Говорит День Победы

Александр Сергеевич Пушкин 
0
891
Время на чтение 11 минут

Чтобы по-настоящему понять, чем был этот день для нашего народа, чтобы вдохнуть его воздух, почувствовать то, что объединяло тогда людей, ощутить тепло их горевших сердец и одновременно заглянуть в бездну их скорби, нужно слушать живые голоса того дня. Голоса свидетелей - хотя слово «свидетель» здесь не вполне подходит. Все наши собеседники, сколько бы лет ни было им в победном мае, были не просто свидетелями, а участниками общей жизни - трудной, страшной, напряженной, не разделенной на детскую и взрослую. Каждый из них шел к Победе - своей и в то же время общей - крутой дорогой.

Память - это не просто хранение информации: фактов, цифр, дат, имен. Та память, которая делает народ именно народом, а не просто населением, есть память сердца, память-сопереживание. Именно поэтому они так важны, так нужны нам сейчас, эти голоса. Мы должны не только услышать их, но и передать услышанное дальше - в будущее.

Им нужна наша память, молитва и любовь

Протоиерей Лазарь Новокрещеных, клирик Казанского храма г. Саратова (✝ 2019 г.):

- Я родился в Харбине в 1935 году. В Советский Союз моя семья переехала в 1955 году - по завещанию отца. Мой отец, Василий Николаевич Новокрещеных, сражался за Отечество в Первую мировую, но не принимал участия в войне 1941-1945 годов, так как эмигрантов считали в России белобандитами и в Красную армию не принимали. Когда началась Великая Отечественная, я даже не знал, что Россия воюет, был совсем маленьким. К 1945 году я, конечно, уже «прозрел», но взрослое осознание масштаба трагедии, которую пережила наша страна, пришло позже, когда в 1989 году мне довелось побывать в Германии на христианском фестивале «Керхентаг», на котором немцы просили прощения за своих предков-фашистов у представителей пострадавших от их агрессии стран.

Я с любовью и глубоким уважением отношусь к людям, прошедшим войну с фашистской Германией, и к тем, для кого объявление мира не стало окончанием страданий - тем, кто потом пережил еще и ГУЛАГ. Один мой знакомый - летчик Николай Богданов, герой Советского Союза - однажды во время войны приехал в Москву на побывку. Шел по улице и, чтобы завернуть махорку, поднял с земли листовку, как оказалось, сброшенную с немецкого самолета. За это у него отобрали все награды и отправили в лагеря на 15 лет. А он даже прочитать эту листовку не успел! Позже его, конечно, реабилитировали, но какая рана человеку была нанесена!

Я преклоняюсь перед людьми, которые пережили немецкий плен, а после освобождения попали в советские лагеря. Несмотря на перенесенные страдания, эти люди не ожесточились. Они как истинные христиане принимали все тяготы со смирением.

Для людей, прошедших войну, важна наша память, молитва и любовь к ним. В этом и заключается благодарность потомков. За каждой Литургией и домашней молитвой я поминаю вождей и воинов, живот свой положивших за веру и Отечество, а также всех безвинно пострадавших за веру Христову в ссылках и на каторгах.

Нет, мы войне не дети

Татьяна Иосифовна Бирюкова, агроном, жительница поселка Пушкино Советского района:

- В войну мы оказались в эвакуации в Восточном Казахстане, в предгорьях Алтая, там есть село Шемонаиха. С третьего или четвертого мая люди жили в страшном напряжении. Радио на всей улице было только одно - у нас в доме. Оно работало с семи утра до двенадцати ночи, выключить его было нельзя - его выключали на радиоузле. И нас без конца спрашивали: ну что, не объявляли? Ничего такого Левитан не говорил? За стенкой жила семья, в которой были мальчишки, и у нас с ними была договоренность: если вдруг объявят ночью (то есть поздно вечером, когда нас уже загнали спать), я тут же постучу им в стенку. Почему-то всем казалось, что это будет именно ночью.

Но объявили утром. Я услышала голос Левитана сквозь сон, слов не разобрала, но все и так было понятно. Тут же вскочила и вылетела во двор. По двору ходила соседка с пустым ведром и повторяла: «Что же, значит, Ваня мой теперь живой будет? Живой?». Она все повторяла и повторяла этот вопрос, и лицо у нее становилось каким-то ненормальным. Я помню этого Ваню, ее мужа, он потом приехал домой.

