Годы жизни Семена Людвиговича Франка - 1877-1950. Глядя на эти даты, мы сразу понимаем, сколько скорбных страниц жизни выпадает на долю человека, посетившего этот мир в такое время - в «минуты роковые». В биографии Франка были и послереволюционное испытание голодом и разрухой, и арест, и изгнание из России, и скитания на чужбине, и война...
Семен Людвигович Франк родился в Москве, в семье врача. В детстве он получил домашнее образование у своего деда, купца первой гильдии, у которого внук и воспринял интерес к философским проблемам религии. После окончания гимназии в Нижнем Новгороде, куда переехала семья после смерти главы семейства, молодой человек поступает в Московский университет.
Биография Семена Людвиговича тесно связана с Саратовом. В Радищевском музее есть замечательное полотно кисти Александра Ивановича Савинова - «Портрет в зеленом. Арфистка». На нем изображена молодая прекрасная девушка - Татьяна Барцева. Эта девушка станет женой Франка; в 1908 году Семен Людвигович приедет в Саратов просить ее руки. А летом 1917 года он станет деканом и ординарным профессором историко-филологического факультета Саратовского университета. «Это был последний очаг интеллектуальной свободы», - так характеризует протоиерей Александр Мень обстановку на историко-филологическом факультете в годы пребывания там мыслителя. Для нас, саратовцев, это так важно - осознать, что у истоков гуманитарного образования в Саратове стоял Семен Людвигович Франк.
Но вернемся к биографии мыслителя, чтобы понять, в каком историческом контексте формировалось его мировоззрение. В сентябре 1922 года Франк, в то время профессор философского института Московского университета, был выслан из страны в Германию вместе с группой ученых, философов и писателей с семьями (около двухсот человек). Это был цвет нации, и не случайно в эмиграции именно религиозные философы - и Франк в том числе - становятся «светильниками духа». Свободная, а тем более религиозно ориентированная мысль была не нужна в те времена властителям России: Лев Троцкий в интервью одному из иностранных журналистов сказал: «Мы этих людей выслали, потому что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно». Берлинский период жизни был очень тяжел; во второй половине 30‑годов после прихода к власти Гитлера Франк и его семья были вынуждены скрываться от преследований.
Протоиерей Василий Зеньковский называет Семена Людвиговича Франка «самым выдающимся русским философом». А вот как пишет о Франке отец Александр Мень: «Он остался мудрецом не только на страницах своих книг, но и в своем облике - человека спокойного, ясного, невозмутимого, счастливого, несмотря на всю горечь нашего столетия... Он шел по нему и был похож на горящую свечу, которую не колеблет ветер». Эта мудрость и непоколебимость проистекали из удивительно глубокой веры, рожденной в горниле огненных вопрошаний ума и сердца, взыскующих «града небесного». Франк писал в письме к сыну Виктору незадолго до окончания Второй мировой войны: «Наша судьба - судьба "эмигранта", отщепенца, - есть в каком-то глубочайшем смысле не тягота, а дар Божий, ибо она научает нас исконному существу и положению христианина в мире, мы ведь "странники в этом мире, града земного не имеем, града грядущего взыскуем"». Веру в Бога Франк не терял никогда, но к Православию пришел только в 1912 году. Это был итог вопрошаний сердца и ума, истина открылась ему во всей полноте в Православной Церкви. После крещения все его философское творчество было и миссионерством, проповедью о Живой Истине - Иисусе Христе.
Франк - автор книг, в которых ставятся вопросы смысла человеческой жизни, отношения человека к высшим началам бытия, раскрываются проблемы познания мира и человека, добра и зла, анализируется опыт соприкосновения личности с Божественным. Уже названия этих изданий говорят о важности для нас, живущих в другое время, тех проблем, которые поднимает философ в своих трудах. «Душа человека», «Крушение кумиров», «О смысле жизни», «Религия и наука», «Духовные основы общества», «Непостижимое», «Свет во тьме», «С нами Бог», «Реальность и человек» - эти книги отличает не только глубина и значимость философской мысли, но и замечательное литературное мастерство. Франк - автор и многих статей философско-публицистического характера. В 1909 году одна из них была напечатана в знаменитом сборнике «Вехи». Это сборник статей, авторы которых предупреждали русское общество о пагубности и катастрофичности того пути, по которому пошла революционно настроенная русская интеллигенция. Статья Семена Людвиговича Франка «Этика нигилизма» в нем - одна из лучших. В ней мыслитель дал точный анализ и оценку «ордену русских интеллигентов», одержимых страстью переустройства мира. Франк констатирует, что «арелигиозный морализм» русской интеллигенции приводит к «культурному нигилизму», вырабатывается тип «воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия». Эта статья не утратила своей злободневности, хотя и прошло уже 110 лет после первой публикации. А в книге «Духовные основы общества» философом разработана духовно-этическая система устройства государства, которое формируется не как «аппарат насилия», а как «солидарное единство». Если бы современное государство взяло на вооружение некоторые идеи Франка, то многих проблем в нашей жизни удалось бы избежать. В книгах «Непостижимое» и «Реальность и человек» мыслитель создает грандиозную систему онтологии, показывая, как бытие укоренено в Абсолютном. Для души, ищущей Бога, очень полезны будут книги Франка «Смысл жизни», «Свет во тьме», «С нами Бог».
Хотелось бы особо остановиться на цикле статей Франка, посвященных русскому мировоззрению и русскому типу мышления. В 1996 году вышел в свет большой том статей философа, который так и называется - «Русское мировоззрение». В этой книге собраны статьи, посвященные сущности и основным мотивам русского мировоззрения, и работы о русских писателях, поэтах и философах XIX-XX веков. Мне представляется, что каждый русский человек должен прочитать эти статьи. Франк пишет, что русское мировоззрение насквозь религиозно, оно стремится к истине, которая совпадает со справедливостью и святостью. Он высказывает мысль о том, что все глубочайшие русские мыслители были одновременно религиозными философами и богословами - и подтверждает эту мысль в блистательном анализе философских систем Соловьева и Леонтьева, художественных миров Пушкина, Тютчева, Гоголя, Достоевского. Вот, например, как разворачивается мысль Франка, посвященная религиозному сознанию Пушкина. Франк отмечает, что эта тема мало изучена (статья написана в 1933 году, а мы можем добавить: в советское время, в период безбожия, о Пушкине говорили только как об атеисте) и в то же время это «есть тема величайшей важности не только для почитателей Пушкина: это есть в известном смысле проблема русского национального сознания». Проследив духовный путь поэта, Франк пишет: «Пушкин... достигает основных мотивов христианской веры - смирения и любви». И далее: Пушкин - «один из глубочайших гениев русского христианского духа».
Невозможно в одном материале охватить все наследие этого талантливого человека. В заключение хотелось бы привести лишь одну цитату, в которой раскрывается суть взаимоотношений Семена Франка с Православием: «...я верю в Евангелие потому, что через него, через сохраненный в нем образ Христа я вижу Самого Бога, узнаю истины, которые сами таковы, что я их воспринимаю как голос Самого Бога: и я потому почитаю Церковь, что в словах и делах ее великих наставников, исповедников, святых и мудрецов я с достоверностью воспринимаю правду и премудрость Божию».
Фото Дмитрия Григорьева
[Подготовила Екатерина Иванова]Православие и современность