Итог вопрошаний сердца и ума

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
981
Время на чтение 6 минут
Семен Людвигович Франк - выдающийся религиозный мыслитель23-24 мая в Саратове в рамках Дней славянской письменности и культуры прошла международная конференция «Наследие С.Л. Франка в контексте русской и европейской культуры». Семен Людвигович Франк - выдающийся религиозный мыслитель, чья судьба была тесно связана с нашим городом. О его вкладе в духовную культуру России рассказывает доктор филологических наук, исследователь его творчества Светлана Васильевна Кекова.

Годы жизни Семена Людвиговича Франка - 1877-1950. Глядя на эти даты, мы сразу понимаем, сколько скорбных страниц жизни выпадает на долю человека, посетившего этот мир в такое время - в «минуты роковые». В биографии Франка были и послереволюционное испытание голодом и разрухой, и арест, и изгнание из России, и скитания на чужбине, и война...

Семен Людвигович Франк родился в Москве, в семье врача. В детстве он получил домашнее образование у своего деда, купца первой гильдии, у которого внук и воспринял интерес к философским проблемам религии. После окончания гимназии в Нижнем Новгороде, куда переехала семья после смерти главы семейства, молодой человек поступает в Московский университет.

Биография Семена Людвиговича тесно связана с Саратовом. В Радищевском музее есть замечательное полотно кисти Александра Ивановича Савинова - «Портрет в зеленом. Арфистка». На нем изображена молодая прекрасная девушка - Татьяна Барцева. Эта девушка станет женой Франка; в 1908 году Семен Людвигович приедет в Саратов просить ее руки. А летом 1917 года он станет деканом и ординарным профессором историко-филологического факультета Саратовского университета. «Это был последний очаг интеллектуальной свободы», - так характеризует протоиерей Александр Мень обстановку на историко-филологическом факультете в годы пребывания там мыслителя. Для нас, саратовцев, это так важно - осознать, что у истоков гуманитарного образования в Саратове стоял Семен Людвигович Франк.

Но вернемся к биографии мыслителя, чтобы понять, в каком историческом контексте формировалось его мировоззрение. В сентябре 1922 года Франк, в то время профессор философского института Московского университета, был выслан из страны в Германию вместе с группой ученых, философов и писателей с семьями (около двухсот человек). Это был цвет нации, и не случайно в эмиграции именно религиозные философы - и Франк в том числе - становятся «светильниками духа». Свободная, а тем более религиозно ориентированная мысль была не нужна в те времена властителям России: Лев Троцкий в интервью одному из иностранных журналистов сказал: «Мы этих людей выслали, потому что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Берлинский период жизни был очень тяжел; во второй половине 30‑годов после прихода к власти Гитлера Франк и его семья были вынуждены скрываться от преследований.

Протоиерей Василий Зеньковский называет Семена Людвиговича Франка «самым выдающимся русским философом». А вот как пишет о Франке отец Александр Мень: «Он остался мудрецом не только на страницах своих книг, но и в своем облике - человека спокойного, ясного, невозмутимого, счастливого, несмотря на всю горечь нашего столетия... Он шел по нему и был похож на горящую свечу, которую не колеблет ветер». Эта мудрость и непоколебимость проистекали из удивительно глубокой веры, рожденной в горниле огненных вопрошаний ума и сердца, взыскующих «града небесного». Франк писал в письме к сыну Виктору незадолго до окончания Второй мировой войны: «Наша судьба - судьба "эмигранта", отщепенца, - есть в каком-то глубочайшем смысле не тягота, а дар Божий, ибо она научает нас исконному существу и положению христианина в мире, мы ведь "странники в этом мире, града земного не имеем, града грядущего взыскуем"». Веру в Бога Франк не терял никогда, но к Православию пришел только в 1912 году. Это был итог вопрошаний сердца и ума, истина открылась ему во всей полноте в Православной Церкви. После крещения все его философское творчество было и миссионерством, проповедью о Живой Истине - Иисусе Христе.