Мы с пацанами понеслись на площадь. Что там творилось! Словами не передать. Какой-то дед плясал - в рваной рубашке и белье. Кто-то пытался выступать с трибуны, но никто этих выступавших не слушал. Качали какого-то военного. Милиционеры стреляли в воздух. А еще мне запомнилось, как танцевали чеченцы. В Шемонаихе много было чеченцев, выселенных с Кавказа; всех мужчин у них забрали в трудармию, поэтому лезгинку на площади танцевали мальчишки и старики.

Мне было тогда девять лет. И за всю свою долгую жизнь я больше никогда не испытывала подобного чувства. Это было чувство единства со всеми людьми. Мы были все вместе, все - одна семья. Не было никаких различий. Мы все вместе победили.

Потом мы все-таки пошли с площади домой. На углу была аптека, и на ее крылечке страшно плакала женщина. Провизор из аптеки вынесла ей что-то успокаивающее, но это, видимо, не помогало... Другая женщина, стоявшая рядом, сказала: «У нее всех мужиков поубивало, вот она и кричит».

К вечеру все село было во хмелю - даже мой отец, который вообще никогда не пил. Коровы и козы бродили недоенными, страдали: взрослым было не до них. Но нам, детям - мне и соседским мальчишкам - стало жалко наших буренок, и мы их вместе, как сумели, подоили...

Я не люблю, когда наше поколение называют «детьми войны». Война нас не родила и не воспитала. Мы, если разобраться, были такими же солдатами на этой войне, только с другого фронта. Я только сейчас поняла, на каком краю мы стояли, когда нас вывозили из Ленинграда в эвакуацию...

...и вдруг показалось, что войны не было

Мария Егоровна Блохина, жительница Покровска (Энгельса), пенсионерка:

- Когда началась война, мне было четырнадцать лет, мы жили в Сибири, в городе Сталинске, теперь это Новокузнецк. В июле отца призвали в армию, и мы остались впятером - неработающая мать и четверо детей, я старшая. Я закончила семь классов и пошла работать на швейную фабрику настельщицей ткани. Мы шили обмундирование для наших солдат - круглосуточно, в две смены, каждая по двенадцать часов, с восьми до восьми. Ночные смены были для меня особенно тяжелы, потому что днем мы дежурили в госпитале. Мы стирали и гладили выстиранные бинты, помогали кормить раненых. Я кормила дядю Федю - у него не было руки и ноги. И как же он меня ждал! Он мог улыбаться только глазами, лицо страдальческое, а в глазах улыбка: дочка пришла! У него была дочь такая же, как я... Но однажды я вошла в палату и увидела, что на его койке лежит другой раненый. Медсестра сказала мне, что дядя Федя умер. Это оказалось для меня настоящим шоком, да и вообще вся наша работа в госпитале оставила тяжелейшее впечатление на всю жизнь. Мы ведь были совсем юные тогда, неокрепшие...

Потом я пошла работать на автобазу Кузнецкого металлургического комбината табельщицей. Это было особо важное оборонное предприятие, все, кто там работал, получали бронь. Дисциплина была очень строгая: за опоздание на двадцать одну минуту - штраф четверть зарплаты и двести граммов хлеба из пайка на три месяца. За прогул - уголовная ответственность.

День Победы... Его не нужно специально вспоминать, он просто никогда не забывается. Радио тогда было далеко не у всех, у нас в доме его не было, но мы услышали крики: «Победа! Победа!». Я побежала на площадь. Что там творилось! Туда бежали все: и стар, и млад. Играл духовой оркестр, мы плясали, прыгали... И вдруг показалось, что ничего не было. Не было войны, голода, похоронок, бессонных ночей в цеху, страшных дежурств в госпитале. Мы вернулись в свое оборванное войной детство... Но это было только минутное ощущение, потому что война - была. И послевоенные годы оказались тоже совсем нелегкими...

Даже природа ликовала

Елена Михайловна Зорина, руководитель секции участников Сталинградской битвы Совета ветеранов Фрунзенского района, жительница Саратова:

- Я ушла на фронт добровольцем, приписав к своему реальному возрасту несколько лет. Из родных Озинок меня отправили сначала на военную подготовку в Базарный Карабулак, затем - под Сталинград. Была начальником поста радиобатальона связи. Сталинград - это был ад: лил огненный дождь, кипела вода в Волге. Потом была Украина. В 1944-м в Карпатах на наш пост напали бандеровцы. Грязные, оборванные, голодные. Девчонки испугались, а я командую: чай кипятить, еду - на стол! Парни набросились на провиант, обо всем забыв, а нам этого времени хватило, чтобы вызвать подкрепление.

