Девочки, матушки, женщины...

Ни пытки, ни лагеря не смогли сломать насельниц саратовского Крестовоздвиженского монастыря

Бывший СССР 
0
473
Время на чтение 7 минут
В годы гонений советской власти на Церковь вне стен закрытых саратовских храмов и монастырей продолжалась тайная молитвенная жизнь. Известно о ней очень мало, в основном благодаря немногим еще живым свидетелям. Однако доподлинно известно одно: в то время, как воинствующие атеисты считали, что расправляются с остатками слепой религиозности, на саратовской земле по-прежнему творилась монашеская молитва и собирались по ночам, подобно первым христианам, те, кто не отрекся от иноческих обетов перед лицом унижений и арестов. Наш сегодняшний рассказ - об изгнанных насельницах разоренного Крестовоздвиженского монастыря.

Дух созидания, дух разорения...

Более двух столетий назад в Саратове был основан Крестовоздвиженский женский монастырь. В XX веке он был закрыт и разрушен. О величественном монастырском комплексе, стоявшем на берегу Волги, на улице Лермонтова, сегодня напоминает одинокая арка. Это все, что осталось от ворот обители. Сохранилось также одно здание,  в нем располагается межъепархиальное женское духовное училище.

А когда-то монастырь занимал целый квартал. Это был город в городе, если учесть размеры тогдашнего Саратова.

Ныне на этом месте находятся гостиница «Словакия», здание банка, жилой дом. На то, чтобы стереть память о монастыре, у богоборцев ушел целый век. Его постройки сносили вплоть до начала 1990-х.

До революции монахини и послушницы Крестовоздвиженской обители трудились в иконописной, золотошвейной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. С середины XIX века при монастыре действовала бесплатная школа для девочек, в ней обучалось около ста учениц. Это было первое учебное заведение в Саратовской губернии, куда принимали лиц женского пола.

Насельницы помогали нищим, лечили бездомных. Горожане до сих пор передают из уст в уста истории о том, как сестры поднимали на улице пьяных, кормили, укладывали спать, а наутро подавали им выстиранную одежду и... рюмочку, поправить здоровье.

После революции, когда монастырь существовал уже как трудовая артель, монахини втайне помогали ссыльному духовенству: отправляли посылки, деньги. Эта помощь «врагам народа» была отмечена в одной из статей обвинений, когда власти решили в 1927 году окончательно закрыть обитель.

В начале XX века в Крестовоздвиженском монастыре насчитывалось более четырехсот насельниц. Последней игуменьей была Антония (Заборская).

Она происходила из дворянского рода. Три года назад мать Антония была перезахоронена на территории Свято-Алексиевского женского монастыря. До этого ее могила находилась на Воскресенском кладбище.

«За что нас забрали?..»

Одной из тех, кто посещал могилу последней настоятельницы монастыря, была пожилая прихожанка саратовского Духосошественского собора Римма Александровна Колотырина. Ей 75 лет, всю свою жизнь она посвятила Богу.

Римма росла в верующей семье. Когда все храмы в Саратове были закрыты, люди собирались на совместную молитву у них в доме. Ее воспоминания о том тяжелом для Церкви времени содержат в себе ценнейшее свидетельство о скрытой от посторонних глаз жизни Крестовоздвиженской общины, члены которой и в изгнании продолжали общее молитвенное делание и сохраняли друг с другом внутреннюю связь.

Римма Александровна лично знала сестер разоренной обители. Познакомилась она с ними еще ребенком. После Великой Отечественной  войны монахини и послушницы возвращались из ссылок и мест заключения. Многие были арестованы и осуждены сразу после закрытия монастыря.

- Когда они выходили из тюрем, вынуждены были милостыню собирать, - вспоминает Римма Александровна. - Мы как-то пришли в баню на Цыганской (ныне улица Кутякова. - О.Л.) - у дверей бабушка стоит. А бабушка непростая, монашествующих сразу видно. Ей ночевать негде было. Мы одной из наших соседок говорим: «Вера Ивановна, пусти, у тебя комнатка есть». Вот так мы и познакомились. Помню другой случай. Идем с базара, смотрим - отец Софроний, иеродиакон, милостыню собирает. Узнали его, стали по людям определять жить. Раньше люди набожные были, сразу видели, кто из заключения, и старались помочь. Многие ссыльные жили у одной монахини, матери Пульхерии. У нее был небольшой домик. Монахини в Духосошественской собор ходили, сидели там рядами. Мы, молодежь, старались каждой матушке что-то доброе сделать: воды, дровец принести, пол помыть. Вот так мы и жили.

Монахини, которые вернулись из ссылки, все недоумевали: «Что мы сделали? Мы же все время на послушании были: кто пек, кто варил, кто убирал, кто шил, кто ткал. За что нас забрали?». Арестовывали их ночью. Молитвы на сон грядущим прочитали, легли спать - и вдруг врываются люди: «Вставайте, собирайтесь».

Дали кому по семь лет, кому по десять, а кому и пятнадцать. Многие попали на Север. Там немало монахинь в болотах погибло: когда собирали клюкву, затягивало в трясину, спасти не могли. Настрадались - не на одну жизнь хватит.

Мать София после лагерей потом всю оставшуюся жизнь ходила в телогрейке. Так промерзла в ссылке, что никак не могла отогреться. «Сними, - говорят ей, - ты что, Соня, лето, жарко же». А она: «Нет, если меня будут забирать, тепло будет, я очень намерзлась».

