itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Христианин всегда свободен

0
641
Время на чтение 5 минут

«Чтобы рассказать о святых, надо быть очень светлым человеком. Рассказчик обязан хотя бы догадываться, как мыслит тот, о ком он говорит. Иначе — беда. Вместо простоты и непосредственности выйдут глупость и хамство; на смену чистому горению придут фанатизм и гордыня; любовь и вовсе исчезнет из рассказа». Это строки из нового романа известного московского писателя Игоря Прососова «Свободные», который был удостоен диплома литературного конкурса «Новая библиотека», учрежденного Издательском Советом Русской Православной Церкви. Роман повествует о нелегком моральном выборе, который ставила перед христианами власть в годы советских гонений. С его автором беседует наш корреспондент Екатерина Иванова.

— Какие события легли в основу романа? Вы опирались на исторические факты или воссоздавали некие типичные ситуации?

— В романе читатель увидит фрагментарную хронику жизни верующих людей одного провинциального городка с 1917 по 1937 год. Это истории из реальных судеб и реальных событий. Там есть и документальные эпизоды, и легенды. История, которая стала отправной точкой сюжета, вкратце такова: некий человек увидел, как разбирают церковную ограду, и спросил тех, кто это делал: а вам не стыдно? Ну и расстреляли его за этот вопрос на следующий день после Рождества. Случай этот не имеет документального подтверждения, но я понял, что он стоит того, чтобы его записать. В процессе работы над романом образ главного героя — Антохина — приобрел некоторые черты мученика Александра Медема — святого из Саратовской епархии. В его судьбе меня поразил эпизод, который произошел в 1918 году. Граф Медем сидит в тюрьме, готовится к смерти, и добрый человек из конвоя отпускает его попрощаться с семьей. Когда святой, держа данное слово, вернулся в тюрьму, власть в городе сменилась, и он чудом остался жив. Эту удивительную историю я прочитал на сайте «Карта гонений», созданном на базе саратовского храма во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Вообще, должен сказать, что судьбы мучеников Саратовской губернии произвели на меня огромное впечатление.

Кроме того, мне весьма пригодились воспоминания о Первой мировой войне, отчеты о положении рабочих, сделанные Императорским Двором до революции, документы по реабилитации репрессированных, база данных общества «Мемориал». Труд 1942 года «Правда о религии в России», вышедший в издательстве Московской Патриархии, заставил меня задуматься о том, на какие внутренние компромиссы приходилось идти верующим ради выживания.

— Все Ваши герои так или иначе гонимы за Хрис­та, но при этом в них нет уверенности в своем духовном подвиге — напротив, они ощущают себя людьми, недостойными пострадать за веру…

Интерактивная карта гонений на территории Саратовской митрополии— На мой взгляд, человек вообще не должен себя чувствовать «годным» к мученичеству. Если чувствуешь себя святым — это первый признак нездорового духовного состояния. Мне хотелось показать жизнь обычных людей, по которой в эти страшные времена проехались катком. Среди них есть и праведники, и грешники. Есть подвижники, которые оступились, запутались в хитросплетениях политической борьбы, забыв, что Церковь вне политики. Есть грешные обыватели, которым, несмотря на все свои грехи, пришлось подхватить знамя борьбы за веру, потому что других — лучших, достойных — убили.

— Почему в нашей стране стала возможна катастрофа Гражданской войны?

— Одна из причин, на мой взгляд, заключается в том, что люди озверели от Первой мировой войны и, вернувшись домой, всё еще продолжали сражаться. Положение простого рабочего человека до революции было действительно тяжелым. Естественно, люди в этом смысле тоже были озлоблены. Кроме того, во всем мире были распространены нигилистические настроения — все желали радикальных перемен. Но Первая мировая война все же стала главным «спусковым крючком». Те, кто там побывал, перестали видеть различия между добром и злом.

— В своем романе Вы довольно жестко оцениваете роль Церкви в духовной жизни народа в предреволюционные годы…

— Не я, а герои романа. Один из них обвновленец, другой — вообще чекист. Как автор я считаю, что в Синодальном периоде были свои плюсы и минусы. Плохо то, что Церковь оказалась встроена в общую систему государства. Но с другой стороны, эта структура работала, она была эффективна.

— Как бы Вы сформулировали главную мысль своего романа в одной фразе?

— Главная мысль заключена в названии: христианин свободен, но эта свобода есть и величайшая ответственность. Внутреннюю свободу, которую дарует вера, не может отнять никакая власть.

— Что было самым трудным в работе над книгой?

— Читать документы эпохи, не поддаваясь эмоциям, не пытаясь вынести свой вердикт, не воспринимая как злобных крокодилов людей с воззрениями, противоположными твоим. Я честно попытался почувствовать себя в их шкуре, думать так, как думали они. Хотелось найти, что их толкало на те поступки, которые они совершали. Мне кажется, что эта процедура мне удалась. Приятной она не была, но мне помогала мысль о том, что мы — потомки людей, живших в тот период времени, — и белых, и красных. При этом условный красный мог втихаря верить в Бога, а условный белый мог творить злодеяния.

— Планируется ли продолжение романа?

— Я надеюсь сделать трилогию о гонениях на Церковь в XX веке, и роман «Свободные» станет ее первой частью. В нем говорится об испытании кровью. Второе испытание, которое выпало на долю верующих, — это испытание замалчиванием. Вера? Нет в Советском Союзе такого явления. Это период хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». А третий период — это испытание известностью, и это уже наше время. Важно понять: гонения не прекращались. Просто как горячая война может перейти в холодную, так горячие гонения потихоньку перешли в гонения «холодные». Сравните: 1937 год, разгар гонений — больше половины населения России при переписи населения называет себя христианами. Сейчас совершенно иная картина: в 2018 году только 31 процент студентов МГУ назвали себя православными. Это печальный факт, но удивляться нечему: в течение многих десятилетий истреблялись лучшие из лучших, жестко контролировались и всячески принижались те, кому милостиво позволили «остаться в живых». Это и аукнулось сегодняшним отчуждением народа от своих духовных корней.

Газета «Православная вера» № 06 (650)

Игорь Прососов, Беседовала Екатерина Иванова

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04