В мае 1945 года я была в Вене. Когда объявили о Победе, все вокруг ликовало. Даже природа! Это был необыкновенно прекрасный день: яблони в цвету, голубой Дунай, белоснежные лебеди на волнах. Этих птиц я тогда впервые увидела - в Озинках-то они не водятся... Счастье на лицах людей, все пели, плясали, радовались, что больше не услышим грохота орудий. В столовой был устроен праздничный обед. А через несколько дней пришла радиограмма на мое имя. Приказано быть наготове: наши с союзниками не могут поделить Берлин. Но в конце концов все обошлось, в Берлин ехать не пришлось.

После войны я работала в сфере торговли. В 90-х годах принадлежавший мне магазин пытались отнять бандиты, но не на ту напали. Сейчас, хотя и много работы, охотно откликаюсь на приглашения встретиться со школьниками и студентами. Молодежь должна знать, какой ценой далась Победа и почему мы победили. У нас была цель: освободить страну от врага. Мы сражались за каждый сантиметр нашей земли. Нам было по 18 лет. Казалось бы, какие из нас вояки? Но на передовой не думаешь о страхе, о том, что можешь умереть. Ты выполняешь свой долг, потому что дал клятву сражаться за свою страну.

Тогда я впервые побрился

Георгий Васильевич Фролов, председатель областного комитета ветеранов войны и военной службы, председатель - главный редактор Саратовской региональной общественной организации «Фонд книги памяти»:

- Когда началась война, мне было 15 лет. В 1942 году я стал «сыном полка» - 32‑го гвардейского стрелкового. Боевое крещение принял в битве на Курской дуге. Был трижды ранен. О Победе узнал на Эльбе, по радиоприемнику. Все вокруг бросились обниматься, шапки полетели в небо, стрелять начали, а у меня перед глазами - словно туман. Я, честно говоря, больше всего хотел спать. Не смыкал глаз несколько суток, с ног валился от усталости, какие уж тут эмоции... Но все равно со своим взводом отметили Победу - насухую. Выпить нечего было. А потом у нас была помывка, первая за долгое время. Я тогда впервые побрился. Почему-то именно это сейчас вспоминается...

 

 

Счастье невозможно выразить словами

 

Луиза Андреевна Ковалева, пенсионерка, в прошлом экскурсовод, жительница Саратова:

- Когда началась война, мне было 10 лет, я жила с родителями в Брянске. Папу поначалу оставляли в партизанах, но позже этот приказ отменили из-за того, что отец ранее был репрессирован как «враг народа», по 58‑й статье. Он всю жизнь проработал в газете, был редактором. Не знаю, что послужило причиной, но однажды весь коллектив редакции был арестован, даже уборщица. К счастью, отец не попал в лагерь и в первую волну реабилитации (еще до войны) был освобожден. Но все равно его прошлое было препятствием и для участия в партизанском движении, и для службы в Красной армии. Нашу семью отправили в эвакуацию в Вольск. Отбыли мы вечером, а ночью наш поезд разбомбили. Весь состав был разнесен в щепки, уцелели только два вагона, в том числе наш. Мы 200 километров шли пешком до Белева, а оттуда три месяца ехали в товарном вагоне до Вольска. Прибыли оборванцами - голодные, вшивые. Жизнь пришлось начинать сначала. В Вольске родители преподавали в школе, я училась. Тяжело было очень. И Победу мы все очень ждали. Думали: разобьем фашистов, начнется другая - мирная - жизнь. 9 мая, когда по радио объявили, что война кончилась, все жители города хлынули на главную площадь: такое было у всех счастье - невозможно выразить словами. И забыть нельзя.

День Победы - настрой на всю нашу жизнь

Август Иосифович Матюкевич, пенсионер, в прошлом агроном, директор совхоза, житель поселка Пробуждение (Покровск):

- Во время войны я был курсантом артиллерийского училища в Киеве. Весной сорок пятого мы со дня на день ждали отправки на фронт. Но вместе с тем уже приближалась Победа. С конца апреля люди находились в приподнятом настроении, в ожидании этого дня. Это был действительно всеобщий подъем: наша армия брала город за городом, и мы, курсанты, каждый вечер выезжали на полигон под Киевом и давали салюты. Очень хорошо помню первомайский парад - мы участвовали в нем верхом на лошадях, и наши кони не выдержали музыки и понеслись, сломав строй, мимо трибуны, на которой стоял Хрущев, тогда Председатель Совета Министров Украины. Но никаких «репрессий» за этим не последовало, потому что у всех было радостное состояние.

Утром 9 мая нам дали приказ выехать с артиллерийскими упряжками на площадь, и вот здесь мы услышали радостные крики «Победа!..». Отовсюду бежали люди, кричали, плясали... Нам было по двадцать лет, и мы, при всей нашей радости, немного сожалели, что не попали на войну.

