Благая весть на большом экране

0
770
Время на чтение 6 минут

С момента рождения кинематографа было снято более ста игровых фильмов, посвященных евангельским событиям. Есть среди них и кощунственные попытки паразитировать на высокой теме, но есть и примеры добросовестных стараний передать Благую весть средствами кинематографа. Конечно, ни одна из кинокартин не может сравниться с полнотой евангельского повествования. Однако лучшие образцы, созданные с любовью, могут помочь нам открыть для себя новые грани Священной истории. 

«Царь царей» шедевр немого кино

Кадр из фильма "Жизнь и страдания Иисуса Христа"Первая попытка показать в кино образ Спасителя относится к концу XIX века. Самая ранняя из дошедших до нас картин — «Жизнь и страдания Иисуса Христа» — была снята в 1898 году во Франции одним из создателей кинематографа Луи Люмьером и Жоржем Ато. Десятиминутный фильм содержит несколько эпизодов из жизни Спасителя — от поклонения волхвов до Воскресения.

Возможности немого кино позволяли создать только фрагментарное повествование: короткие узнаваемые эпизоды из жизни Господа сменялись на экране цитатами из Евангелия. Но даже снятые в таком скромном формате, картины на евангельскую тему пользовались огромной популярностью и любовью зрителей. Так, все мыслимые и немыслимые рекорды по кассовым сборам побил немой фильм Сесил Б. де Милля «Царь Царей», снятый в 1927 году прошлого века. Для своего времени это была невероятно масштабная постановка, в которой задействовали лучших актеров и передовые для того времени кинотехнологии.

Фильм сохранился в отличном качестве. С ним можно познакомиться в открытом доступе на «YouTube» и убедиться в том, что эта лента не устарела до сих пор.

Кадр из фильма "Царь царей"Актеры, занятые в фильме, поражают искренностью игры: будущий апостол и евангелист Марк — озорной и добрый мальчишка, апостол Петр — добродушный толстяк с открытым крестьянском лицом, Мария Магдалина после встречи со Христом — скромная, поражающая целомудренной красотой последовательница Учителя, Иуда Искариот — красавец с холодным злым взглядом.

Фильм дает нам интересные примеры того, как можно инсценировать евангельские события. К примеру, сцену об исцелении от слепоты его создатели показывают с точки зрения слепого человека: мы видим тьму, а потом она проясняется, и прежде слепая девочка видит лицо Иисуса Христа, а вместе с ней Его впервые видят и зрители. Таких живых и нестандартных находок в картине немало.

Позднее кинокритики обвинили фильм… в слишком благоговейном отношении к евангельскому первоисточнику. Известный американский публицист, автор нескольких книг по истории Голливуда Скотт Эйман с неудовольствием отмечал, что главный герой в исполнении звезды немого кино Х.Б. Уорнера «излишне подобен иконе».

Исполнителю роли Иисуса Христа в этом фильме было уже 52 года, но несмотря на это он прекрасно справился со своей задачей: создать образ Сына Человеческого, который не оскорбил бы чувства верующих. Актер старается как можно меньше «актерствовать», по большей части держится в тени других персонажей, озаряя их издалека светом, созданным при помощи киноэффектов.

Позднее этот прием — показать образ Христа через реакцию других персонажей — был повторен в классической голливудской картине «Бен Гур» (1959 года), в которой мы вообще не видим Христа — показано только восприятие Его другими героями киноленты.    

По заказу Ватикана

В эпоху цветного и «звучащего» кинематографа создано огромное количество фильмов о Христе. Среди них стоит выделить четырехсерийный фильм знаменитого итальянского режиссера Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета» (1977 г.). Фильм был сделан по заказу Ватикана и представляет собой образцовую иллюстрацию к новозаветному повествованию. Создатели фильма прежде всего стремятся показать искупительный смысл жертвы Спасителя.  Главный герой в исполнении британского актера Роберта Пауэлла в каждом слове, в каждом жесте предстает как Человек не от мира сего, разительно непохожий на окружающую его толпу друзей и врагов, осененный тенью будущего крестного страдания. 

