Семейное обучение: «за» и «против»

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ  Семья 
0
1024
Время на чтение 5 минут

Источник:  Православие и современность

Вместо класса - своя комната, вместо учителя - мама. Вместо ранних подъемов и изнурительных занятий - гибкий график и масса свободного времени. Стресс перед контрольными, слезы из-за плохих оценок, травля одноклассников - всех этих тяжелых реалий школьной жизни нет при семейном образовании. Эта форма обучения детей в нашей стране с каждым годом набирает обороты. Елена Мизюк пообщалась с родителями, взявшими ответственность за образование своих детей на себя, чтобы понять, какие преимущества дает надомное обучение и есть ли у него подводные камни.

Семейное образование получило распространение в США в середине ХХ века. Его стали практиковать прежде всего в христианских семьях, после того как в государственных школах была отменена общая молитва перед обучением и взят курс на «светскую школу». В России семейную форму образования законодательно закрепили в 2012 году. Стоит уточнить, что семейное обучение отличается от заочного, предполагающего, что ребенок проходит аттестацию в школе, к которой прикреплен, и от домашнего, при котором школьные учителя приходят на дом, тем, что весь процесс обучения организуют родители, они же отвечают за результат. Это совершенно новая форма обучения, которая дает реальную возможность выбирать программу, формат преподавания, а также, до 9 класса, время аттестации. 

Во многих российских семьях такая образовательная практика уже дала свои плоды. Если верить статистике, то на начало 2017/18 учебного года в нашей стране насчитывалось около пятнадцати тысяч учеников, которых обучают родители. Мы побеседовали с несколькими саратовскими мамами, прихожанками саратовских храмов, дети которых проходят обучение по семейной форме. 

Елена Степовик: 

-Есть много причин, по которым мы ушли на семейное образование. Например, кроме «синдрома отличника» есть еще и «синдром троечника» - штука не менее сильная, особенно для мальчиков. Сначала эти ярлыки невидимо закрепляют педагоги, а потом и сами дети транслируют их друг другу. Некоторые привыкают, а некоторым приходится биться за себя до 11 класса. Еще одна причина - отсутствие у детей мотивации к учебному процессу в школе. Этому не уделяется должного внимания, и в результате многие дети учатся, мотивируясь не процессом познания, а ожиданиями окружающих, а порой и просто собственным тщеславием. Если говорить о нашем опыте, за год на семейном обучении дети начали различать: что им легче учить, что сложнее, что из всего этого интересно лично им. Предметы, к которым не было интереса, осваиваем творчески, смотрим тематические фильмы. Кроме того, дети не устают, поскольку у них свободный график.

Татьяна Куценко: 

-Мы ушли на семейную форму обучения два года назад, когда сын пошел в четвертый, а дочка - в первый класс. Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно. Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки. После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка. Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка - и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент - это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях. А это очень важно, поскольку начальная школа - фундамент. А еще - ребенок стал учиться сам. И теперь у нас есть возможность посещать и музыкальную школу, и спортивные секции, и кружки, которые интересны детям. 

Анна Симовина:

-Старшую дочь я забрала на семейное обучение в шестом классе. Причина - постоянные болезни на фоне беспрерывного стресса, который она получала в школе. Кроме того, мне всегда хотелось воспитать своих детей христианами, а в школе, где мы учились, совсем другие ценности, и ребенку было там сложно. Сейчас у нас все четверо детей на семейном обучении. Уровень их знаний не уступает школьному.

* * *

В Саратове действует несколько сообществ родителей и центров поддержки семей, дети в которых обучаются родителями. Одно из таких сообществ - православное. С 26 по 28 июля в Свято-Троицком соборе г. Саратова на базе этого центра прошел очередной тематический семинар по программе «Классические беседы».  Поделиться своим опытом приехала преподаватель Государственного университета управления, доцент, кандидат политических наук Наталья Блинова.

- На мой взгляд, школьное образование зашло в тупик - дети и педагоги перегружены. Нагрузка с каждым годом возрастает, а качество знаний учеников падает. Учителя - большие труженики, но система вынуждает их тратить много времени на заполнение отчетности, не удивительно, что у них просто не остается ни сил, ни времени полноценно подготовиться к уроку. Семейное образование дает возможность индивидуально подойти к ребенку, раскрыть его потенциал. Не просто наполнить его знаниями, но научить его этими знаниями пользоваться. 

О том, как проходят занятия детей с родителями, рассказала Дарья Аношкина, которая занимается организацией семинаров по семейным обучающим программам.  

- На таких семинарах один из родителей, прошедший обучение на инструктора, проводит занятие, показывая детям и родителям варианты изучения материала, моделируя для них учебный процесс, элементы которого затем можно воспроизвести дома,- пояснила она.- Такие встречи дают помимо чисто практической пользы общение, обеспечивают родителей методической помощью и моральной поддержкой, создают благоприятную среду для социализации детей, объединяя семьи со схожим мировоззрением.  

Но все-таки, как признаются сами родители, учить детей дома сложно. Во-первых, далеко не все семьи могут позволить себе эту форму обучения, поскольку по факту один родитель посвящает практически все свое время образованию ребенка, значит, вся финансовая нагрузка по обеспечению семьи ложится на второго. Во-вторых, от мам и пап требуются хорошие организаторские навыки, дисциплина, настойчивость. Да и дети все очень разные, многим просто нравится посещать школьные занятия. Ведь школа дает возможность увидеть себя глазами других детей, проявить себя, поучаствовать во множестве общих дел, научиться преодолевать конфликты, которые неизбежны в коллективе. Не удивительно, что некоторые родители, даже испробовав формат семейного образования, оценив его плюсы и минусы и взвесив свои возможности, все же возвращают детей в школу.

Марина Мирошина: 

- В целом наш опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то этот способ образования больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение - все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Сейчас дочка ходит в обычную школу. Учится она хорошо, мне не приходится особо вникать в программу, соответственно, у нас остается больше времени просто на общение. Хотя не исключаю, что мы еще вернемся к этой теме позже.

* * *

Так что же делать? Отдать предпочтение школе или семейному обучению? Сегодняшняя ситуация в образовании подарила нам самое ценное - выбор. Родители могут исходить из своего мировоззрения, целей, психологических особенностей ребенка. И это действительно очень важно.

Газета «Православная вера» № 16 (636)

[Елена Мизюк]

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Мизюк
Все статьи Елена Мизюк
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
Открытый урок «Разговор о важном» по случаю
начала нового учебного года
02.09.2024
Детей поработили мобильными телефонами:
страшный эксперимент над человечеством / «Поле битвы»
31.07.2024
О будущем СВО, поездках с детьми на Донбасс
и почему боится Мизулину
17.07.2024
На каждом из нас лежит ответственность за свою страну
Молодежь является неотъемлемым носителем перспектив и будущим российского государства
10.05.2024
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Все статьи темы
Семья
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Пора осознать тот факт, что Россия – вымирающая страна
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
О либерализме
Наши новые либералы («либероиды») суть избранники тёмной свободы
18.12.2024
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
В мире доверчивого детства всё должно быть без завихрений, без «игр и игрулек в бисер»
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36