Но самым запоминающимся - до сих пор все так, как будто вчера было - оказался следующий день, 10 мая, когда мы выехали со знаменем училища на военный парад. Не доезжая Крещатика, остановились - проехать невозможно, столько народу... И хотя мы не воевали, не успели - все вдруг кинулись нас поздравлять, засыпали нас цветами. Это что-то неописуемое было...

Я работать пошел в шестнадцать лет, когда мы с мамой и младшей сестренкой оказались в эвакуации в Сибири. И сейчас я понимаю, что война заставила всех нас напряженно работать, собирать все свои силы - ради общей цели, ради Победы. И потом мы работали именно так - всю нашу жизнь, до старости! Война дала нам такой настрой, мы иначе уже не могли. Не так давно, этой весной уже, я шел по нашему поселку, и вдруг ко мне подошли два человека незнакомых, просто прохожие, средних лет. И сказали: «Пока вы, ваше поколение, живы - мы чувствуем себя в безопасности». Какую безопасность они имели в виду? Наверное, моральную, нравственную. Эта встреча говорит о том, что в народе живо уважение к поколению, пережившему войну, трудившемуся, сражавшемуся на фронтах, что народ наш по-прежнему един.

Мы верили в Победу

Степан Федорович Прокопенко, подполковник вой­ск ПВО в отставке, житель Саратова:

- Предчувствие Победы у меня появилось еще в 1941 году, когда я служил старшиной в стрелковых войсках на Северо-Западном фронте. Шли ожесточенные бои за Старую Руссу. Город подвергался массированным ударам фашистской авиации. Она буквально сравняла его с землей. Были большие потери с нашей стороны. Но мы выстояли и дальше немцев уже не пустили. И эта локальная победа вдохновила всех нас! Ни у кого из наших бойцов уже тогда не было сомнений, что фашистов мы одолеем.

Потом я был ранен, контужен. После госпиталя участвовал в боях за Воронеж, затем проходил учебу в Саратовском танковом училище. Закончил его с отличием и был оставлен преподавать. Весть о Победе услышал в Саратове. Это действительно была радость со слезами на глазах. Незнакомые люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, делились впечатлениями. Я радовался, что тоже внес свой вклад в Победу. За несколько месяцев подготовил 26 танкистов, которые успели повоевать.

 

Радость с привкусом горечи

Мария Анисимовна Красичкова, жительница Саратова:

- Помню, что 9 мая 1945 года было очень холодно. Я тогда жила в деревне Малый Мелик Балашовского района. Шла посевная, работала вместе с другими женщинами из нашего села в поле на сеялке. Вдруг бегут из деревни ребятишки, кричат что-то, а что - не разобрать, ветер слова относит. Но сердце радостно забилось - ждали ведь мы этих слов: «Война кончилась!». Все бабы - сразу в рев. И у меня слезы ручьем, ничего толком не вижу, но продолжаю желобки прочищать. Никто из нас не посмел работу оставить. До конца дня с поля не ушли.

Из нашей деревни много мужиков на войну забрали. В три приема увозили. Сначала молодых - три подводы, потом те, кто постарше, ушли. В конце войны уже чуть ли не стариков забрали. А вернулись - полтора мужика. Один целый, другой - инвалид без ног.

Мой муж Василий погиб под Тулой. Были там тяжелые бои - мужичок из соседнего села, который с Васей моим воевал, мне потом рассказывал, как все было. Ноги мужу пулеметной очередью перебило. Много людей тогда полегло: бойцы как снопы на поле лежали. Где наши, где немцы - не разберешь. Раненых потом собрали, увезли в ближайшую деревню, в сарае выгрузили, а помощь оказать некому было. Там он и умер, либо от ран, либо замерз - холодно было очень. Поэтому радость от Победы была для меня и для всех наших деревенских вдов с привкусом горечи утраты.

Когда война кончилась, я сошлась с фронтовиком. Герой - до Берлина дошел! У него жена в родах умерла, двое детей осталось. Своих-то мы с Васей до войны не успели... Вот его детишек и поднимала.

Газета «Православная вера» № 09 (533)

Подготовили М. Бирюкова, О. Лючева, О. Протасова, М. Ковалева, О. Степкина

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Мария Ковалева
Все статьи Мария Ковалева
Оксана Лючева
Девочки, матушки, женщины...
Ни пытки, ни лагеря не смогли сломать насельниц саратовского Крестовоздвиженского монастыря
06.05.2015
Все статьи Оксана Лючева
Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08