Михаил Демурин предлагает вернуть в оборот понятие "вражеское государство", зафиксированное в Уставе ООН. А повод для размышлений ему дали последние события в Польше.
В Польше набирает обороты кампания героизации "Армии Крайовой" и других прозападных подпольных и партизанских группировок времён Второй мировой войны. Как утверждается, они "отважно противостояли Советам" в 1944 - 1945 годах. С другой стороны, их бойцов поминают как "незаконно пострадавших от сталинского режима". Это вклад Варшавы, причём не единственный, в общие усилия Запада по пересмотру истории и итогов Второй мировой войны.
Кто такие поляки, воевавшие против СССР
Суть действий военной организации "Армия Крайова" против СССР очевидна: она воевала против Красной Армии и советских партизан, а также против союзного нам Войска Польского и на территории СССР, и на территории Польши. Кроме того, её отряды - по сути дела, террористические, бандитские формирования - уничтожали мирное население, лояльное СССР и народной Польше, совершали диверсии на гражданских объектах, сжигали сельсоветы и целые деревни. Они совершали диверсии на железных дорогах, в том числе и в отношении эшелонов, которыми советские войска перебрасывались на восток для войны с Японией, уничтожали санитарные машины, занимались банальным грабежом. Известны случаи сотрудничества формирований "Армии Крайовой" с гитлеровцами.
После завершения освобождения территории Польши, подстрекаемые враждебно настроенными польскими политиками, засевшими в Лондоне, часть руководителей и боевиков "Армии Крайовой", несмотря на приказ её командования о роспуске не прекратили партизанских действий, чем и предопределили последующие действия советских военных властей в отношении себя.
Преступления и зверства "Армии Крайовой" досконально задокументированы, их можно было бы детализировать и детализировать, и я уверен, что российские и белорусские историки будут продолжать эту работу. Недавно Росархив опубликовал новые материалы на этот счёт: документы под общим заголовком "Как польское вооруженное подполье "помогало" Красной Армии разгромить нацистскую Германию. 1944-1945 гг.".
Политическая сторона проблемы
Сегодня, однако, я хочу обратить внимание на политическую сторону данной проблемы, на необходимость перейти от разоблачений врагов СССР в 1941 - 1945 годах и сетований по поводу их героизации нашими "партнёрами" по "общему европейскому пространству" к конкретным выводам и действиям с целью защиты историко-культурных основ нашего народа. Активность польских правящих кругов в героизации тех, кто воевал против нашей страны, должна получить международно-правовую оценку.
"Армия Крайова" подчинялась польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, современное польское государство провозглашает свою правопреемную связь с ним, и одновременно поднимает на щит тех, кто непосредственно воевал против одного из государств антигитлеровской коалиции, нередко сотрудничая с гитлеровцами.
Это, в частности, констатируется в законе о дне памяти 1 марта - государственном празднике, посвященном "героям антикоммунистического подполья, которые, защищая независимость Польского Государства, право на самоопределение и демократические принципы польского общества, с оружием в руках или иным способом противостояли советской агрессии и навязанному коммунистическому режиму". Получается, что Польша во Второй мировой войне была противником СССР.
Вот что насчёт враждебных Советскому Союзу действий польского эмигрантского правительства и его инструмента - "Армии Крайовой" (И.В.Сталин поставил этот вопрос на Ялтинской конференции) заявил в письме советскому руководителю президент США Ф.Д.Рузвельт 6 февраля 1945 года: "...Вы не можете, а мы не должны терпеть какое-либо временное правительство, которое будет причинять вашим вооруженным силам какие-либо неприятности этого рода. Я хочу, чтобы вы знали, что я полностью это осознаю". И далее: "Я надеюсь, что мне не нужно заверять Вас в том, что Соединенные Штаты никогда не поддержат каким-либо образом любое временное правительство в Польше, которое было бы враждебно Вашим интересам".
Сегодня США готовы поддержать любое правительство - и, понятно, не только в Польше, - которое было бы враждебно России, а также любые действия такого правительства, которые, помимо внешнеполитических задач, решали бы и задачу воспитания населения соответствующих стран в антироссийском и русофобском духе.
Что на этот счёт говорит Устав ООН
В Уставе ООН - а этот документ при всех покушениях на него отдельных государств и военно-политических группировок остаётся важнейшим источником современного международного права - имеется понятие "вражеское государство" (Статья 53, п.2). Понятно, что не враждебность польского эмигрантского правительства была главным побудительным мотивом для его появления, но советские разработчики Устава смотрели на вещи широко и хотели обезопаситься от любых вариантов развития событий.
Статья 107 Устава ООН гласит: "Настоящий устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям". Причем "принудительные действия" в отношении такого вражеского государства, согласно статье 53 Устава, могут быть предприняты и без получения полномочий от Совета Безопасности ООН.Вот это понятие - "вражеское государство" - и должно быть возвращено в оборот. Современное польское правительство, перечёркивая свою же собственную историю, само переводит себя в это качество, а мы должны лишь следовать духу и букве общепризнанного международно-правового акта.
Это не наш выбор, но придётся, видимо, показать полякам, ищущим обострения отношений, что мы тоже умеем не прощать.
Сделать это надо было давно
Десять лет тому назад я предлагал сделать это в отношении прибалтийских реваншистов, особенно в Риге и Таллине. И там, и там утверждается, что современные прибалтийские республики - не новые независимые государства, а правопреемники старых, довоенных, де-юре существовавших и в 1941-44 годах. И там, и там оправдываются действия бывших латышских и эстонских военных, полицейских и чиновников, дававших присягу Гитлеру, устанавливаются памятники нацистским пособникам, назначаются повышенные государственные пенсии и льготы бывшим легионерам добровольческих дивизий "ваффен СС", сносятся мемориалы советским воинам, запрещается символика страны-победительницы.
Вкупе со всем этим тезис латышей и эстонцев о континуитете их государственности давно дает все основания России воспользоваться своим правом соучредителя ООН для рассмотрения вопроса о приравнивании Латвии и Эстонии к "вражеским государствам" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сделай мы так десять лет тому назад, реваншисты получили бы сильный политический сигнал. Не менее важный сигнал получило бы и российское общество.
Но сделано этого не было, прибалты продолжили свои враждебные уже современной России действия. Их практику переняли на Украине, реваншистские силы укрепили свои позиции в Польше, да и наши бывшие "союзники" почувствовали, что вновь можно попытаться если и не отобрать у нас победу, как они хотели сделать в 1945-м, то хотя бы опорочить её.
Не дадим "довоевать" с нашими отцами-победителями!
Немало латышей, литовцев, эстонцев, поляков, как и представителей десятков других народов, достойно воевали плечом к плечу с нашими отцами против нацистской Германии и её союзников. Мы чтим их память. Но сегодня как в Прибалтике, так и в Польше и на Украине верх берут те, кто хочет "довоевать" с Советским Союзом и нашими отцами, опираясь на благожелательную поддержку НАТО и ЕС. Пора положить конец этой оскорбительной для России двусмысленности. Тем более что она помогает нашим противникам формировать национальную идею соседних с нами народов в жестко заданной антироссийской и русофобской парадигме.
Аморфность в противодействии реваншистам может кончиться тем, что нас привлекут к "суду цивилизованного мира" за то, что после войны в СССР в качестве военнопленных "преступно удерживали" 33 тысячи поляков, служивших в немецкой армии и взятых в плен в составе немецких частей. А потом и вообще за то, что наши отцы и матери или их родители уничтожили гитлеризм.