Эта небольшая книга в мягком переплете стала для меня доброжелательным, но при этом взыскательным спутником на пути этого Великого поста. В ней собраны проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице-Сергиевой Лавры, сказанные батюшкой в разные годы, но объединенные одной темой — темой Великого поста. Проповеди отца Кирилла отличает очень простой язык, но при этом они полны глубины, мудрости, а главное — искренней обеспокоенности о тех, кому адресованы. И эта обеспокоенность пастыря заставляет беспокоиться и тебя: а на что похож мой пост? А не слишком ли прохладно я живу? А где необходимые усилия, чтобы это святое время не прошло даром? С чем я приду к Пасхе?
Отец Кирилл прожил долгую и трудную жизнь. Прошел всю Великую Отечественную войну, в том числе и ад Сталинградской битвы, а после Победы, демобилизовавшись, вступил на новое поле брани — духовное. В 1946 году он поступил в Богословский институт (будущую Московскую духовную семинарию), в 1954 году принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского, а позже — сан иеромонаха. Полвека отец Кирилл нес пастырское служение, утешал, наставлял, вразумлял стекавшуюся к нему со всей России паству. На тринадцать лет тяжелейшая болезнь приковала батюшку к кровати, но не сломила его дух, даже будучи абсолютно неподвижным, он был для приходивших к нему людей духовной опорой. Вот уже три года отца Кирилла нет с нами, но его слово живо и продолжает утешать, наставлять, вразумлять.
В сборник «Время покаяния» включены проповеди, сказанные отцом Кириллом на все значимые богослужения Великого поста. Начиная с Прощеного воскресенья, мы проходим вместе с батюшкой трудную первую седмицу поста, родительские субботы, Крестопоклонную, Страстную. Особое внимание уделено молитве преподобного Ефрема Сирина, Литургии Преждеосвященных Даров, Пассиям. И темы, которые поднимает пастырь в своих обращениях к нам, касаются ключевых моментов жизни христианина: прощения, молитвы, поста, покаяния.
«Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами, — так настраивает нас отец Кирилл на великопостный подвиг. — Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста — дело святое и весьма древнее. <…> Пост — не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно».
Одна из самых пронзительных проповедей была сказана отцом Кириллом после службы Пассии. Подробно описывает пастырь страдания Господа, заставляет нас всмотреться в Его раны, разделить Его душевную боль, но для чего? Для того чтобы вспомнили мы слова Господа, сказанные Им еврейским женщинам: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 28–31).
Отец Кирилл переводит фокус нашего внимания от созерцания Страстей Господних к нашему внутреннему миру. Чем наполнен он? Чем мы отличаемся от израильтян, о чьей участи сокрушается Господь, идя на крестную смерть? «Дорогие братия и сестры, эти слова непосредственно были сказаны народу иудейскому, но они имеют силу и в наши времена и для нас, христиан. Греховные язвы, худые наклонности и желания, нарушающие покой и мир души, преобладают и над нами, и мы не освободились от них. Господь принес нам искупление — дал лекарство от застарелой болезни, но оно действует лишь под условием нашей собственной деятельности. Спросим же сами себя, насколько в нас сильно живительное начало любви христианской, по которой в каждом из ближних мы должны видеть нашего брата и потому устроять его счастье как свое собственное? Посмотрим на самих себя: как сплетена нить нашей жизни, к чему она приведет нас, небрежно нами распутываемая? Там сказано нами бранное, оскорбительное слово, там возведена клевета на ближнего; ныне — ссора, завтра — гнев, мщение и зложелательство; ныне — бессердечный смех над немощным человеком, завтра — презрительный отказ нищему, просившему у нас кусок хлеба. Все эти произвольные наши грехи распинают вторично Господа, побуждают нас плакать и сожалеть о самих себе».
Удивительно современно звучат эти проповеди сегодня. Отец Кирилл постоянно говорил своей пастве о том, что нам — ныне живущим — необходимо быть особенно бдительными, особо внимательными к своему внутреннему миру, поскольку никто не знает, когда нам предстоит дать ответ Господу, но мы должны, как благоразумные девы, быть готовы к этому всегда, каждую минуту.
Напоминая о возможных испытаниях и скорбях, отец Кирилл в следующей своей проповеди предлагает нам самое действенное и не имеющее срока годности лекарство — молитву.
«Всем, подвергшимся искушениям, необходимы были величайшая бдительность и ограждение себя самым надежным щитом против искушений — молитвою. Поэтомуто Сам Господь Иисус Христос в ожидании грядущих искушений и страданий в эту ночь, как никогда, и бодрствовал, и молился с необыкновенным для Него напряжением, и ученикам Своим внушал: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Но, к сожалению, только Он один в эту ночь бодрствовал и молился и отразил со славой все искушения. Напротив же, и друзья, и враги Его под ударами искушений пали. Посему молитеся, дорогие мои, да не внидете в напасть. В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними. И действительно, молитва есть самое верное оружие для отражения и препобеждения искушений».
Предельным напряжением наполнены проповеди дней Страстной седмицы. Но в них уже звучит ожидание праздника. Что бы ни происходило вокруг, какие бы испытания ни пришлось бы нам пережить, Господь не оставит Своих чад. «Воспоминая сегодня сошествие Спасителя мира во ад и изведение Им оттуда всех ветхозаветных праведников и самую победу над адом, мы должны, дорогие братия и сестры, радоваться, потому что ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало. Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос — наше упование и наша надежда — и в этой, земной, жизни, и в Жизни Будущей, по неложному Его обетованию: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20)».
Газета «Православная вера» № 07 (651)
Источник: Православие и современность