Изгнанные и... блаженные

Игуменью Антонию (Заборскую) арестовывали несколько раз. Последний - в 1941 году.

73-летнюю старицу обвинили в антисоветской деятельности. Не выдержав изнурительных допросов, мать Антония скончалась.

Игуменью похоронили на окраине Воскресенского кладбища. Могилу сравняли с землей, даже холмик не разрешили сделать. Сторож тайком воткнул палочку, чтобы можно было узнать место. После войны на могиле последней настоятельницы Крестовоздвиженского монастыря поставили крест.

- Мать игуменья наставляла сестер, отправляющихся в ссылку: «Когда выйдете, живите по двое, по трое. Если кому плохо, одна печь истопит, другая водички принесет». Очень им было тяжело в те времена, - продолжает рассказ Римма Александровна. - Сестры зарабатывали на жизнь кто чем мог: кто одеяла стегал, кто шил. Некоторые работали во 2-й Советской больнице санитарками, а мать София - медсестрой. И для церкви монахини трудились - шили облачения. Мать Мария и мать София, сестры, пекли просфоры. Я им помогала, дрова собирала. Идешь по дороге, палку видишь - хватаешь ее. Хорошие дрова были большой редкостью, приходилось даже лузгой топить. Да что дрова... И есть нечего было. Вот семечки и ели, запивая водой. Кто-нибудь подаст кусок хлеба - делим на всех. Молиться получалось только ночью. Днем - работа. В Энгельсе жила духовная дочь архиепископа Досифея (Протопопова) - Александра. В субботу дома отмолимся - и к ней едем. На сон грядущим молитвы прочитаем, потом полунощницу, после  три главы Евангелия от Иоанна Богослова, затем акафист «Невеста Неневестная», потом Малую Пасху. До половины четвертого молились. Я очень рада, что была при монахинях. Если бы не их наставления, их молитва, не знаю, как можно было бы удержаться в вере Христовой.

Несгибаемая Римма

Несмотря на почтенный возраст, Римма Александровна каждый день ходит в храм и ежегодно отправляется в 500-километровый крестный ход в Вавилов Дол. Веселая, жизнерадостная, ясные добрые глаза - трудно представить ее загрустившей или в плохом настроении. Вот у кого поучиться не унывать ни при каких обстоятельствах!

- В десятом классе меня исключили из школы - за веру. Мне предлагали сказать по радио, что Бога нет. Я отказалась. Когда  угрожали, только ответила: «Как дедоньку, так и меня». Мой дед был церковным старостой, его расстреляли в 1937 году на Воскресенском кладбище. Директор школы Александра Порфирьевна мне сочувствовала, говорила: «Я знала, что ты верующая, как могла, тебя защищала, но ничего поделать не смогла». Когда из школы выгнали, монахиня Антония меня утешала: «Уборщицей или дворником проживешь, дочка». И дальше в учение я не пошла. Проработала 48 лет уборщицей на истфаке СГУ.

Твердость и принципиальность характера Римма Александровна проявляла не раз. Вспоминает, как однажды вступилась за священника Духосошественского собора, который попал в немилость у уполномоченного по делам религий.

В 1965 году в СССР был создан Совет по делам религий. В областях и крупных городах имелись его уполномоченные, которые на местах контролировали религиозную жизнь.

Каждый священник должен был пройти регистрацию у уполномоченного. Снять священника или принять нового, перевести на другой приход - на все это требовалось его разрешение.

Настоятель храма фактически был наемником, с ним заключался договор, в котором определялись его зарплата и обязанности. Он должен был только служить и не мог вмешиваться в дела управления приходом.

- Когда у нас батюшку сняли, мы с одной прихожанкой решили: поедем искать правды к Куроедову (председатель Совета по делам религий в 1965-1984 годах. - О.Л.), - вспоминает Римма Александровна. - Сочинили петицию. Приехали в Москву, зашли в приемную председателя, сели и ждем. Выходит секретарь, говорит: «Ваше письмо принято, решение получите». Мне потом рассказывали, как уполномоченный возмущался: «Что это там за девчонка сопливая? Худая такая! Везде влезает!». Я думала про себя: «Ну и пусть я худая, но за духовенство буду стоять крепко». Ведь духовенство у престола Божия стоит. Эх, как мы стояли за священство! У нас ни один старый батюшка, ни одна монашка не были брошены. Очередь между собой устанавливали: кто, когда, кому помогает. И не было такого: «Я не могу, не хочу». Батюшка благословил, матушка благословила - нужно идти. А сейчас нет такого.

Римма Александровна живет у своей племянницы. Монахиней она не стала. В свое время ее не благословил на это духовный отец - митрополит Иоанн (Снычев).

Римма Александровна из многодетной семьи, нужно было помогать растить сестер и братьев. Владыка и сказал ей: «Семья у тебя большая, правило монашеское не сможешь выполнять. Просто молись и делай добрые дела».

Из наставлений духовного отца Римма Александровна запомнила следующее: каждый день читать жития святых, Евангелие, Деяния апостолов, Псалтирь. Так она и живет, бережно храня в душе его наставления и духовную память о монахинях Крестовоздвиженского монастыря.

Газета «Саратовская панорама» № 17 (996)

Оксана Лючева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/devochki-matushki-zhenshhiny
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Лючева
Все статьи Оксана Лючева
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58