Наставник монахов

24 ноября - память Преп.Феодора Студита

0
6
Время на чтение 6 минут
 

 

Преподобный Феодор Студит — один из самых выдающихся византийских церковных деятелей рубежа VIII–IX веков. Сфера применения его дарований была самой разнообразной, но сам преподобный главным своим призванием считал аскетический монашеский подвиг. В историю становления монашества преподобный Феодор вошел как создатель Студийского устава, который стал эталоном для общежительных монастырей и оказал особое влияние на формирование русского монашества. Преподобный также боролся против опасной ереси иконоборчества, которая, как и большинство ересей эпохи Вселенских Соборов, пользовалась государственной поддержкой. И, наконец, он смело обличал пороки общества и власти, за что претерпел жестокие гонения. Его память мы празднуем 24 ноября.

Свидетель жестокой расправы

 

Преподобный Феодор родился в 759 году в Константинополе в семье высокопоставленного византийского чиновника Фотина, который был царским казначеем при византийском дворе. Семья преподобного состояла в родстве со многими родами византийской аристократии. Есть сведения о том, что преподобный Феодор был дальним родственником преподобного Романа Сладкопевца (середина V — VI век). Мать преподобного — Феоктиста — была сестрой известного византийского подвижника Платона и отличалась редким благочестием.

Преподобный Феодор получил не только блестящее богословское, философское и литературное образование, но и был воспитан в атмосфере всецелой преданности Церкви и истинному Православию.

Первым религиозным потрясением для юноши стали гонения на Православную Церковь, которые предпринял ярый иконоборец Константин V Копроним.

Иконоборчество запрещало поклонение иконописному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы и святых под предлогом, что такое почитание является ничем иным, как идолопоклонством, запрещенным еще в Ветхом Завете. По инициативе Константина V в 754 году был созван Собор в Иерии, состоящий из 330 восточных епископов, результатом работы которого стал запрет иконопочитания. Император был беспощаден к инакомыслящим. Почитатели святых икон извергались из сана, подвергались пыткам и казням. Борьба с иконами сопровождалась варварским уничтожением святых изображений. Кроме того, иконоборчество вызвало резкий упадок нравов. Политические представители иконоборческой партии ратовали за раскрепощение плоти и говорили о том, что Церковь своим аскетическим идеалом тормозит прогресс государства и парализует культурную деятельность. Особо ненавистны для вольнодумцев VIII века были монахи как самые стойкие исповедники истинной веры. Счет жертв шел на тысячи.

Преподобный Феодор был непосредственным свидетелем жестокой расправы Константина Копронима с лучшими представителями Православной Церкви, что, несомненно, повлияло на его выбор жизненного пути.

Во вторую половину царствования Льва IV Хазара (775–780) в преследовании монахов наступило непродолжительное затишье. В это время отец преподобного Феодора Фотин раздает все свое имущество, отпускает рабов и удаляется со всем семейством в Вифинию, чтобы там начать иноческую жизнь. Вместе с отцом от соблазнов мира отказался и преподобный Феодор. Когда он принял монашеский постриг, ему было всего 22 года.

Скандал в порфирородном семействе

 

В 794 году Византия была смущена скандалом в порфирородном семействе.

Молодой византийский император Константин VI решил развестись со своей женой Марией и жениться на ее фрейлине Феодоте. Император Византии потребовал от церковных властей, чтобы прелюбодеяние было покрыто церковным венчанием, в противном случае грозился вновь поднять иконоборческую смуту. Дело зашло в тупик. Беззаконие императора было отнюдь не семейным, но государственным делом. Гибельный пример узаконенного разврата на троне мог привести к моральной катастрофе в масштабах всего государства.

Дать пороку четкую и недвусмысленную оценку решился только преподобный Феодор, который на тот момент был уже настоятелем монастыря. Прелюбодеяние василевса (титул византийских императоров.— Ред.) вызвало в сердце святого глубокую скорбь. Он публично обличил Константина VI и вышел из церковного общения с ним, его последователями и сторонниками. Фактически преподобный Феодор напомнил общественности о том, что василевс совершил столь тяжкий грех, что должен быть низложен.

