Внезапная смена курса американской политики в канун конференции Женева 2 повергла всех в недоумение. Вашингтон вдруг перестал требовать перехода от войны к миру, зато стал требовать перехода Сирии Башара Асада к Сирии, подконтрольной Саудовской Аравии. Тьери Мейсан считает, что это вызвано желанием переключить внимание СМИ на проблемы Сирии, а под шумок решить исход главной американской ставки - Палестины.
Многие задаются вопросом, что именно помешало США за время, прошедшее с июня 2012 года, реализовать соглашение, заключённое с Россией в Женеве. Вашингтон постоянно затягивал процесс, заявления Кэрри противоречили друг другу. Конечно, его тон стал много мягче, когда разрешился кризис с химическим оружием и началась подготовка к Женеве 2, но потом, ко всеобщему изумлению, прозвучало резкое заявление о «друзьях Сирии», после чего последовала речь в Монтрё. Создалось впечатление, что вопреки договорённостям, единственной целью США является смена режима в Дамаске, что грозило срывом конференции. Ведь состав делегации «сирийской оппозиции» и так был неполным, а Иран исключён из переговорного процесса.
Вот уже три года Вашингтон обвиняет Башара Асада во всех смертных грехах, даже не пытаясь объяснить, почему уровень доверия граждан к режиму стремительно растёт и в настоящее время государство поддерживают от 60% до 88% населения. На этом фоне совершенно неожиданно прозвучали обвинения в адрес части сирийской оппозиции, которую уличили в том, что она готовит теракты против США.
Джеймс Клеппер (James Clapper), глава национальной разведки США, во время своего ежегодного выступления перед сенатской комиссией по разведке (29 января 2014) отчитался об угрозах, нависших над Америкой. В своей речи он коснулся и Сирии, озвучив не соответствующие ничему цифры состава «повстанцев». Его главный тезис заключался в том, что на 80% это «умеренные» противники режима, которые вполне могут принимать финансовую помощь США, за предоставление которой американский сенат в своё время тайно проголосовал. Но он также отметил, что Сирия стала магнитом для всех террористов планеты, а самым большим сюрпризом стало заявление о том, что именно в Сирии могут готовиться теракты против США.
В воскресенье (2 февраля 2014) 15 американских сенаторов неофициально встретились с госсекретарём Кэрри за рамками мероприятий конференции по безопасности в Мюнхене. Два участника этой закрытой беседы - Джон Маккейн и Линдси Грэхем (Lindsay Graham) - рассказали об этой беседе трём журналистам Фреду Хьяту (Fred Hiatt) из Washington Post , Джефри Голдбергу (Jeffrey Goldberg) из Bloomberg и Джошу Рогину (Josh Rogin)из The Daily Beast . Ссылаясь на из слова журналисты заявили, что госсекретарь признал поражение в Сирии и напомнил о поставках оружия массового поражения отдельным группам «повстанцев».
Пресс-секретарь госдепа США Дженифер Псаки (Jennifer Psaki), равно как и пресс-секретарь Белого дома Джей Карни (Jay Carney) поспешили опровергнуть слова сенаторов, но это никого не обмануло. Стало ясно, что госсекретарь демократ, два сенатора республиканца и три журналиста сиониста совместно готовят крутой политический разворот общественного мнения.
4 февраля Washington Post опубликовал редакционный материал без подписи, призывающий пересмотреть американскую внешнюю политику ввиду неудачи в Сирии. Вывод был следующим: «С ООН или без, но пора бы уже администрации Обамы установить, имели ли место преступления режима, и действительно ли Аль-Каида угрожает США, ведь ответов на эти вопросы до сих пор нет».
Так как это всё понимать?
Более года назад я опубликовал статью в журнале «Однако», где подробно описал суть тайного договора по Ближнему Востоку между Москвой и Вашингтоном. Среди прочего я подчеркнул, что для Белого дома в этом регионе важны уже не нефть и не Сирия, а Израиль. И Барак Обама готов отказаться от части влияния на Ближнем Востоке в обмен на гарантии русских защищать еврейское государство.
Я писал: «Когда ситуация в Сирии стабилизируется, в Москве состоится международная конференция, посвящённая вопросу мирного урегулирования между Израилем и его соседями. США убеждены, что не может быть раздельных мирных договоров с Израилем и Сирией, поскольку сирийцы в первую очередь хотят решения палестинского вопроса с позиций арабизма. К тому же вести сепаратные мирные переговоры с Палестиной бессмысленно, поскольку палестинцы слишком разобщены, и лишь Сирия способна взять на себя роль того, кто заставит их считаться с принятыми большинством решениями. Таким образом, договорённости должны носить глобальный характер по типу Мадридской конференции (1991). Согласно этой логике Израиль должен по возможности вернуться в границы до 1967 года, а палестинские территории и Иордания будут объединены в Палестинское государство. Руководство этим государством перейдёт Братьям мусульманам, что устроит нынешних глав арабских государств. Голанские высоты вернутся Сирии в обмен на Тивериадское озеро, согласно схеме, которая обсуждалась в 1999 году в Шефердстауне. Именно Сирия должна стать гарантом соблюдения договорённостей иордано-палестинской стороной».