Франк - автор книг, в которых ставятся вопросы смысла человеческой жизни, отношения человека к высшим началам бытия, раскрываются проблемы познания мира и человека, добра и зла, анализируется опыт соприкосновения личности с Божественным. Уже названия этих изданий говорят о важности для нас, живущих в другое время, тех проблем, которые поднимает философ в своих трудах. «Душа человека», «Крушение кумиров», «О смысле жизни», «Религия и наука», «Духовные основы общества», «Непостижимое», «Свет во тьме», «С нами Бог», «Реальность и человек» - эти книги отличает не только глубина и значимость философской мысли, но и замечательное литературное мастерство. Франк - автор и многих статей философско-публицистического характера. В 1909 году одна из них была напечатана в знаменитом сборнике «Вехи». Это сборник статей, авторы которых предупреждали русское общество о пагубности и катастрофичности того пути, по которому пошла революционно настроенная русская интеллигенция. Статья Семена Людвиговича Франка «Этика нигилизма» в нем - одна из лучших. В ней мыслитель дал точный анализ и оценку «ордену русских интеллигентов», одержимых страстью переустройства мира. Франк констатирует, что «арелигиозный морализм» русской интеллигенции приводит к «культурному нигилизму», вырабатывается тип «воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия». Эта статья не утратила своей злободневности, хотя и прошло уже 110 лет после первой публикации. А в книге «Духовные основы общества» философом разработана духовно-этическая система устройства государства, которое формируется не как «аппарат насилия», а как «солидарное единство». Если бы современное государство взяло на вооружение некоторые идеи Франка, то многих проблем в нашей жизни удалось бы избежать. В книгах «Непостижимое» и «Реальность и человек» мыслитель создает грандиозную систему онтологии, показывая, как бытие укоренено в Абсолютном. Для души, ищущей Бога, очень полезны будут книги Франка «Смысл жизни», «Свет во тьме», «С нами Бог».

В рамках Дней славянской письменности и культуры прошла международная конференция «Наследие С.Л. Франка в контексте русской и европейской культуры»Хотелось бы особо остановиться на цикле статей Франка, посвященных русскому мировоззрению и русскому типу мышления. В 1996 году вышел в свет большой том статей философа, который так и называется - «Русское мировоззрение». В этой книге собраны статьи, посвященные сущности и основным мотивам русского мировоззрения, и работы о русских писателях, поэтах и философах XIX-XX веков. Мне представляется, что каждый русский человек должен прочитать эти статьи. Франк пишет, что русское мировоззрение насквозь религиозно, оно стремится к истине, которая совпадает со справедливостью и святостью. Он высказывает мысль о том, что все глубочайшие русские мыслители были одновременно религиозными философами и богословами - и подтверждает эту мысль в блистательном анализе философских систем Соловьева и Леонтьева, художественных миров Пушкина, Тютчева, Гоголя, Достоевского. Вот, например, как разворачивается мысль Франка, посвященная религиозному сознанию Пушкина. Франк отмечает, что эта тема мало изучена (статья написана в 1933 году, а мы можем добавить: в советское время, в период безбожия, о Пушкине говорили только как об атеисте) и в то же время это «есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального сознания». Проследив духовный путь поэта, Франк пишет: «Пушкин... достигает основных мотивов христианской веры - смирения и любви». И далее: Пушкин - «один из глубочайших гениев русского христианского духа».

Невозможно в одном материале охватить все наследие этого талантливого человека. В заключение хотелось бы привести лишь одну цитату, в которой раскрывается суть взаимоотношений Семена Франка с Православием: «...я верю в Евангелие потому, что через него, через сохраненный в нем образ Христа я вижу Самого Бога, узнаю истины, которые сами таковы, что я их воспринимаю как голос Самого Бога: и я потому почитаю Церковь, что в словах и делах ее великих наставников, исповедников, святых и мудрецов я с достоверностью воспринимаю правду и премудрость Божию».

Фото Дмитрия Григорьева

[Подготовила Екатерина Иванова]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52