«Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева выселяют!» - такое паническое заявление cделала в понедельник в эфире радиостанции «Эхо Москвы» ученый секретарь музейного комплекса в Спасо-Андрониковом монастыре Наталья Комашко. В происходящем она обвинила Патриарха Кирилла, который обратился недавно в Росимущество с просьбой о передаче зданий монастыря, в которых расположен музей, РПЦ.
«Это предусмотрено федеральным законом, - признала Комашко, однако продолжила нагнетать ситуацию. «Дело в том, - cказала она, - что здесь уже 70 лет существует музей. Мы попытались договориться, была согласительная комиссия, но пока это сделать не удалось. РПЦ хочет все. Это значит, что музей должен прекратить работу и покинуть помещение», - негодует ученая дама.
Но давайте спокойно во всем разберемся. Во-первых, на самом деле Церковь никого и ниоткуда сама не выселяет. Она лишь требует вернуть ей то имущество, которое создавалось ею веками и после 1917 года было незаконно у нее отобрано. В большинстве отобранных храмов, которые перед этим воинствующие безбожники разграбили, устраивали склады для картошки, клубы для танцев, бассейны и катки, а некоторые превратили в тюрьмы или колонии...
После краха СССР в Российской Федерации был принят закон, согласно которому все незаконно изъятое у Церкви имущество, в том числе храмы, соборы и монастыри, должны быть возвращены ее законному владельцу - Русской православной церкви.
Казалось, ну как можно против этого возражать? Однако в последнее время процедуры возвращения храмов РПЦ встречают все более ожесточенное сопротивление либеральных активистов. В Петербурге они развернули ожесточенную борьбу против возвращения верующим крупнейшего в городе исторического Исаакиевского собора, проводили акции протеста, врывались с лозунгами в храм.
При этом борьба против Церкви маскируется в Петербурге лозунгами «защиты музея», а сама горстка бузотеров-атеистов почему-то присваивает себе право говорить от имени всех горожан. В Екатеринбурге попытки помешать восстановлению разрушенного большевиками храма святой Екатерины подавались, как «борьба горожан за сквер», мол, иначе местным жителями будет негде гулять и т. п.
И вот теперь в Москве - новая попытка помешать Церкви вернуть ее имущество опять выдается как «защита музея». Хотя на этот раз речь идет уже даже не просто о храме, а об историческом монастыре, старейшем в Москве целом комплексе культовых сооружений со славной историей таких, как Спасский собор XV века, трапезная палата XVI века, братский корпус и настоятельские палаты XVII века, церковь Михаила Архангела XVII века, и др., где сотни лет молились русские люди и несли послушание монахи. Где иноки и москвичи встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле, где захоронены герои Куликовской битвы, Северной и Семилетней войны, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых и других известных династий. Именно в этом монастыре принял постриг и подвизался преподобный Андрей Рублев - легендарный русский иконописец.
Кстати, и иконы, хранящиеся сегодня в музее, - это вовсе не просто исторические артефакты, а прежде всего предметы священного почитания и предназначались они вовсе не для того, чтобы висеть в стенах музеев, они должны находиться в храмах, где верующие могли бы им поклоняться.
Понятно, что музейщики опасаются потерять свои рабочие места, но ведь реставраторов и специалистов из стен монастыря никто не гонит! Церковь уже не раз заявляла, что музей будет сохранен.
Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отметил, что «музей предполагает доступ всех граждан, даже если он находится в собственности Церкви. Поэтому нет ничего плохого в том, что музей имени Андрея Рублева отойдет Церкви».
А еще раньше пресс-секретарь Патриарха Александр Волков пояснил, что Спасо-Андроников монастырь исторически всегда был собственностью Церкви и должен вернуться к ней по закону. В РПЦ, по его словам, рассчитывают на то, что монастырь будет передан Церкви в соответствии с законом и не породит конфликта с музейным сообществом. «Хочется надеяться, что эта ситуация не будет повторять историю с Исаакиевским собором, где со всех сторон был определенный «перегрев». Здесь, я думаю, все будет в разумном, законном русле происходить, при взаимном уважении друг ко другу и к закону», - отметил пресс-секретарь Патриарха.
Однако другая сторона, как видно, считает иначе, выступает против соблюдения закона и конфликт пытается обострить. Причем главным застрельщиком этого сопротивления выступает нынешний директор музея им. Рублева Михаил Миндлин. По его мнению, учреждение культуры из-за этого просто придется закрыть: «Сегодня, - заявляет он, - передача всех зданий и сооружений Церкви невозможна, потому что тогда музей надо будет просто выкинуть на улицу». Понятно, что это не просто лукавство, а самая настоящая ложь!
Тем временем уже появились свидетельства, что нынешние протесты против храмов возникают вовсе не в результате якобы стихийного «возмущения граждан», а организовываются искусственно.
Так, известный тележурналист Владимир Соловьев на личной странице в социальной сети Twitter задал несколько неудобных вопросов о так называемой акции «храма на Драме» - противников строительства храма в екатеринбургском сквере. Речь идет о так называемых «спонсорах», которые помогали не только словом активистам во время протестов.
«Кто заказал кричалку: "Кто не скачет, тот за храм" на митинге в сквере? Почему представители Всемирного конгресса украинцев, основанного наследниками нацистов, не только преподают в Уральском горном университете, но и роскошно ведут бизнес на Урале?», - пишет Соловьев, публикуя ссылку на свой телеграм-канал и расследование о спонсорах. По его мнению, спонсорами протеста в Екатеринбурге и были те самые «наследники нацистов», которые сегодня готовы и в Москве повторить подобное.