С момента рождения кинематографа было снято более ста игровых фильмов, посвященных евангельским событиям. Есть среди них и кощунственные попытки паразитировать на высокой теме, но есть и примеры добросовестных стараний передать Благую весть средствами кинематографа. Конечно, ни одна из кинокартин не может сравниться с полнотой евангельского повествования. Однако лучшие образцы, созданные с любовью, могут помочь нам открыть для себя новые грани Священной истории.
«Царь царей» — шедевр немого кино
Первая попытка показать в кино образ Спасителя относится к концу XIX века. Самая ранняя из дошедших до нас картин — «Жизнь и страдания Иисуса Христа» — была снята в 1898 году во Франции одним из создателей кинематографа Луи Люмьером и Жоржем Ато. Десятиминутный фильм содержит несколько эпизодов из жизни Спасителя — от поклонения волхвов до Воскресения.
Возможности немого кино позволяли создать только фрагментарное повествование: короткие узнаваемые эпизоды из жизни Господа сменялись на экране цитатами из Евангелия. Но даже снятые в таком скромном формате, картины на евангельскую тему пользовались огромной популярностью и любовью зрителей. Так, все мыслимые и немыслимые рекорды по кассовым сборам побил немой фильм Сесил Б. де Милля «Царь Царей», снятый в 1927 году прошлого века. Для своего времени это была невероятно масштабная постановка, в которой задействовали лучших актеров и передовые для того времени кинотехнологии.
Фильм сохранился в отличном качестве. С ним можно познакомиться в открытом доступе на «YouTube» и убедиться в том, что эта лента не устарела до сих пор.
Актеры, занятые в фильме, поражают искренностью игры: будущий апостол и евангелист Марк — озорной и добрый мальчишка, апостол Петр — добродушный толстяк с открытым крестьянском лицом, Мария Магдалина после встречи со Христом — скромная, поражающая целомудренной красотой последовательница Учителя, Иуда Искариот — красавец с холодным злым взглядом.
Фильм дает нам интересные примеры того, как можно инсценировать евангельские события. К примеру, сцену об исцелении от слепоты его создатели показывают с точки зрения слепого человека: мы видим тьму, а потом она проясняется, и прежде слепая девочка видит лицо Иисуса Христа, а вместе с ней Его впервые видят и зрители. Таких живых и нестандартных находок в картине немало.
Позднее кинокритики обвинили фильм… в слишком благоговейном отношении к евангельскому первоисточнику. Известный американский публицист, автор нескольких книг по истории Голливуда Скотт Эйман с неудовольствием отмечал, что главный герой в исполнении звезды немого кино Х.Б. Уорнера «излишне подобен иконе».
Исполнителю роли Иисуса Христа в этом фильме было уже 52 года, но несмотря на это он прекрасно справился со своей задачей: создать образ Сына Человеческого, который не оскорбил бы чувства верующих. Актер старается как можно меньше «актерствовать», по большей части держится в тени других персонажей, озаряя их издалека светом, созданным при помощи киноэффектов.
Позднее этот прием — показать образ Христа через реакцию других персонажей — был повторен в классической голливудской картине «Бен Гур» (1959 года), в которой мы вообще не видим Христа — показано только восприятие Его другими героями киноленты.
По заказу Ватикана
В эпоху цветного и «звучащего» кинематографа создано огромное количество фильмов о Христе. Среди них стоит выделить четырехсерийный фильм знаменитого итальянского режиссера Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета» (1977 г.). Фильм был сделан по заказу Ватикана и представляет собой образцовую иллюстрацию к новозаветному повествованию. Создатели фильма прежде всего стремятся показать искупительный смысл жертвы Спасителя. Главный герой в исполнении британского актера Роберта Пауэлла в каждом слове, в каждом жесте предстает как Человек не от мира сего, разительно непохожий на окружающую его толпу друзей и врагов, осененный тенью будущего крестного страдания.
