Жизнь человеческого организма напоминает слаженную работу симфонического оркестра, и дирижеру приходится следить за состоянием всех инструментов, чтобы внезапная поломка не испортила звучание. Один из главных инструментов человека - его психическое здоровье - вещь очень хрупкая. Трещины, изломы в психике мешают жить полноценно: утрачиваются воля, желание трудиться, душевная тонкость, человек лишается способности сопереживать. В таком состоянии он едва ли будет счастлив. Взрослый способен сам быть внимательным дирижером, а ребенку в этом нелегком труде требуется учитель. Учительским пособием по настройке душевного инструмента, по предупреждению опасных поломок может стать сборник бесед с педагогом-психологом, детским психиатром, профессором Галиной Козловской «Не стучите молотком по пианино». Нелишним будет ознакомиться с ним и верующим родителям.
Я - ребенок
Психиатрия раннего возраста - дисциплина в историческом масштабе молодая, ей всего около тридцати лет. В отличие от других отраслей медицины, детские психиатры лечат не больного, а всю семью - через родителей оказывается влияние на ребенка.
Впрочем, и в каждом взрослом есть маленький мальчик или маленькая девочка, которые, возможно, ждут внимания и понимания. Это вовсе не значит, что внутри нас всегда пребывает нечто незрелое и инфантильное - нет, это именно детское, и это, быть может, самое ценное, что есть в человеке. И взрослый может помочь внутреннему ребенку в себе стать гармоничным, поправив какие-то ненамеренные - а может быть, и намеренные - перекосы, которые были в его воспитании, «довоспитав» себя.
Лечение любовью
Удивительно, но профилактикой множества психических расстройств - шизофрении, раннего детского аутизма, неврозов - является доброжелательный, близкий контакт с ребенком: «Даже такая, казалось бы, мелочь, как пение малышу песенок на ушко, очень благотворно воздействует на его психику», - пишет автор. Галина Козловская ссылается в этом вопросе на книгу Бориса Драпкина «Терапия материнской любовью», которую в числе прочих советует прочесть. Профессор-психотерапевт Борис Зиновьевич Драпкин учил матерей словесно выражать свою любовь, оказывать ребенку эмоциональную поддержку, правильно настраивать маленького человека на преодоление трудностей. За счет этого, даже не применяя медикаментозного лечения, удавалось достичь улучшения в психическом здоровье детей, которые имели такой контакт со своими мамами.
Тепличное растение
Грань между нормой и патологией пролегает едва заметно: к примеру, ребенок может страдать от невроза, в то время как его поведение напоминает, казалось бы, постоянное чудачество. Автор книги уделяет большое внимание природе невротических расстройств у детей. «Если взрослый может перетерпеть многие трудности и подавить в себе желание от них спрятаться, то у детей невротические реакции возникают мгновенно, буквально по любому поводу». Это происходит от того, что адаптационные силы детской психики невелики. «Страх - это естественная защитная реакция; когда он начинает превалировать, тогда создается почва для невроза», - подчеркивает психолог. Поэтому, по ее словам, нужно осторожно, но все же «развивать у детей стрессоустойчивость, выставлять границы, постепенно развивать волю». Только так можно предотвратить возникновение школьных неврозов, им, к сожалению, подвержены очень многие учащиеся, которых слишком изнеженно растили в дошкольном возрасте.
Ответственность взрослых
Задержку психического развития у детей могут вызывать и патологии разной тяжести, и педагогическая запущенность. Причем от педагогической запущенности могут страдать не только те дети, которые растут «как трава», но и те, кого чрезмерно опекают или не по возрасту нагружают - изучением иностранных языков, например, или сложными физическими упражнениями. Всё это, бесспорно, нужно, но должно оставаться достаточно времени и сил, чтобы ребенок мог просто жить, играть, общаться. По мнению автора книги, «существуют определенные этапы психического развития, которые ребенок обязательно должен пройти. Если какой-то этап не будет пройден должным образом, то в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату и развитие пойдет по ущербному типу».
Подвижность - не диагноз
К психическим проблемам относится и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Однако далеко не всегда, по словам психолога, это состояние является болезненным, - и, к сожалению, нередко в категорию гиперактивных попадают просто живые, подвижные дети. Почему так происходит? Нужно помнить, что ребенок нуждается в движении гораздо больше, чем взрослый, и «если двигательная активность ребенка систематически подавляется и не канализируется в какие-то более рациональные формы детской деятельности, то реакции протеста приобретают стабильный характер, невротизируют личность ребенка». В книге подробно рассказано о том, как помочь ребенку просто подвижному и ребенку с гипердинамическим синдромом.
Преодолеть неуспеваемость в школе
Одной из наиболее распространенных причин неуспеваемости детей с нормальным интеллектом Галина Козловская называет агрессивность педагогов и родителей: «От ребенка ждут успехов. На него возлагают большие надежды, и если он их не оправдывает, то попадает в разряд лентяев. [...] Требует учитель, требуют родители. Бедный ребенок сидит над уроками до глубокого вечера, и у него, чем дальше, тем больше, возникает отвращение к учебе». Психолог считает, что это проблема в большей степени социальная, чем психологическая. Хотя, безусловно, на психику школьника всё это тоже влияет: в конце концов он начинает воспринимать как наказание все, что требует от него каких-то усилий, и предпочитает отстраниться - например, уткнувшись в телефон или компьютер.
Помочь ребенку могут какието по-настоящему интересные для него занятия. И хотя кажется, что и на уроки-то времени не хватает, где уж еще чем-то дополнительным заниматься, этим занятиям - в виде творчества, хобби - нужно обязательно уделить внимание. Это вызовет у ребенка прилив энергии, и у него появится больше сил, чтобы справляться с проблемами.
Кривое зеркало
Отклонение - это утрированная норма. Как грех крепится ко всему, что изначально чисто, так и патология развивается рядом с естественными особенностями. Представленная книга может дать читателю понятие о норме и отклонениях. В ней показаны различия между типами личности - с аутистическими, шизофреническими, истерическими чертами характера - и опасными болезнями, которые могут личность исказить. На страницах издания также раскрывается научный взгляд автора на страшную проблему детских суицидов, на подростковую социопатию, то есть существование подростка за гранью общества, вне привычных человеческих интересов и целей.
Не стоит, конечно, воспринимать все, что сказано в книге, как истину в последней инстанции - очень уж глубока тема. Однако размышления специалиста, бесспорно, обогатят родительский опыт: в чем-то прибавят уверенности, что-то позволят скорректировать, а где-то вызовут несогласие и натолкнут на собственные поиски иного ответа.
Газета «Православная вера» № 23 (595)
[Мария Ковалева]Источник: Православие.Ru