Вспомнить о Его страданиях

Кадр из фильма "Страсти Христовы"Наверное, самый резонансный фильм, снятый о Христе,— это картина знаменитого американского актера и режиссера Мэла Гибсона «Страсти Христовы» (2004). Мэл Гибсон — верующий христианин, католик-традиционалист, и фильм о Христе стал для него своеобразным исповеданием своей веры. Гибсон сосредоточился на самом страшном — двенадцати последних часах земной жизни Спасителя. Фильм снят с максимальной для кино жесткой реалистичностью. На протяжении всей картины мы практически не видим лица главного героя в исполнении актера Джеймса Кэвизела — только его истерзанное тело. На страницах журнала «Православие и современность» мы публиковали интервью с религиозным консультантом картины священником Томасом Уильямсом, который непосредственно работал с исполнителем главной роли. Он отметил, что самым тяжелым в фильме была сцена бичевания: «Мэл Гибсон хотел сознательно, чтобы это была длинная сцена. Я думал вначале, что это слишком длинно! Но затем я увидел в его решении духовный смысл. Эти сверхминуты даны, чтобы мы пришли к пониманию, что это было слишком много и жестоко... Вы внутренне хотите это остановить, но это все продолжается... И тогда вы действительно осознаёте, что же произошло на самом деле».

Картина имела оглушительный успех и подверглась шквалу критики, как со стороны атеистов, так и со стороны верующих всех конфессий. Но нельзя не признать, что режиссер добился, чего хотел: напомнил современному человеку о цене, заплаченной за нашу веру, и о страшной реальности искупительных страданий Господа.

Фильм о настоящем Человеке

Телевизионный фильм американского режиссера Роджера Янга «Иисус. Бог и человек» российский зритель увидел в пасхальную ночь 2000 года.

Фильм начинается так, как будто в нем будет разыграна совершенно неизвестная нам история, с непредсказуемым развитием событий: в Иерусалим приезжает новый прокуратор, а старый плотник Иосиф и его сын Иисус ищут и не могут найти работу. Мир занят своими делами и как будто не подозревает, что стоит на пороге великого события.

Главная задача, которую поставили перед собой создатели фильма, заключается в том, чтобы показать, что Иисус Христос — человек, и исполнитель главной роли итальянский актер Джереми Систо блестяще справляется с этой задачей. Его герой мало напоминает иконописный образ. Он кажется слишком простым, в нем нет ни величия, ни избранности, волосы спутаны, черты лица — грубоваты. Он очень искренне смеется и плачет, а его крик, когда руки Христа прибивают ко Кресту, вполне может сравниться по степени эмоционального воздействия на зрителя с трагедией Мэла Гибсона «Страсти Христовы».

Но в конце концов, человечный Христос — совсем не новость для кинематографа. Весь вопрос в том, что понимать под человечностью? Многие «творцы», кощунственно унижающие образ Господа, кроме всего прочего еще и расписались в своей ненависти к человеку: человек — это грязное животное, быть человеком унизительно. Но человек — это творение Божие, созданное по Его образу и подобию. И Христос показал нам, что значит — быть Человеком. Это значит любить своего Небесного Отца и своих братьев и сестер — других людей. Роджер Янг допустил в фильме некоторые просчеты, исторические и догматические, но он смог убедительно показать, как Христос бесконечно любит человека — ближнего, дальнего — всех нас.

В фильме очень смело решена сцена Вознесения Господня. Иисус приходит в закрытую комнату, разговаривает с апостолами, дает им последние наставления. Миг — и вот Он шагает по современной итальянской улице, в джинсах и футболке, а навстречу Ему бегут дети. Сетка вещания в тот год была построена так, что финальные титры зрители увидели как раз в тот момент, когда православные храмы огласил радостный возглас «Христос воскресе!». Не скрою, что на меня этот фильм тогда произвел неизгладимое впечатление: я, еще неверующая, вдруг поняла, что Бог есть и что Христос действительно воскрес.

Екатерина Иванова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07