Вспомнить о Его страданиях
Наверное, самый резонансный фильм, снятый о Христе,— это картина знаменитого американского актера и режиссера Мэла Гибсона «Страсти Христовы» (2004). Мэл Гибсон — верующий христианин, католик-традиционалист, и фильм о Христе стал для него своеобразным исповеданием своей веры. Гибсон сосредоточился на самом страшном — двенадцати последних часах земной жизни Спасителя. Фильм снят с максимальной для кино жесткой реалистичностью. На протяжении всей картины мы практически не видим лица главного героя в исполнении актера Джеймса Кэвизела — только его истерзанное тело. На страницах журнала «Православие и современность» мы публиковали интервью с религиозным консультантом картины священником Томасом Уильямсом, который непосредственно работал с исполнителем главной роли. Он отметил, что самым тяжелым в фильме была сцена бичевания: «Мэл Гибсон хотел сознательно, чтобы это была длинная сцена. Я думал вначале, что это слишком длинно! Но затем я увидел в его решении духовный смысл. Эти сверхминуты даны, чтобы мы пришли к пониманию, что это было слишком много и жестоко... Вы внутренне хотите это остановить, но это все продолжается... И тогда вы действительно осознаёте, что же произошло на самом деле».
Картина имела оглушительный успех и подверглась шквалу критики, как со стороны атеистов, так и со стороны верующих всех конфессий. Но нельзя не признать, что режиссер добился, чего хотел: напомнил современному человеку о цене, заплаченной за нашу веру, и о страшной реальности искупительных страданий Господа.
Фильм о настоящем Человеке
Телевизионный фильм американского режиссера Роджера Янга «Иисус. Бог и человек» российский зритель увидел в пасхальную ночь 2000 года.
Фильм начинается так, как будто в нем будет разыграна совершенно неизвестная нам история, с непредсказуемым развитием событий: в Иерусалим приезжает новый прокуратор, а старый плотник Иосиф и его сын Иисус ищут и не могут найти работу. Мир занят своими делами и как будто не подозревает, что стоит на пороге великого события.
Главная задача, которую поставили перед собой создатели фильма, заключается в том, чтобы показать, что Иисус Христос — человек, и исполнитель главной роли итальянский актер Джереми Систо блестяще справляется с этой задачей. Его герой мало напоминает иконописный образ. Он кажется слишком простым, в нем нет ни величия, ни избранности, волосы спутаны, черты лица — грубоваты. Он очень искренне смеется и плачет, а его крик, когда руки Христа прибивают ко Кресту, вполне может сравниться по степени эмоционального воздействия на зрителя с трагедией Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Но в конце концов, человечный Христос — совсем не новость для кинематографа. Весь вопрос в том, что понимать под человечностью? Многие «творцы», кощунственно унижающие образ Господа, кроме всего прочего еще и расписались в своей ненависти к человеку: человек — это грязное животное, быть человеком унизительно. Но человек — это творение Божие, созданное по Его образу и подобию. И Христос показал нам, что значит — быть Человеком. Это значит любить своего Небесного Отца и своих братьев и сестер — других людей. Роджер Янг допустил в фильме некоторые просчеты, исторические и догматические, но он смог убедительно показать, как Христос бесконечно любит человека — ближнего, дальнего — всех нас.
В фильме очень смело решена сцена Вознесения Господня. Иисус приходит в закрытую комнату, разговаривает с апостолами, дает им последние наставления. Миг — и вот Он шагает по современной итальянской улице, в джинсах и футболке, а навстречу Ему бегут дети. Сетка вещания в тот год была построена так, что финальные титры зрители увидели как раз в тот момент, когда православные храмы огласил радостный возглас «Христос воскресе!». Не скрою, что на меня этот фильм тогда произвел неизгладимое впечатление: я, еще неверующая, вдруг поняла, что Бог есть и что Христос действительно воскрес.
Источник: Православие и современность