Таким образом, нестыковки и противоречия в позиции США, равно как и симптомы скорой смены политического курса объясняются тем, что не так-то просто продвигать тему Палестины по вертикалям задействованных инстанций. Но именно этот вопрос является ключевым, что и подчеркнул Джон Кэрри во время совместной пресс-конференции с Вольфгангом Ишингером (Wolfgang Ischinger) в Мюнхене (1 февраля 2014). Госсекретать сказал: «Мы все заинтересованы в решении этой проблемы. Где бы я ни был - и я не преувеличиваю - на Дальнем ли Востоке, в Африке ли, в Латинской ли Америке, везде премьеры и президенты задают мне один и тот же вопрос «Можете вы что-нибудь сделать, чтобы мы покончили, наконец, с израильско-палестинским конфликтом?»».
В июле 2013 года Джон Кэрри поручил обеим партиям за девять месяцев (то есть к концу апреля 2014) решить проблему. Подобное требование поставило всех в тупик: как можно ставить гипотетическую точку в вопросе, на который за 65 лет никто не смог дать ответа? Это возможно лишь в том случае, если мир в Палестине напрямую связан с миром в Сирии.
Выступая перед собравшимися (2 февраля 2014 года), иорданский премьер Абдалла Энсур (Abdullah Ensour) отчитался о положении дел и подчеркнул, что в кои-то веки переговоры стали вестись со всей серьёзностью, при закрытых дверях и без утечек в прессу. В своём выступлении он проговорил и позицию королевства.
Абдалла Энсур, в прошлом сотрудник Всемирного банка и Международного валютного фонда, намерен получить помощь для своей страны, созданной некогда британцами для решения палестинского вопроса. Он заявил, что Иордания может принять палестинцев Западного берега реки Иордан и Газы в федерацию, но не любой ценой. Король Абдулла II предоставит иорданское гражданство трём миллионам палестинцев, которые уже проживают в стране, и четырём миллионам с других территорий. В этом случае восстановится расклад, который существовал до шестидневной войны 1967 года, когда Иордания, а не Организация освобождения Палестины, представляла интересы палестинцев, а так же контролировала Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. Но в обмен король хочет получить международную помощь, которая могла бы гарантировать соцобеспечение семи миллионам его новых подданных. Абдалла Энсур оценил эту помощь в $16-20 млрд..
Известно, что переговорщики отказались от идеи признать Израиль еврейским государством, а Палестину - мусульманским. Они договорились, что в случае официального признания этих государств 1,6 млн палестинцев, проживающих в Израиле, равно как полмиллиона евреев, живущих в Палестине, смогут оставаться по месту жительства, при условии, что примут (или сохранят) гражданство выбранной территории. Махмуд Аббас предложил, чтобы безопасность граждан в этом случае гарантировала «нейтральная» сторона, например НАТО.
Этот план неизбежно встретит сопротивление со стороны палестинцев, находящихся в изгнании, (они в этом случае теряют надежду на возвращение), и со стороны государств их принимающих и поддерживающих. Но Ливия и Судан раздираемы межплеменными войнами, Египет бьётся с Братьями мусульманами, Ливан остался без правительства, Хэзболла сражается с Аль-Каидой, Сирия бьётся с иноземными захватчиками. Ирак находится в состоянии гражданской войны, а Иран торгуется. Поэтому останется лишь натурализовать палестинцев в странах их проживания, что конечно создаст новые проблемы в этих государствах (например социальные в Ливане), но если Фатх, Хамас и Иордания примут это пусть и не самое лучшее решение, нет никого, кто был бы в силах его оспорить. Во всяком случае, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Жавад Зариф (Mohammad Javad Zarif) заявил в Мюнхене, что его страна признаёт Израиль в рамках подобного соглашения, хотя его министерство тут же опровергло эту информацию.
Если данное соглашение будет реализовано, Вашингтон оставит Сирию в покое, при условии, что та поддержит и гарантирует принятое решение. А пока война продолжается, хотя делегация от оппозиции, представленная на конференции в Женеве, уже не требует ничего кроме права управлять «освобождёнными территориями», на которых проживают всего 250 тыс. человек. Конгресс США на своём тайном заседании гарантировал им поступление финансовой помощи и наступательного вооружения вплоть до 30 сентября 2014 года.