Голос подвижника быстро достиг византийского двора. Вначале император хотел подкупить совесть святого лестью и дорогими подарками. Но ни посулы, ни уговоры не принесли ожидаемого результата. А когда Константин VI решил лично поговорить со строптивыми монахами, насельники монастыря даже не вышли, чтобы поприветствовать преступного правителя.

Увидев, что святость не хочет склониться перед пороком, Константин VI «забыл» о том, что он просвещенный монарх, и прибегнул к пыткам. Святого Феодора и троих близких ему иноков подвергли истязанию ремнями, а обитель разгромили. В марте 796 года преподобный Феодор и десять его сподвижников были сосланы в город Фессалоники, где фактически находились на правах узников. Святой переносил заключение не только мужественно, но и с радостью. Он знал, что страдает, отстаивая первенство Божественных канонов над властью человеческой. Божественным предписаниям должны подчиняться и император, и Патриарх. Фактически подвижник возвысил свой голос против зло­употребления принципом икономии, то есть снисхождения к слабостям грешного человека.

Устав для иноков

 

Грубая сила торжествовала недолго. 16 июля 797 года император Константин был свергнут с престола и ослеплен. Византийский престол заняла благочестивая императрица Ирина (797–802), при содействии которой преподобный Феодор был торжественно возвращен в Константинополь.

Правительница предложила подвижнику заняться восстановлением древнего Студийского монастыря. Эта обитель была основана в середине V века римским патрицием Студием Евпрепием, однако из­за иконоборческих гонений пришла в упадок. Когда преподобный Феодор стал игуменом этого монастыря, в нем подвизалось всего двенадцать человек братии, однако уже через некоторое время количество насельников перевалило за тысячу. При этом духовное состояние братии оставляло желать лучшего. Массовый разгром монастырей привел к тому, что многие монахи превратились в бродяг и в своей кочевой жизни позабыли принципы монашеского общежития. Для того чтобы вернуть братию к иноческим уставам основателей монашества — преподобного Пахомия, преподобного Антония Великого, святителя Василия Великого, необходимо было разработать свод правил. В результате получилось что­то вроде иноческого законодательства, в основание которого преподобный Феодор положил три принципа: послушания, девства и нестяжания. Через некоторое время подвижник не только возродил былую славу обители, но и сделал ее непревзойденным образцом монашеского общежития.

Исповедник и богослов

 

Монастырские стены не спасали братию от политических треволнений. Благочестивую Ирину сверг государственный казначей Византии Никифор, а Никифора сменил на троне кроткий император Михаил, который был вынужден уступить свое место иконоборцу Льву Армянину. Вновь начались допросы и преследования монахов, вновь святые иконы были втоптаны в грязь сапогами императорских войск.

Лев Армянин вначале пытался действовать в рамках чисто бого­словской дискуссии. Преподобному Феодору не составило большого труда привести блестящее бого­словское обоснование иконопочитания. Он показал, что в почитании святого изображения Христа, Богородицы и святых мы через образ, изображенный на холсте красками, поклоняемся Первообразу: «Не сущность иконы служит предметом поклонения, но отпечатленное на ней изображение Первообраза, т. к. сущность иконы непокланяема». Убедившись, что его аргументы не состоятельны, мнимый богослов на троне превратился в гонителя и узурпатора: преподобный Феодор вновь был отправлен в ссылку.

Череда дворцовых переворотов, однако, продолжалась. Лев Армянин был убит, и на престол вступил Михаил Травл (820–829) — человек, равнодушный к вопросам религии. Новый василевс прекратил преследование иконопочитателей и в 821 году освободил из заключения преподобного Феодора и всех его сторонников.

Ссылки и пытки не сломили дух великого подвижника, но подорвали его здоровье. В 826 году у него усилились приступы желудочной болезни. 24 ноября преподобный Феодор причастился Святых Таин и мирно отошел ко Господу, непрестанно вознося молитвы Богу.

Газета «Православная вера» № 22 (546)

 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59