеветанный Александр – результат 12-серийного киновранья
06.03.2025
Незнакомая знакомая русская литература. 21.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. Дубровский
04.03.2025
«Его художественные создания составляют славу и гордость России»
К очередной годовщине со дня кончины Михаила Ивановича Глинки
16.02.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Между «доктриной Монро» и «перестройкой» Горбачёва
Дональд Трамп выступил в Конгрессе с первой программной речью
06.03.2025
Петр Ершов – народный писатель
К 210-летию со дня рождения
05.03.2025
«Национальный вопрос в России. Нерусские русские». 
Научно-практическая конференция. Часть 3
05.03.2025
«Очень важно всем нам научиться различать духов»
Огромная ответственность сегодня на нашем духовенстве, да и над всей нашей Церковью
04.03.2025
«Национальный вопрос в России. Нерусские русские». 
Научно-практическая конференция. Часть 2
03.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27